Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 00:04, реферат
Русским церковным расколом называется отделение значительной части русского православного общества от господствующей русской православной церкви. Это разделение началось в царствование Алексея Михайловича вследствие церковных новшеств патриарха Никона и продолжается доселе.
Введение 3
Предпосылки раскола 4
Москва – третий Рим 5
Затмение вселенской идеи 6
Патриарх Никон 6
Идея вселенской церкви 7
Новшества 7
Начало раскола 9
Церковная реформа. 9
Содействие Никона расколу 9
Признания первых старообрядцев 10
Недовольство самих православных 11
Реакция. Соловецкое сидение 12
Содействие раскола западному влиянию 13
Заключение 15
Список используемой литературы 16
Патриарх Никон
Родился в 1605 г. в крестьянской среде, при помощи своей грамотности стал сельским священником, но по обстоятельствам жизни рано вступил в монашество, закалил себя суровым искусом пустынножительства в северных монастырях и способностью сильно влиять на людей приобрел неограниченное доверие царя, довольно быстро достиг сана митрополита новгородского и, наконец, 47 лет от роду стал всероссийским патриархом. Никон имел довольно сложный характер и прежде всего характер очень неровный. В спокойное время, в ежедневном обиходе он был тяжел, капризен, вспыльчив и властолюбив, самолюбив. Но это едва ли были его настоящие, коренные свойства. Он умел производить громадное нравственное впечатление, а самолюбивые люди на это неспособны. За ожесточение в борьбе его считали злым; но его тяготила всякая вражда, и он легко прощал врагам, если замечал в них желание пойти ему навстречу. С упрямыми врагами Никон был жесток. Но он забывал все при виде людских слез и страданий; благотворительность, помощь слабому или больному ближнему была для него не столько долгом пастырского служения, сколько безотчетным влечением доброй природы. По своим умственным и нравственным силам он был большой делец, желавший и способный делать большие дела, но только большие. Что умели делать все, то он делал хуже всех; но он хотел и умел делать то, за что не умел взяться никто, все равно, доброе ли то было дело или дурное. Его поведение в 1650 г. с новгородскими бунтовщиками, которым он дал себя избить, чтобы их образумить, потом во время московского мора 1654 г., когда он в отсутствие царя вырвал из заразы его семью, обнаруживает в нем редкую отвагу и самообладание. В самые трудные минуты, им же себе созданные и требовавшие полной работы мысли, он занимался пустяками и из-за пустяков готов был поднять большое шумное дело. Осужденный и сосланный в Ферапонтов монастырь, он получал от царя гостинцы, и, когда раз царь прислал ему много хорошей рыбы, Никон обиделся и ответил упреком, зачем не прислали овощей, винограду в патоке, яблочек. В добром настроении он был находчив, остроумен, но, обиженный и раздраженный, терял всякий такт и причуды озлобленного воображения принимал за действительность.
Идея вселенской церкви
Можно
было бы подивиться духовной
силе Никона, сумевшего среди
взбаламученной
Новшества
Никон
приступил к делу
Начало раскола
Церковная реформа.
Ее проведение началось весной 165З г., почти сразу же после принятия царем и боярской думой окончательного решения о включении Украины в состав Российского государства. Это совпадение не было случайным. Первым шагом стало единоличное распоряжение патриарха. При этом в памяти не содержалось никакого обоснования необходимости данной перемены в обрядах. К тому же предписание патриарха не было подкреплено авторитетом церковного собора. Такое начало реформы нельзя назвать удачным.
Ведь это решение затронуло наиболее привычные обряды, которые духовенство и верующие считали показателем истинности своей веры. Поэтому неудивительно, что изменение поклонов и перстосложения вызвало недовольство верующих. Открыто это выразили провинциальные члены кружка ревнителей благочестия. Протопопы Аввакум и Даниил подготовили обширную челобитную, в которой указали на несоответствие нововведений установлениям русской церкви. Челобитную они подали царю Алексею, но царь передал ее Никону.
Распоряжение патриарха осуждали также протопопы Иван Неронов, Лазарь и Логгин и дьякон Федор Иванов. Их суждения сеяли недоверие и враждебность к реформе и, конечно же, подрывали авторитет патриарха. Поэтому Никон решительно пресек протест своих прежних единомышленников. Ивана Неронова он сослал под крепкий надзор в Спасокаменный монастырь в Вологодском уезде, Аввакума - в Сибирь, Даниила - в Астрахань, лишив его сана священнослужителя, и т. д.
Кружок ревнителей благочестия распался и прекратил свое существование. Последующие решения Никона были более обдуманными и подкреплялись авторитетом церковного собора и иерархов греческой церкви, что придало этим начинаниям видимость решений всей русской церкви, которые поддержала «вселенская» (то есть константинопольская) православная церковь. Такой характер имели, в частности, решения о порядке исправлений в церковных чинах и обрядах, утвержденные весной 1654 г. церковным собором.
В результате,
когда Никон заменил старые книги и обряды
новыми, получилось как бы введение «новой
веры». Большинство духовенства отнеслось
к новоисправленным книгам отрицательно.
К тому же среди приходского духовенства
и монахов было много малограмотных, которым
приходилось переучиваться с голоса, что
было для них очень трудным делом. В таком
же положении оказалось большинство городского
духовенства, и даже монастыри.
Содействие Никона расколу
Что было
всего хуже, такое ожесточение
против привычных церковных
Внося личную вражду в церковное дело, Никон одновременно и ронял свой пастырский авторитет, и украшал страдальческим венцом своих противников, а разгоняя их по России, снабжал глухие углы ее умелыми сеятелями староверья. Так Никон не оправдал своей диктатуры, не устроил церковных дел, напротив, еще более их расстроил. Власть и придворное общество погасили в нем духовные силы.
Большой Московский Собор 1667 года, осудив
и низложив Никона за самовольное оставление
кафедры в 1658, анафематствовал всех противников
реформ. В дальнейшем в силу государственной
поддержки церковной реформы имя Русской
церкви было закреплено исключительно
за принявшими решения Соборов 1666 и 1667,
а приверженцев богослужебных традиций
(староверов) стали называть раскольниками
и преследовать.
По уходе
Никона, местоблюстителем патриаршего
престола был выдвинут враг Никона, угодный
старообрядческой оппозиции, митрополит
Крутицкий Питирим, по положению своему
естественный заместитель патриарха.
Оппозиция осаждала Питирима и царя просьбами
повернуть церковный курс против затеянных
реформ. Бояре вернули из одиннадцатилетней
ссылки Аввакума. Через полгода Аввакум
подал царю челобитную: «старое благочестие
взыскать, а новые Служебники отложить,
да и все Никоновы затейки». Аввакум также
агитировал народ на улицах Москвы. В результате
многие перестали ходить в церковь. Церковные
власти стали беспокоиться, что Аввакум
«церкви запустошил» и просили царя убрать
из Москвы Аввакума. Партия порядка, и
церковная и гражданская, решила убрать
опасного агитатора подальше. Снова повезли
Аввакума в далекую ссылку, в Печорский
край, в Пустозерск. Но друзья-старообрядцы
опять умолили царя не отправлять Аввакума
на Печору. Аввакум остановился в Мезени.
В самой Москве агитация не прекращалась.
Значительная роль принадлежала женской
группе агитаторов. Ученицами Аввакума
были видные боярыни: Феодосья Прокопьевна
Морозова и сестра её, княгиня Евдокия
Урусова, вместе с их подругой, женой стрелецкого
полковника Марией Даниловой. Эти три
боярыни по слову Аввакума составляли
«троицу, тричисленную единицу». Боярыня
Морозова держала приют для всех агитаторов.
Тут же группировались и изгоняемые из
монастырей инокини за приверженность
к старым книгам.
Признания первых старообрядцев
Достаточно
заглянуть в самые ранние
Недовольство самих православных
Нетактично проводимая Никоном правка книг по темпу, по широте охвата, по чуждости своего источника и по обидности ее для серьезно усвоенного, не только национального, но и подлинно православного самосознания русских людей, не могла не вызвать протеста. Протест был по глубине всеобщий: и епископата, и белого, и черного духовенства, и мирян, и простых людей. Митрополит Новгородский Макарий скорбел, что он подписался под Никоновым соборами, сам служил по-старому и свое духовенство благословлял на то же. Но все внешне покорялись реформе.
Мирские люди, царь и бояре, менее закаленные в богослужебной букве, сравнительно легче принимали реформу. Но рядовое духовенство оказалось противником книжных перемен по своей малограмотности: едва одолевали привычный текст, а тут предстояло переучиваться. Еще в 1658 году Соловецкие монахи писали: «А которые мы священицы диаконы маломочны и грамоте ненавычны и к учению косны, по которым служебникам старым многие лета училися, а служили с великою нуждею». Да и технически и материально замена старых книг новыми не могла быстро произойти даже в Москве. Провинциальные архиереи не настаивали на безусловном введении новых книг. По всей России служили «неединогласно». Никита Добрынин (Пустосвят): «В той церкви по книгам Никоновым служат и поют, а в иной по старым. И где на праздники, или на освящении церкви два или трое священников литоргию Божию служат, и действуют по разным служебникам. А иные точие возгласы по новым возглашают, и всяко пестрят».