Демография и миграция

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 17:27, курсовая работа

Описание работы

Актуальность, цели и задачи исследования обусловлены следующими реалиями и положениями в современном мире. Переселенцы и мигранты - новое обстоятельство нашей жизни. Проблемы, рождаемые современными миграционными потоками, представляют собой не только часть внутренних забот России. Они имеют множество международных аспектов, налагая свой, подчас мрачный отпечаток на политические отношения государств.
Вместе с тем решение задач расселения, трудоустройства прибывших в Россию переселенцев непременно касается и тех государств, где они находились до того, как стали мигрантами. Особый драматизм ситуации придает то, что за каждым фактом, показателем миграции стоят человеческие судьбы, переживания, горести и страдания людей. Поэтому работа с переселенцами требует не только многих средств, материальных ресурсов, но и душевности, сердечности. Она сродни милосердию, где пострадавшим оказывают не только материальное, но и моральное вспомоществование, внимание и сочувствие к попавшему в тяжелое положение человеку.

Содержание

Введение 3
1. Сущность вынужденной миграции 4
1.1. Понятие и причины вынужденной миграции 4
1.2. История вынужденной миграции 6
2. Последствия вынужденной миграции 13
2.1. Обстановка в Европейских странах 13
2.2. Последствия вынужденной миграции 20
Заключение 23
Список использованных источников 25

Работа содержит 1 файл

реф.docx

— 51.41 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание

Введение 3

1. Сущность  вынужденной миграции 4

1.1. Понятие и причины вынужденной миграции 4

1.2. История вынужденной миграции 6

2. Последствия вынужденной миграции 13

2.1. Обстановка в Европейских странах 13

2.2. Последствия вынужденной миграции 20

Заключение 23

Список  использованных источников 25 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Введение

  Актуальность, цели и задачи исследования обусловлены  следующими реалиями и положениями  в современном мире. Переселенцы  и мигранты - новое обстоятельство нашей жизни. Проблемы, рождаемые  современными миграционными потоками, представляют собой не только часть  внутренних забот России. Они имеют  множество международных аспектов, налагая свой, подчас мрачный отпечаток  на политические отношения государств.

  Вместе  с тем решение задач расселения, трудоустройства прибывших в  Россию переселенцев непременно касается и тех государств, где они находились до того, как стали мигрантами. Особый драматизм ситуации придает то, что  за каждым фактом, показателем миграции стоят человеческие судьбы, переживания, горести и страдания людей. Поэтому  работа с переселенцами требует  не только многих средств, материальных ресурсов, но и душевности, сердечности. Она сродни милосердию, где пострадавшим оказывают не только материальное, но и моральное вспомоществование, внимание и сочувствие к попавшему  в тяжелое положение человеку.

  Целью курсовой работы: рассмотреть вынужденную  миграцию.

Задачи  курсовой работы: 1. Определить понятие  вынужденной миграции.

2. Посмотреть  последствия вынужденной миграции. Объект исследования – вынужденная  миграция. Предмет демографические  процессы. 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Сущность  вынужденной миграции

1.1Понятие и причины вынужденной миграции 

   Миграция – от латинского migratio, от migro — перехожу, переселяюсь или, говоря современным языком перемещение, переселение.

   Почему  возникает необходимость миграции? Одним из критериев классификации  выступают причины миграции. Обстоятельства, обусловившие переселение, могут иметь  как объективный характер (военные  действия, экологическая катастрофа), так и субъективный (неудовлетворенность  индивидом своим положением в  обществе).

   С другой стороны, факторы миграции (совокупность движущих сил, воздействующих на миграционные процессы) и ее причины (то, что непосредственно  объясняет процесс переселения) подразделяются на позитивные (притягивающие) и негативные (отталкивающие), однако выявить их главенство в конкретном случае довольно сложно. Исследователи считают, что если в принятии решения о переселении преобладает влияние второй группы факторов («уеду куда угодно, лишь бы не оставаться здесь»), то превалируют выталкивающие факторы. Если же преобладает потребность переселиться именно в конкретный регион, то решающимися оказываются факторы притяжения.

   С.К. Бондырева выделяет целый ряд  групп потребностных мотивов  миграции - стремление к «лучшей  доле», миграция из зависти к жителям  более благополучных мест, миграция из-за комплекса неполноценности  и т. д.1. Она же отмечает, что главным мотивом миграции является поиск благополучной жизни, а благополучие имеет два базовых аспекта - материальное благополучие и безопасность.

   В связи с этим можно выделить несколько  основных причин миграции:

   - из соображений безопасности - миграции  в связи с распадом СССР  из бывших союзных республик  русского населения - реэмиграция,  народов других национальностей  в связи с обострением межэтнических  отношений, военных конфликтов  и столкновений, преследований, ущемления  в правах; также по причине  экологических бедствий и техногенных  катастроф, затронувших густонаселенные  районы страны и угрожающих  здоровью населения;

   - из социально-экономических соображений  - стремление к более полной  реализации своего творческого  потенциала («утечка умов», переезд  молодежи в города из сельской  местности), поиск работы в новых  регионах в связи с негативными  последствиями становления рыночной  экономики - спада производства  и закрытия ряда отраслей промышленности, сокращение численности вооруженных  сил и т. д.

   К общим функциям миграции по предложенной Т.И. Заславской классификации относятся:

   - ускорительная - обеспечивающая  через рост подвижности населения  его личностное развитие, изменение  социально-психологических характеристик,  а также способствующая интеграции  национальных культур;

   - перераспределительная - отражающая  изменение численности населения  территорий, охваченных миграционными  потоками, опосредованное влияние  на демографические процессы;

   - селективная, суть, которой заключается в том, что неравномерное участие в миграции различных групп населения ведет к изменению качественного состава населения взаимодействующих территорий.

   Вероятно, можно отметить также некую «сигнальную» функцию миграции - именно благодаря  постоянным миграционным потокам становятся объектом внимания не только явные, открытые, но и латентные проблемы, кризисы, способствующие их возникновению. Например, многие внутригосударственные миграции - «сигнал бедствия» вымирающих деревень и малых городов, призыв к действию в вопросах реформирования агропромышленного сектора, политики по оказанию поддержки жителям сельской местности, повышению престижности профессий работников сельского хозяйства. Т. Н. Юдиной, помимо широко употребляемого сегодня термина «утечка умов», использованы также понятия «утечка мышц», «утечка мускулов», «утечка невест»2. Появление новой терминологии также показывает области возникновения новых проблем - в спортивной среде, семейно-брачных отношениях и т. д. 

    1. История вынужденной  миграции
 

   Проблема  беженцев и поиска убежища существовала на протяжении всей истории человечества. Но первые поиски ее международно-правового  решения начались благодаря деятельности, созданной в 1919 году Лиги Наций.

   В 1918–1922 годы по миру разошлись в поисках  крова и пристанища, согласно разным источникам, от одного до трех миллионов  одних лишь выходцев из России. В 1923 году общее количество людей, ищущих убежище в Европе (армяне, болгары, русские, албанцы, сербы), достигало  двух — двух с половиной миллионов3. Совет Лиги Наций 26 февраля 1921 года принял свою первую резолюцию по русским беженцам. В июне 1926 года по инициативе Международного комитета Красного Креста учреждается пост верховного комиссара по беженцам, которым избран известный арктический исследователь и благотворитель Фритьоф Нансен, и Бюро по делам беженцев. Положение о получении удостоверений личности для русских беженцев было подписано 53 государствами и получило позже название Положения о «нансеновских паспортах». 31 мая 1924 года принято аналогичное Положение об удостоверении личности армянских беженцев.

   Впервые понятие «беженец» применительно  к определенной группе лиц было сформулировано в мае 1926 года как дополнение к  вышеуказанным соглашениям. Так, в  качестве русского беженца признавалось «всякое лицо русского происхождения, которое не обладает вообще или более  не обладает защитой правительства  СССР и не приобрело другого гражданства»4. На международной конференции, созванной верховным комиссаром, 30 июня 1928 года было принято Соглашение о распространении на другие категории беженцев мер, установленных в отношении русских и армянских беженцев. Соглашение содержало рекомендации государствам по учреждению самостоятельных служб помощи беженцам после согласия национальных правительств. Так, в 1922–1928 годах правительство Франции давало согласие на создание Лигой Наций так называемых «русских бюро» в Париже, Марселе и Ницце, которые осуществляли функции посредников между беженцами и властями страны пребывания.

   В целом все вышеприведенные международные  документы носили рекомендательный характер и не предусматривали специальной  процедуры признания лица беженцем.

   В 1930 году, после смерти Нансена, Бюро по делам беженцев было переименовано  в Нансеновскую международную организацию  по беженцам. К ее функциям относились: необходимая регистрация людей, выдача им временных проездных документов, присоединение возможно большего числа  европейских правительств к действующим  соглашениям по беженцам.

   Приход  Гитлера к власти в 1933 году и установление нацистского режима вызвали ответную международную реакцию и обусловили разработку международного соглашения, имеющего обязательный характер. Лига Наций 28 октября 1933 года приняла Конвенцию, касающуюся международного статуса беженцев. Ее ратифицировали восемь стран. Положения Конвенции впервые были направлены на закрепление принципа невыдачи и невысылки беженцев (non-Refoulement) и создание национальных комитетов по делам беженцев. В 1933–1938 годах существовал специальный Верховный комиссариат Лиги Наций по германским беженцам. 4 июля 1936 года принимается Соглашение о статусе беженцев из Германии, 10 февраля 1938 года — Конвенция об их статусе, ратифицированная только тремя странами. Эти два документа направлены на предоставление временного пребывания беженцев на территории государства, если нет возможности принять их на постоянной основе. Продолжается процесс закрепления принципа non-Refoulement, беженцам гарантируется право передвижения и резиденции на территории принимающего государства.

   Последним международно-правовым соглашением  предвоенного периода стал Дополнительный протокол 1939 года к Конвенции 1938 года, призванный защитить австрийских беженцев и жертв нацистского преследования, хлынувших в европейские страны после оккупации Австрии Германией  в марте 1938 года.

   Начавшаяся  Вторая мировая война положила конец  деятельности Лиги Наций, похоронив  и ее детище — систему международной  защиты беженцев.

   В разгар военных действий, 9 ноября 1943 года, 44 государства создали Агенство Объединенных Наций по вопросам помощи и послевоенного восстановления (UNRRA). Его первостепенными задачами стали содействие ре патриации перемещенных во время войны лиц, находившихся на освобожденных территориях, и  привлечение к этой проблеме заинтересованных правительств, военных властей и  иных органов. Агентство настаивало на добровольности всякой репатриации. По оценкам специалистов, за короткий период ему удалось помочь двум миллионам  беженцев и перемещенных лиц в  Европе5.

   Уже на первой сессии Генеральной Ассамблеи  ООН в январе 1946 года в повестку дня был внесен вопрос о беженцах, требующий безотлагательного решения. Страны двух сформировавшихся после  капитуляции Германии блоков — Восточного и Западного — неоднозначно подходили  к проблеме послевоенных беженцев. Первые настаивали на скорейшем возвращении  людей в те государства, гражданами которых они являлись, и заключении на этот счет двусторонних соглашений. Вторые указывали на необходимость  соблюдения принципа свободы выбора человеком места своего пребывания, предполагающего исключительно  добровольную репатриацию.

   Резолюцией 62/1 Генеральной Ассамблеи ООН  от 15 декабря 1946 года была создана Международная  организация по беженцам (МОБ), в  которой участвовало 18 стран. Среди  них — Англия, Франция, Китай, Швейцария, Канада, Австралия, Новая Зеландия. МОБ одновременно приняла на себя обязательства в отношении предвоенных  беженцев и перемещенных лиц, насильственно  депортированных во время войны  с территории своих государств для  отбывания трудовой повинности или  по политическим причинам. В период 1947–1951 годов МОБ удалось переселить на родину более миллиона перемещенных лиц.

   Термин  «внутренне перемещенное лицо» постепенно получал все более расширительное толкование. Его послевоенное значение имело в виду только лиц, насильственно  депортированных во время войны  с оккупированных территорий. В настоящее  время данный термин применяется  в основном по отношению к лицам, которые подверглись массовому  изгнанию или принудительному переселению  в результате вооруженных конфликтов, нарушений прав человека или внутренних беспорядков. Причем чаще всего при  употреблении он несет дополнительную смысловую нагрузку, указывая на локальность  перемещений этих лиц, совершаемых  в пределах своего государства. Тем  самым пересечение государственной  границы выделяется в качестве отличительного признака беженцев от внутренне перемещенных лиц. Еще в 1986 году Независимая комиссия по международным гуманитарным вопросам поставила в своем докладе вопрос об инициативах международного сообщества в отношении внутренне перемещенных лиц. В 1990-е годы к этой проблеме активно подключилось УВКБ ООН, установив своими директивами критерии для работы с внутренне перемещенными лицами. Эти критерии совпадали с аналогичными по отношению к беженцам в той части, которая касалась оценки ситуации и факторов, обусловивших исход людей, согласия соответствующего государства на оказание им помощи, обеспечения свободного доступа к указанным лицам6. В 1996 году силами ООН были подготовлены и приняты так называемые Руководящие принципы по внутреннему перемещению, представляющие собой своеобразную международную декларацию, где содержатся гарантии прав внутренне перемещенных лиц, в частности права не подвергаться произвольному выселению, права на безопасное пребывание и права на правовое признание.

Информация о работе Демография и миграция