Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 19:59, реферат
Ушёл в прошлое ХХ век, ставший для нашей страны временем грандиозных свершений и тяжелейших испытаний. Оглядываясь на историю этого бурного столетия, нельзя не выделить в числе наиболее значимых и ярких его страниц период Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г., в ходе которой решался вопрос о самой жизни нашего Отечества. Победа в смертной схватке с фашизмом, продолжавшейся 1418 дней и ночей, была заслугой не только армии, но и всего народа, результатом совместных усилий воинов на фронте, партизан на временно оккупированной территории, тружеников в советском тылу.
Введение……………………………………………………..….…...3
1. Довоенная жизнь……………………….…………………...........5
2. Жизнь в прифронтовой полосе………….………………......….6
3. Жизнь после Победы…………………………………….…..….12
Заключение…………………………………………………...……15
Используемая литература……………………………………….16
Приложение
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
ДВОРЕЦ
ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И МОЛОДЁЖИ
Дети прифронтовой полосы
(по воспоминаниям
жителей посёлка Боровое Воронежской
области)
объединение
«Воронеж: история и современность»
ДТДиМ,
МОУ СОШ №52, 10 «б» класс
педагог дополнительного
образования
ДТДиМ
Воронеж 2010
Содержание
Введение……………………………………………………..
1.
Довоенная жизнь……………………….……………
2.
Жизнь в прифронтовой полосе………
3.
Жизнь после Победы………………………………
Заключение………………………………………………….
Используемая
литература……………………………………….16
Приложение
Введение
Ушёл в прошлое ХХ век, ставший для нашей страны временем грандиозных свершений и тяжелейших испытаний. Оглядываясь на историю этого бурного столетия, нельзя не выделить в числе наиболее значимых и ярких его страниц период Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г., в ходе которой решался вопрос о самой жизни нашего Отечества. Победа в смертной схватке с фашизмом, продолжавшейся 1418 дней и ночей, была заслугой не только армии, но и всего народа, результатом совместных усилий воинов на фронте, партизан на временно оккупированной территории, тружеников в советском тылу.
Тема войны, её отдельных аспектов, по-прежнему актуальна. В особой степени это касается тех моментов военной истории, которые трудно или невозможно осветить с помощью документальных источников. Помочь в этом способна и призвана устная история. Определимся с термином: «устная история» (oral history) - метод исторического исследования путем сбора воспоминаний живущих людей. Предполагается, что данные, полученные таким образом, особенно от обычных людей, - ценный архив и для современных, и для будущих историков. Безусловно, устные исторические данные требуют осторожной оценки на достоверность. Но методология устной истории позволяет исследователю почувствовать сопричастность отдалённым по времени событиям, окунуться в мир своеобразного хронопутешевствия.
Научная
литература, посвящённая Великой
Отечественной войне, весьма обширна,
она насчитывает сотни
Однако, процесс накопления новых фактов, их уточнение необходимо и возможно и в настоящее время. Своей задачей мы видим, в частности, сохранение памяти о жизни в прифронтовой полосе, о жизни тех, кого сейчас называют «дети войны», в целом - популяризацию краеведческих знаний среди молодого поколения.
В
данной работе использованы воспоминания
коренных жителей посёлка Боровое
– Пищиковой Марии Васильевны, Гунькина
Николая Васильевичи, Яковлевой Марии
Ивановны, Струковой Анны Николаевны,
Дроновой Марии Фёдоровны, Гунькиной Елены
Васильевны, которые и проживали в так
называемой прифронтовой полосе – это
20-30 км. от линии фронта, и чьё детство пришлось
на страшные военные годы.
1.
Довоенная жизнь.
Посёлок Боровое – обычное село, каких много в России. Трудно жилось при царе, после революции жизнь по-прежнему не радовала селян: те же беды и проблемы – мороз побил молодые всходы, дожди залили сено, вот и нет хорошего урожая. В колхозе заставляли работать за трудодни, что не давало никакого стимула к этому самому крестьянскому труду.
Так вспоминает жизнь до войны Пищикова
Мария Васильевна: «Жили мы, как все - ни
хуже, ни лучше, и всё что у нас было – это
земля, от урожая зависел весь год, часть
мы продавали, а часть оставляли себе,
и лишь одним преимуществом обладала
наша семья – наш отец был сапожником,
и это тоже давало некоторый доход. Были
одеты и обуты, не хуже других. Да мы и никому
и не завидовали. Выбирались в Воронеж
нечасто за покупками и продажей картошки,
яиц и других продуктов, которые в изобилии
рождают воронежские чернозёмы. А Воронеж
с каждым годом менялся. Да вы только представьте,
какое удивление вызывали эти грандиозные
городские изменения в нашей душе, душе
обычного, неискушённого сельского жителя.
Я ходила в школу, старалась, училась. Своих
первых учителей помню, как будто это вчера
было. Мне помогал мой папа, он был грамотным,
а вот моя мать к тому времени грамоте
обучена не была, но по-житейски умнее,
добрее её сейчас поискать. Но вскоре всё
изменилось, хоть и бедная, но тихая
жизнь закончилась. Вот что можно назвать
настоящим ужасом, адом! Началась война…».
2.Жизнь
в прифронтовой полосе
Вот что говорит Мария Васильевна Пищикова, уроженка посёлка Боровое: «В Боровом было пока спокойно, а в Воронеже признаки войны были яснее: вовсю шёл выпуск военной продукции, появились госпитали. К нам в прифронтовую полосу не доставлялось продуктов, потому на день рабочим давали 500 граммов хлеба, на месяц 500 граммов сахара, крупы 1 кг. Этот паёк помог выжить в голод.
Очень часто бомбили. Бои продолжались долго, шли день и ночь танки, пешком гнали солдат. Жили в постоянном страхе, были всегда одеты и, если бомбит, то прятались в подвал. В тихие дни сидели дома. В посёлке стояли зенитки. По слуху различали гул немецких самолетов, которые хотели разбомбить железнодорожный мост, но ни разу не попали.
Однажды в жаркий летний день, народу было на речке много и, вдруг загудел немецкий самолёт люди стали разбегаться. Я сама с подружками (человек 10) добежала до первого сарая и спряталась в нём. Начали бомбить мост, нас завалило мусором. Потом окончилась бомбежка. В тот раз погибло 8 человек от осколков.
А был ещё один случай: прилетел
немецкий самолет, но наши
Вот что вспоминает Гунькин Николай Васильевич: «После очередной бомбёжки у реки я пошёл искать свою сестру. На берегу я увидел мертвую соседку, Анну Чиреву, с двумя маленькими девочками, её дочерьми, младшенькая Зина (1 год) тоже была убита, а старшенькая Валя (3 года) была ранена осколком в ногу. В семью Чиревых также входили: два сына, Николай и Леонид, дочка, Мария, и глава семьи, Алексей, который работал машинистом (в то время на него была наложена бронь, его не брали на фронт).
После той бомбежки также была убита семья Струковых, Анна с двумя детьми и её золовка с двумя детьми. Они бежали из города к нам в посёлок, убегали от смерти, но смерть их всё же настигла…
У нас в Боровом был Виктор (40 лет), с соседнего колхоза, у нас работал, собирая рожь; он был глухонемой. В тот злополучный день его бомбой разорвало на куски, мы потом ходили и собирали их по реке …»
Вот что говорит Струкова Анна
Николаевна: «В военные годы я
со своими сёстрами (Татьяной
и Евдокией), мы были сиротами,
жила очень плохо, ходила
Рассказывает Дронова Мария
А что творилось в городе - страшно вообразить до сих пор. Станция Отрожка в дни летнего наступления немцев подвергалась налётам авиации и мощным ударам артиллерии. Вот как об это писал секретарь партбюро завода имени Тельмана А.П. Ламаш: «4 июля. Сильные налёты вражеской авиации…5 июля. Город горит… 6 июля. Две огромные бомбы упали на стоящий на путях поезд. 7 июля. Немцы вошли в город … Враг бомбит отрожские мосты … 8 июля. Отрожские мосты обстреливаются почти прямой наводкой… 9 июля. Немцы остервенело бомбят отрожские мосты… 10 июля. Враг бомбит Отрожку…».
Станция Отрожка в те дни работала только ночью, в полной темноте. Днём немецкая артиллерия открывала бешеный огонь по левому берегу. Много раз противник пытался захватить железнодорожные мосты, но безуспешно. От бесконечно рвущихся снарядов, бомб, мин, пожарищ высоко над городом стояла чёрная туча дыма и пыли. Три ночи подряд полыхал пожар в городе. По ночам жители прифронтовой полосы на 30-40 километровой зоне видели ночью отблески пожарищ над городом.
1942
год. Началось новое военное
лето. Люди привыкли к заклеенным
бумажными полосками окнам,
к грязно-серой защитной
Вот что рассказывает Пищикова Мария Васильевна: «В 1942 году нас эвакуировали, всё село отправили на Анненскую ветку, распустили по домам. Хозяева были разные. Нам попались плохие: сын у этой семьи был дезертиром, жил на потолке. Еды у нас не было, топить было нечем, поэтому ходили всей семьёй по полю, собирали прошлогоднюю траву - этим топили. Ходили по дворам и побирались, менялись, кто чем может, таким образом, питались. Так продолжалось всю зиму.
По весне вернулись домой на салазках, сделанных саморучно, прошли 3 дня пешком. В домах было всё разрушено, не было ни окон, ни пола, стояла только лишь печь. Потихоньку стали собирать вещи, кто что найдёт; раскапывали блиндажи. Кое-как собрали дом и стали жить. По всему селу были развешаны плакаты «Всё для фронта и победы». Из зарплаты 50% вычитали на займ, вместо них давали облигации, которые потом долго погашали.
Потом я устроилась в госпиталь (эвакогоспиталь) №1922, расположенный в Сомовском посёлке (здание школы № 62). Сейчас там находится большое кладбище, похоронены одни воины.
Тогда мне было 15 лет, стала работать, сначала не брали, как несовершеннолетнюю, но так как была высокая, то сказала, что мне 18 лет и попросилась работать, потому что был голод, и надо было на что-то есть.
Раненных сюда привозили на лечение во время боев. До 43-го было тихо, но в 1943 году в Воронеже началось кровопролитие. Моя семья была одной из обычных советских семей: отец (Гунькин В.Я.1897г.) был на фронте с моим старшим братом (Гунькиным Н.В.1923г.), дома оставались я, моя младшая сестра (Гунькина Е.В.1932г.) и наша мать (Гунькина М.М.1898г.). Когда немец стал отступать от Воронежа, наш госпиталь поехал за фронтом, но меня всё же не взяли, да я и рада - страшно же…».