Человеческий капитал и его роль в развитии современной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 22:15, реферат

Описание работы

Теория человеческого капитала имеет очень старые теоретические и методологические корни, тем не менее, она является одним из современных и очень актуальных направлений развития неоклассической теории.
Проблема Человека в экономической теории исследуется как минимум со времен Адама Смита, да и термин «человеческий капитал» появился и получил распространение в мировой литературе много лет назад. Однако отношение к проблеме во многом остается скорее прикладным.

Содержание

Введение
1.Теория человеческого капитала
2.Особенности процессов формирования и накопления человеческого капитала
3. Состояние человеческого капитала в РБ и его влияние на уровень социально-экономического развития
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Работа содержит 1 файл

Человеческий капитал.doc

— 125.00 Кб (Скачать)

 

 


3. Состояние человеческого капитала в РБ и его влияние на уровень социально-экономического развития

Наша страна, все больше интегрируясь в цивилизационные мирохозяйственные отношения, неизбежно подходит к не­обходимости социально-экономической парадигмы развития, где человек ста­новится не просто средством, фактором экономического роста, но его главной целью и ценностью. Для реализации означенных принципов  необходима кардинальная структурная перестройка экономики на основе новейших дости­жений научно-технического прогресса и эффективного использования интеллек­туального потенциала нации. И здесь свою миссию фундамента цивилизационного прогресса призваны выполнить отечественная наука и образовательная система, способные подготовить теоретико-методологическую и правовую базу для строительства новой открытой экономики [2]. В этой связи назрела не­обходимость провести инвентаризацию и стоимостною оценку научно-техничес­кого и образовательного потенциалов с позиций эффективности использования человеческого капитала[3].

Республика Беларусь с 1992 по 2009 год входит в группу стран с вы­соким уровнем развития, однако ее рейтинг снизился с 42-й позиции в 1992 г. до 68-й в 2007 г. По показателю ожидаемой продолжительности жизни при рождении в Беларуси наблюдается отрицательная динамика: снижение ожидаемой продолжительности жизни с 71,1 года в 1992 г. до 69,0 лет в 2007 г. Соответственно, индекс ожидаемой продолжительности жизни снизился с 0,768 (1992 г.) до 0,733 (2007 г.). Достигнутый уровень образования, характеризующий уровень грамотности взрослого населения (доля грамотных в возрасте 15 лет и старше) повышается с 98,1% в 1992 г. до 99,7% в 2007 г. Соответственно, общий индекс уровня образования в Беларуси имеет положительную динамику: 0,901 - в 1992 г.: 0,950 – в 2001 г.; 0,961 - в 2007 г. Величина ВВП на душу населения (по ППС в долл. США) обобщенно характеризует возможность доступа населения к  материальным ресурсам и используется в качестве непрямого индикатора возможностей  не отражаемых показателями долголетия и образованности (использование ППС позволяет учесть покупательную способность доходов в стране). В Беларуси ВВП на душу населения в 2007 г. составил 10 841 долл. США, что почти в два раза выше, чем в 1992 г. (6 440 долл. США). Индекс ВВП увеличился с 0,690 в 1992 г. до 0,782 в 2007 г. (табл. 1).

Для оценки динамики уровня жизни значимо сопоставление рангов страны по ИРЧП и ВВП на душу населения. Рейтинг ИРЧП для Беларуси на протяжении ряда лет был выше рейтинга ВВП,  что свидетельствует о сильной социальной ориентации экономической политики в стране, более быстром росте социальных компонентов по сравнению с экономическими, характеризующими динамику уровня жизни  населения. Таким образом, несмотря на рост с 1992 года величины ВВП на душу населения ( в долларах ППС), стране не удается поддерживать такие же темпы роста уровня жизни населения, как в экономически развитых странах, поэтому рейтинг ИРЧП для Беларуси за 1992-2007 гг. имеет отрицательную динамику (-26). Таким образом, эмпирически, с помощью теории человеческого капитала, в конце XX в. создана и совершенствуется единая аналитическая рамка для объяснения таких,казалось бы, разнопорядковых явлений, как вклад науки, образования и здравоохранения в совремнный экономический рост, выраженный в показателях ИРЧП и ВВП.

Состояние человеческого капитала в сфере науки. Состояние со­вокупного человеческого капитала в научной сфере определяется как в натуральных показателях (численность персонала, занятого научными исследованиями и разработками, численность исследователей  по областям науки и др.), так и в стоимостных показателях, отражающих научные исследования и разработки, а также затраты организации промышленного производства на технологические инновации по видам инновационной деятельности. По данным государственной статистики, среднегодовая численность персонала, занятого научными исследованиями и разработками, уменьшилась с 1990 по 1998 год в абсолютном значении в 2,5 раза, а начиная с 1998 г. изменяется незначительно. Что касается соотношения исследователей, техников, вспомогательного персонала и прочих, то в 2008 г. оно составило 58,6   7,2 20,5 и 13,7% соответственно( табл. 2). Среди исследователей, по данным 2008 г., 725 докторов наук и 3112 кандидатов. Что составляет 20,8% от общего их количества; 79,2% исследователей не имеют ученой степени.

К началу 2009 г. в области технических наук было сосредоточено 59,5% исследователей, естественных наук - 19,7%, общественных наук - 7,2%, медицинских - 5,2%, сельскохозяйственных - 6,4%, гуманитарных наук - 2,0% (табл. 3). Анализ распределения численности исследователей по областям науки показывает, что основная их часть сконцентрирована в области технических наук - около 60% от общей численности в научных организациях и вузах республики. Вместе с тем, обеспеченность этой области науки исследователями высшей квалификации наименьшая. Доля докторов наук в области технических наук составляла в 2008 г. 1,8%, кан­дидатов наук - 8,6%, без степени - 89,6%. Это очень тревожная тенденция, учитывая тот факт, что, в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь «Об утверждении приоритетных направлений научно- технической деятельности в Республике Беларусь» (6.07.2005 г., №315), исследования в области технических наук отнесены к приоритетным направлениям научной деятельности. Это - ресурсосберегающие и энергоэффективные технологии производства конкурентоспособной продукции, новые материалы и новые источники энергии, информационные и телекоммуникационные технологии.

Одним из главных стоимостных показателей научно-технического потенциала республики является доля внутренних затрат на научные исследования и разработки в ВВП, составившая в 2000 г. 0,72%, в 2004 г.— 0,63%, в 2005 г, - 0,68%, в 2006 г. - 0,66%, в 2007 г.. - 0,96%,  в 2008 г.-0,75% (табл.4). Снизившись с 1990 г. но 2000г. почти в 3 раза, доля рас­ходов на науку находится, вплоть до нынешнего времени, скорее в режи­ме флуктуации, нежели - активного роста. Для сравнения укажем, что, по опубликованным данным, в Великобритании и Франции уровень затрат на науку по отношению к ВВП составляет более 2%, а в США и Германии около 3%. Примерно на этом уровне находились в 1990 г. и расходы на науку в Беларуси, являясь одним из приоритетов экономической политики республики.

Мировой опыт показывает, что научно-технический прогресс оста­ется наиболее стабильным фактором накопления финансовых средств для расширенного воспроизводства, дальнейшего развития инноваций и наиболее выгодной, хотя и наиболее рискованной сферой помещения капи­тала. В экономически развитых странах ассигнования в науку не снижа­лись даже в периоды экономических спадов и отличались более высоки­ми темпами роста, чем ассигнования в производство. Согласно мировому опыту, доля научных расходов в ВВП должна быть не менее 3%.  Порого­вое же значение расходов на научные исследования и разработки, по от­ношению к ВВП, как одного из показателей экономической безопасности страны, принято считать равным 2%. Из этого следует, что достигнутый в республике общий уровень развития научно-технической деятельности не может быть оценен как достаточный для государства, стремящегося к экономической и политической независимости в условиях ограниченных собственных сырьевых и энергетических ресурсов и сложной экологиче­ской обстановки. Соотношение фактического и порогового значений по­казателя затрат на научные исследования и разработки составляет в Бела­руси - 0,4.

Другим стоимостным показателем, отражающим состояние научной сферы в республике, является структура внутренних текущих затрат на научные исследования и разработки по видам работ (табл. 5). Она свиде­тельствует о том, что более 1/2 затрат направляется на разработки (в ча­стности, на создание новой продукции и технологий), включающие в себя проведение опытно-конструкторских (при создании изделий) и опытно-технологических (при создании материалов, веществ, технологий) работ. На фундаментальные исследования, реально изменяющие традиционный технологический уклад, затрачивается от 1/6 до 1/5 выделяемых средств.

Трансформация структуры научной деятельности характеризуется некоторым увеличением (до 19,0%), а затем — уменьшением (до 14,7%) доли фундаментальных доследований. Доля прикладных исследований, выступающих связующим звеном между фундаментальной наукой и кон­кретными проектно-конструкторскими, технологическими и опытно-экспериментальными работами, колеблется в режиме флуктуации, со­ставляя в 2008 г. 26,0%. Доля разработок незначительно отклоняется в одну или другую сторону от средней величины — 55%. По удельному весу фундаментальных исследований в затратах на науку Беларусь приближа­ется к уровню ведущих экономически развитых стран (США - 18%, Ита­лия - 22%, Франция - 25%). Согласно мировому опыту, соотношение за­трат на фундаментальные и прикладные исследования и затрат на разра­ботки по всем наукам составляет 1 : 2; в Беларуси в 2008 г. оно составило 1:1,5. Это свидетельствует о необходимости усиления инновационной направленности научного потенциала страны и необходимости налажи­вания механизма коммерциализации результатов исследований и разра­боток.

В организациях промышленного производства основные объемы затрат (более 50%) идут на приобретшие машин и оборудования; доля затрат на приобретение новых технологий и компьютерных программ составляет по 0,5%, на обучение и подготовку персонала - всего 0,1% (табл. 6). В определенной мере это оправдано, так как, по данным Комплексной программы научно-технического прогресса Республики Беларусь на 2001-2020 гг., 48,2% действующих технологий использовалось еще до 1985 года. Из эксплуатируемых промышленными предприятиями 13,2 тыс. передовых технологий 31,4% внедрены до 1994 г.; создано же за 2002 год 407 передовых технологий, 90% из которых являются новыми только в Беларуси.

Анализ состояния и использования человеческого капитала в сфере науки Республики Беларусь приводит к выводу о том, что экономический оборот человеческого капитала за последнее десятилетие обусловлен об­новлением устаревшей традиционно применяемой технологии и техники с целью поддержания непрерывного процесса воспроизводства и сопро­вождается подготовкой работников традиционных профессий на среднем для той или иной отрасли уровне. Анализ взаимосвязи натуральных и стоимостных показателей научно-технического развития свидетельствует об экономическом обороте человеческого капитала, настроенном на воспроизведение традиционной техники и технологий. Для инновационного оборота человеческого капитала его научно-технический потенциал представляется недостаточным, поскольку показатели этого потенциала ниже  пороговых значений, определенных мировой экономикой.

Состояние человеческого капитала в сфере образования. Состоя­ние совокупного человеческого капитала в сфере образования определя­ется как в натуральных показателях (численность и доля людей со средним, высшим и средним специальным образованием, структура уровней оразования, число лет обучения и др.), так и в стоимостных показатели, отражающих образовательную емкость ВВП, объем и долю расходов на получение образования разного уровня. Уровень общеобразовательной и специальной подготовки является одним из наиболее значимых показате­лей, характеризующих человеческий капитал в образовательной сфере. Среднее число лет обучения в Беларуси составило, по итогам переписи населения, 10,0 лет. В России, по опубликованным материалам, число лет обучения составляет 10,3 года и в настоящее время имеет тенденцию к снижению. Это намного ниже требований, предъявляемых к образова­нию современным этапом научно-технического развития. В ведущих ка­питалистических странах к началу XXI в. средняя подготовка рабочей си­лы достигла уровня 14 лет обучения.

Что же касается образовательной структуры человеческого капитала в Республике Беларусь, то лица с высшим образованием составляли в конце XX в. 14,1% от всего населения в возрасте от 15 до 70 лет и старше; со средним специальным - 22,6%; с начальным профессиональным образованием - 9,3%; со средним общим - 26,5%; с базовым общим - 13,7%; с начальным образованием - 13,8%. Таким образом, доля лиц с высшим и средним специальным образованием составляла в конце XX в. 36,7% от населения в возрасте от 15 до 70 лет и старше. Между тем, в США, например, доля лиц с высшим и средним специальным образованием среди взрослого населения достигала в то же время 60%.

За истекшее десятилетие доля учащихся общеобразовательных школ уменьшилась на 10,8%, а доля учащихся ПТУ - на 0,8%. В то же время доля обучающихся в дошкольных учреждениях возросла на 1,7%, доля учащихся средних специальных учебных заведений возросла на 1,4%, а учащихся высших учебных заведений - на 8,5% среди всех обучающихся (табл. 7). Таким образом, позитивная тенденция перестройки внутренней сруктуры в пользу высшего образования имеет устойчивый характер, однако остается актуальным вопрос востребованности этого образования в инновационно реформируемой экономике.

Одним из главных стоимостных показателей состояния человеческо­го капитала в образовательной сфере является доля расходов на образо­вание в валовом внутреннем продукте Республики Беларусь (табл. 8). Не­смотря на сложные экономические условия, государство стремится в пре­делах имеющихся ресурсных возможностей сохранять долю государст­венных расходов на развитие образования. Начиная с 2006 г. эта доля начала снижаться, однако, по предварительной оценке ЮНЕСКО, она оста­лся сопоставимой с мировыми показателями (Швеция - 7,8%, Франция -5,8%, Германия - 4,6%, Канада - 5,5%, Польша - 5,0%). Эти показатели являются порогом эффективности, который позволяет обеспечивать эко­номический рост на инновационной основе. Стратегической целью является создание системы образования, соответствующей потребностям личности, общества и государства, формирование условий для ее дальнейшего развития, подготовки новых поколений к жизни и труду в гражданском обществе с устойчивой социально ориентированной экономикой.

Другим стоимостным показателем состояния человеческого капитала в образовательной сфере выступает структура затрат на различные виды образования (табл. 9).

Анализ данных таблицы свидетельствует о снижении государственных расходов в последние годы на дошкольное образование (в 1,3 раза). Вместе с тем наблюдается постоянная тенденция роста доли расходов на высшее и среднее специальное образование, так что в сумме они составляют в 2008 г. 22,2% выделенных средств. Таким образом, в 2008 г. затраты на дошкольное и общее среднее специальное -1/5 всех за­трат на образование, что не дает достаточных оснований для успешного использования человеческого капитала в сферах инновационной деятельности. Очевидно, что эффективность инвестиций :в сферу образования может быть увеличена за счет перестройки внутренней структуры этой  cферы в пользу повышения доли востребованного высшего образования.

Состояние человеческого капитала в сфере здравоохранения. Состояние совокупного человеческого капитала в сфере здравоохранения определяется как в натуральных показателях (средняя продолжительность жизни, смертность населения по разным причинам, естественный прирост(убыль) населения, масштабы профилактических мероприятий и др.), так и в стоимостных показателях, отражающих объем и долю расходов на здравоохранение от ВВП, расходы на профилактические мероприятия и пропаганду здорового образа жизни, расходы на государственные (комплексные и целевые) программы.  По данным Всемирной организации здравоохранения, состояние здоровья на 49-53% определяется образом жизни человека и его личностным выбором в пользу благоприятных или неблагоприятных для здоровья альтернатив; на 18-22% - генетическими и биологическими факторами, на 17-20% - экологической
средой; на 8-10% - качеством медицинской помощи и эффективностью
профилактических мер.

Информация о работе Человеческий капитал и его роль в развитии современной экономики