Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2011 в 18:29, курсовая работа
В толковом словаре русского языка дается такое определение понятия декабрист: это участник русского дворянского революционно – освободительного движения, завершающегося восстанием 14 декабря 1825 года. Декабризм как историческое явление чрезвычайно многогранен. Он включает в себя идеологию дворянских революционеров, оказавшую значительное влияние на общественное сознание передовой России первой половины ХIХ века.
Введение. Декабризм как историческое явление ХIХ века………...4
Зарождение Декабристского движения………………………………..5
Тайные политические организации:
«Союз спасения»………………………………………………………6
«Союз благоденствия»……………………………………………….8
«Северное и Южное общества»……………………………………………………………...9
«Общество соединенных славян»………………………………….12
Основные события восстания декабристов и суд
над восставшими………………………………………………………...13
Декабристы и Владимирский край:
Николай Васильевич Басаргин…………………………………….15
Павел Иванович Пестель…………………………………………...16
Михаил Фотиевич Митьков………………………………………..17
Петр Александрович Муханов……………………………………..18
Михаил Матвеевич Спиридов……………………………………..18
Федор Петрович Шаховский……………………………………….19
Основные направления в общественно – политической мысли России в XIX веке:
Консервативное направление……………………………………...20
Либеральное направление………………………………………….22
Радикальное направление………………………………………….23
Петрашевцы…………………………………………………………..24
А.И. Герцен и теория общинного социализма……………………25
Заключение. Значение Декабристского восстания и общественно – политической мысли……………………………………………………26
Список используемой литературы……………………………………
Содержание:
над
восставшими…………………………………………………
Список
используемой литературы……………………………………27
Введение.
Декабризм как историческое явление ХIХ века.
В толковом
словаре русского языка дается такое
определение понятия декабрист:
это участник русского дворянского
революционно – освободительного движения,
завершающегося восстанием 14 декабря
1825 года. Декабризм как историческое явление
чрезвычайно многогранен. Он включает
в себя идеологию дворянских революционеров,
оказавшую значительное влияние на общественное
сознание передовой России первой половины
ХIХ века. Родоначальники идейно осознанной
и организованной политической борьбы
против самодержавия и крепостного права,
декабристы навечно вошли в историю России.
[5,с.89]
Зарождение Декабристского движения.
К началу 20-х годов ХIХ в. в России возникают признаки революционной ситуации. "Верхи" еще могут править по-прежнему, но "низы" уже не хотят жить по-старому. Недовольство охватило самые широкие слои русского общества. Нарастал революционный взрыв. Политика царизма глубоко возмущала и толкала будущих декабристов на путь революционной борьбы. Почти все декабристы по своему происхождению были дворянами, т.е. принадлежали к привилегированному сословию тогдашней крепостной России. С самого детства, вначале дома, затем в учебном заведении, им закладывались совсем иные принципы, чем те, за которые они отдали свои жизни. Декабристы выросли в России, и их мировоззрение складывалось на основе размышлений над судьбой их страны.
Подавляющее
большинство будущих
Зарождение
движения дворянских революционеров обусловливалось
как внутренними процессами, происходившими
в России, так и международными событиями
первой четверти XIX в.
Причины и характер
движения. Главная причина - понимание
лучшими представителями дворянства,
что сохранение крепостничества и самодержавия
гибельно для дальнейшей судьбы страны.
Важной причиной явилась Отечественная
война 1812 г. и пребывание русской армии
в Европе в 1813-1815 гг. Будущие декабристы
называли себя "детьми 12-го года".
Они поняли, что народ, спасший Россию
от порабощения и освободивший Европу
от Наполеона, заслуживает лучшей участи.
Знакомство с европейской действительностью
убедило передовую часть дворян в том,
что крепостное состояние русского крестьянства
необходимо изменить. Подтверждение этим
мыслям они находили в произведениях французских
просветителей, которые высказывались
против феодализма и абсолютизма. Идеология
дворянских революционеров складывалась
и на отечественной почве, так как многие
государственные и общественные деятели
уже в XVIII - начале XIX в. выступали с осуждением
крепостного права.
Формированию
революционного мировоззрения
Однако в общественном движении России
была своя специфика. Она выражалась в
том, что в России фактически не было буржуазии,
способной бороться за свои интересы и
за демократические преобразования. Широкие
народные массы были темны, необразованны
и забиты. Они долго еще сохраняли монархические
иллюзии и политическую инертность. Поэтому
революционная идеология, понимание необходимости
модернизации страны складывались в начале
XIX в. исключительно у передовой части
дворянства, выступившей против интересов
своего сословия. Круг революционеров
был крайне ограничен - в основном, представители
родовитого дворянства и привилегированного
офицерского корпуса. [6,с.224]
Тайные политические организации.
«Союз
спасения».
Первой тайной организацией будущих декабристов стал «Союз спасения». В феврале 1816 г. молодые офицеры Александр и Никита Муравьевы, Матвей и Сергей Муравьевы-Апостолы, Сергей Трубецкой и Иван Якушин договорились "составить общество, цель которого была в обширном смысле благо России". Впоследствии в него вошел и Павел Пестель. Небольшая — до 30 человек — строго законспирированная группа заговорщиков своими главными задачами объявляла свержение тирании, уничтожение крепостничества, учреждение конституционной монархии.
Члены Союза называли себя "истинными и верными сынами Отечества". Каждый из них должен был действовать на общую пользу, поддерживать все благие дела страны, препятствовать злу, преследовать чиновников, радеющих лишь о собственной выгоде и других бесчестных людей. Члены «Союза спасения» клялись на кресте и Евангелии в сохранении тайны.
Над уставом или "статусом", Союза больше всех поработал Пестель, хотя для его составления была избрана комиссия, куда входили С. П. Трубецкой, И. А. Долгорукий и Ф. П. Шаховский.
На одном
из совещаний Союза в Москве обсуждался
ранее не поднимавшийся вопрос о
том, какой видят "сыны Отечества"
Россию после освобождения от тирании
и как добиться физического устранения
монарха. Один из заговорщиков, Якушин,
предложил себя в цареубийцы. Четкого
представления о том, как действовать
после этого, у них не было. Но даже среди
малого числа членов тайной организации
выявились серьезные разногласия в видении
путей к свободе (например, уничтожать
ли самодержавие или достаточно отмены крепостного
права), существовали и другие достаточно
принципиальные для членов Союза противоречия.
В итоге в конце 1817 г. Союз самоликвидировался.
«Союз
благоденствия»
На смену «Союзу спасения» пришел «Союз благоденствия», организованный в январе 1818 г. В него вступили почти все члены «Союза спасения». Это более многочисленное (до 200 человек) и менее закрытое тайное общество имело своей эмблемой пчелиный рой. Оно намеревалось "по капле" широко распространить свои идеи и влияние в образованном высшем обществе, среди мещан и купечества. «Союз благоденствия», известный как "Зеленая книга" (по цвету обложки), отражал настроения самой умеренной части организации: постепенно, мирными методами готовить общественное мнение как силу, способную добиться преображения Отчизны. "На формирование" общего мнения отводилось 20 лет, после чего можно было подумать о революции, "безболезненной и мирной".
Направления деятельности Союза не выходили за рамки "человеколюбия", или благотворительной работы, "образования" (влияния на работу школ и воспитание юношества), "правосудия", "общественного хозяйства". Предусматривалось создание широкой сети легальных и нелегальных литературных, научных, женских, молодежных и других общественных организаций, а также издание журнала "Россиянин XIX века". [3с.347]Члены «Союза благоденствия» распространяли свои идеи через литературно-театральное общество "Зеленая лампа". Программа и устав союза назывались «Зеленая книга» (по цвету переплета). Заговорщическая тактика и конспиративность руководителей вызывали разработку двух частей программы. Первая, связанная с легальными формами деятельности, была предназначена для всех членов общества. Вторая часть, где говорилось о необходимости свержения самодержавия, ликвидации крепостничества, введении конституционного правления и, главное, об осуществлении этих требований насильственными средствами, была известна особо посвященным.
В 1820 г.
в Петербурге собралось совещание
членов Союза для обсуждения его
программы. Здесь впервые в России
тайная организация высказалась
единогласно за предложенное Павлом
Пестелем республиканское будущее
России. Вскоре декабристы узнали о
том, что царь хорошо информирован о
деятельности «Союза благоденствия».
На созванном в январе 1821 г. съезде Союза
в Москве его немногочисленные делегаты
договорились распустить организацию,
чтобы, во-первых, избавиться от ненадежных
членов, а во-вторых, пересмотреть тактику
борьбы.
«Северное
и Южное общества»
На основе
«Союза благоденствия» весной 1821 г. возникли
сразу две крупные
Историческим прообразом демократической системы для Пестеля служило вече (общее собрание, решавшее все главные государственные дела) Новгородской республики. Конечно же, вече всего Российского государства собрать было невозможно, поэтому Пестель хотел разделить Россию на области, области — на губернии, губернии — на уезды, а самой мелкой административной единицей являлась бы волость.[2,с.415]Все совершеннолетние (начиная с 20 лет) граждане мужского пола получали право голоса и могли участвовать в ежегодном волостном «народном собрании», где они выбирали бы делегатов "Наместных народных собраний", т. е. местных органов власти. Каждая волость, уезд, губерния и область должны были иметь свое наместное народное собрание. Главой волостного наместного собрания становился выборный "волостной предводитель", а главами уездного и губернского собраний — выборные "посадники".
Информация о работе Декабризм как историческое явление ХIХ века