Демография и миграция

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 17:27, курсовая работа

Описание работы

Актуальность, цели и задачи исследования обусловлены следующими реалиями и положениями в современном мире. Переселенцы и мигранты - новое обстоятельство нашей жизни. Проблемы, рождаемые современными миграционными потоками, представляют собой не только часть внутренних забот России. Они имеют множество международных аспектов, налагая свой, подчас мрачный отпечаток на политические отношения государств.
Вместе с тем решение задач расселения, трудоустройства прибывших в Россию переселенцев непременно касается и тех государств, где они находились до того, как стали мигрантами. Особый драматизм ситуации придает то, что за каждым фактом, показателем миграции стоят человеческие судьбы, переживания, горести и страдания людей. Поэтому работа с переселенцами требует не только многих средств, материальных ресурсов, но и душевности, сердечности. Она сродни милосердию, где пострадавшим оказывают не только материальное, но и моральное вспомоществование, внимание и сочувствие к попавшему в тяжелое положение человеку.

Содержание

Введение 3
1. Сущность вынужденной миграции 4
1.1. Понятие и причины вынужденной миграции 4
1.2. История вынужденной миграции 6
2. Последствия вынужденной миграции 13
2.1. Обстановка в Европейских странах 13
2.2. Последствия вынужденной миграции 20
Заключение 23
Список использованных источников 25

Работа содержит 1 файл

реф.docx

— 51.41 Кб (Скачать)

   Шведская  миграционная политика с середины 60-х  годов опиралась на сочетание  строго регулируемой иммиграции и комплекса  льгот, содействующих интеграции. Барьеры  иммиграции были сравнительно высоки, зато принятые иммигранты получали довольно щедрую помощь: им предоставлялись  языковые курсы, возможности повышения  квалификации, квартира, социальное и  экономическое обеспечение. До тех  пор, пока число иммигрантов было сравнительно невелико, и шведская экономика мощно развивалась, такая  политика споров не вызывала. С середины 80-х на Швецию со всей силой обрушился  поток беженцев из кризисных районов  Азии и Центрального Востока - каждый год десятки тысяч. Только с Балкан в страну прибыло более 140 тысяч  беженцев гражданской войны. За последний  год, например, 7 тысяч беженцев из Косово получили временное разрешение на пребывание в Королевстве Швеция. В апреле этого года срок их виз истекает. Но пока лишь 2 тысячи из этих беженцев вернулись на родину. Между тем, была введена более строгая проверка претендентов на получение убежища. В этом году государственная комиссия по делам иностранных граждан - последняя инстанция в миграционных вопросах - отклонила три четверти заявлений. Сокращены сроки прохождения документов в центральном «миграционном ведомстве», ускорена процедура выдворения. Ровно 68% претендентов на убежище приехали в Швецию без паспорта, подавляющее большинство нелегально пересекло границу. За прошедший год Швеция предоставила убежище 11241 беженцу. По данным комиссии ООН по делам беженцев (UNHRC), это составляет 2,6% всех претендентов на убежище в 22 странах Европы.

   Вместе  с тем, постепенно в политике и  экономике складывается понимание  того, что в будущем Швеции понадобится  больше иностранцев. Как недавно  установила правительственная комиссия, каждый год в течение длительного  периода следует принимать на 30 тысяч больше иммигрантов, чтобы  компенсировать низкие показатели рождаемости  и сохранить статус процветающего  государства. Это означает открытие границ для 900 тысяч иммигрантов  до 2030 года - более десятой части  сегодняшнего населения Швеции. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   2.2. Последствия вынужденной миграции 

   Основными последствиями миграции на уровне общества и государства являются:

   - изменение численности населения  и его возрастной структуры;

   - изменения в составе населения  по образовательному уровню, социальному  статусу, сферам деятельности;

   - увеличение этнической мозаичности  населения, возможное обострение  конфликтов на религиозной, этнической  основе;

   - снижение спроса на рабочие  места в районах выбытия и  повышение его в районах вселения - изменения на локальных и  региональных рынках труда, усиление  конкуренции в сфере занятости;

   - массовые миграции, организованные  или регулируемые государством (беженцы,  эвакуированные жители) требуют  больших материальных затрат  и наличия спецслужб;

   - в идеале же, являясь экономически  рациональным поведением, миграция  населения должна вести к выравниванию  уровней развития регионов.

   Сегодня широко распространен подход рассмотрения всех возможных последствий миграции с позиции национальной безопасности стран, охваченных миграционными потоками. Таким образом, обозначив общие  итоги миграции, необходимо учесть последствия ее, прежде всего, для  самих переселенцев. Они связаны  с трудностями не только организационного, правового характера (необходимость  получения регистрации, гражданства), но и с трудностями психологической  адаптации (принятие нового социального  окружения, ценностей), нахождения своего места в жизни другого государства  или его территории, нестабильным, а подчас и кризисным материальным положением (невозможность трудоустройства, работа не по специальности). Согласно определению П.Д. Павленка, «при вынужденной миграции серьезно нарушается социальная интеграция человека - из одной природной и социокультурной среды он попадает в другую, разрывая прежние свои связи и традиции и пытаясь установить новые. В этом сущность объекта и предмета социальной работы с мигрантами как маргиналами», т. е. людьми, утратившими свой прежний социальный статус, находящимися в процессе поиска и обретения иного, лучшего10.

   По  мнению С.К. Бондыревой, миграция всегда вынуждена, только нужда это бывает разной11. Пусть не каждый переселенец вправе претендовать на получение статуса, например, беженца, по законам государства, не каждый претендующий может его получить, но для любого человека существовала некая причина, побудившая, вынудившая его поменять место жительства. И хотя те люди, кто действительно бежал от реальных преследований и столкнулся с угрозой жизни, здоровью в месте своего прежнего обитания, ярче, острее переживают сам факт и последствия своего переезда, но и люди, добровольно и без внешних драматических причин решившиеся на переселение, неизбежно столкнуться с необходимостью адаптации и решения других перечисленных выше проблем.

   Поэтому в работе с мигрантами особенно важным является оказание конкретной помощи, что возможно только при разработанной  стратегии государства по регулированию  миграционных процессов, существовании  отлаженного взаимодействия органов  исполнительной власти в данной сфере, их взаимодействии с общественными  организациями, функционировании сети территориальных учреждений, учитывающих  местную ситуацию и ее особенности, с одной стороны, но с другой - и использующих накопленный опыт и применяющих специфические  технологии работы. Таким образом, от рассмотрения теоретических положений о миграции мы переходим к анализу более специфических вопросов современной миграционной политики российского государства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Вывод 

   Подводя итоги всему вышесказанному, можно  сделать вывод, что в новом  веке миграция из разряда государственных  и межнациональных проблем перейдет в новое качество. Она станет рычагом  государственного регулирования многих процессов экономики, демографии, культурного  обмена и т.д.

   Уже сейчас наметились необходимость и  тенденция к межгосударственной интеграции в управлении миграционными  процессами. Правительства развитых стран Европы в скором времени  придут к координации усилий в  отношении различных аспектов:

  1. необходимость разработки общей международной политики по предоставлению убежища, согласования национальных законодательств в этом вопросе уже не подвергаются сомнению;
  2. серьезные опасения вызывают масштабы незаконной миграции, уменьшить и поставить под контроль которую можно также только совместными усилиями, плодотворным взаимодействием как стран исхода незаконных мигрантов, так и стран-реципиентов;
  3. единый европейский рынок предполагает свободную циркуляцию рабочей силы, что в свою очередь предполагает наличие законодательной базы по вопросам межгосударственного кадрового обмена.

   И это только наиболее значимые проблемы современной Европы в области  миграции. При этом нельзя забывать о демографических, социальных, культурных, даже криминальных последствиях миграции.

   В настоящее время вышеозначенные вопросы остро встали перед всеми  странами. Ведутся горячие дискуссии  по созданию новых, соответствующих  изменившейся ситуации, механизмов управления миграцией, в первую очередь, законодательных.

   По  степени значимости для государства  миграции Россия во многом близка к  Европе. За последние годы участились горячие дискуссии, касающиеся дальнейшего развития нашей страны в этом направлении. Уже никто не отрицает остроты и значимости создавшейся ситуации. Тем более важным представляется выбор правильного пути дальнейшего управления миграцией и использования ее для целей государства. Стоит ли говорить, какое значение имеет многолетний опыт наших предшественников? Главное, правильно им воспользоваться, выбрать только лучшее и проверенное временем и грамотно приспособить его к российской действительности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованных источников

  1. Балашова, Т. Н. Миграция и демография как неотложные направления развития приоритетных национальных проектов [Текст] / Т. Н. Балашова // Миграционное право. - 2007. - №1. - С. 19-21.
  2. Барсенков, А. С. История России. 1938-2002 [Текст]: уч. пособие / А. С. Барсенков, А. И. Вдовин. - М.: Аспект Пресс, 2010. -540 с.
  3. Бондырева, С. К. Миграция (сущность и явление) [Текст] / С. К. Бондырева. - М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО МОДЭК, 2004. - 296 с.
  4. Бреева, Е. Б. Основы демографии [Текст]: уч. пособие / Е. Б. Бреева. - М.: Дашков и Ко, 2004. - 352 с.
  5. Волохова, Е. Д. Законодательное обеспечение права на образование в РФ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://test.lexed.ru/pravo/theory/voloxova/?voloxova1_12.html. - Загл. с экрана.
  6. Демография [Текст]: учебник/ Под ред. Н. А. Волгина. - М.: Изд-во РАГС, 2003. - 384 с.
  7. Леонидова, Т. И. Содержание миграционной функции государства: теоретические аспекты [Текст] / Т. И. Леонидова // Миграционное право. - 2007. - № 1. - С. 22-27.
  8. Маслова, Т. Ф. Социальное самочувствие вынужденных переселенцев [Текст] / Т. Ф. Маслова // Социс. - 2007. - №?. - С. 103-107.
  9. Моденов, В. А. Россия и миграция. История, реальность, перспективы [Текст] / В. А. Моденов, А. Г. Носов. - М.: Прометей, 2002. - 328 с.
  10. Социология. Общий курс: Уч. пособие для вузов / Под ред. Кравченко А. И.
  11. Стенограмма парламентских слушаний на тему: «Защита прав соотечественников за рубежом: состояние законодательства и перспективы его совершенствования» от 12.04.2006 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.council.gov.ru. - Загл. с экрана.
  12. Технология социальной работы [Текст]: учеб. пособие для студ. вузов / Под ред. И. Г. Зайнышева. - М.: ВЛАДОС, 2000. - 240 с.
  13. Чепурин, А. В. Со всех континентов, из 78 стран мира [Текст] / А. В. Чепурин // Международная жизнь. - 2006. - №11. - С. 12-14.
  14. Юдина, Т. Н. Социология миграции [Текст]: учеб. пособие для студ. вузов / Т. Н. Юдина. - М.: Академический проект, 2006. - 272 с.

Информация о работе Демография и миграция