Десталинизация, или возможные пути развития СССР

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 22:57, реферат

Описание работы

Цель нашей работы – выявить возможные пути развития СССР в период, названый десталинизацией, и людей, которые хотели их воплотить.


Задачи:

Разобраться в обстоятельствах смерти Иосифа Сталина. А в частности, путем логического умозаключения, выйти на человека, ответственного за это событие.
Рассмотреть возможные пути развития СССР в период десталинизации, людей, разработавших политические преобразовательные программы и непосредственно степень их реализации.
Путем логического умозаключения выявить личность(личностей), которым была выгодна десталинизация.

Содержание

Введение
Основная часть
Смерть Сталина
Десталинизация
2.2.1 Борьба за власть

2.2.2 Преобразование партийного аппарата.

2.2.2.1 Преобразования Хрущева Н.С.

2.2.2.1.1Экономические преобразования

2.2.2.2 Преобразованя Берии Л.П.

2.2.3 Сравнение возможного и осуществившегося путей развития СССР

3. Заключение

4. Список использованной литературы и других источников информации

Работа содержит 1 файл

Десталинизация, или возможные пути развития СССР.doc

— 144.50 Кб (Скачать)

           Таков рассказ старых большевиков. При этом невольно вспоминается то место из книги Аллилуевой, где  сказано несколько слов о какой-то таинственной женщине-враче у постели  умирающего Сталина: "Молодые врачи  ошалело озирались вокруг... Я  вдруг сообразила, что вот эту молодую женщину-врача я знаю, - где я ее видела? Мы кивнули друг другу, но не разговаривали"

           В связи с разбираемыми версиями интересно и следующее  замечание А. Солженицына: "Есть признаки, что перед смертью Сталина  Берия был в угрожаемом положении - и может через него-то Сталин и был убран"

           Во всех версиях, рассказанных двумя членами Президиума сталинского ЦК и одним советским  писателем, поразительно неизменны три утверждения: 
1) Смерть Сталина сторожат из Политбюро только четыре человека - Берия, Маленков,                                                            Хрущев и Булганин;

2)К Сталину врачей вызывают далеко не сразу; 
3) В смерти Сталина заинтересован лично Берия.

                Отсюда два логических вывода:

1) Несмотря на исключительную тяжесть болезни Сталина (потеря сознания), к нему намеренно не вызывали врачей, пока четверка не убедилась, что смертельный исход неизбежен; 
2)Поскольку вызовом врачей распоряжался (даже по долгу службы) один Берия, то он, очевидно, вызывал тех, кто будет исполнять его волю - поможет Сталину умереть.

           Эти врачи, видимо, не имели никакого отношения к Лечебно-санитарному  управлению Кремля. По крайней мере, Аллилуева никого из них не знала, а Хрущев говорит, что он знал только профессора Лукомского. Не все вызванные врачи и осмотрели Сталина. Они сидели в соседних комнатах и, как рассказывает Аллилуева, "заседали" - как лечить Сталина. Данные о ходе болезни и ее симптомах сообщал другой врач, тоже никому, кроме Берия, не известный.

           Предположение о причине болезни Сталина также может быть двояким: 
1) Сталин получил удар, когда ему предъявили ультиматум о "врачах-вредителях" с угрозой пустить в ход вооруженные силы; 
2) Берия отравил Сталина ядом замедленного действия.

           Итак: или удар от Политбюро, или яд от Берия?

           Относительно возможного покушения на его жизнь у Сталина  был определенный комплекс всех восточноазиатских  деспотов - он боялся именно отравления. Сталин считал потенциальным отравителем  любого из членов Политбюро. Хрущев рассказывает просто анекдотические случаи, когда, садясь со своими соратниками за стол, Сталин сначала заставлял каждого из них под различными, хотя и весьма прозрачными предлогами пробовать все, что подано, и лишь после этого сам начинал пить и есть. Лишь Берия не должен был пробовать пищу: он ел только зелень и привозил ее с собою. Это не очень правдоподобное исключение для Берия (от которого, по предыдущему рассказу Хрущева, Сталин ожидал любой подлости) Хрущев делает, видимо, чтобы показать, как Берия мог перехитрить самого Сталина. 
Что Сталин больше всего боялся отравления, показывает и та тщательность, с которой он оградил свою крепость-дачу от проникновения яда не только в пище, но и в воздухе; "К его столу везли рыбу из специальных прудов, фазанов и барашков из специальных питомников, грузинское вино специального разлива, свежие фрукты доставляли с юга самолетом. Он не знал, сколько требовалось транспортировок за государственный счет, чтобы регулярно доставлять все это к столу... Существовала "база" для того, чтобы специальные врачи подвергали химическому анализу на яды все съедобное, поставлявшееся ему на кухню. К каждому свертку с хлебом, мясом или фруктами прилагался специальный "акт", скрепленный печатями и подписью ответственного "ядолога": "Отравляющих веществ не обнаружено". Иногда доктор Дьяков появлялся на квартире Сталина в Кремле со своими пробирками и "брал пробу воздуха" из всех комнат.

           Разумеется, когда  сам Берия захочет отравить Сталина, все эти предосторожности не будут  играть никакой роли, тем более  что "внутренний кабинет" Поскребышева исчез, как и генерал Власик, как и все врачи Сталина. После этого Сталин жил только милостью Берия.

           "Проблема Сталина"  для Берия в принципе тогда  уже была решена, важнее для  него было другое - заполучить дружелюбный нейтралитет молотовцев и активную поддержку членов четверки. Хрущев не отрицает, что Берия умел ловко подбирать людей, обиженных Сталиным: "Берия имел привычку завербовывать в свою сеть людей, у которых возникали трудности со Сталиным. Он ими тогда пользовался для собственной интриги". Ход и исход антисталинского переворота показывают блестящий успех этого метода "вербовки обиженных". В решающие минуты около Сталина не оказалось никого; ни "старой гвардии" Сталина - молотовцев, ни "вернейшего оруженосца" Поскребышева, ни пожизненного лейб-охранника Власика, ни преданного сына Василия, ни даже личного врача Виноградова. Смерть Сталина караулит и регулирует Берия при неизменном присутствии трех его соучастников - Маленкова, Хрущева, Булганина, изменивших и Сталину и Берия.

           Но не в том загадка смерти Сталина, был ли он умерщвлен, а в том, как это произошло. Поставленные перед альтернативой, кому умереть - Сталину или всему составу Политбюро, члены Политбюро выбрали смерть Сталина. И по-человечески никто не может ставить им в вину такой выбор. 
Это был один из немногих случаев в истории Советского государства, когда интересы членов правительства совпали с интересами народа.

           Все известные нам  из истории тираны были мнительны, трусливы, вечно воображали себя в опасности, сами разрабатывали сложнейшие правила обеспечения своей личной безопасности, выкидывали разные трюки, чтобы проверить преданность окружающих. То, что люди называют манией преследования, на самом деле было их вернейшим превентивным оружием против возможных заговорщиков. Сталин превзошел и в этом отношении всех своих предшественников. Он не только лишил их излюбленного время нападения – ночи, стал жить не в кремлевской квартире, а заперся в своей даче – крепости, он еще и поставил охрану для проверки. Вся система безопасности будто говорила: «Оставь надежду всяк сюда входящий».

          Как только Сталин опубликовал  знаменитую статью от 13 января 1953 года об аресте кремлевских врачей, всякие гадания о замыслах диктатора  кончились. Теперь все ждали - от членов Политбюро и до рядовых советских граждан - "худшего варианта": чистки "бурной, всесокрушающей, беспощадной", которая, как и в 1937 году, должна унести в тюрьмы, лагеря и на тот свет миллионы людей, чтобы Сталин чувствовал себя еще более безопасным на своей даче-крепости.

          Если «чистки» не произошло, если сотни тысяч людей остались в живых, если миллионы были спасены от отправки в концлагеря, то это заслуга самого ненавистного после Сталина человека в СССР – Берия. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Десталинизация 

Борьба  за власть. 

          В 1953 году, после смерти Сталина, впервые появилась возможность  проведения реальных перемен в политической жизни СССР, изменения сложившейся  структуры власти, перехода от бюрократической  диктатуры к правовому демократическому государству.

          Сложилось устойчивое мнение, что после смерти И.В. Сталина в некоторое время существовала коллегиальная форма управления партией и государством – «коллективное руководство», - подразумевающая абсолютное равенство членов Президиума ЦК КПСС в принятии политически важных решений при отсутствии явного лидера. Однако это было только иллюзией и в начале 1953 года основными претендентами на лидерство в партии и государстве были Г.М. Маленков и Л.П. Берия. Он представлял собой консервативный тип политического лидера. Маленков, в противовес Берии, был сторонник демократических преобразований. Н.С. Хрущев, не игравший еще в то время значительной роли среди соратников И.В. Сталина, занимал нейтральную позицию.

          7 марта 1953 года  состоялось совместное заседание  ЦК КПСС, Совета министров СССР и Президиума Верховного Совета СССР, где был утвержден новый состав Президиума ЦК. Его состав ограничился Г.М. Маленковым, Л.П. Берия, В.М. Молотовым, К.Е. Ворошиловым, Н.С. Хрущевым, Н.И. Булганиным, Л.М. Когановичем, А.И. Микояном, М.З. Сабуровым, М.Т. Первухиным. На этом же заседании решили, что пост главы правительства займет Маленков, который непосредственно после смерти  И.В. Сталина однозначно дал понять, что его личные взгляды на сложившуюся идеологическую систему «культа вождя» значительно отличаются от общепринятых.

          Уже 10 марта на заседании Президиума ЦК КПСС Маленков подверг критике идеологическую работу, отметив, что считает обязательным политику прекращения культа личности, выразив таким образом свое мнение по данной проблеме.

          Основным на повестке дня был вопрос о наследовании власти. Объявленный курс на коллективное руководство не устраивал ни одного из потенциальных наследников. У каждого из них было собственное видение процесса завоевание общественного мнения и поддержки.

          С точки зрения некоторых исследователей, именно Берии принадлежала инициатива прекращения социальной напряженности в стране. Ни  Маленков, ни Хрущев весной 1953 года не предпринимали никаких решительных шагов к стимуляции развития демократического процесса в стране. В марте – апреле 1953 года Л.П. Берия был реальным претендентом на власть. Им была выдвинута новая формула власти: умиротворение общества вместо гражданской войны. С этой точки зрения все его последующие инициативы служили именно этой цели.

          Необходимо отметить, что в общественном сознании периода начала –середины 50-х гг. еще не сложилось негативное восприятие Берии. Для большинства населения он был одним из сталинских  соратников достойных быть в числе руководителей партии и государства. Для того, чтобы выделиться на фоне бывших соратников и обеспечить себе широкую социальную базу  поддержки Берия, выступающий в качестве претендента на власть должен был выдвинуть ряд популистских предложений, способных увлечь большинство активного населения и в частности руководящие кадры партийного и государственного управленческого аппарата. Берия плотно взялся за преобразование в стране и во всем СССР, но об этом чуть позже.

          Н.С. Хрущев, власть которого постепенно росла, плел интриги против Л.П. Берия. Ни кто не думал, что Хрущев сможет самостоятельно руководить страной, считая, что тот, кто двадцать лет был «под каблуком у Сталина», теперь не будет хитрым соперником, а скорее исполнителем чужой воли. Недооценка противника привела к тому, что Хрущев, не имевший на тот момент своего курса преобразований, умело настраивает Президиум ЦК против Берии. Он убеждает всех что планы Берии не только утопичны, но и жестоки почти так же как и «вождя всех народов».

          По инициативе Хрущева  и при поддержке Булганина  Берия был арестован группой офицеров, которой руководил маршал Жуков. В декабре состоялся суд на Берией и его сподвижниками. Среди обвинений были так же и обвинение в организации массовых репрессий и подготовке государственного переворота.

          У нас нет никакого основания не верить фактам, что именно Хрущев, соучастник Берия в заговоре против Сталина, тут же, у постели умирающего Сталина, плел интриги против Берия. Характерно, что антибериевский заговор он сначала организовывал только с членами четверки, а потом только начал завербовывать против Берия и остальных членов Политбюро, что было очень легко. Советские граждане были приятно ошарашены, когда прочли 10 июля 1953 года в "Правде": "На днях состоялся Пленум Центрального Комитета Коммунистической партии Советского Союза. Пленум ЦК КПСС, заслушав и обсудив доклад Президиума ЦК - тов. Маленкова Г. М. о преступных антипартийных и антигосударственных действиях Л. П. Берия, направленных на подрыв Советского государства в интересах иностранного капитала и выразившихся в вероломных попытках поставить Министерство внутренних дел СССР над Правительством и Коммунистической партией Советского Союза, принял решение - вывести Л. П. Берия из состава ЦК КПСС и исключить его из рядов Коммунистической партии Советского Союза как врага Коммунистической партии и советского народа". 
Берия на этом пленуме ЦК не был, как не было его и на судебном процессе в декабре. Судебный процесс над ним был обычным спектаклем, который Берия много раз устраивал над другими, с той лишь разницей, что главным героем был теперь не человек, а труп.

          Хрущев постоянно рассказывал своим иностранным собеседникам, как Берия был арестован и убит. Непосредственными физическими убийцами Берия у Хрущева в разных вариантах рассказа выступают разные лица, но сюжет рассказа остается один и тот же.

          Согласно одному из рассказов конец Берия был  такой. Хрущев убедил сначала Маленкова  и Булганина, а потом остальных  членов Президиума ЦК, что если Берия  не ликвидировать сейчас же, то он ликвидирует  всех членов Президиума. Так, вероятно, думали все, хотя каждый боялся сказать об этом другому. Хрущев не побоялся. Трудна была лишь техника проведения операции против Берия. Нормальная процедура - свободное обсуждение обвинения против него в Президиуме ЦК или на его пленуме - совершенно отпадала. Опасаясь, что как только Берия узнает об обвинениях против него, то немедленно произведет государственный переворот и перестреляет всех своих соперников. Оставалось только классическое оружие всех подлецов: обман, засада, ловушка. А поскольку по этой части сам Берия был великим мастером, надо было ловкость обмана перемножить на искусность ловушки. Поэтому операцию против Берия приурочили к началу летних маневров Советской Армии. В маневрах Московского военного округа должны были участвовать и несколько сибирских дивизий (на всякий случай, если в московских дивизиях окажутся сторонники Берия). На заседании Совета министров министр обороны, его заместителя и начальник Генерального штаба должны были докладывать о ходе маневров, а поэтому было приглашено много военных. Повестка дня этого заседания, как обычно, была заранее разослана членам Совета министров со всякими проектами решений и с указанием имен всех приглашенных докладчиков и экспертов. Словом, рутина рутин. Явились все. Члены правительства собрались в зале заседаний Совета министров, а приглашенные, в том числе и военные, расположились, опять-таки как обычно, в комнате ожидания, откуда приглашенных вызывают в зал только во время обсуждения их вопроса. Первым поставили на обсуждение вопрос о ходе маневров Советской Армии. В зал вошла группа военных во главе с маршалом Жуковым и командующим войсками Московского военного округа генералом Москаленко. Маленков объявил объединенное заседание Президиума ЦК и Совета министров открытым. И тут же обратился к Жукову:

          - Товарищ Маршал Советского Союза, предлагаю вам от имени Советского правительства взять под стражу врага народа Лаврентия Павловича Берия.

          Военные берут Берия  под стражу и уводят в соседнюю комнату. Президиум ЦК начинает обсуждать  вопрос о его дальнейшей судьбе.

Информация о работе Десталинизация, или возможные пути развития СССР