Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 18:48, реферат
Русская православная церковь, без сомнения, является самой крупной православной организацией в нашей стране. Но наряду с ней вне рамок Русской православной церкви в течении длительного времени в Российской империи, в СССР и в современной России действовали и продолжают действовать иные православные организации, исторически связанные с Русской православной церковью. Возникновение этих организаций, в свою очередь, связано с глубокими коллизиями, которые возникали в Российском обществе и захватывали в свою орбиту и церковь.
План реферата:
Вступление.
II. Реформы Никона и раскол в Русской Православной
Церкви.
1. Предпосылки и причины реформ;
2. Суть преобразований;
3. Патриарх Никон;
4. Протопоп Аввакум;
5. Старообрядчество.
III.Заключение.
IV.Список литературы.
Идеология раскола отразила чаяния крестьянства и отчасти посадского сословия, и потому ей были присущи как консервативные, так и прогрессивные черты.
К консервативным чертам можно отнести :
- идеализацию и защиту старины;
- проповедь национальной замкнутости;
- враждебное отношение к распространению светских знаний
- пропаганда принятия мученического венца во имя «старой веры» как единственного пути спасения души;
К прогрессивным сторонам идеологического раскола следует отнести:
- освящение, то есть религиозное обоснование и оправдание различных форм сопротивления власти официальной церкви;
- разоблачение репрессивной политики царской и церковной властей по отношению к старообрядцам и другим верующим, не признававших официальной церкви;
- оценка этой репрессивной политики как действий, противоречащих христианскому вероучению.
Эти черты идеологии движения и преобладание в составе его участников крестьян и посадских людей, страдавших от феодально-крепостнического гнета, придали расколу характер социального, антикрепостнического по своей сути движения, что выявили народные выступления последней трети семнадцатого века. Так что борьба царских и церковных властей в то время была прежде всего борьбой против народного движения, враждебного господствовавшему классу феодалов и его идеологии.
События
тех времен показали, что, отстаивая
свои политические интересы, церковная
власть превратилась в серьезное
препятствие на пути прогресса. Она
мешала сближению России с западными
странами. Усвоению их опыта и проведению
необходимых перемен. Под лозунгом
защиты православия церковная власть
добивалась изоляции России. На это
не пошли ни правительство царевны
Софьи, ни правление Петра I. В итоге
на повестку дня был поставлен
вопрос о полном подчинении церковной
власти и ее превращении в одно
из звеньев бюрократической
Список используемой литературы: