Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2010 в 22:58, контрольная работа
Екатерина взялась за грандиозную задачу-создание нового свода законов по-новому: она решила созвать выборных представителей от сословий и поручить им выбрать новое Уложение. В течение двух лет она трудилась над программой своего царствования и предложила её в 1767 году в форме «Наказа», в котором впервые в истории России были сформулированы принципы правовой политики системы.
I. «Просвященный абсолютизм» Екатерины II
II.Внешняя политика Екатерины Великой
III.Новые черты в культуре
IV.Росия и революция во Франции. Раздел Польши
Однако
основную задачу — кодификации законов
— Комиссия, прозаседав до 14 декабря
1767 года, решить так и не смогла. Работа
её отличалась очень слабой подготовкой,
отсутствием продуманной
Даже в те законы, которые Комиссией были выработаны, не вошли многие положения екатерининского «Наказа». Но это не значит, что Комиссия и «Наказ» не имели определенного значения. В период работы Комиссии (до декабря 1768 года) стали более ясными пожелания свободных сословий, сводившихся к получению больших прав и сословного самоуправления. В то же время «Наказ», восторженно встреченный депутатами и широко опубликованный за границей вскоре был ими же превращен в секретный документ, из которого убирались все прогрессивные идеи. Тем не менее, принципы «просвещенного абсолютизма», провозглашенные в «Наказе», нашли своё воплощение в законодательной деятельности императрицы.
Значение комиссии состояло и в том, что она фактически дала начало многочисленным комиссиям, советам, череда которых протянется и через царствование Екатерины и её внуков, а итогом их работы в конце-концов была отмена крепостного права в феврале 1861 года.
Уже в 1762-1763 годах были изданы указы, которые нанесли удар по монополиям в сфере торговли и промышленности. Принцип свободной промышленности торжественно возвещался в манифесте от 17 марта 1765 года. Отменялись казенные сборы с промышленных предприятий. Каждый получал право «заводить станы всякого рода, и на них производить всякого рода рукоделие без других на то дозволений или приказаний».
Однако полной свободы хозяйственной жизни не могло быть до тех пор, пока сохранялось крепостное право. Внутренние противоречия «Наказа» нашли себе полное отражение в политике Екатерины II по крестьянскому вопросу. С одной стороны, в 1767 году она анонимно поставила перед Вольным экономическим обществом конкретную задачу о целесообразности обеспечить помещичьих крестьян правом на движимую и земельную собственность, и даже присудило первую премию французу Лебедью, утверждавшему: «Могущество государства основано на свободе и благосостоянии крестьян, но наделении их землей должно последовать за освобождением от крепостного права».
Но с другой стороны, именно при Екатерине II дворянство добивается почти безграничных полномочий в отношении принадлежащих ему крестьян. В 1767 году вышел указ, который объявлял государственным преступлением всякую жалобу крестьян на своих помещиков. Таким образом, дворянин становился полновластным судьёй в своих владениях, и его действия в отношении крестьян не контролировались со стороны органов государственной власти, суда и управления.
В целях усиления абсолютизма были перестроены органы центральной власти. Екатерина считала, что сенат присвоил себе слишком много полномочий, и в 1763 году по проекту Н.И.Панина реформировала его, разделив на 6 департаментов (4 в Петербурге и 2 в Москве). Каждый департамент при этом выступал как самостоятельное подразделение со своим кругом дел и своей канцелярией, что разрушало единство Сената и ослабляла его. В этих условиях необычайно возрастала роль личной канцелярии императрицы. Подготовка законодательных актов после 1768 года сосредоточилось в Совете при высочайшем дворе, создание же его ещё раз показало стабильность высших советов при особе монарха как института русского абсолютизма.
Будучи опытным политиком, Екатерина II сделала выводы из событий крестьянской войны 1773-1775 годов. Помещикам, напуганным размахом пугачевских выступлений, стала очевидной необходимость реформ, а потому можно было не опасаться дворянской оппозиции.
Прежде всего, следовало укрепить местное управление, которое показало свою неэффективность в борьбе с крестьянскими волнениями. 7 ноября 1775 года было издано «Учреждение для управления губернией Всероссийской империи». Накануне реформы территория России разделялась на 23 губернии, 66 провинций, и около 180 уездов. Теперь сохранялись только губернии и уезды. В основу деления был положен чисто количественный критерий — численность населения. На территории губернии проживало около 400 тыс. душ, на территории уезда — около 30 тыс. душ. Количество губерний при этом возросло до 50. Во главе губернии стоял губернатор, несколько губерний подчинялись генерал-губернатору, или наместнику. Так, указом от 23 декабря 1781 года было образовано Уфимское наместничество в составе двух областей — Оренбургской и Уфимской. Главным городом стала Уфа, а Оренбург остался военным центром края.
В каждой губернии создавался обширный штат чиновников. При губернаторе существовало губернское правление, надзиравшее за деятельностью всех губернских учреждений и должностных лиц. Финансовыми и хозяйственными делами занималась казенная палата.
Полностью изменилась судебная система. Она была построена по сословному принципу: для каждого сословия свой суд. Дворян судили верхний земской суд в губернских городах, и уездный суд — в уездных. Горожан — соответственно губернский и городовой магистры, государственных крестьян — верхняя и нижняя судебные расправы. В губерниях создавался совестный суд из представителей трех сословий, который выполнял функции примирительной или третейской инстанции. Все эти сословные суды были выборными. Более высокой судебной инстанцией являлись создаваемые в губерниях судебные палаты — гражданская и уголовная, члены которых не избирались, а назначались. Высшим судебным органом империи был Сенат. Губернская реформа почти вдвое увеличила численность городов в стране: все пункты размещения губернской и уездной администрации были объявлены городами, а их население – мещанами и купцами. Появилось 216 новых городов.
Стремясь создать наиболее реальные гарантии «просвещенной монархии», Екатерина II начала работать над жалованными грамотами дворянству, городам и государственным крестьянам. Грамоты дворянству и городам получили законную силу в 1785 году. Жалованная грамота дворянству закрепила за каждым потомственным дворянином свободу от обязательной службы.
Согласно «Грамоте на права и выгоды городам Российской империи» от 21 апреля 1785 года «среднего рода люди» (мещане), подобно дворянам, получили личные и корпоративные права – наследственную неотъемлемость сословного звания, неприкосновенность и свободное распоряжение собственностью, свободу промышленной деятельности. Из состава жителей городов выделялись торговцы, записанные в гильдии и получившие особые привилегии – откупаться деньгами от рекрутской повинности и быть свободными от казенных нарядов.
Первоначальному
екатерининскому намерению дать
Жалованную грамоту и сельским обывателям
не суждено было осуществиться. Грянула
революция во Франции и правительство
отказалось от такого рискованного шага,
да и сама императрица к этому времени
успела отказаться от «философических
и неисполнимых мечтаний юности».
II.
Внешняя политика Екатерины
Великой
Гром
победы сопутствовал внешней политике
российского правительства при
Екатерине Великой. В делах внешних,
как и во внутренних, прослеживаются
два этапа. Гранью между ними является
Французская буржуазная революция.
Русско-турецкие
войны.
В
60-х годах главным
В начале 60-х годов ожидали кончины престарелого короля Августа III. К предстоявшей политической борьбе в связи с выбором нового короля готовились Франция, Австрия, Пруссия и Османская империя. Активное участие в ней принимало и русское правительство, заинтересованное в том, чтобы преемник являлся проводником её влияния. На почве единства интересов оформился союз России с Пруссией. Цели участников этого союза были далеко не одинаковыми. Если Екатерина предпочитала иметь целостную Речь Посполитую, находящуюся в сфере русского влияния, то Фридрих, заключая этот союз, имел в виду далеко идущие планы её территориального раздела, которые не мог осуществить без согласия России. Вместе с тем были совпадающие интересы союзников – они состояли в сохранении условий, которые открывали бы широкие возможности для вмешательства во внутренние дела Речи Посполитой. Королем в 1764 году был избран ставленник России Станислав Понятовский, поддержанный также и Пруссией.
Спустя 4 года был решен в угодном союзникам духе диссидентский вопрос: не католики наравне с католиками могли занимать все должности. Недовольная этим решением часть польской шляхты организовала в Баре конфедерацию, вступившую в вооруженную борьбу с находившимися в Речи Посполитой русскими войсками.
Османская империя, пристально следившая за событиями в Речи Посполитой и науськиваемая Францией, потребовала вывода оттуда русских войск, а также отказа от покровительства диссидентам. В1768 году она объявила войну России. Ко второй половине XVIII века Османская империя утратила былое могущество. Её экономические ресурсы оказались слабее, чем у России, обладавшей к тому же сильной сухопутной армией, мощным военно-морским флотом и талантливыми военачальниками. Это позволило России с одинаковым успехом вести войну на суше и на море, причем добиваться побед над превосходящими по численности противником. В течение первых трех лет войны османским войскам не удалось одержать ни одной победы, они оставили Хотин, Яссы, Бухарест, Измаил и другие крепости на Дунайском театре военных действий. Два из многочисленных поражений османов были особенно сокрушительными.
К продолжению войны Османскую империю толкала, прежде всего, Франция, согласившаяся продать ей свои корабли для восстановления флота, утраченного в Чесменском сражении. Не вызывали восторга русские победы и в Лондоне, но английское правительство, заинтересованное в сохранении торговли с Россией, ограничилось отзывом своих офицеров из русского флота. У Австрии были свои основания, чтобы открыто поддерживать Османскую империю, - она сама претендовала на часть Дунайских княжеств, находившихся в руках русских войск.
По союзному договору, заключенному с султанским двором, Австрия обязалась любыми средствами, в том числе военными, добиваться возвращения османам всех территорий, занятых русскими.
Двусмысленную позицию занимала Пруссия. Будучи формально союзником России, она втайне от нее создавала трудности для русской дипломатии. В этих условиях царское правительство не могло противодействовать осуществлению плана раздела Речи Посполитой, с которым Австрия и Пруссия, начиная с 1768 года, обращались к России. Фактический раздел Речи Посполитой начался ещё в 1770 году, когда Австрия и Пруссия оккупировали часть её территории. Конвенция 1772 года оформила первый раздел Речи Посполитой: Австрия захватила Галицию, к Пруссии отошло Поморье, а также часть Великой Польши. Россия получила часть Восточной Белоруссии.
Согласием на раздел речи Посполитой Россия отколола Австрию от османской империи. Не надеясь на эффективную помощь из вне, османы в 1772 году согласились вести мирные переговоры. Главным пунктом разногласий был вопрос о судьбе Крыма – Османская империя отказывалась предоставить ему независимость, в то время как Россия настаивала на этом. Военные действия возобновились, причем протекали в условиях, когда Россия была охвачена крестьянской войной. Русским войскам под командованием А.В. Суворова в июне 1774 года удалось разгромить османов при Козлудже. Противник согласился возобновить переговоры. Царское правительство тоже было заинтересовано в незамедлительном окончании войны, с тем, чтобы освободившиеся силы бросить на подавление народного движения внутри страны. 10 июля 1774 года переговоры в болгарской деревне Кючук-Кайнарджи завершились подписанием мирного договора.
Россия получила право на строительство военно-морского флота на Черном море, её торговые корабли могли беспрепятственно проходить через проливы, Молдавия и Валахия, хотя формально и оставались под властью Османской империи, но фактически находились под протекторатом России. Султанский двор, являвшийся инициатором войны, обязался уплатить России контрибуцию в 4,5 млн. руб. Два итога напряженной войны имели для России огромные последствия: плодородные земли Северного Причерноморья стали объектом хозяйственного освоения; Крым, откуда в течение многих столетий совершали грабительские набеги ханы, перестал быть вассалом Османской империи, что укрепило безопасность южных границ России.