Десталинизация, или возможные пути развития СССР

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 22:57, реферат

Описание работы

Цель нашей работы – выявить возможные пути развития СССР в период, названый десталинизацией, и людей, которые хотели их воплотить.


Задачи:

Разобраться в обстоятельствах смерти Иосифа Сталина. А в частности, путем логического умозаключения, выйти на человека, ответственного за это событие.
Рассмотреть возможные пути развития СССР в период десталинизации, людей, разработавших политические преобразовательные программы и непосредственно степень их реализации.
Путем логического умозаключения выявить личность(личностей), которым была выгодна десталинизация.

Содержание

Введение
Основная часть
Смерть Сталина
Десталинизация
2.2.1 Борьба за власть

2.2.2 Преобразование партийного аппарата.

2.2.2.1 Преобразования Хрущева Н.С.

2.2.2.1.1Экономические преобразования

2.2.2.2 Преобразованя Берии Л.П.

2.2.3 Сравнение возможного и осуществившегося путей развития СССР

3. Заключение

4. Список использованной литературы и других источников информации

Работа содержит 1 файл

Десталинизация, или возможные пути развития СССР.doc

— 144.50 Кб (Скачать)

          Теперь, рассказывал Хрущев, мы стали перед сложной, одинаково неприятной дилеммой: держать Берия в заключении и вести нормальное следствие или расстрелять его тут же, а потом оформить смертный приговор и судебном порядке. Принять первое решение было опасно, ибо за Берия стоял весь аппарат чекистов и внутренние войска и его легко могли освободить. Принять второе решение и немедленно расстрелять Берия, у нас не было юридических оснований. После всестороннего обсуждения минусов и плюсов обоих вариантов мы пришли к выводу: Берия надо немедленно расстрелять, поскольку из-за мертвого Берия бунтовать никто не станет. Исполнителем этого приговора (в той же соседней комнате) в рассказах Хрущева выступает один раз генерал Москаленко, другой раз Микоян, а в третий раз даже сам Хрущев. Хрущев подчеркнуто добавлял: наше дальнейшее расследование дела Берия полностью подтвердило, что мы правильно расстреляли его.

          Хитрый и изворотливый Хрущев захватил власть, убрав тех, кто мог ему хоть как-то помешать. 
 
 

Преобразование  партийного аппарата.

Преобразования  Хрущева Н.С. 

          Никакой собственной  программы при этом у Хрущева  не было, его только не устраивало создание новой тройки - Маленков, Берия, Молотов. 
Как и всякому выученику Сталина. Хрущеву была важна не программа, сталинская или антисталинская, а власть, важно было взять этот самый "руль партии и государства" из "тех рук" в свои собственные руки. Мы уже знаем, что Хрущев этого потом добился, но добился потому, что никто из его коллег и не помышлял, что ему по плечу такая задача... 
Тут история той же партии как бы вновь повторилась: Сталина единодушно выдвинули на пост генсека при Ленине, ибо его считали "тихоней" и бездарью и собирались использовать его в своих целях. Выдвигая Хрущева исполняющим обязанности первого секретаря ЦК после смерти Сталина, думали примерно то же: мужик, недотепа, партийный винтик, его так же можно использовать в своих целях, как на протяжении двадцати лет это делал Сталин...

          Однако партия и  народ еще ничего не знали о  программе Берия, а Хрущев уже  начал интриговать против нее:

          "Президиум начал  обсуждать меморандум Берия о  национальном составе правительственных  органов на Украине. Идея Берия  сводилась к тому, что местные  (не русские) кадры должны руководить своими собственными республиками... Потом меморандум касался прибалтийских республик и Белоруссии. В обоих случаях подчеркивался принцип выдвижения к руководству республиками местных людей. Мы приняли решение, что пост первого секретаря каждой республики должен быть занят местным человеком, а не русским. Так случилось потому, что в этом вопросе позиция Берия была правильная, но он преследовал свою антипартийную цель. Он призывал отменить практику преобладания русских в руководствах нерусских республик. Каждый знал, что это находится в согласии с линией партии, но с начала люди не разобрались в том, что Берия выдвигает эту идею с целью увеличения национального напряжения между русскими и нерусскими, между центральным руководством в Москве и руководствами в республиках. В связи с этим я отвел Маленкова в сторону и сказал ему: Слушай, товарищ Маленков, разве ты не видишь, куда это ведет? Мы идем к катастрофе. Берия точит свой нож

          - Да, но что делать?

          - Пришло время сопротивляться. Мы не должны допустить то, что он делает". 
Впрочем, вспомним, что интриговать против Берия Хрущев начал еще при умирающем Сталине.

          Хрущев продолжил  по некоторым направлениям политику Берия. Поэтому, по мнению Хрущева, критика сталинских преступлений должна была исходить от высшего партийного руководства. Вспоминая о необходимости своего выбора в 1956 г., Хрущев признавал, что «эти вопросы созрели, и их нужно было поднять. Если бы я их не поднял, их подняли бы другие. И это было бы гибелью для руководства, которое не прислушалось к велению времени». Именно это в большей степени и объясняет выступление Хрущева с докладом на закрытом заседании ХХ съезда КПСС (февраль 1956 г.). В нем приводились многочисленные примеры беззаконий сталинского режима, которые связывались в основном лишь с деятельностью конкретных личностей. Доклад не только не ставил вопрос о существовании самой тоталитарной системы, но и создавал иллюзию в том, что достаточно лишь осудить эти извращения и искоренить их и путь к коммунизму будет открыт. ХХ съезд КПСС вслед за реабилитацией репрессированных при Сталине партийных и государственных деятелей положил начало широкой массовой реабилитации миллионов простых советских людей и целых народов. Были расширены права союзных республик в экономической и правовой сферах. В январе 1957 г. Верховный Совет СССР восстановил национальную государственность балкарского, ингушского, калмыцкого, карачаевского, чеченского народов.

          В 1957 г. началась ликвидация отраслевых министерств и создания на местах территориальных советов народного хозяйства, что способствовало укреплению позиций региональной номенклатуры. Тогда же было принято постановление ЦК КПСС об улучшении деятельности Советов, усилении их связи с массами. Не меняя их подчиненного положения по отношению к партийным органам, ЦК рекомендовал меньше опекать их, расширять права в хозяйственной деятельности, организации жилищного, культурно-бытового, дорожного строительства.

          В 1957 г. произошла  реорганизация ВЦСПС, были расширены  права первичных

профсоюзных организаций, сокращен штатный аппарат. Аналогичные процессы происходили в комсомоле. 

          ХХI съезд КПСС (январь-февраль 1959 года) сделал вывод о полной и окончательной победе социализма в СССР и объявил о начале развернутого строительства коммунизма. На очередном, ХХII съезде правящей партии (октябрь 1961 г.) была принята и новая программа  КПСС, давшая теоретическое обоснование и наметившая конкретные этапы построения в СССР коммунизма к 1980 г. Для этого предстояло решить следующие задачи: построить материально-техническую базу коммунизма (в основном обеспечив первое место в мире по производству продукции на душу населения и самый высокий в мире жизненный уровень); перейти к коммунистическому самоуправлению; сформировать нового, всесторонне развитого человека.

          Тогда же были предприняты  шаги по перестройке самой партии. Впервые за

долгие  годы в новый Устав КПСС, принятый на ХХII съезде, были внесены положения: о возможности проведения внутрипартийных  дискуссий; о ротации партийных  кадров в центре и на местах; о расширении прав местных партийных органов; о недопустимости подмены партийными организациями государственных органов и общественных формирований. Особо был подчеркнут пункт о выдвижении руководящих кадров исключительно на основе их деловых качеств. Подчеркивалась необходимость того , чтобы «аппарат партийных органов сокращался, а ряды партийного актива увеличивались».

          Все эти мероприятия, в случае их реализации, во многом способствовали бы изменению облика ведущей политической силы общества, различных ее звеньев, повышению ее открытости, деловитости, боеспособности в рамках сохраняющейся незыблемой политической системы. Тем не менее они не затрагивали самих основ и принципов существования КПСС.

          Однако даже эти  робкие, часто непоследовательные шаги Хрущева вызывали тревогу и опасения у тех, чьи интересы оказались задеты в результате реформ. Против них активно выступал партийный аппарат (не только вернувший свои позиции после падения Берии, но и еще более укрепивший их при Хрущеве), не боявшийся уже остановленной репрессивной машины и желавший стабильности своего положения.

          Разоблачительная  деятельность Хрущева вызывала опасения у многих представителей партийной  номенклатуры. На международной арене  падал авторитет КПСС.

          В это время и  внутри партии было не спокойно. Группа партийных руководителей (Воронов, Молотов…) хотели сместить Н.С. Хрущева с поста Первого секретаря ЦК КПСС. Он же не собирался сдаваться без боя. В его планах не намечался отход от дел, по крайней мере сейчас. В борьбу с данной группировкой были включены силы министра обороны Жукова и председателя КГБ Серова и на специально созванный Пленум ЦК партии. Противники Хрущева были отстранены от власти. Никита Сергеевич сосредоточил в своих руках всю партийную и государственную власть.

          Теперь начинаются реальные попытки строительства коммунизма, а вернее заражения граждан этой идеей. В 1961 году на XXII съезде партии была принята новая программа. В ней отмечалось, что «социализм полностью и окончательно победил». Страна вступила в период «развернутого строительства коммунизма». Партия считала, что для перехода к коммунистическому обществу нужна «материально – техническая база», необходимо перейти к коммунистическому самоуправлению, воспитать «нового всесторонне развитого человека». Именно эта триединая задача должна была быть решена в рекордно короткие сроки. При этом конкретные программы сводились к решению продовольственного вопроса, удовлетворению спроса на потребительские товары, решению жилищного вопроса и ликвидации неквалифицированного труда.

             
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Экономические преобразования. 

          В 50-х. годах был  проведен ряд экономических реформ, не затронувших, однако, основ административно  – командных систем. Лозунгом реформ стал «поворот экономики лицом к  человеку», в связи с чем народнохозяйственное производство должно было обеспечить рост благосостояния народа путем развития сельского хозяйства и производство товаров народного потребления.

          Главная причина  успеха этих реформ состояла в том, что они возродили экономические  методы управления народным хозяйством и были начаты с сельского хозяйства, а потому получили широкую поддержку масс. Главной причиной поражения реформ стало то, что они не были подкреплены демократизацией политической системы. Сломав репрессивную систему, они не тронули ее основу – командно – административную систему. Поэтому уже через пять – шесть лет реформы начали сворачивать как усилиями самих реформаторов, так и мощным административно – управленческим аппаратом, номенклатурой. 

          В марте 1955 года постановлением правительства «об изменении практики планирования сельского хозяйства» отменялся старый порядок планирования. По новым правилам местные органы власти стали доводить только общие показатели по объему заготовок, конкретное планирование производства стали осуществлять сами колхозы. В 1956 году колхозам было предоставлено право самим определять размеры приусадебных участков, количество скота находящегося в личной собственности, устанавливать минимум трудодней, принимать в артель и исключать из неё. Колхозы получили право вносить изменения в устав сельхозартели применительно к местным условиям.

          В 1958 году отменяются обязательные поставки сельхозпродукции и натурплата, в место этого  был установлен порядок закупки  сельхозпродукции государством. Одновременно с этим были изменены принципы оплаты труда в колхозе: вводились ежемесячное авансирование колхозников и денежная оплата труда по дифференцированным расценкам. Колхозникам выдали паспорта. Они стали получать пенсии.

          В 1954 году государство  стало проводить политику освоения целинных и залежных земель. После нескольких лет целинной эпопеи вместо 13 млн. Га по плану было распахано 33 млн. Га. В 1956 году в рекордном урожае зерновых достигшем 125 млн. тонн доля целинного хлеба была около 40%. Но кроме положительных моментов этой программы была и другая сторона медали. Перевозки продуктов из заготовительных мест в места потребления были очень осложнены бездорожьем. Положение усугубляли высокие затраты материалов, отсутствие складских емкостей, плохая организация двинувших на освоение целины сотен тысяч людей. Из виду упускался и тот факт, что новые освоенные земли лежали в зонах рискованного земледелия, где бывали засухи и пыльные смерчи.

          Одновременно с  расширением целинных посевов началась компания по увеличению посевов кукурузы. В СССР этот злак начали внедрять насильно. И как следствие этого результат был плачевен. На 20% засеянных полощадей всходов не оказалось вовсе, 24% - всходы были редкими, на 37,5% - удовлетворительными, 11,5% - хорошими, а 8% - пришлось скосить на подкормку. Не смотря на неудачу отказываться от «кукурузной программы» не смели. Был организован ручной полив кукурузы. Только после смерти Хрущева отказались от посадки кукурузы. Помимо этого были проведены и другие сельскохозяйственные реформы.

          Затем настало время химизации и автоматизации производства.

          В 1957 году были предприняты  попытки перехода от отраслевого  к территориальному принципу управления. Тенденции  децентрализации не смогла развиться, вновь создается централизованная система управления. Однако ожидаемого эффекта от этих преобразований не последовало, что и послужило в скорее поводом для ликвидации данных органов, дискредитации самого понятия «территориальное управление», а также идей, заложенных в нем.

          Конец 50-х годов  стал окончанием периода в экономической политике Н.Хрущева, который охарактеризовался ростом темпов развития во многих отраслях народного хозяйства. Постепенно стали набирать силу процессы торможения. В 1959 г. формируется первый семилетний план развития народного хозяйства, призванный решить некоторые глобальные проблемы (освоение Востока страны, интенсификация научно-технического прогресса) и скоординировать народнохозяйственные планы стран – участниц СЭВ. Планом ставились конкретные цели – «догнать и перегнать» Америку и выйти на первое место в мире по производству продукции на душу населения. За 7 лет намечалось увеличить объем валовой продукции сельского хозяйства в 1,7 раз. Производительность труда колхозников должна была возрасти в 2 раза, а совхозах – 55-60%.   Государственные капитальные вложения в сельское хозяйство предусматривались в сумме 150 млрд. рублей.

          В начале 60-х годов  правительство пошло на непопулярный шаг – объявило о повышении  цен. 31 мая 1962 г. ЦК КПСС информировал население  о повышении с 1 июня закупочных цен на скот, птицу, животное масло и пр. на 35 %. Одновременно розничные цены возрастали на 25 %. Решение о повышении цен немедленно повлекло выступления в целом ряде городов: Риге, Киеве, Ленинграде и др. Но своего апогея недовольство трудящихся достигло в г. Новочеркасске 1-3 июня 1962 г. Забастовка рабочих переросла в демонстрацию, которая была расстреляна войсками.

Информация о работе Десталинизация, или возможные пути развития СССР