Декабристы в политической и культурной истории России

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2011 в 13:29, реферат

Описание работы

Победа французской буржуазии повлекла за собой широкую волну

восстаний и войн, охвативших Европу, Латинскую Америку, Россию. С

утверждением власти буржуазии в передовых странах Западной Европы начинается

бурный рост промышленности, открытия в области науки и техники, вводится

конституционный строй, установливаются принципы буржуазно-парламентарной

демократии.

Содержание

Введение 3

Истоки русского декабризма 3

Первые декабристские союзы 4

Восстание на Сенатской площади 6



Декабристы в культурной жизни России



и их бытовое поведение как



историко-психологическая категория 7

Заключение 10

Список использованной литературы. 11

Работа содержит 1 файл

декабристы.docx

— 61.38 Кб (Скачать)

Помимо этого  около 400000 крестьян были объявлены  на военном положении .Организация военных поселений предполагалась как средство для сокращения расходов на содержание армии. Военные поселяне должны были совмещать тяжелый крестьянский труд с военным делами строго подчиняться казарменному распорядку.

Другой реакционной  мерой правительства было объединение "духовных дел и народного просвещения" в одном министерстве во главе  с князем Голицыным. Фактически это  означало подчинение науки и всего  образования церкви .Правительство тормозило распространение научных знаний, т.к. опасалось, что это может привести к "пагубным последствиям для существующего порядка вещей ".

Жестокие репрессии  обрушились на журналистику и литературу. Обо всем, что касалось политики и правительства, писать воспрещалось. На публикации подобного рода нужно  было разрешение правительственных  учреждений. Реакционные действия правительства  Александра I не могли не вызвать  протеста передовых людей России. Политика царизма положила конец  надеждам передового дворянства на проведение мирных реформ. Теперь "никто из нас  не верил в благие намерения правительства" - вспоминал впоследствии декабрист  Якушкин.

После войны  произошло усиление помещичьего  гнета. В ответ на это крестьяне  устраивали массовые выступления. Они  выражались в отказах работать на барщине, платить оброк, подчиняться  царским чиновникам. Началось движение фабричных "работных людей" ,которые также боролись за самые простые человеческие права. Наиболее опасными для самодержавия были волнения 1819 года -- восстания Чугуевского и Таганрогского военных поселений. Именно они оказали огромное влияние на формирование идеологии декабристов. Они понимали, что военные поселения представляют собой ту реальную силу, которая может в благоприятном случае совершить государственный переворот. Все чаще стали возникать волнения и в регулярных войсках. Вспыхнувшее в 1820 году возмущение солдат гвардейского Семеновского полка подтвердило декабристам правильность избранной ими тактики военной революции.

Таким образом, к началу 20-х годов ХIХ в. в России возникают признаки революционной ситуации. "Верхи" еще могут править по-прежнему, но "низы" уже не хотят жить по-старому. Недовольство охватило самые широкие слои русского общества. Нарастал революционный взрыв. Политика царизма глубоко возмущала и толкала будущих декабристов на путь революционной борьбы.

Почти все декабристы по своему происхождению были дворянами, т.е. принадлежали к привилегированному сословию тогдашней крепостной России. С самого детства, вначале дома, затем  в учебном заведении, им закладывались  совсем иные принципы чем те, за которые они отдали свои жизни. Декабристы выросли в России и их мировоззрение складывалось на основе размышлений над судьбой их страны. Тайно, из рук в руки передавалась запрещенная книга великого русского писателя XIX века А.Н. Радищева "Путешествие из Петербурга в Москву". Человек "родится в мир равен во всем другому", "самодержавие есть наипротивнейшее человеческому естеству состояние" -- говорилось в этой книге. Она потрясла будущих декабристов, потому что разительно совпадала с действительностью, их окружавшей .Николай Тургенев, студент Московского Университета, будущий декабрист, в 1808 году заметил в своем дневнике, что "бедные простолюдины нигде так не притесняемы, как у нас". В его дневнике чувствуется критика самодержавного строя. Но дело не ограничивалось только чтением запрещенных книг. Еще во времена их дедов и отцов на полках их библиотек появились литературные произведения таких философов как Вольтер, Руссо, Дидро, Монтескье...

Возрос интерес  и к современной антифеодальной литературе. Читались новые книги, передовые  иностранные газеты и журналы. Идеи Западной Европы и Америки помогали формированию своей идеологии. Изучение конституций Англии, Франции, США  помогло формированию русской освободительной  идеологии .Против идеи о "прирожденном" праве дворянина владеть крепостными людьми возникла идея о прирожденном равенстве всех людей. Против неограниченного права монарха повелевать по произволу -- идея о власти, принадлежавшей народу. Подавляющее большинство будущих декабристов во время войны 1812 года оказалось в армии и стало участниками многих сражений. В то время право выбора служить или нет было привилегией дворянства, поэтому столь высокий процент защитников Отечества среди декабристов является показателем общности их целей и любви к Родине. Россия была охвачена брожением. Защитники старого и нового все отчетливее делились на 2 лагеря. В атмосфере этой борьбы и выросли декабристы. Возникает сомнение и в официальной религии. Большинство будущих декабристов родилось на рубеже нового стоЛетия, в последнее десятилетие XIX века или в в первые годы XIX века. Революционный характер идеологии декабристов определился не сразу, а постепенно. Условия, в которых созрело первое русское революционное движение, были тесно связаны с тем общественным брожением, которое нарастало как в Западной Европе, так и в России после Наполеоновских войн. Заграничные походы 1813-1814 годов явились ускорителем развития революционной идеологии. Побывав в странах, где не было крепостного права и где существовали конституционные аппараты, будущие декабристы получили множество материала для простого сравнения. Когда они вернулись на родину, она их поразила отсталыми формами жизни -- крепостным правом, самодержавным произволом Аракчеева.

Как уже упоминалось, страна была охвачена брожением. Защитники  старого и нового все отчетливее делились на два лагеря: "Эти две  партии находятся всегда в своего рода войне, -- кажется, что видишь духа мрака в схватке с гением света", писал современник. Декабристы не были кучкой беспочвенных мечтателей, как их иногда представляют .Они были лишь наиболее яркими представителями своего времени. Их идеи и замыслы были понятны всем Вот как определил этот процесс один из главных деятелей движения - Сергей Муравьев-Апостол: "Распространение...революционных мнений в государстве следовало обыкновенному и естественному порядку вещей, ибо если возбранить нельзя, чтобы общество не имело влияние на сие распространение, справедливо так же и то, что если б мнения сии не существовали в России до рождения общества, оно не только не родилось бы, но и родившись не могло бы не укрепиться, ни разрастись".

Историческая  действительность подсказывала декабристам  способы борьбы, заставляла задумываться над революцией. Превосходно дух  того времени описал П.И.Пестель. Он писал: "Происшествия 1812,1813,1814 и 1815 годов, равно как и предшествовавших и последовавших времен, показали столько престолов низверженных, столько других постановленных, столько новых учрежденных, столько царей изгнанных, столько возвратившихся или призванных и столько опять изгнанных, столько революций совершенных, столько переворотов произведенных, что все сии происшествия ознакомили умы с революциями, с возможностями и удобностями оные производить. К тому же имеет каждый век свою отличительную черту. Нынешний ознаменовывается революционными мыслями. От одного конца Европы до другого видно везде одно и то же, от Португалии до России, не исключая ни единого государства, даже Англии и Турции, сих 2-х противоположностей". Пестель замечает, что "Дух преобразования заставляет, так сказать, умы клокотать...Вот причины, полагаю я, которые породили революционные мысли и правила и укоренили оные в умах".

Образованию тайного  общества декабристов предшествовало образование нескольких более ранних организаций. Все они послужили  школой будущего движения. После войны 1812 года возникают 4 ранние преддекабристские организации: 2 офицерские артели -- одна в Семеновском полку, а другая среди офицеров Главного штаба ("Священная артель"), Каменец-Подольский кружок Владимира Раевского и "Орден русских рыцарей" Михаила Орлова и Матвея Дмитриева-Мамонова.

Создание офицерской артели в гвардейском полку было достаточно частым явлением и носило в себе жизненные потребности  офицеров. Обычно группа офицеров собирала средства и нанимала прислугу, которая  готовила им пищу. Это было гораздо  дешевле, чем питаться отдельно. На таких обедах обсуждались различные  вопросы, в том числе политические. Например, "Священную артель" основал  офицер Генерального штаба Алексей  Муравьев, впоследствии явившийся основателем  тайного общества декабристов. Артель устроила свой быт на республиканский манер. Даже существовал "вечевой колокол", в который, при необходимости что-либо сообщить членам артели, мог звонить "каждый член общества". Декабристы очень ценили такую форму правления и преклонялись перед ней.

Первая декабристская  организация -- Союз Спасения -- возникла в 1816 году в Петербурге. Когда общество сформировалось и у него появился устав, в содержание которого большую часть внес Пестель, оно было переименовано в "Общество истинных и верных сынов отечества". Эта организация была очень малочисленна, т.к. насчитывала всего 30 человек. Именно поэтому она была очень слаба и не могла действовать открыто.

Основателем тайного  общества декабристов был 24-летний полковник генерального штаба Александр  Николаевич Муравьев. Он был старшим  сыном известного ученого и военного деятеля генерал-майора Н.Н.Муравьева, известного математика и агронома, основателя училища колонновожатых(будущей Академии Генерального штаба). Семья Муравьевых была одним из культурнейших очагов своего времени. Хотя Муравьевы были дворянами и владели поместьями, их большая семья была стеснена в средствах. Все имение отца состояло из 140 душ. Отец с трудом дал детям хорошее образование и предупредил сыновей, что далее они должны рассчитывать только на свои силы, не надеясь на помощь. Поэтому жизнь братьев Муравьвых была почти бедной, они по собственному выражению "терпели много нужды". На еду братья Муравьевы могли тратить только по 25 копеек в сутки, щи хлебали деревянной ложкой, чаю не знали, во время войны "шинель служила покрывалом и халатом, а часто заменяла и дрова" (по словам брата А.Муравьва-Николая). Молодой офицер рано стал жить" умственными интересами" и мечтал о том, чтобы "уклониться от пустых и суетных светских бесед и пристать к такому обществу, которое поощрило бы к самопознанию ,занятиям серьезным и общечеловеческим чувствам и мыслям." Сначала Александр Муравьев (еще до войны 1812 года) стал масоном, затем объединил вокруг себя офицерский товарищеский кружок -- "Священную артель".

Первое время  целью тайного общества было только освобождение крестьян от крепостной зависимости. Но очень скоро к  ней присоединилась и вторая наиважнейшая задача: низвержение абсолютизма. Это  подтверждается положением, внесенным  в устав. По свидетельству члена  общества Якушкина в устав Союза  Спасения было внесено решение: "Если царствующий император не даст никаких  прав независимости своему народу, то ни в коем случае не присягать  наследнику, не ограничив его самодержавия."

Это решение  никогда не отменялось, оно связано  и с тем, что произошло на Сенатской  площади 14 декабря 1825 года. Тот же Якушкин  предложил в 1817 году пойти на цареубийство и таким путем решить вопрос.

После жарких обсуждений план Якушкина был отвергнут, хотя в ходе прений выяснилось, что взять на себя цареубийство соглашались все присутствующие. Но главное было не в личном согласии -- его давали и Никита Муравьев, и Шаховской, и Александр Муравьев, и другие. Главное было том, что это не могло решить их задачи. На место убиенного царя пришел бы другой и все бы повторилось с начала. Члены общества сомневались целесообразности цареубийства. Они сознавали бессилие своей малочисленной и замкнутой конспиративной группы. Где гарантия того, что новый царь, который займет престол после убитого, согласится на конституцию и освободит крестьян от крепостного права? Гарантии в этом не было. В жарких спорах общество решило ликвидировать прежнюю организацию и основать другую, на новых началах.

Было признано необходимым прежде всего численно расширить общество и завоевывать этим путем ту силу, которая, по мнению декабристов, двигала историей -- общественное мнение.

Эта организация  была создана в 1818 году. Цели у нее  были те же, что и у ее предшественницы: ликвидация самодержавия и крепостничества, но способы их достижения стали иными. Члены общества считали, что для того, чтобы добиться успеха, надо привлечь в свое общество как можно больше участников и добиваться создания в России передового общественного мнения. На него возлагались большие надежды, т.к. считалось, что оно движет историей.

Число членов тайного  общества увеличилось и превысило 200 человек. За 3 года своего существования  Союз благоденствия сделал немало. Во-первых, он оформился в организацию, во-вторых, создал первую часть устава, названную "Зеленая книга", началась работа над второй. Были созданы  новые отделы.

Главные управы (учредившие не менее трех побочных управ), как показывает Сергей Муравьев-Апостол, "находились в Петербурге, Москве и Тульчине". Главная -- Коренная управа общества находилась в столице -- Петербурге. По показанию С.Трубецкого, управы Союза благоденствия были заведены в Полтаве, Томбове и Нижегородской губернии. Большую роль играла Кишиневская управа. По-видимому, существовала и Киевская управа. Всего известно около полутора десятков управ Союза благоденствия. Декабрист Якушкин говорит, что в 1818 году в Союз было "привлечено более 200 лиц" - это относится лишь к первому году его существования. Известно, что в последующие годы число членов возросло, но свидетельства о более или менее точном числе членов к концу существования организации нет. Лунин показывает, что в Союзе благоденствия находилось "множество членов".

Было организованно  несколько обществ. Литературное общество "Зеленая лампа" являлось филиалом Союза благоденствия. Они собирались на квартире Никиты Всеволожского, в  комнате, освещенной зеленой лампой (отсюда и название; совпадение цвета  лампы и устава Союза-"Зеленой книги";:зеленый цвет -- символ надежды). После того, как была найдена часть архива"Зеленой лампы", нет сомнений в том, что ее членов интересовали не только литературные, но и политические проблемы.

Были попытки  Николая Тургенева создать "Журнальное общество",или, как его еще называли, "Общество 19-го года и XIX века". В нем и было намечено издавать журнал "Россиянин XIX века", или Архив политических наук и Российской словесности". Уже готовился первый номер журнала, обсуждались на заседаниях написанные для него статьи. Но царская цензура стала более жесткой. Было запрещено печатать что бы то ни было о крепостном праве. В этих условиях выход в свет задуманного журнала не мог состояться.

Информация о работе Декабристы в политической и культурной истории России