Декабризм как историческое явление ХIХ века

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2011 в 18:29, курсовая работа

Описание работы

В толковом словаре русского языка дается такое определение понятия декабрист: это участник русского дворянского революционно – освободительного движения, завершающегося восстанием 14 декабря 1825 года. Декабризм как историческое явление чрезвычайно многогранен. Он включает в себя идеологию дворянских революционеров, оказавшую значительное влияние на общественное сознание передовой России первой половины ХIХ века.

Содержание

Введение. Декабризм как историческое явление ХIХ века………...4
Зарождение Декабристского движения………………………………..5
Тайные политические организации:
«Союз спасения»………………………………………………………6
«Союз благоденствия»……………………………………………….8
«Северное и Южное общества»……………………………………………………………...9
«Общество соединенных славян»………………………………….12
Основные события восстания декабристов и суд
над восставшими………………………………………………………...13

Декабристы и Владимирский край:
Николай Васильевич Басаргин…………………………………….15
Павел Иванович Пестель…………………………………………...16
Михаил Фотиевич Митьков………………………………………..17
Петр Александрович Муханов……………………………………..18
Михаил Матвеевич Спиридов……………………………………..18
Федор Петрович Шаховский……………………………………….19
Основные направления в общественно – политической мысли России в XIX веке:
Консервативное направление……………………………………...20
Либеральное направление………………………………………….22
Радикальное направление………………………………………….23
Петрашевцы…………………………………………………………..24
А.И. Герцен и теория общинного социализма……………………25
Заключение. Значение Декабристского восстания и общественно – политической мысли……………………………………………………26
Список используемой литературы……………………………………

Работа содержит 1 файл

реферат.docx

— 53.24 Кб (Скачать)

Федор Петрович Шаховский

Закончил  свою жизнь на суздальской земле  Федор Петрович Шаховский. Родился он 12(23).3.1796 года в с. Заостровье Холмовского уезда Псковской губернии. Один из учредителей «Союза спасения»(1816), «Союз благоденствия» (1818). В 1817 году поддерживал план цареубийства. В последующих декабристских организациях участия не принимал. Осужден к пожизненной ссылке в Сибирь(срок сокращен до 20 лет), лишен дворянства и чинов. В 1826 году сослан в Туруханск, в 1827 переведен в Енисейск. В ссылке занимался ботаническими исследованиями. Оказал денежную помощь жителям Туруханска по случаю неурожая. В связи с тяжелым психическим заболеванием был переведен в январе 1829 года в суздальский Спасо – Ефимиев монастырь, где и умер. Похоронен на монастырском арестантском кладбище, впоследствии уничтоженном. Посетители суздальского монастыря однажды летним вечером видели, как молодая женщина подошла к арестантской могиле со свежеструганном крестом.  Немного постояв, женщина рухнула на землю.

Основные  направления в  общественно – политической мысли России в XIX веке.

Поражение декабристов и усиление полицейско-репрессивной политики правительства не привели  к спаду общественного движения. Напротив, оно еще более оживилось. Центрами развития общественной мысли  стали различные петербургские  и московские салоны (домашние собрания единомышленников), кружки офицеров и  чиновников, высшие учебные заведения (в первую очередь, Московский университет), литературные журналы: "Москвитянин", "Вестник Европы", "Отечественные  записки", "Современник" и другие. В общественном движении второй четверти XIX в. началось размежевание трех идейных  направлений: радикального, либерального и консервативного. В отличие  от предыдущего периода активизировалась деятельность консерваторов, защищавших существовавший в России строй. [6,с.230]

Консервативное  направление. Консерватизм в России опирался на теории, доказывавшие незыблемость самодержавия и крепостного права. Идея необходимости самодержавия как своеобразной и издревле присущей России формы политической власти своими корнями уходит в период укрепления Русского государства. Она развивалась и совершенствовалась в течение XVIII-XIX вв., приспосабливаясь к новым общественно-политическим условиям. Особое звучание для России эта идея приобрела после того, как в Западной Европе было покончено с абсолютизмом. В начале XIX в. Н.М. Карамзин писал о необходимости сохранения мудрого самодержавия, которое, по его мнению, "основало и воскресило Россию". Выступление декабристов активизировало консервативную общественную мысль. 
 
Для идеологического обоснования самодержавия министр народного просвещения граф С.С. Уваров создал теорию официальной народности. Она была основана на трех принципах: самодержавие, православие, народность. В этой теории преломились просветительские идеи о единении, добровольном союзе государя и народа, об отсутствии противоположных классов в русском обществе. Своеобразие заключалось в признании самодержавия как единственно возможной формы правления в России. Крепостное право рассматривалось как благо для народа и государства. Православие понималось как присущая русскому народу глубокая религиозность и приверженность ортодоксальному христианству. Из этих постулатов делался вывод о невозможности и ненужности коренных социальных изменений в России, о необходимости укрепления самодержавия и крепостного права. 
 
Эти идеи развивались журналистами Ф.В. Булгариным и Н.И. Гречем, профессорами Московского университета М.П. Погодиным и С.П. Шевыревым. Теория официальной народности не только пропагандировалась через прессу, но и широко внедрялась в систему просвещения и образования. 
 
Теория официальной народности вызвала резкую критику не только радикально настроенной части общества, но и либералов. Наибольшую известность получило выступление ПЛ. Чаадаева, написавшего "Философические письма" с критикой самодержавия, крепостничества и всей официальной идеологии, В первом письме, опубликованном в журнале "Телескоп" в 1836 г., ПЛ. Чаадаев отрицал возможность общественного прогресса в России, не видел ни в прошлом, ни в настоящем русского народа ничего светлого. По его мнению, Россия, оторванная от Западной Европы, закостенелая в своих нравственно-религиозных, православных догмах, находилась в мертвом застое. Спасение России, ее прогресс он видел в использовании европейского опыта, в объединении стран христианской цивилизации в новую общность, которая обеспечит духовную свободу всех народов. Правительство жестоко расправилось с автором и издателем письма. П.Я. Чаадаева объявили сумасшедшим и отдали под полицейский надзор. Журнал "Телескоп" закрыли. Его редактор, Н.И. Надеждин был выслан из Москвы с запрещением заниматься издательской и педагогической деятельностью. Однако идеи, высказанные ПЛ. Чаадаевым, вызвали большой общественный резонанс и оказали значительное влияние на дальнейшее развитие общественной мысли.

Либеральное направление. На рубеже 30-40-х годов XIX в. среди оппозиционных правительству либералов сложилось два идейных течения - славянофильство и западничество. Идеологами славянофилов были писатели, философы и публицисты: К.С. и И.С. Аксаковы, И.В. и П.В. Киреевские, А.С. Хомяков, Ю.Ф. Самарин и др. Идеологами западников - историки, юристы, писатели и публицисты: Т.Н. Грановский, К.Д. Кавелин, С.М. Соловьев, В.П. Боткин и др. Представителей этих течений объединяло желание видеть Россию процветающей и могучей в кругу всех европейских держав. Для этого они считали необходимым изменить ее социально-политический строй, установить конституционную монархию, смягчить и даже отменить крепостное право, наделить крестьян небольшими наделами земли, ввести свободу слова и совести. Боясь революционных потрясений, они считали, что само правительство должно провести необходимые реформы. 
 
Вместе с тем были и существенные различия во взглядах славянофилов и западников. Славянофилы преувеличивали национальную самобытность России. Идеализируя историю допетровской Руси, они настаивали на возвращении к тем порядкам, когда Земские соборы доносили до власти мнение народа, когда между помещиками и крестьянами якобы существовали патриархальные отношения. Одна из основополагающих идей славянофилов заключалась в том, что единственно верной и глубоко нравственной религией является православие. По их мнению, русскому народу присущ особый дух коллективизма, в отличие от Западной Европы, где царит индивидуализм. Этим они объясняли особый путь исторического развития России. Западники исходили из того, что Россия должна развиваться в русле европейской цивилизации. Они резко критиковали славянофилов за противопоставление России и Запада, объясняя ее отличие исторически сложившейся отсталостью. Отрицая особую роль крестьянской общины, западники считали, что правительство навязало ее народу для удобства управления и сбора налогов. Они выступали за широкое просвещение народа, полагая, что это единственно верный путь для успеха модернизации социально-политического строя России. Их критика крепостнических порядков и призыв к изменению внутренней политики также способствовали развитию общественно-политической мысли. 
Славянофилы и западники заложили в 30-50-е годы XIX в. основу либерально-реформистского направления в общественном движении. 
Радикальное направление. Во второй половине 20-х - первой половине 30-х годов характерной организационной формой антиправительственного движения стали малочисленные кружки, появлявшиеся в Москве и в провинции, где не так сильно, как в Петербурге, утвердился полицейский надзор и шпионаж. Их члены разделяли идеологию декабристов и осуждали расправу с ними. Вместе с тем они пытались преодолеть ошибки своих предшественников, распространяли вольнолюбивые стихи, критиковали правительственную политику. Большой переполох московской полиции вызвала деятельность кружка братьев П., М. и В. Критских. Его члены в день коронации Николая разбросали на Красной площади прокламации, с помощью которых пытались возбудить в народе ненависть к монархическому правлению. По личному повелению императора участников кружка заточили на 10 лет в каземат Соловецкого монастыря, а затем отдали в солдаты. 
Тайные организации первой половины 30-х годов XIX в. имели в основном просветительский характер. Вокруг Н.В. Станкевича, В.Г. Белинского, А.И. Герцена и Н.П. Огарева сложились группы, члены которых изучали отечественные и иностранные политические произведения, пропагандировали новейшую западную философию. В 1831 г. образовалось "Сунгуровское общество", названное по имени его руководителя, выпускника Московского университета Н.П. Сунгурова. Студенты, члены организации, восприняли идейное наследие декабристов. Они выступали против крепостничества и самодержавия, призывали к введению в России конституции. Для второй половины 30-х годов характерен спад общественного движения в связи с разгромом тайных кружков, закрытием ряда передовых журналов. В 40-е годы XIX в. в радикальном направлении наметился новый подъем. Он был связан с деятельностью В.Г. Белинского, А.И. Герцена, Н.П. Огарева, М.В. Буташевича-Петрашевекого и других. 
Литературный критик В.Г. Белинский, раскрывая идейное содержание рецензируемых произведений, воспитывал у читателей ненависть к произволу и крепостничеству, любовь к народу. Идеалом политического строя для него было такое общество, в котором "не будет богатых, не будет бедных, ни царей, ни подданных, но будут братья, будут люди".

Петрашевцы. Оживление общественного движения в 40-х годах выразилось в создании новых кружков. По имени руководителя одного из них - М.В. Буташевича-Петрашевекого - его участники были названы петрашевцами. В кружок входили чиновники, офицеры, учителя, писатели, публицисты и переводчики (Ф.М. Достоевский, М.Е. Салтыков-Щедрин, А.Н. Майков, А.Н. Плещеев и др.).М.В. Петрашевский на паях создал со своими друзьями первую коллективную библиотеку, состоявшую преимущественно из сочинений по гуманитарным наукам. Для широкой пропаганды своих взглядов петрашевцы в 1845-1846 гг. приняли участие в издании "Карманного словаря иностранных слов, вошедших в состав русского языка". В нем они излагали сущность европейских социалистических учений, особенно Ш. Фурье, оказавшего большое влияние на формирование их мировоззрения.Петрашевцы решительно осуждали самодержавие и крепостное право. В республике они видели идеал политического устройства и намечали программу широких демократических преобразований. В 1848 г. М.В. Петрашевский создал "Проект об освобождении крестьян", предлагая прямое, безвозмездное и безусловное освобождение их с тем наделом земли, который они обрабатывали. Радикальная часть петрашевцев пришла к выводу о назревшей необходимости восстания, движущей силой которого должны были стать крестьяне и горнозаводские рабочие Урала. 
Кружок М.В. Петрашевского был раскрыт правительством в апреле 1849 г. К следствию привлекли более 120 человек. Комиссия квалифицировала их деятельность как "заговор идей". Несмотря на это, участники кружка были жестоко наказаны. Военный суд приговорил 21 человека к смертной казни, но в последнюю минуту расстрел был заменен бессрочной каторгой.  
Деятельность кружка М.В. Петрашевского положила начало распространению в России социалистических идей. 
А.И. Герцен и теория общинного социализма. Дальнейшее развитие социалистических идей в России связано с именем А.И. Герцена. Его произведения содержали идею борьбы за свободу личности, протест против насилия и произвола. Идеал общественного развития А.И. Герцен видел в социализме, при котором не будет частной собственности и эксплуатации. Вопрос о путях перехода к социализму решался А.И. Герценом противоречиво. В одних работах он писал о возможности народной революции, в других - осуждал насильственные методы изменения государственного строя.
 
 
 
 
 
 

Заключение.  
Значение Декабристского восстания и общественно – политической мысли.

Восстание декабристов в 1825 году - результат, итог всего декабристского движения. Оно явилось проверкой их революционных возможностей. Это было первое в истории России открытое политическое выступление против самодержавия с оружием в руках. Потерпев поражение в социально – политической борьбе, декабристы одержали духовно – нравственную победу, показали пример истинного служения своему отечеству и народу, внесли лепту в формирование новой нравственной личности. Движение декабристов оказало огромное влияние на развитие русской культуры. Однако, исходя из конкретно – исторической ситуации, поражение декабристов ослабило интеллектуальный потенциал русского общества, спровоцировало усиление правительственной реакции, задержало, по словам П.Я.Чаадаева, развитие России на 50 лет.

В целом  вторая четверть XIX века была временем "наружного рабства" и "внутреннего освобождения". Одни - молчали, напуганные правительственными репрессиями. Другие - настаивали на сохранении самодержавия и крепостничества. Третьи - активно искали пути обновления страны, совершенствования ее социально-политической системы. Также просматривается зарождение и революционно-демократической политической мысли. Основные идеи и направления, сложившиеся в общественно-политическом движении первой половины XIX века, с незначительными изменениями продолжали развиваться и во второй половине века. 

Список  используемой литературы:

  1. Ключевский В.О.  Русская история. Полный курс лекций в 3 кн. Кн. 3. – М.: Мысль, 1993. – 558 с.  

    ISBN  5-244-00730-0

              5-244-00733-5                                                                                                                           

  1. Кузнецов И.Н. Отечественная история: Учебник. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2008. – 816 с.

    ISBN  978-5-91131-817-8

  1. Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России. Учебник для вузов. – М.: Издательская группа НОРМА – ИНФРА. М, 1998 – 592 с. 

    ISBN 5-89123-083-6

    ISBN 5-86225-419-6

  1. Нечкина М.М. День 14 декабря 1825 года. М.: Наука, 1985. – 396 с.
  2. Орлик О.В. Декабристы и внешняя политика России. – М.: Наука, 1984. – 285 с.
  3. Орлов А.С., В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. История России: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2009. – 528 с.

    ISBN 978-5-392-00578-9

  1. Чернов Г. И. Герои 14 декабря. – Ярославль, Верх.-Волж. кн. изд., 1973. – 136 с.

Информация о работе Декабризм как историческое явление ХIХ века