Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2010 в 17:52, реферат
Триста лет назад Россия исповедовала одну христианскую, православную веру и составляла одну истинную православную Церковь. Не было тогда в Русской Церкви ни ересей, ни расколов, ни раздоров.
Крещение Руси в 988 году при святом равноапостольном великом князе Владимире было крупнейшим событием в истории нашей Родины. Стремление к истинной вере Христовой давно жило в душе русского народа. Ещё княгиня Ольга, бабушка великого князя Владимира, приняла святое крещение и, по словам летописца, «и многих ко вере приведе». Более шести веков, начиная с крещения Руси, Русская Церковь наслаждалась внутренним миром и покоем.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. начало раскола 7
Монархия и церковь
7
Ход реформы
10
Противники Никона
12
Решения собора
14
Попытки восстановления древлеправославной веры
14
Гонения на древлеправославных христиан
15
Бегство церкви в леса и пустыни
18
Старообрядчество за рубежом
19
Глава 2. ЖИЗНЬ ЦЕРКВИ 21
Церковное правление
21
Духовные центры
22
Разделение в старообрядчестве
24
Заключение 28
Иллюстрации
30
Используемая литература и другие источники
Но «Главным вдохновителем Никона на реформы Русской Церкви, по собственному его признанию, был восточный патриарх Афанасий Пателарий, три раза восходивший на патриарший Константинопольский престол: в первый раз он пробыл на нем лишь сорок дней (в 1633 г.), во второй раз - около года (1634-1635 гг.) и в третий раз – только пятнадцать дней (1651г.)... Афанасий был латинщик, его прочили в александрийские патриархи именно «католические круги», рекомендуя его как «доброго католика, пользующегося расположением Пропаганды» (папского учреждения, созданного для совращения греков в латинство)». Таков был первый вдохновитель Никона. Последующие его сотрудники и помощники были с подобной закваской. Царь, со своей стороны, предоставил Никону неограниченное право и чрезмерную власть во всём, что касалось дел церковных. Никон этим правом воспользовался широко…
История
сохранила о Никоне такие воспоминания:
силён был не в грамотности
и смирении, а в жестокости и
упрямстве, «…держал себя гордо, недоступно.
К архиереям относился
Это после никоновской «любви» к роскоши, золоту, жемчугам и драгоценным каменьям церковь господствующая обременилась и отяготилась мирскими богатствами, земными кандалами. Иконы, – окна в Царство Небесное, в горние миры, – обложили и заковали в земные – золотые и серебряные, а сегодня уже и в алюминиевые, и в жестяные, – кандалы.
Пробыл Никон на патриаршем престоле недолго – всего лишь шесть лет. Не понравилось царю то, что патриарх начал вторгаться в государственные дела, возмечтал встать выше царя и подчинить его своей воле (это чтобы царь-то согласился разделить свою власть с малограмотным мужиком мордовским?!).
«…О царской власти он отзывался с пренебрежением и с укоризнами. Однажды Никон выразился: «Мне и царская помощь не надобна, я на неё плюю и сморкаю»*8. Царю было доложено об этом отзыве Никона... В это время прибыл в Москву Паисий Лигарид…
Когда царь решил от Никона избавиться и власти патриаршей его лишить, то воспользовался услугами именно этого человека, в своём роде весьма яркого и колоритного… до омерзения - греческого митрополита Паисия Лигарида - «Ему и суждено было стать во главе всех иерархических и церковных дел в России. Лигарид был тайным иезуитом, воспитание получил в Риме. Восточные патриархи предали его проклятию за измену православию и низвергли его из сана (это там его низвергли из сана, а здесь доверить ему «правку» книг богослужебных, «исправление» дел церковных и «улучшение» дел государственных – можно!
В Москву он прибыл с подложными грамотами и сумел обмануть царя и снискать его доверие к себе («сумел» только потому, что пришёлся «ко двору», вовремя предложив свои услуги). Сам Лигарид писал о себе: «…Прибегаю к святой Конгрегации – иной матери нет у меня. …Все знают, что я латинист, - писал он «Пропаганде», - обучался в Риме и работаю в духе единения восточной церкви с Римской». Лигарид просил папу, чтобы и в архиепископы его посвятили в Риме униатские епископы…, был папистом в действительности, но рядился в православную мантию».*9
«Заботами» и стараниями Алексея Михайловича и Паисия Лигарида «…Никон сослан был в Ферапонтов монастырь (Новгородской губернии). Но ссылка эта была для него богатой и роскошной, ибо Новгородские, Белозерские монастыри обязаны были доставлять ему ежегодно столько всякой провизии и разных напитков, что их в довольстве хватило бы на большое количество свободно и пресыщено живущих помещиков. В «Истории России» С.М. Соловьёва даны фактические сведения, какие монастыри, и какую провизию и что другое доставляли Никону в Ферапонтов монастырь»*10.
Любопытно, что «…ещё будучи на патриаршем престоле, он заявлял, что старые Служебники добры и по ним можно совершать службу Божию. Уйдя же с престола, он позабыл, и думать о своих реформах, которые внесли такую страшную смуту в Церковь. Мало того. Он начал печатать в монастыре богослужебные книги согласно со старопечатным текстом: Символ веры со словом «Истиннаго», имя Христа - «Исус», «Богородице Дево, радуйся Обрадованная…», а не «благодатная», как было исправлено по-новому, аллилуию сугубую и т. п. Этим возвращением к старому тексту Никон произнес суд над собственной реформой: он признал её ненужной и не имеющей пользы. Никон скончался в 1681 г., не примирённым ни с царём, …ни с Церковью»*11, ни с народом российским, подготовив страну к страшным испытаниям и ужасам плена духовного. Своим «патриаршеством» он подготовил Русь к вторжению воров и убийц. Тех, которые крадут сокровища Души и Сердца, и убивают не тело, а Душу…
Патриарх Никон стал вводить в Русскую Церковь новые обряды, новые богослужебные книги и другие новшества без одобрения собора, самовольно. Это и послужило причиной цёрковного раскола. Кто последовал за Никоном, тех народ стал называть «никонианами», или новообрядцами. Сами же последователи Никона, пользуясь государственной властью и силой, провозгласили свою церковь православной, как господствующей, а своих противников стали звать оскорбительной и принципиально неверной кличкой «раскольник». На них они свалили и всю вину церковного раскола. На самом же деле противники никоновских нововведений не совершали никакого раскола: они остались верны древним церковным преданиям и обрядам, ни в чем, не изменив своей родной православной церкви. Поэтому они справедливо называют себя православными старообрядцами, староверами или древлеправославными христианами.
В старину не было типографий, книги переписывались. В России богослужебные книги писались в монастырях и при епископах особыми мастерами. Это мастерство, как и иконописание, почиталось священным и выполнялось старательно и с благоговением. Русский народ любил книгу и умел ее беречь, как святыню. Малейшая опись в книге, недосмотр, ошибка считались большой погрешностью. Вот почему сохранившиеся до нас многочисленные рукописи старого времени отличаются чистотою и красотою письма, правильностью и точностью текста. В древних рукописях трудно встретить помарки и зачеркивания. В них было меньше описок, чем в современных книгах опечаток. Замеченные в прежних книгах существенные погрешности были устранены еще до Никона, когда в Москве начала действовать типография. Исправление книг велось с большой осторожностью и осмотрительностью.
Совсем иначе повелось исправление при патриархе Никоне. На соборе в 1654 г. было решено исправлять богослужёбные книги по древним греческим и древним славянским, на самом же деле исправление производилось по новым греческим книгам, напечатанным в иезуитских типографиях Венеции и Парижа. Об этих книгах даже сами греки отзывались как об искаженных и погрешительных.
Таким образом, деятельность Никона и его единомышленников свелась не к исправлению древних книг, а к их изменению, а точнее говоря, – к порче. За изменением книг последовали и другие церковные нововведения.
Наиболее
важными изменениями и
1. Вместо двоеперстного крестного знамения, которое было принято на Руси от греческой православной церкви вместе с христианством и которое является частью святоапостольского предания, было введено троеперстие.
2.
В старых книгах, в согласии
с духом славянского языка,
всегда писалось и
3.
В старых книгах установлено
во время крещения, венчания и
освящения храма делать
4. В старых книгах, в Символе Веры (VIII член), читается:
«И в духа Святаго Господа истиннаго и животворящаго» после же исправлений слово «истиннаго» было исключено*12.
5. Вместо сугубой, то есть двойной аллилуии*13, которую творила Русская Церковь с древних времен, была введена «трегубая» (тройная) аллилуия.
6.
Божественную литургию в
Никон
и его помощники дерзко посягнули
на изменение церковных
Эти
изменения церковных
Кроме самого факта изменения древних книг и обычаев церковных, резкое сопротивление в народе вызвали те меры, с помощью которых патриарх Никон и поддерживающий его царь насаждали эти нововведения. Жестоким гонениям и казням подвергались русские люди, совесть которых не могла согласиться с церковными нововведениями и искажениями. Многие предпочитали умереть, чем предать веру своих отцов и дедов.
Патриарх Никон начал свои реформы с отмены двоеперстного сложения. Вся Русская Церковь творила тогда крестное знамение двоеперстием: три пальца (большой и два последних) складывали православные христиане во имя Святой Троицы, а два (указательный и великосредний) во имя двух естеств во Христе – божеского и человеческого. Так складывать пальцы для выражения главных истин православной веры учила и древняя греческая церковь. Двоеперстие идет с апостольских времен. Святые отцы свидетельствуют, что и Сам Христос благословлял своих учеников именно таким перстосложением. Никон же отменил его. Он сделал это самовольно, без соборного решения, без согласия церкви и даже без совета с каким-либо епископом. В то же время он приказал знаменоваться троеперстием*14: складывать первые три перста во имя св. Троицы, а два последние имёть праздными, т. е. ими ничего не изображать. Христиане говорили: новый патриарх упразднил Христа.
Троеперстие было явным новшеством. Оно незадолго до Никона появилось у греков, они же привезли его и в Россию. Ни один святой отец и ни один древний собор не свидетельствуют о троеперстии. Поэтому русские люди не хотели его принимать. Кроме того, что в нем не изображаются два Христова естества, еще и неправильно изображать на себе крест тремя перстами во имя св. Троицы, не исповедуя в них человеческого Христа. Выходит, будто св. Троица была распята на кресте, а не Христос по своему человечеству. Но Никон, ни с какими доводами не хотел считаться. Воспользовавшись прибытием в Москву антиохийского патриарха Макария и других иерархов с Востока, Никон предложил им высказаться в пользу нового перстосложения. Они написали следующее: «Предание, прияхом с начала веры от святых апостол и святых седми соборов творити знамение честнаго креста тремя первыми перстами десныя руки. И кто от христиан православных не творит крест тако, по преданию восточныя церкви, еже держа с начала веры даже до днесь, есть еретик и подражатель арменов. И сего ради имамы его отлучена от Отца и Сына и Святаго Духа, и проклята*15». Подобное осуждение сначала было провозглашено в присутствии, множества народа, затем изложено письменно и напечатано в изданной Никоном книге «Скрижаль». Как громом поразили русский народ эти безрассудные проклятия и отлучения.
Русский благочестивый народ, вся Русская Церковь не могли согласиться с таким, крайне несправедливым осуждением, провозглашенным Никоном и его единомышленниками – греческими архиереями, тем более что они говорили явную неправду, будто бы и апостолы, и св. отцы установили троеперстие. Но Никон не остановился на этом. В Книге «Скрижаль» к только что приведенным он добавил новые осуждения. Он дошел до того, что стал хулить двоеперстие, как якобы заключающее в себе страшные «ереси и нечестия» древних еретиков, осужденных вселенскими соборами (армян и несториан).
В «Скрижали» преданы проклятию и анафеме православные христиане и за то, что исповедуют в символе веры Духа Святого истинным. В сущности, Никон и его помощники проклинали Русскую Церковь не за ереси и погрешности, а за истинно православное исповедание веры и за древние церковные предания.
Реформаторская деятельность Никона встретила сильное сопротивление со стороны видных Духовных деятелей того времени: епископа Павла Коломенского, протопопов – Аввакума, Иоанна Неронова, из Костромы, Логгина из Мурома и других. Эти лица пользовались в народе огромным уважением за их пастырскую деятельность. Протопопы Иоанн Неронов и Аввакум обладали большим даром слова. Они умели говорить просто и ясно, горячо и вдохновенно. Они не стеснялись говорить правду в глаза сильным «мира сего» сего, обличали пороки и преступления властей, были прямодушными и честными. Но их устные проповеди, письма с обличениями церковных нововведений.