Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 22:17, курсовая работа
Целью данной работы является изучение деятельности чрезвычайных органов власти и управления республики Советов.
Поставлены задачи:
- рассмотреть трансформацию СССР из партийной республики в республику Советов;
- выявить создание и значение чрезвычайных органов государственной власти и управления;
Введение 3
Глава 1. Трансформация СССР из партийной республики
в республику Советов 5
Глава 2.Чрезвычайные органы государственной власти и
управления: создание и значение 13
2.1.Государственное управление в годы гражданской войны
(1917-1920 гг.). Создание чрезвычайных органов 13
2.2. Советское государственное управление
в межвоенные 20-30-е годы 17
Глава 3. Деятельность чрезвычайных органов управления
в военные и послевоенные 1940-е годы 25
3.1.Особенности государственного управления в военные годы 25
3.2.Тенденции, роль и противоречия послевоенного 25
государственного управления. Ликвидация чрезвычайных органов 39
Заключение 43
Список литературы 45
Даже Монтескье с его мифической теорией разделения властей пригодился для того, чтобы не состоялось республики Советов, где представительные и исполнительные функции не разделялись. Французу приписывали то, что нельзя было обнаружить даже при самом внимательном чтении “Духа законов”. Но разве кто-либо читал этот трактат, так и не переизданный в России после 1955 года?
Чтобы
одержать верх над Советами, надо было
победить их прежде всего морально,
представить в самом
Что касается самих диссидентов, то они как раз в этот период разоблачили себя в качестве заклятых врагов России. Оказалось, что их борьба носила не антипартийный, а антирусский характер. Они боролись не против “марксизма-ленинизма”, а против жизненного пространства русской нации, против условий, в которых она может развиваться. Они противопоставляли себя не власти партии, идеологию которой ненавидели, а любой власти, которая существовала в стране.
Как только государственная власть от партии перешла к Советам, диссиденты перенесли свою клеветническую деятельность с КПСС на Советы. Когда установился режим парламентской республики, они исторгали лавину ненависти по поводу парламента, когда власть сосредоточилась в личности президента, эти потомственные нигилисты тут же избрали президента мишенью для своих измышлений. Их не устраивали и не устраивают не конкретная форма власти и не режим как таковой. Они находились и продолжают находиться в оппозиции к государству.
В сентябре 1990 года Солженицын предпринял акцию по внедрению в массовое сознание доктрины уничтожения России. Пока солженицынская идеология предательства огромными тиражами распространялась по стране, Советы летом 1990 года совершили три существенных ошибки, ставшие роковыми для возможности существования советской республики. Они не установили действительного контроля над денежными средствами государства, оставив их в распоряжении исполнительных органов. Они оказались не в состоянии осуществить смену кадров в исполнительных органах, в экономике и в генералитете, отказавшись осуществлять надзор за их деятельностью. Им не пришло в голову установить тесные отношения со СМИ, заинтересовав журналистов в сотрудничестве с Советами. Эти ошибки были естественным следствием молодости Советов, не имевших ни опыта, ни соответствующих кадров в среде депутатов. Потом, после трёх лет работы, они созрели для того, чтобы действовать со знанием дела, но было поздно. К тому времени своими руками они породили собственного могильщика — государственную бюрократию, опьянённую возможностью присвоить шестую часть земной суши практически задарма.
Наиболее эффективными средствами бюрократии в борьбе с Советами как раз оказались — государственные денежные ресурсы, сосредоточенные, как известно, в Москве, исполнительные органы и силовые структуры, стремившиеся к установлению собственного господства, и корпорация журналистов, обладавшая всеми качествами самой древнейшей профессии в мире. Советы могли противопоставить им, когда борьба за власть резко обострилась в 1993 году, только моральную силу закона. Но она была лишь олицетворением бессилия, свидетельствовала об упущенных возможностях.
Республика Советов не столько существовала, сколько агонизировала3. Её дееспособность приближалась к нулю ещё и благодаря тому, что внутри самой системы Советов сразу же после их избрания разгорелась война всех против всех. Верховные Советы союзных республик противопоставили себя Верховному Совету СССР. Верховным Советом противостояли региональные Советы — областные, краевые, “автономных республик”. Местные Советы не могли найти общего языка с региональными Советами. Все боролись за свои суверенные права, не замечая, что их общий враг находится рядом, сосредоточен в исполнительных структурах.
Примечательно, что подобно тому, как народ России 1917 года с восторгом вручил свою судьбу политикам, откровенно желавшим ее расчленить, так и в 1991 году он сделал то же самое. Он вручил власть новому поколению политиков, заявившему, что оно приложит максимум усилий, чтобы на месте единого российского государства появилось от “пяти десятков” до более чем 150 государств. Имя этим деятелям легион, но главные из них конечно же — Сахаров, Ельцин, Попов, Собчак.
Сначала в результате сложных интриг, механизмы которых до конца так и остаются не известными, пал союзный Съезд народных депутатов, а вместе с ним и все властные институты СССР. Единая Россия в политическом отношении прекратила своё существование, распавшись на более чем двадцать государственных образований. Её государственное бытие в качестве потенциально русского государства сжалось до административных пределов РСФСР. Затем верховные советские органы РСФСР серией законов лишили региональные и местные Советы всех их властных полномочий, сохранив за ними лишь одну функцию — право принятия решений. Но их исполнение превращалось в монополию никому не подчинённой бюрократии, так называемой исполнительной власти. Решения Советов уже некому было исполнять. Законодатель, сконструировав систему власти по умозрительной схеме, в действительности преобразовал Советы из органов власти в совещательные учреждения при власти. Власть Советов была ликвидирована руками самих Советов.
Впрочем, республика Советов на территории РСФСР прекратила своё существование даже раньше, чем произошла самоликвидация органов власти СССР. Её упразднили фактически 12 июня 1991 года, после того, как была установлена должность президента и состоялись его выборы. Одновременно с этим в Москве и Петербурге были учреждены посты мэров, покончившие с полномочиями Московского и Петроградского городских Советов. Таким образом, Ельцин, Попов и Собчак, а несколько раньше их — Горбачёв исполнили в историческом процессе роль могильщиков советской власти, той самой власти, которая существует под разными названиями практически во всех странах мира, независимо от того уровня развития социально-экономических и государственно-политических институтов, которых достигло то или иное государство.
28
октября 1917 г. Народный комиссариат
внутренних дел (НКВД) принял постановление
о создании Рабоче-
Упрочение Советской власти на большей части территории Российской империи к весне 1918 г. привело к необходимости принятия Основного Закона страны — Конституции РСФСР. Он должен был юридически закрепить сложившиеся общественные отношения и фактически сформировавшиеся структуры власти, которые определялись понятием «диктатура пролетариата» (Советы, партия, профсоюзы).
Конституция РСФСР была принята на V Всероссийском съезде Советов (4—10 июля 1918г.). Первые четыре главы повторяли Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа, принятую на III съезде Советов. В пятой главе излагались следующие положения: федеративный характер республики; отделение церкви от государства и школы от церкви, свобода слова, мнений, собраний для рабочих; обязанность всех граждан работать в соответствии с принципом «Не трудящийся да не ест»; обязанность всех военнослужащих защищать республику; право гражданства для всех трудящихся, проживающих на территории России; право убежища для иностранцев, преследуемых по политическим или религиозным мотивам, уничтожение всякой дискриминации по расовым или национальным признакам.
Главы с шестой по восьмую касались организации центральной власти. Высшая власть принадлежала Всероссийскому съезду Советов, который состоял из представителей городских Советов (из расчета один депутат на 25 тыс. избирателей) и губернских Советов (один депутат на 125 тыс. жителей). Всероссийский съезд Советов избирал Всероссийский Центральный Исполнительный комитет (ВЦИК) в составе не более 200 членов, который осуществлял всю власть Съезда в промежутках между съездами. ВЦИК назначал Совет Народных комиссаров (Совнарком), в чьи функции входило «общее управление делами Российской Социалистической Федеративной Советской Республики», а также издание «декретов, распоряжений, инструкций».
В главе девятой были определены функции Всероссийского съезда Советов и ВЦИК, а главы с десятой по двенадцатую были посвящены организации областных, губернских, уездных, волостных съездов Советов и образованию городских и сельских Советов.
В тринадцатой главе определялись избирательные права. Право избирать и быть избранным получали «все добывающие средства к жизни производительным и общественно полезным трудом», солдаты и нетрудоспособные. Однако избирательных прав лишались лица, использующие наемный труд, живущие на проценты с капитала, частные торговцы, монахи и священнослужители, служащие и агенты бывшей полиции.
Такова была первая в истории России Конституция. Она закрепила систему государственного управления, основой которой объявлялись Советы рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов как форма диктатуры пролетариата. Провозглашались и законодательно закреплялись основы национальной политики, принципы Советской Федерации.
Народ не хотел возвращаться к старому, хотя такая альтернатива не исключалась. Отечественный и мировой опыт доказывал необходимость не останавливаться, не топтаться на месте в ожидании «мировой революции», идти только вперед, реализовать выбор 1917 г., сделавший Россию впервые в истории новатором цивилизационного творчества, основываться на новых ценностных идеалах, осуществлять радикальные преобразования.
Информация о работе Чрезвычайные органы власти и управления Республики советов