Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2011 в 18:29, курсовая работа
В толковом словаре русского языка дается такое определение понятия декабрист: это участник русского дворянского революционно – освободительного движения, завершающегося восстанием 14 декабря 1825 года. Декабризм как историческое явление чрезвычайно многогранен. Он включает в себя идеологию дворянских революционеров, оказавшую значительное влияние на общественное сознание передовой России первой половины ХIХ века.
Введение. Декабризм как историческое явление ХIХ века………...4
Зарождение Декабристского движения………………………………..5
Тайные политические организации:
«Союз спасения»………………………………………………………6
«Союз благоденствия»……………………………………………….8
«Северное и Южное общества»……………………………………………………………...9
«Общество соединенных славян»………………………………….12
Основные события восстания декабристов и суд
над восставшими………………………………………………………...13
Декабристы и Владимирский край:
Николай Васильевич Басаргин…………………………………….15
Павел Иванович Пестель…………………………………………...16
Михаил Фотиевич Митьков………………………………………..17
Петр Александрович Муханов……………………………………..18
Михаил Матвеевич Спиридов……………………………………..18
Федор Петрович Шаховский……………………………………….19
Основные направления в общественно – политической мысли России в XIX веке:
Консервативное направление……………………………………...20
Либеральное направление………………………………………….22
Радикальное направление………………………………………….23
Петрашевцы…………………………………………………………..24
А.И. Герцен и теория общинного социализма……………………25
Заключение. Значение Декабристского восстания и общественно – политической мысли……………………………………………………26
Список используемой литературы……………………………………
Федор Петрович Шаховский
Закончил свою жизнь на суздальской земле Федор Петрович Шаховский. Родился он 12(23).3.1796 года в с. Заостровье Холмовского уезда Псковской губернии. Один из учредителей «Союза спасения»(1816), «Союз благоденствия» (1818). В 1817 году поддерживал план цареубийства. В последующих декабристских организациях участия не принимал. Осужден к пожизненной ссылке в Сибирь(срок сокращен до 20 лет), лишен дворянства и чинов. В 1826 году сослан в Туруханск, в 1827 переведен в Енисейск. В ссылке занимался ботаническими исследованиями. Оказал денежную помощь жителям Туруханска по случаю неурожая. В связи с тяжелым психическим заболеванием был переведен в январе 1829 года в суздальский Спасо – Ефимиев монастырь, где и умер. Похоронен на монастырском арестантском кладбище, впоследствии уничтоженном. Посетители суздальского монастыря однажды летним вечером видели, как молодая женщина подошла к арестантской могиле со свежеструганном крестом. Немного постояв, женщина рухнула на землю.
Основные направления в общественно – политической мысли России в XIX веке.
Поражение
декабристов и усиление полицейско-репрессивной
политики правительства не привели
к спаду общественного
Консервативное
направление. Консерватизм в России
опирался на теории, доказывавшие незыблемость
самодержавия и крепостного права. Идея
необходимости самодержавия как своеобразной
и издревле присущей России формы политической
власти своими корнями уходит в период
укрепления Русского государства. Она
развивалась и совершенствовалась в течение
XVIII-XIX вв., приспосабливаясь к новым общественно-политическим
условиям. Особое звучание для России
эта идея приобрела после того, как в Западной
Европе было покончено с абсолютизмом.
В начале XIX в. Н.М. Карамзин писал о необходимости
сохранения мудрого самодержавия, которое,
по его мнению, "основало и воскресило
Россию". Выступление декабристов активизировало
консервативную общественную мысль.
Для идеологического обоснования самодержавия
министр народного просвещения граф
С.С. Уваров создал теорию
официальной народности. Она была основана
на трех принципах: самодержавие, православие,
народность. В этой теории преломились
просветительские идеи о единении, добровольном
союзе государя и народа, об отсутствии
противоположных классов в русском обществе.
Своеобразие заключалось в признании
самодержавия как единственно возможной
формы правления в России. Крепостное
право рассматривалось как благо для народа
и государства. Православие понималось
как присущая русскому народу глубокая
религиозность и приверженность ортодоксальному
христианству. Из этих постулатов делался
вывод о невозможности и ненужности коренных
социальных изменений в России, о необходимости
укрепления самодержавия и крепостного
права.
Эти идеи развивались журналистами Ф.В.
Булгариным и Н.И. Гречем, профессорами
Московского университета М.П. Погодиным
и С.П. Шевыревым. Теория официальной народности
не только пропагандировалась через прессу,
но и широко внедрялась в систему просвещения
и образования.
Теория официальной народности вызвала
резкую критику не только радикально настроенной
части общества, но и либералов. Наибольшую
известность получило выступление
ПЛ. Чаадаева, написавшего "Философические
письма" с критикой
самодержавия, крепостничества
и всей официальной
идеологии, В первом письме, опубликованном
в журнале "Телескоп" в 1836 г., ПЛ. Чаадаев
отрицал возможность общественного прогресса
в России, не видел ни в прошлом, ни в настоящем
русского народа ничего светлого. По его
мнению, Россия, оторванная от Западной
Европы, закостенелая в своих нравственно-религиозных,
православных догмах, находилась в мертвом
застое. Спасение России, ее прогресс он
видел в использовании европейского опыта,
в объединении стран христианской цивилизации
в новую общность, которая обеспечит духовную
свободу всех народов. Правительство жестоко
расправилось с автором и издателем письма.
П.Я. Чаадаева объявили сумасшедшим и отдали
под полицейский надзор. Журнал "Телескоп"
закрыли. Его редактор, Н.И. Надеждин был
выслан из Москвы с запрещением заниматься
издательской и педагогической деятельностью.
Однако идеи, высказанные ПЛ. Чаадаевым,
вызвали большой общественный резонанс
и оказали значительное влияние на дальнейшее
развитие общественной мысли.
Либеральное
направление. На рубеже 30-40-х годов XIX
в. среди оппозиционных правительству
либералов сложилось два идейных течения
- славянофильство и западничество. Идеологами
славянофилов были писатели, философы
и публицисты: К.С. и И.С. Аксаковы, И.В. и
П.В. Киреевские, А.С. Хомяков, Ю.Ф. Самарин
и др. Идеологами западников - историки,
юристы, писатели и публицисты: Т.Н. Грановский,
К.Д. Кавелин, С.М. Соловьев, В.П. Боткин
и др. Представителей этих течений объединяло
желание видеть Россию процветающей и
могучей в кругу всех европейских держав.
Для этого они считали необходимым изменить
ее социально-политический строй, установить
конституционную монархию, смягчить и
даже отменить крепостное право, наделить
крестьян небольшими наделами земли, ввести
свободу слова и совести. Боясь революционных
потрясений, они считали, что само правительство
должно провести необходимые реформы.
Вместе с тем были и существенные различия
во взглядах славянофилов и западников.
Славянофилы преувеличивали национальную
самобытность России. Идеализируя историю
допетровской Руси, они настаивали на
возвращении к тем порядкам, когда Земские
соборы доносили до власти мнение народа,
когда между помещиками и крестьянами
якобы существовали патриархальные отношения.
Одна из основополагающих
идей славянофилов заключалась в том,
что единственно верной и глубоко нравственной
религией является православие. По их
мнению, русскому народу присущ особый
дух коллективизма, в отличие от Западной
Европы, где царит индивидуализм. Этим
они объясняли особый путь исторического
развития России. Западники
исходили из того, что Россия должна
развиваться в русле европейской цивилизации.
Они резко критиковали славянофилов за
противопоставление России и Запада, объясняя
ее отличие исторически сложившейся отсталостью.
Отрицая особую роль крестьянской общины,
западники считали, что правительство
навязало ее народу для удобства управления
и сбора налогов. Они
выступали за широкое
просвещение народа, полагая, что это
единственно верный путь для успеха модернизации
социально-политического строя России.
Их критика крепостнических порядков
и призыв к изменению внутренней политики
также способствовали развитию общественно-политической
мысли.
Славянофилы и западники заложили в 30-50-е
годы XIX в. основу либерально-реформистского
направления в общественном движении.
Радикальное направление. Во второй
половине 20-х - первой половине 30-х годов
характерной организационной формой антиправительственного
движения стали малочисленные кружки,
появлявшиеся в Москве и в провинции, где
не так сильно, как в Петербурге, утвердился
полицейский надзор и шпионаж. Их члены
разделяли идеологию декабристов и осуждали
расправу с ними. Вместе с тем они пытались
преодолеть ошибки своих предшественников,
распространяли вольнолюбивые стихи,
критиковали правительственную политику.
Большой переполох московской полиции
вызвала деятельность кружка братьев
П., М. и В. Критских. Его члены в день коронации
Николая разбросали на Красной площади
прокламации, с помощью которых пытались
возбудить в народе ненависть к монархическому
правлению. По личному повелению императора
участников кружка заточили на 10 лет в
каземат Соловецкого монастыря, а затем
отдали в солдаты.
Тайные организации первой половины 30-х
годов XIX в. имели в основном просветительский
характер. Вокруг Н.В. Станкевича, В.Г. Белинского,
А.И. Герцена и Н.П. Огарева сложились группы,
члены которых изучали отечественные
и иностранные политические произведения,
пропагандировали новейшую западную философию.
В 1831 г. образовалось "Сунгуровское
общество", названное по имени его руководителя,
выпускника Московского университета
Н.П. Сунгурова. Студенты, члены организации,
восприняли идейное наследие декабристов.
Они выступали против крепостничества
и самодержавия, призывали к введению
в России конституции. Для второй половины
30-х годов характерен спад общественного
движения в связи с разгромом тайных кружков,
закрытием ряда передовых журналов. В
40-е годы XIX в. в радикальном направлении
наметился новый подъем. Он был связан
с деятельностью В.Г. Белинского, А.И. Герцена,
Н.П. Огарева, М.В. Буташевича-Петрашевекого
и других.
Литературный критик В.Г. Белинский, раскрывая
идейное содержание рецензируемых произведений,
воспитывал у читателей ненависть к произволу
и крепостничеству, любовь к народу. Идеалом
политического строя для него было такое
общество, в котором "не будет богатых,
не будет бедных, ни царей, ни подданных,
но будут братья, будут люди".
Петрашевцы.
Оживление общественного движения в 40-х
годах выразилось в создании новых кружков.
По имени руководителя одного из них -
М.В. Буташевича-Петрашевекого - его участники
были названы петрашевцами. В кружок входили
чиновники, офицеры, учителя, писатели,
публицисты и переводчики (Ф.М. Достоевский,
М.Е. Салтыков-Щедрин, А.Н. Майков, А.Н. Плещеев
и др.).М.В. Петрашевский на паях создал
со своими друзьями первую коллективную
библиотеку, состоявшую преимущественно
из сочинений по гуманитарным наукам.
Для широкой пропаганды своих взглядов
петрашевцы в 1845-1846 гг. приняли участие
в издании "Карманного словаря иностранных
слов, вошедших в состав русского языка".
В нем они излагали сущность европейских
социалистических учений, особенно Ш.
Фурье, оказавшего большое влияние на
формирование их мировоззрения.Петрашевцы
решительно осуждали
самодержавие и крепостное
право. В республике
они видели идеал политического
устройства и намечали
программу широких демократических
преобразований. В 1848 г. М.В. Петрашевский
создал "Проект об освобождении крестьян",
предлагая прямое, безвозмездное и безусловное
освобождение их с тем наделом земли, который
они обрабатывали. Радикальная часть петрашевцев
пришла к выводу о назревшей необходимости
восстания, движущей силой которого должны
были стать крестьяне и горнозаводские
рабочие Урала.
Кружок М.В. Петрашевского был раскрыт
правительством в апреле 1849 г. К следствию
привлекли более 120 человек. Комиссия квалифицировала
их деятельность как "заговор идей".
Несмотря на это, участники кружка были
жестоко наказаны. Военный суд приговорил
21 человека к смертной казни, но в последнюю
минуту расстрел был заменен бессрочной
каторгой.
Деятельность кружка М.В. Петрашевского
положила начало распространению в России
социалистических идей.
А.И. Герцен и теория
общинного социализма. Дальнейшее развитие
социалистических идей в России связано
с именем А.И. Герцена. Его произведения
содержали идею борьбы за свободу личности,
протест против насилия и произвола. Идеал
общественного развития А.И. Герцен видел
в социализме, при котором не будет частной
собственности и эксплуатации. Вопрос
о путях перехода к социализму решался
А.И. Герценом противоречиво. В одних работах
он писал о возможности народной революции,
в других - осуждал насильственные методы
изменения государственного строя.
Заключение.
Значение Декабристского
восстания и общественно
– политической мысли.
Восстание декабристов в 1825 году - результат, итог всего декабристского движения. Оно явилось проверкой их революционных возможностей. Это было первое в истории России открытое политическое выступление против самодержавия с оружием в руках. Потерпев поражение в социально – политической борьбе, декабристы одержали духовно – нравственную победу, показали пример истинного служения своему отечеству и народу, внесли лепту в формирование новой нравственной личности. Движение декабристов оказало огромное влияние на развитие русской культуры. Однако, исходя из конкретно – исторической ситуации, поражение декабристов ослабило интеллектуальный потенциал русского общества, спровоцировало усиление правительственной реакции, задержало, по словам П.Я.Чаадаева, развитие России на 50 лет.
В целом
вторая четверть XIX века была временем
"наружного рабства" и "внутреннего
освобождения". Одни - молчали, напуганные
правительственными репрессиями. Другие
- настаивали на сохранении самодержавия
и крепостничества. Третьи - активно искали
пути обновления страны, совершенствования
ее социально-политической системы. Также
просматривается зарождение и революционно-демократической
политической мысли. Основные идеи и направления,
сложившиеся в общественно-политическом
движении первой половины XIX века, с незначительными
изменениями продолжали развиваться и
во второй половине века.
Список используемой литературы:
ISBN 5-244-00730-0
5-244-00733-5
ISBN 978-5-91131-817-8
ISBN 5-89123-083-6
ISBN 5-86225-419-6
ISBN 978-5-392-00578-9
Информация о работе Декабризм как историческое явление ХIХ века