Цивилизационная динамика мира

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 22:21, лекция

Описание работы

Все существовавшие и существующие цивилизации с точки зрения регионов их возникновения, делятся на восточные и западные. Исконно в мировой цивилизации возникли восточные цивилизации, первые из которых имели место на юге и юго-востоке от Средиземноморья с рубежа 3-4 тысячелетия до н.э. Это были шумерская, вавилонская, ассирийская, хеттов, митаннийцев, древнеегипетская, древнекитайская, древнеиндийская и т.д. Лишь в начале 1 тысячелетия до н.э. в Средиземноморье возникла первая западная цивилизация, называемая античной и состоявшая из Древней Греции и Древнего Рима.

Работа содержит 1 файл

коллоквиум 2.docx

— 38.29 Кб (Скачать)

3. Цивилизации древнего  мира

Все существовавшие и существующие цивилизации с  точки зрения регионов их возникновения, делятся на восточные и западные. Исконно в мировой цивилизации возникли восточные цивилизации, первые из которых имели место на юге и юго-востоке от Средиземноморья с рубежа 3-4 тысячелетия до н.э. Это были шумерская, вавилонская, ассирийская, хеттов, митаннийцев, древнеегипетская, древнекитайская, древнеиндийская и т.д. Лишь в начале 1 тысячелетия до н.э. в Средиземноморье возникла первая западная цивилизация, называемая античной и состоявшая из Древней Греции и Древнего Рима.

Сравнительная характеристика Древневосточной  и Античной цивилизации

Вопросы Восток Запад
Доминанта природного ландшафта Восточные цивилизации  называют речными, т.к. они возникли в Междуречьях Тигра и Евфрата, Инда и Ганга, Янцзы и Хуанхэ и  т.д. Речные долины – это закрытое пространство, что формировало закрытый тип личности древневосточного человека, который при объяснении окружающего  мира обращал взор к небу и к  тому, что находится за небом. В  результате сформировался вертикальный тип мироощущения древневосточного человека по принципу человек - бог Западные цивилизации  называют морскими, т.к. Древняя Греция и Древний Рим разворачивали  свою историю на Балканском и Апеннинском полуостровах, которые омываются Средиземным морем, состоящим из более чем 10 локальных морей (Адриатическое, Эгейское, Кирренское и др.). Морское побережье – это открытое пространство, что формировало открытый тип личности античного человека, который, объясняя окружающий мир растворял себя в природе и космосе, а природу и космос в себе. В результате формировался горизонтальный тип мироощущения по принципу человек - природа
Климат Благоприятный и однообразный, что формировало у человека стремление к поддержанию сложившихся устоев (традиция – главная ценность востока) Благоприятный и разнообразный, что формировало у человека стремление к разрушению традиции (новация – главная ценность Запада)
Основной  вид хозяйственной  деятельности Земледелие  – самый консервативный вид хозяйствования, т.к. зависит прежде всего не от развития техники, а от природных условий, что формировало инертную личность в экономической и политических сферах Виноградоводство, оливководство, различные виды ремесел, которые имеют более гибкий технико-технологический аппарат, что формировало активную личность в экономической и политической сферах
Тип государства Восточная деспотия – власть одного лица, не ограниченная законами и опирающаяся на административную и военную силу Полис – гражданский  коллектив мелких и средних земельных  собственников
Тип общества Общество имело  вертикальную структуру и состояло из трех уровней социальных связей: а) общинно-государственные связи (общинники производили прибавочный продукт, чиновники собирали результаты их труда, распределяли, но сами выполняли волю первого лица); б) корпоративная – человек жил и трудился в конкретной социальной единице (варче, касте, сельской общине и т.д.); в) рыночно-собственнические связи (собственник мог развиваться лишь при поддержке государства и при опоре на свое ближайшее окружение и потому не был заинтересован в накоплении прибыли как средства развития общества, а накопленное как правило транжировалось). В результате сложился феномен власти – собственности, т.е. у кого власть, у того и собственность и сама власть являлась собственность Общество имело  горизонтальную структуру и состояло из двух уровней социальных связей: а) рыночно-собственнический; б) все  прочие (государственные, корпоративные, личные и т.д.). Уже в начале первого  тысячелетия до н.э. все греческие  полисы приняли письменные конституции, в которых юридически фиксировалось  право частной собственности. В  результате возник феномен собственности  – власти, т.е. кто обладал собственностью, тот выступал и непосредственным носителем власти, хотя бы в форме голосования в народном собрании. Поэтому в Древней Греции возникла первая историческая форма демократии – античная демократия
Тип личности Интроверт –  человек реализующий себя в духовном делании Экстраверт  – человек, реализующий себя в  практической деятельности
Соотношение государства, общества и человека На вершине  социальной пирамиды находилось государство, затем шло общество, а в её фундаменте был зацементирован бесправный человек, т.е. государство было всесильно, и являлось чуждой по отношению к человеку силой На вершине  социальной пирамиды стоял человек, затем шло общество, а затем  государство, т.е. существовало реальное единство государства и общества, состоявшего из конкретных индивидов
Базовые ценности развития Консервативная  устойчивость при несвободе человека Динамизм, прогресс при свободе человека
 

 

4. Цивилизации Средневековья

Средневековое историческое пространство так  же состояло из восточного и западного  ингредиентов. С рубежа 4-3 тысячелетия  до н.э. в мировой истории существовал  феномен традиционного Востока, характеризовавшийся архимедленными темпами развития и консервативной организации всех сторон жизни общества. С середины 2 тысячелетия до н.э. возникает феномен классического востока, характеризующийся наличием трех бессмертных цивилизаций: Индо-буддийской, Дальневосточно-конфуцианской, Мусульманской. Самой консервативной из них выступает мусульманская цивилизация, т.к. в исламе религия тесно связана с политикой; более подвижной является индо-буддийская цивилизация, признающая определенный простор для реализации личности, но он ограничивается лишь сферой потустороннего мира, т.к. во всех индийских религиозных культурах земная жизнь признается лишь миражом. Самой динамичной выступает дальневосточно-конфуцианская цивилизация, т.к. она признает за каждым самореализацию в земной жизни (конфуцианство возникло в середине 1 тысячелетия до н.э., не столько как религия, сколько как этическое учение, которое определяет нормы поведения человека в семье, обществе, принципы управления государством. В конфуцианстве нет понятия бога как мистического начала, в нем есть одно божество – небо, которое воспринимается исключительно рационально как сосредоточие высшей правды, доброты, справедливости и т.д.). Это при условии высокой культуры труда исторически сложившейся в рамках данной цивилизации содействовало накоплению предпринимательского потенциала человека.

Средневековый Запад так же имел восточную и  собственно западническую составляющие. Восточная составляющая средневековой  Европы своими истоками уходила в  историю Древней Греции, в рамках которой выделяют её завершающий  эллинистический период (середина 4 – конец 1 вв. до н.э.). Начало этому  периоду положили походы Александра Македонского на восток, в ходе которых была создана первая в истории Европы многоэтническая империя. В неё входили народы Балканского полуострова, островов Эгейского моря, Северной Африки, Малой Азии, южных районов Средней Азии и южной Азии до реки Инд. Эта империя была империей великой личности и потому со смертью Македонского в 323 г. до н.э. она распалась на ряд самостоятельных государств (Македонию, Иран, Египет). Период Древнегреческой истории с 323  г. до н.э. по 30 г. до н.э., когда Рим завоевал последнее независимое государство – Египет, возникшее на развалинах империи Македонского называется эпохой эллинизма. Следует различать понятие эллин и эллинизм. Эллин – самоназвание греков, а эллинизм возникло в 19 в. и означает подражание грекам. Феномен эллинизма означал собой синтез греческой и национальных восточных культур, он проявился в образовании эллинистических территориальных монархий. В них были синтезированы, с одной стороны элементы греческих полисов, т.к. города в монархиях обладали широкой автономией, а с другой стороны – элементы восточных деспотий, т.к. власть в них принадлежала одному лицу, не ограниченному законами и опирающемуся на административную и военную силы. В эпоху эллинизма пришло разбавление, начавшей формироваться в Древней Греции античной цивилизации элементами  восточной исторической культуры.

Собственно  западническая тенденция своими истоками уходила в историю Древнего Рима, в рамках которой сформировалось с 3-1 вв. до н.э. вторая в истории Европы многоэтническая империя – Римская империя. В нее входили народы от Гибраалтара на Западе до Дуная на востоке, от Британских островов на севере до порогов Илла на юге. Если империя Македонского была империей великой личности, то Римская империя – великого народа, создавшего высокую городскую культуру, Римское право, как право частной собственности и современную технологию строительства. Однако влиянию Римской культуры в пределах империи не поддалось 2 небольших народа. Это иудеи и христиане. На основе христианства возникла третья многоэтническая империя – Священная империя Христа возникла на рубеже нашей эры на востоке в Западной Азии, а точнее в восточной провинции Римской империи – в Палестине. Оно возникло среди иудеев и начало свою историю как секта в иудаизме, поэтому христианство и иудаизм генетически связаны. Иудаизм формировался с 12 в. до н.э. по 2 в. Его священная книга «Тамах» (это ветхозаветные книги библии), в результате иудаизм стал одним из идейных источников формирования христианства. Однако они отличаются по этнологическому основанию – иудаизм этноцентричен, т.к. его основная идея заключена в тезисе о предпочтении Богом евреев другим народам, что ограничивало распространение иудаизма и потому он являлся только национальной религией. Христианство же полицентрично, т.к. Иисус Христос – спаситель всего человечества. И потому христианство – мировая религия.

Дальнейшее  развитие христианства определял географический фактор, связанный с распадов в  конце 4 в. Римской Империи, когда  христианство распалось на западное (католицизм) и восточное (православие) направления.

Католическая  церковь с самого начала истории  всю энергию обратила на овладение  искусством управления людьми и потому христианство в католицизме воспринимается как богооткровенная программа социального устройства (акцент делается на социальность, т.е. на освоение человеком окружающего мира). Целью историии в христианстве является построение царства божьего на земле. Католическая церковь строится на принципе жесткой централизации. Она одна в мире, т.е. у нее единый центр и единый глава – римский папа, воспринимаемый в качестве наместника Бога на земле. Богослужение в католицизме до конца 20 в. осуществлялось на интернациональном латинском языке.

Православная  церковь всю энергию обратила на борьбу за чистоту веры и потому христианство в православии понимается как путь к спасению человека через  нравственное совершенствование и  слияние с Богом (акцент делается на духовность, на внутренний мир человека). Целью истории православия считается  построение царства божьего в  душе каждого верующего. Организационно православие – федеративный союз самостоятельных церквей. Их много (в конце 4 в. было 4 сейчас 15). Глава православной церкви – патриарх – это лишь первый среди других, равных ему по достоинству священнослужитель. Богослужение в православии проходит на иностранных языках. Первой записанной книгой христиан было откровение святого Иоана (апокалипсис). В соответствии с идеями, которые первохристиане ждали скорого конца света и второго пришествия Христа, поэтому они не стремились к освоению земной истории, у низ не было идеи о создании собственного государства на земле (теаократические идеи). Ситуация в христианстве изменилась в 4 в. При римском императоре Константине была объявлена веротерпимость по отношению к христианам. При римском императоре Феодосии (379-395) христианство выло объявлено официальной религией Римской империи, т.е. из гонимой она стала государственной религией, а значит языческое государство склонилось перед духовной мощью христианства. С этого времени в христианстве появилась теократическая идея в двух формах, соответственно двум частям, на которые в 395 г. распалась римская империя – на западно-римскую и восточно-римскую (византийскую) империи.

В западно-европейской части распавшейся Римской империи реализуется первая форма теократии. Идея – идея папской теократии. На ее основе в средневековой западной европе осуществлялась римско-католическая модель социально-исторического движения. Ее духовным стержнем был католицизм, а социально-политическим  стержнем было исключительно государственное значение римских пап.

В 4 –  первой половине 5 вв. Римская империя  распалась. Прежде всего в результате нашествия варварских (германо-языческих) племен, которые стремились в ее пределах создать собственное королевство (Вест-готов в Испании, ост-готов в Италии, англов и саксов в Британии). В условиях нашествия германцев иерархию католической церкви выполняли не только духовные, но и военные, экономические, социальные и другие функции, что объективно содействовало возвышению власти римских пап над светской властью, а на основе такой конфигурации властей и возникает священная империя. Предпосылкой для ее формирования было распространение католицизма среди германских племен, первыми из которых его приняли в 4 в. готы, а в 5 в. – франки. Последние сумели в конце 5 в. на его основе объединить варварские королевства в единое франкское государство. Своё непосредственное начало священная империя брала на рубеже 8-9 вв., когда франкское государство при Карле Великом стало империей и сложился союз между этой империей и католической церковью. В нем первоначально ведущие позиции были у императора, т.к. римские папы, используя военную мощь франкской империи продолжили распространение католицизма в европе (к рубежу 9 в. он достиг пределов Британии и Испании). Ситуация с взаимоотношениями высшей, светской и духовной властей изменилась в середине 9 в., когда при внуках Карла Великого франкская империя распалась и на ее развалинах стали возникать современные западно-европейские государства, наиболее слабым из которых была Италия, чем воспользовалась Германия. В 962 г. германский король Оттоп I перешел Альпы, завоевал северную и среднюю Италии, включив их в состав Германии. Так возникла первая из трех германская империя, которая в средние века называлась Священная римская империя. В ней первоначально германские императоры назначали римских пап, но в середине 11 в. римские папы отвоевали право быть выбираемыми на съезде кардиналов, а в начале 13 в. при Инокентии III все западно-европейские короли и императоры признали себя вассалами римского папы. Приоритет высшей духовной власти над светской в средневековой западной европе содействовал хотя бы минимальному правовому пространству, т.к. здесь господствовало каноническое право, как право управления, источником которого была библия, а его носителями выступали иерархи католической церкви. Значит управление на христианском западе основывалось пусть и не на божественных, но законах.

Другой  была траектория развития средневековой  восточной Европы (Византии), где  реализовывалась вторая форма теократической идеи – идея императорской теократии, на ее основе на христианском востоке  утвердилась византийская модель социально-исторического движения. Ее духовным стержнем было православие, а социально-политическим стержнем было исключительно церковное значение византийских императоров. Т.к. Византия представляла собой уникальный пример в мировой истории, ибо выбрав единожды монархический принцип правления она ни разу на протяжении своей тысячелетней истории ( конец 4 – середина 15 вв.) не отказалась от него. Византийская концепция власти формировалась на основе трех исторических традиций: классическая греческая, римская, эллинистическая.

От античной Греции Византия восприняла сначала  демократические институты в  лице совета старейшин и органов  городского самоуправления, которые  придавали силу законности и авторитета императорской власти. Но в 6-10 вв. произошел  отказ от демократических обычаев, что проявилось в изменении порядка  вступления на престол первого лица. До 10 в. императора провозглашал народ  на ипподроме. С 10 в. их стали венчать на царство как божьих избранников в Софийском соборе и они получили титул базилепса (царя) и автократа (самодержца), тем самым императоры отстранили народ от управления государством.

От древнего Рима Византия унаследовала идею почитания  императорской власти, но не самой  личности императора. В Византии не было закона о престолонаследии. И потому  из 109 византийских императоров только 34 умерли своей смертью.

От эллинистического мира была воспринята идея обожествления императорской власти. Это проявилось в том, что Константинопольские патриархи всегда находились в политической зависимости от императора.

Такая конфигурация властей блокировала  воспроизводство даже минимального правового пространства, т.к. здесь  господствовало каноническое право, источником которого была библия, а носителем  иерархи католической церкви. В результате управление обществом на христианском востоке опиралось пусть и  на божественные, но законы.

В истории  средневековой Европы выделяют три  периода: раннее средневековье (5-10вв.), классическое средневековье (10-15вв.), позднее  средневековье (15-сер.17вв.).

В раннем средневековье в результате нашествия  германцев разрушилась античная цивилизация (закрывались римские  школы, разрушались римские города, была забыта латынь). Поэтому раннее средневековье называют «темными веками», однако это было время не столько  мрака, когда стирались следы  античной цивилизации, сколько перемен, когда закладывались основы средневековой  и даже современной европейской  цивилизации. Этому содействовал романо-варварский синтез, т.е. синтез римской и германской культур, проявившийся в:

Информация о работе Цивилизационная динамика мира