Человек на войне

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 18:22, сочинение

Описание работы

Прошло немало лет с тех пор, как отгремели победные залпы Великой Отечественной войны. Но и сегодня время раскрывает перед нами новые подробности, незабываемые факты и события тех героических дней. И чем дальше уходим мы от той войны, от тех суровых сражений, чем меньше остаётся в живых героев того времени, тем дороже, ценнее становится военная летопись, которую создавали и продолжают создавать писатели. В своих произведениях художники слова воспевают мужество и героизм советского народа, нашей доблестной армии, миллионов и миллионов людей, вынесших на свои

Работа содержит 1 файл

Человек на войне.doc

— 110.00 Кб (Скачать)

      Брусиловский прорыв (22 мая (4 июня) – 31 июля (13 августа)). Русские силы под командованием генерала А.А. Брусилова осуществили мощный прорыв фронта в районе Луцка и Ковеля, в короткий срок заняли Буковину и вышли на перевалы Карпатских гор. Австро-венгерские войска были разгромлены, их потери составили 1,5 млн человек. Австро-Венгрия оказалась на грани полного поражения и выхода из войны. Для спасения положения Германия сняла с французского и итальянского фронтов 34 дивизии. Русские войска потеряли около 500 тыс. человек.

      Митавская операция (23–29 декабря (5—11 января 1917 г.)). Наступление русских войск в районе Риги оказалось неожиданным для немцев. Тем не менее они не только остановили русскую 12-ю армию, но и заставили ее отступить с прежних позиций. Для России Митавская операция закончилась безрезультатно. Убитыми, ранеными и пленными потеряно 23 тыс. человек.

1917 год

      Июньское наступление (16 (29) июня – 15 (28) июля). Предпринято военным командованием Временного правительства по всему фронту. Из-за падения дисциплины и нарастания антивоенных настроений в войсках закончилось полным провалом. Потери составили около 30 тыс. человек.

      Рижская операция (19 августа (1 сентября) – 24 августа (6 сентября)). Наступательная операция германских войск с целью овладения Ригой. В ночь на 21 августа (3 сентября) 12-я русская армия оставила Ригу, потеряв около 25 тыс. человек.

      Следует отметить, что Восточный фронт  играл роль «спасителя» для Западного  фронта. Так было в 1914 г., когда по просьбе союзников, не завершив мобилизацию, русские войска начали наступление в Восточной Пруссии, закончившееся гибелью армии генерала Самсонова. Активность русских вынудила германское командование внести коррективы в план А. фон Шлиффена и перебросить войска с Западного фронта, что помогло французам выиграть битву на Марне и спасти Париж. Вступление в войну Турции на стороне Германии и закрытие черноморских проливов фактически отрезало Россию от мировых рынков и поставило ее в условия экономической блокады. 1915–1916 годы можно считать неудачными для русской армии. За исключением успешного наступления в мае – июне 1916 г. в Галиции (Брусиловский прорыв), все атакующие операции русских войск заканчивались большими потерями и провалом. Уже в 1915 г. Литва, Польша и Галиция были оккупированы вражескими войсками. Однако положение не было безнадежным. Пока в тылу готовились резервы, русская армия до середины 1917 г. успешно держала фронт, не пуская противника в центральные губернии.

      Причины военных неудач связаны с общим  социально-экономическим положением России. Главная причина – неспособность  российской промышленности и транспорта обеспечить нужды фронта (в 1915 г. обеспеченность русской артиллерии боеприпасами составляла лишь 10 %). По инициативе общественности в мае 1915 г. был создан Центральный военно-промышленный комитет (ВПК) во главе с А.И. Гучковым (см. Военно-промышленные комитеты), который занимался распределением военных заказов между крупными предприятиями. Совместная деятельность ВПК, Всероссийского земского союза и Всероссийского союза городов (Земгор), созданного в июле 1915 г., способствовала улучшению снабжения армии и лечебно-санитарного дела к концу 1916 – началу 1917 г. Были созданы большие запасы вооружений и амуниции. Активность общественных организаций подчеркивала неспособность официальных властей организовать ведение войны и снабжение крупных городов топливом и продовольствием. Министерская чехарда, влияние при дворе Г.Е. Распутина, неспособность самодержца, находящегося в ставке в Могилеве, оперативно управлять страной – все это подрывало авторитет власти. На заседании 13 ноября 1916 г. Дума расценила деятельность правительства как «глупость или измену» и потребовала у царя создания нового кабинета, ответственного не перед ним, а перед Думой.

      Уже после свержения самодержавия, в  июне 1917 г. Временное правительство пыталось организовать наступление на фронте. Из-за упадка воинской дисциплины это наступление закончилось полным провалом. Неспособность вести войну, а также желание большевистского правительства любым путем удержаться у власти привели к подписанию 3 марта 1918 г. унизительного Брестского мирного договора с Германией. В этот день прекратилось участие России в Первой мировой войне.

Мнения  историков о влиянии  Первой мировой войны  на общественно-политическую ситуацию в России

      Этот  вопрос не вызывает альтернативных подходов, однако представители многочисленных исторических школ акцентируют внимание на различных аспектах обозначенной проблемы. Так, советские историки рассматривают сложившуюся в России ситуацию исключительно с позиций ее полезности для революции. Тяготы войны обострили социальные противоречия, не разрешенные правительством после революции 1905–1907 гг. Война дала оружие пролетариату и крестьянству, что облегчило проведение вооруженного восстания. Неудачное ведение боевых действий, затяжной характер войны и многочисленные человеческие жертвы способствовали падению авторитета власти, обострению классовых противоречий и росту недовольства в широких слоях населения. Все вышеперечисленные аспекты помогли революционной партии превратить «империалистическую войну в войну гражданскую».

      Не  отрицая утверждений историков марксистской школы, современная историческая наука акцентирует внимание на нравственных аспектах проблемы. Анализируя документы той эпохи, исследователи приходят к выводу, что Первая мировая война вырвала миллионы людей из естественного окружения, превратила их в маргиналов, научила убивать. Человеческая жизнь обесценилась, люди привыкли к смерти и страданиям. Справиться с таким положением и вернуть народ к нормальной жизни мог только сильный социальный организм. Российское государство таковым не являлось. Ужасы войны привели многих видных политиков из либерального и революционного лагерей к мысли, что старый мир, породивший эти ужасы, исчерпал себя.

Мнения  историков о вступлении СССР во Вторую мировую  войну

      С начала 90-х годов ХХ в., в связи  с выходом в свет новых документов и материалов, в российской исторической науке началась дискуссия, продолжающаяся до настоящего времени. В ходе полемики определилось несколько подходов к изучению начала Великой Отечественной войны.

      Традиционная  точка зрения, сложившаяся еще в сталинское время, представляет эти события как вероломное нападение фашистской Германии, нарушившей пакт от 23 августа 1939 г. Цель немецкого нападения – «завоевание жизненного пространства» и ликвидация советского строя. Сокрушительные поражения Красной Армии в первые месяцы войны объяснялись до 1956 г. вероломностью вторжения, а после ХХ съезда КПСС – еще и просчетами Сталина в определении сроков агрессии и уничтожением в ходе массовых репрессий лучшей части офицерского корпуса Красной Армии.

      Вторая  концепция, сформировавшаяся в исторической науке в последние годы (В. Суворов, М. Мельтюхов), предлагает следующую  трактовку событий. Выполняя ленинский завет о мировой революции, Сталин предполагал воспользоваться сложившейся в Европе ситуацией. В 1941 г. Германия, захватившая материк, вела ожесточенную войну с Великобританией. Надеясь на взаимное ослабление капиталистических соперников, Сталин готовил СССР к вторжению, чтобы «на штыках Красной Армии принести социалистическую революцию в Европу». С этой целью была проведена скрытая мобилизация; войска, техника, военные склады стянуты к самой границе. Вооружения и военная доктрина носили наступательный характер, строительство новой оборонительной линии не проводилось за ненадобностью. Коммунистам европейского подполья через Коминтерн было дано задание вести соответствующую пропаганду. Зная об этих приготовлениях, Гитлер, чтобы спасти Германию и всю Европу от коммунистического вторжения, 22 июня 1941 г. нанес превентивный удар. При разработке плана «Барбаросса» немецкий Генеральный штаб учел недостатки расположения советских войск, их концентрацию у самой границы, что и явилось основной причиной поражений Красной Армии на начальном этапе войны. В современной историографии споры идут о сроках: часть историков полагают, что начало вторжения Красной Армии в Европу намечалось на июль 1941 г. и, следовательно, Гитлер опередил Сталина всего на пару недель. Другая версия – нападение планировалось на лето 1942 г.

      Третья  гипотеза объясняет действия сталинского  правительства соображениями безопасности (В.В. Невежин). Не отрицая наступательный характер расположения советских войск  и военной доктрины, сторонники этой версии считают, что, зная о сосредоточении немецких войск у своих западных рубежей, советское командование собиралось нанести превентивный удар по частям вермахта, исходя из старого правила – «лучшая оборона – это наступление». Инициировать мировую революцию в Европе Сталин не планировал.

Битва за Москву

      5 сентября 1941 г. немецким командованием был утвержден план «Тайфун», по которому силами армий группы «Центр» и переброшенными с севера танковыми частями охватными ударами с запада и юго-запада предполагалось взять Москву. С 30 сентября началась реализация этого плана. К концу первой недели немецкого наступления в окружение в районе Вязьмы попали пять советских армий и несколько дивизий народного ополчения. К середине октября немцы взяли Калугу, Калинин, Можайск. 20 октября в Москве было введено осадное положение. 15 ноября немецкие войска, перегруппировав силы, возобновили наступление и к концу месяца подошли к столице на расстояние 23–30 км, но так и не смогли захватить город. К началу декабря 1941 г. фашистские части, стоявшие у стен Москвы, уже потеряли тот боевой дух, с которым они пересекли советскую границу в июне. Растянутость коммуникаций не позволяла немцам вовремя подвозить боеприпасы и резервы. Сильные морозы также явились неожиданностью для немецких солдат и генералов. Ожесточенное сопротивление советских бойцов от границы до Москвы сделало для немцев этот путь не похожим на «военную прогулку» по странам Западной Европы. В разведывательных сводках советского командования сообщалось: «Замечаются явные признаки истощения противника». После получения информации разведки о том, что Япония не вступит в войну, пока не падет Москва, из восточных военных округов были переброшены свежие дивизии. Они укрепили оборонявшие Москву войска Калининского, Западного и Юго-Западного фронтов.

      5 и 6 декабря 1941 г. эти войска нанесли пробные контрудары по немецким позициям. Разведка боем оказалась успешной. По утверждению командовавшего обороной Москвы Г.К. Жукова, никаких стратегических наступательных планов не разрабатывалось, и «если бы противник организовал серьезное сопротивление нашим контрударам, никакого контрнаступления не состоялось бы». Однако такого сопротивления измотанные и замерзающие немецкие войска оказать не смогли. Продолжая наносить фланговые удары, Красная Армия оттесняла немцев от Москвы, и к январю 1942 г. германские части были отброшены от столицы на 100–250 км. Сталин, преувеличивавший декабрьский успех, настоял на общем широкомасштабном наступлении войсками Западного, Калининского и Юго-Западного фронтов. Это наступление состоялось, но, по словам Жукова, «жертв было много, расходов много, а результата общестратегического никакого… Если бы все силы были сосредоточены на Западном направлении, немцев бы отогнали до Смоленска». Ценой огромных потерь советские солдаты и офицеры отстояли Москву, что явилось большой моральной победой, подняло боевой дух в армии и в тылу, вселило веру, что «враг будет разбит и победа будет за нами».

Поражения 1942 г. и Сталинградская победа

      В Ставке советского командования ожидали повторного наступления немцев летом 1942 г. на Москву, поэтому все резервы были стянуты к центральному направлению. Однако Гитлер готовил удар на юге. Немецкое командование стремилось отрезать хлебные и нефтяные районы, прорваться на Кавказ, выйти к Волге и со степных аэродромов совершать стратегические бомбардировки советской промышленной базы на Урале и в Западной Сибири.

      Весной  и летом 1942 г. советские войска потерпели ряд тяжелых поражений на юге страны. В мае немцы захватили Керченский полуостров, уничтожив здесь крупную группировку Красной Армии. Это позволило им сосредоточить все силы против оборонявшегося 250 дней Севастополя и 3 июля захватить главную военно-морскую базу на Черном море.

      Во  время наступления немцев на Керчь  Сталин принял авантюристическое решение о прорыве советских войск к Харькову, несмотря на опасность их окружения гитлеровцами. Советское наступление началось 12 мая, но уже через несколько дней угроза окружения стала очевидной. Однако Сталин решил продолжать наступление на Харьков. В результате 140 тыс. советских солдат попали в немецкое окружение и были разгромлены.

      Овладев стратегической инициативой, Гитлер 13 июля подписал Директиву № 43, которая предписывала немецким войскам начать наступление по двум направлениям: на Сталинград и на Кавказ. Главным указывалось Сталинградское направление, где под командованием генерала (затем фельдмаршала) Ф. Паулюса были сосредоточены отборные части 6-й армии, 4-й танковой армии и 4-го воздушного флота. «С вашими войсками можно штурмовать небо», – напутствовал фюрер командующего. 17 июля 1942 г. немецкие части начали стремительное движение на Сталинград, а в августе – на Кавказ. Захватив Ставрополь, Краснодар, Новороссийск, немцы достигли Большого Кавказского хребта и водрузили флаг со свастикой на вершине Эльбруса.

      Несмотря  на героическое сопротивление советских  солдат и жесткие приказы из Москвы (Приказ № 227 – «Ни шагу назад»), красноармейские части откатывались в глубь советской территории. 23 августа войска Паулюса вышли к Волге северо-западнее Сталинграда. В этот же день после немецкой бомбардировки, в которой участвовало 600 самолетов, город был превращен в развалины. Казалось, с учетом советских потерь (с мая по сентябрь 1942 г. только в плен попали 1,5 млн советских солдат), что фашистские войска не встретят упорного сопротивления. 13 сентября начался штурм города. 15 сентября немцы вышли к Волге к югу от Сталинграда, окружив город. Снабжение сражавшихся в городе частей происходило через Волгу. Бойцы и командиры оборонявших Сталинград 62-й и 64-й армий сражались за каждую улицу, каждый дом, каждый этаж и подвал, перемалывая все новые и новые немецкие части, вводимые Паулюсом в город. С июля по ноябрь 1942 г. немцы потеряли около 700 тыс. человек, но так и не смогли взять Сталинград.

Информация о работе Человек на войне