Чрезвычайные органы власти и управления Республики советов

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 22:17, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение деятельности чрезвычайных органов власти и управления республики Советов.
Поставлены задачи:
- рассмотреть трансформацию СССР из партийной республики в республику Советов;
- выявить создание и значение чрезвычайных органов государственной власти и управления;

Содержание

Введение 3
Глава 1. Трансформация СССР из партийной республики
в республику Советов 5
Глава 2.Чрезвычайные органы государственной власти и
управления: создание и значение 13
2.1.Государственное управление в годы гражданской войны
(1917-1920 гг.). Создание чрезвычайных органов 13
2.2. Советское государственное управление
в межвоенные 20-30-е годы 17
Глава 3. Деятельность чрезвычайных органов управления
в военные и послевоенные 1940-е годы 25
3.1.Особенности государственного управления в военные годы 25
3.2.Тенденции, роль и противоречия послевоенного 25
государственного управления. Ликвидация чрезвычайных органов 39
Заключение 43
Список литературы 45

Работа содержит 1 файл

Чрезвычайные органы власти и управления Республики советов.doc

— 280.50 Кб (Скачать)

     Государственное управление 1941—1945 гг., перестроенное  адекватно условиям и задачам  войны, действовало по-военному, функционировало  в состоянии повышенной мобильности, оперативно, целенаправленно, решало вопросы быстро сообразно непрерывно менявшейся ситуации. «В целом все изменения системы управления страной в годы войны были продиктованы чрезвычайными обстоятельствами и, как показал опыт, были вполне адекватными тем условиям и задачам, которые приходилось решать руководству». Победа советского народа 1945 г. не была предопределена заранее и справедливо считается победой государственной власти и управления, всех звеньев и должностных лиц этой системы. В управлении работали миллионы профессиональных, инициативных, смелых организаторов, применялись меры материального, морального поощрения, должностного продвижения, а также мобилизационные, жесткие дисциплинарные меры воздействия.

     3.2.Тенденции, роль и противоречия послевоенного

     государственного управления. Ликвидация чрезвычайных органов

 

     Победный 1945 год открыл новую страницу истории  государственного управления, которому предстояло учесть качественное изменение внешних, геополитических и внутренних условий, извлечь уроки из опыта управления времен войны, закрепить и использовать итоги Победы, обеспечить безопасное послевоенное устройство мира, нормальные условия жизни людей, продолжить цивилизационное восхождение, прерванное, замедление и ослабленное самой разрушительной из войн, не решившей основных проблем постигшего цивилизацию кризиса. Война и Победа укрепили осознание большинством народа, управленческой элитой адекватности советской системы государственного управления потребностям цивилизации XX в., ибо оно позволило Советскому Союзу обрести статус ведущей, великой мировой державы, оказывавшей влияние на цивилизацию своим развитием по антикапиталистическому пути.

     Военное государственное управление было перестроено  в мирное на основе послевоенной концепции, планово, постепенно, что проявилось в демилитаризации, децентрализации и частичной демократизации, упразднении чрезвычайных органов и методов неконституционного характера, восстановлении и развитии конституционных принципов, извлечении уроков довоенного и военного опыта, творческого их применения, сохранения и усиления руководящей роли ВКП(б) и в других содержательных направлениях этого процесса.

     Демилитаризация управления началась в конце второй мировой войны, отразив созидательный и мобильный характер советской системы власти и управления, означала отказ от управления по-военному, переориентировку целей, текущих задач, государственных планов, бюджетов, функций органов управления на мирное строительство.

     Государственное управление отказалось от военно-мобилизационных принципов. Постепенно возобновился нормальный режим труда в учреждениях, во всем аппаратном механизме управления, на предприятиях. В основу управления положены измененные Верховным Советом СССР государственные бюджеты на 3—4-й кварталы 1945 г. и на 1946 г., по которым сокращены ассигнования на военные нужды, увеличены расходы на развитие гражданских отраслей экономики. Демилитаризация управления произведена планово, без суеты, в соответствии с новой концепцией послевоенного устройства общества.

     Изменили  профиль многие структуры центрального управления. Наркомат минометного вооружения преобразован в Наркомат машиностроения и приборостроения, Наркомат боеприпасов — в Наркомат сельскохозяйственного машиностроения, Наркомат танковой промышленности — в Наркомат транспортного машиностроения; и т.д. Самое современное оборудование подведомственных предприятий, воплотившее достижения военно-технической науки и инженерные решения, было переключено на производство сложной гражданской техники для нужд народного хозяйства и населения.

     Демилитаризованное  государственное управление отказалось от законов, задач, методов военного времени, стало функционировать на основе законов мирного времени в соответствии с присущей ему и определенной Конституцией СССР созидательной природой. Обновлен личный состав управленческого аппарата за счет квалифицированных специалистов, в том числе демобилизованных из армии служащих.

     Ликвидированы чрезвычайные органы управления: ГКО, СВГК и др. Сужены прерогативы многих органов. В экстремальных ситуациях послевоенного времени имели иногда место рецидивы чрезвычайных методов в управлении. Отказ от чрезвычайщины не стал ее забвением в первые послевоенные годы. Склонность к ней проявляли руководители, привыкшие командовать, управлять директивно. Искоренение элементов чрезвычайщины являлось сложной проблемой управления во второй половине 40-х гг.

     Государственное управление перестраивалось в условиях всенародных конституционных выборов  союзного (1946, 1950 гг.), республиканских верховных советов (1947, 1951 гг.), областных, краевых, окружных, городских, районных, поселковых, сельских Советов депутатов трудящихся (1947—1948, 1952 гг.). В результате их обновлена существенно вся система органов законодательной представительной власти, незначительно увеличен возрастной ценз депутатов, сокращен состав президиумов союзного и республиканских верховных советов, расширена их компетенция, упорядочена работа постоянных комиссий местных Советов и законодательная база на основе принятых союзными республиками Положений о местных Советах, их исполнительных органах13. В феврале 1947 г. в обеих палатах высшего законодательного органа созданы постоянно действующие комиссии законодательных предположений в целях упорядочения союзного законотворчества с учетом республиканских, местных интересов и особенностей, разработки конституционных основ законодательства в различных сферах управления, жизни общества. По проектам постоянных комиссий приняты законы о перестройке, совершенствовании управления промышленностью, сельским хозяйством, отраслями гуманитарной сферы и др.

     В русле послевоенной децентрализации государственной власти и управления перераспределены полномочия союзных и республиканских органов, расширены права республик, прерогативы их властных и управленческих структур, усилена ответственность за соответствие республиканских законов союзным, Конституции и их исполнение. Республиканские конституции, законодательные акты унифицировались на союзно-правовой основе, в том числе и в нормировании распорядительных и исполнительных функций органов управления.

     Обобщающим  итогом перестройки военного государственного управления в послевоенное время стали восстановление и развитие народного хозяйства, довоенного уровня численности населения (1953 г.), восполнение демографических военных потерь, решение крупных социально-экономических задач, увеличение численности рабочих, врачей, научных работников (и учреждений), студентов в полтора раза, снижение вдвое детской смертности, оздоровление финансовой ситуации, снижение ежегодно в 1949—1952 гг. розничных цен на продовольственные и промышленные товары первой необходимости, которые стали на 43% ниже уровня 1947 г. и стимулировали рост спроса и увеличение производства товаров. Выросли общественные фонды потребления, особенно отчисления на социальное страхование, стипендии учащимся и студентам, пособия многодетным и одиноким матерям, вдовам погибших воинов и др. Государственное управление оказалось способным к послевоенной перестройке. 

     Заключение 

     Февральская буржуазно-демократическая революция  привела к возрождению Советов, которые были воссозданы на новом более высоком уровне. Их авторитет после Февраля был настолько высок, что они стали властью параллельно Временному правительству. Система двоевластия, однако, летом 1917 г. Отмерла в пользу Временного правительства, пока оно не было свергнуто Советами в Октябре. В результате Февральской революции Россия сделала новый шаг на пути превращения в буржуазное государство, хотя многочисленные пережитки феодализма еще сохранились и были попутно устранены лишь Октябрьской революцией.

     Коренным  образом изменилась форма правления. Россия была провозглашена республикой.

     Форма государственного единства не претерпела сколько-нибудь заметных изменений. В России в принципе сохранялся бюрократический унитаризм. Временное правительство стремилось сохранить единую и неделимую Россию, хотя в стране развивалось движение за независимость, федерацию, автономию многочисленных народов нашей империи.

     До 1989 года Советский Союз представлял  собой юридически республику Советов, а фактически — партийную республику. Вся полнота государственной власти принадлежала партийному аппарату, который был строго субординированной по вертикали и по горизонтали структурой. Она подчинялась не столько закону, сколько партийному уставу, говоря точнее — сложившимся в партии традициям.

     28 октября 1917 г. Народный комиссариат  внутренних дел (НКВД) принял постановление  о создании Рабоче-крестьянской  милиции. При СНК была образована Всероссийская Чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией и саботажем. Чрезвычайный характер придан всем звеньям управленческой системы как по вертикали, так и по горизонтали. Чрезвычайность управления проявилась по двум направлениям: 1) милитаризированные, максимально централизованные конституционные органы действовали в чрезвычайных условиях, выполняли чрезвычайные функции, применяли чрезвычайные методы, добивались чрезвычайных результатов; 2) создана система чрезвычайных, неконституционных, с особыми полномочиями органов, функционировавших на чрезвычайной, не предусмотренной Конституцией СССР, нормативно-правовой основе.

     Основными чрезвычайными органами являлись: Ставка Главного командования, замененная Ставкой Верховного командования (СВК), Государственный Комитет Обороны (ГКО), областные и городские комитеты обороны, Совет по эвакуации, Комитет по эвакуации продовольственных запасов, промышленных товаров и предприятий промышленности, Управление по делам эвакуации при СНК СССР и местные республиканские, краевые, областные управления, эвакопункты на железных дорогах, речных портах, комитет по продовольственному и вещевому снабжению Красной Армии, Комитет по разгрузке транзитных грузов, Транспортный комитет и др. Они создавались в связи с чрезвычайной необходимостью, действовали, видоизменялись в меру осознанной потребности, без какого-либо предварительного довоенного плана, но по итогам коллективного обсуждения тогда же разработанных проектов; оформлялись соответствующим законодательным порядком без изменения Конституции СССР. Учреждались соответствующие должности, аппараты, вырабатывалась в творческих поисках технология чрезвычайного управления.

     Послевоенное  управление перестроено вновь на конституционной основе: демилитаризация, децентрализация, демократизация, упразднение чрезвычайных органов и методов, развитие управленческого творчества, организации политической активности широких слоев народа, участия их в налаживании мирного управления.

    Список  литературы

 
      
  1. Основной закон (Конституция) СССР 1924 г. // Съезды советов в документах. 1917—1936. Т. III. M., 1960.
  2. Конституция (Основной закон) СССР. 5 декабря 1936 г. //Съезды советов в документах. 1917—1936. T. III. М., 1960.
  3. Куликов В. И. История государственного управления в России: Учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений.– М.: Академия, 2003.– 272 с.
  4. Лазаревский H.И. Лекции по русскому государственному праву. Т. II. Ч. I. СПб., 2004. С. 209.
  5. Мунчаев Ш.М. Политическая история России: От становления самодержавия до падения Советской власти. – М.: НОРМА – ИНФА – М, 2004.
  6. Петров В.С. Советское государство и Великая  Отечественная  война // Правоведение. - 2006. - № 2. - С. 11 –15.
  7. Пихоя Р. Г. СССР: история власти: 1945 – 1991. – М., 2005.
  8. Политическая история России: Учебное пособие для вузов/  Под ред. Аксютина Ю.В. и др.; Отв. ред. Проф. В.В. Журавлев.- М.: Юристъ, 2005.
  9. Политическая история России: Хрестоматия: Учебное пособие: в 2- х частях./ Под ред. В.И. Коваленко, А. Н. Медушевского, Е. Н. Мощелкова. – М.: АО «Аспект Пресс», 2005.
  10. Политическая история российского государства: Учебник/ Под ред. Проф. Ш. М. Мунчаева.- М.: ЮНИТИ,2003.
  11. Политическая история: Россия - ССР - Российская Федерция. В 2-х кн. М.: Терра, 2004.
  12. Попова А.В. История государства и права России: Курс лекций. М., 2006.
  13. Российская государственность: история и современность. - М.: Изд-во МГИМО, 2005.
  14. Щепетев В.И. История государственного управления в России: Учеб.  для студ. высш. учеб. заведений. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 512 с.
  15. Власть и народ в Великой Отечественной войне. Послевоенное двадцатилетие: сталинское и постсталинское государство //Политическая история России / Отв. ред. В.В. Журавлев. М., 2002.
  16. Данилов В.Н. Война и власть: Чрезвычайные органы власти России в годы Великой Отечественной войны. Саратов, 2004.
  17. История государства и права России / Под ред. Ю.П. Титова. М., 2006.
  18. Коржихина Т.П. Советское государство и его учреждения (ноябрь 1917 — декабрь 1991). М., 2004.
  19. Коржихина Т.П., Сенин А.С. История российской государственности. М., 2005.
  20. Пихоя Р.Г. СССР: История власти. 1945—1991. М., 2005.
  21. Волобуев П.В., Булдаков В.П. Октябрьская революция: новые подходы к изучению // Вопросы истории. 2006. № 5—6.
  22. Герасименко Г. А. Трансформация власти в России в 1917 г. //Отечественная история. 2005. № 1.
  23. Розенберг У. Формирование новой российской государственности // Отечественная история. 2004. № 1.
  24. Спирин Л.М. Россия 1917 год. Из истории борьбы политических партий. М,, 2001.
  25. Коржихина Т.П., Сенин А. С. История российской государственности. М., 2006.
  26. Курицын В.М. История государства и права России 1929—1940. М., 2006.
  27. Щепетев В.И. История государственного управления в России: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 512 с.

Информация о работе Чрезвычайные органы власти и управления Республики советов