Цивилизационная динамика мира

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 22:21, лекция

Описание работы

Все существовавшие и существующие цивилизации с точки зрения регионов их возникновения, делятся на восточные и западные. Исконно в мировой цивилизации возникли восточные цивилизации, первые из которых имели место на юге и юго-востоке от Средиземноморья с рубежа 3-4 тысячелетия до н.э. Это были шумерская, вавилонская, ассирийская, хеттов, митаннийцев, древнеегипетская, древнекитайская, древнеиндийская и т.д. Лишь в начале 1 тысячелетия до н.э. в Средиземноморье возникла первая западная цивилизация, называемая античной и состоявшая из Древней Греции и Древнего Рима.

Работа содержит 1 файл

коллоквиум 2.docx

— 38.29 Кб (Скачать)

а) правовой культуре средневековой европы. В античной европе господствовало римское право как право частной собственности. В средневековой европе – каноническое право как право управления. Однако, римское право не было забыто, т.к. все германские племена приняли  письменные конституции на основе римского права («Салическая правда» франков).

б) средневековое общество было иерархичным, т.к. имело сословную структуру и каждое сословие выполняло определенный вид повинностей.

в) средневековое  общество было корпоративным, т.к. человек  в средние века не рассматривался в качестве самоценности, а растворялся в какой-либо  социальной единице (сельской общине, рыцарских и монашеских орденах, купеческих гильдиях, ремесленных цехах и т.д.)

г) средневековое  общество было теоцентричным, т.к. религия и церковь определяли его духовное движение.

Позднее средневековье характеризовалось  двумя феноменами – Возрождением и Реформацией. Возрождение возникло во второй четверти 14 в. в Италии. Внешне оно представляло собой страстную ностальгию по всему античному, но более чем тысячелетний период господства христианства в Европе не прошел бесследно, поэтому человек эпохи Возрождения был раздвоенным. С одной стороны он подобно античному человеку растворял себя в природе, а с другой подобно средневековому человеку продолжал придаваться духовным исканиям. Эта раздвоенность нашла отражение в искусстве. Реформация возникла в начале 16 в. в Германии, ее результатом было появление третьего направления в христианстве – протестантизма. В его национальных формах (лютеранство в Германии, кальвинизм в Швейцарии, англиканская церковь в Великобритании). Протестантизм содействовал формированию европейского индивидуализма, т.к. в нем спасение достигалось не добрыми делами и не таинствами церкви, а есть награда за личную веру каждого в спасительную миссию Христа. В результате  отрицается необходимость сложной церковной иерархии вплоть до римского папы и каждый верующий получает право трактовать библию, т.е. объявляется непосредственная духовная связь между человеком и богом. В результате Возрождение и протестантизм заложили духовные основы для формирования современного капитализма.

 

5. Цивилизационный  алгоритм современности

С рубежа 4-3 тысячелетия до н.э. господствовали традиционные цивилизации, в середине второго тысячелетия н.э. зарождается  современный тип цивилизации. Переход традиционных (аграрных) к современным (индустриальным) называется социальной модернизацией. Он впервые осуществился странами западной европы с рубежа 15-16 вв. по середину 19 в.: в экономической сфере произошел переход к фабрично-заводскому производству и имела место революция менеджеров (в аграрном обществе собственник и управляющий представлен одним лицом, в индустриальном эти функции разведены). В социально-политической сфере изменился тип государства, когда на смену сословно-представительным монархиям (представительные учреждения лишь ограничивали власть первого лица пришли государства парламентского типа (представительные учреждения стали институтом высшей законодательной власти и в самостоятельную сферу власти выделились судебная и исполнительная власть).

Социальная  модернизация имела свою историческую логику, состоявшую из 4-х феноменов:

  1. Великие географические открытия рубежа 15-16 вв., когда европейцы ограбили восток и обеспечили первоначальное накопление капитала для буржуазной трансформации своих стран.
  2. Просвещение – третий духовный переворот после Возрождения и Реформации в истории Европы. Оно возникло в  17 в. в Англии и достигло расцвета в 18 в. во Франции (Вольтер, Дидро, Руссо, Монтескье и др.)
  3. Политические революции, первая из которых произошла в Голландии во второй половине 16-начале 17 вв., а в середине 19 в. они охватили всю западную Европу, приведя буржуазию к власти.
  4. Промышленные революции, колыбелью которых была Англия, с 60-х гг. 18 в. Их технический аспект состоял в переходе к машинному производству, а социальный в появлении новых слоев общества – собственников капитала и наемных рабочих

Культурно-историческая интерпретация феномена модернизации

Эшелоны модернизации/Показатели 1 2 3
Страны Великобритания, США, страны Западной Европы Страны Восточной  Европы, Россия, Турция, Япония, Китай Страны Азии, Африки, Латинской Америки
Хронологические рамки Рубеж 15-16 вв.-середина 19в. Первая четверть 18 в.-до настоящего времени Середина 19 в.-до настоящего времени
Импульс к модернизации Исходит от самой  страны, т.к. исчерпаны возможности  традиционного развития Исходит из вне, от мирового центра, т.е. ушедшего вперед Запада как примера, но и угрозы для задержавшихся в своем развитии стран
Источники модернизации Внешняя торговля и эксплуатация колоний Внешние займы, ужесточение эксплуатации собственного населения за счет усиленного налогообложения
Основной  субъект модернизации Частные предприятия  и коммерческие банки. В результате утверждаются частно-капиталистическая экономика Государственные банки, министерство финансов, т.е. наблюдается  повышенная роль государства в модернизационном переходе, значит утверждается государственная капиталистическая экономика Частные и государственные  предприятия и банки метрополий. В результате наряду с капиталистическим укладом сохраняется докапиталистический и страны превращаются как правило в сырьевой придаток метрополий
Логика  модернизации Последовательное  движение от мануфактурного к фабрично-заводскому, а затем поточно-конвеерному производству. В итоге происходит полный разрыв с традицией Мануфактурный период сокращается до минимума, индустриальный рывок начинается с машинного  производства, что так  же приводит к разрушению традиций Сочетание мануфактурного и машинного производства, значит значительная доля традиционного уклада сохраняется
Характер  модернизации Органический, на собственной основе. Основной принцип развития – принцип круглого колеса Догоняющий, форсированный. Развитие по принципу квадратного  колеса
Перспектива модернизации Освоение ценностей  постиндустриального информационного  общества Позднеиндустриальная модернизация  

Информация о работе Цивилизационная динамика мира