Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 14:15, реферат
В настоящей работе в той или иной степени рассматриваются только те сферы, которые связаны с отношением между церковными организациями и княжеской властью и городской администрацией: формирование и развитие церковной структуры, системы митрополии, епископий, социально-экономическая сфера: источники материального обеспечения церкви, церковная юрисдикция, выполнение церковными организациями некоторых городских контрольных функций, внутри- и внешнеполитическая позиция и деятельность церкви.
Введение
1. Формирование и развитие церковно-административной структуры и управления
1.1 Становление первоначальной церковной организации на Руси
1.2 Развитие церковно-административной структуры
2. Социально-политическая роль Церкви
2.1 Церковная юрисдикция
2.2 Столкновение и размежевание церковной и светской юрисдикции
3. Политическая позиция и деятельность Церкви
3.1 Международный статус древнерусской церкви
3.2 Церковные кафедры в политических конфликтах
3.3 Земельная собственность церкви как, предмет конфликтов
Заключение
Список литературы
Церковь на Руси далеко не ограничивалась конфессиональной деятельностью. Прежде всего, она проявила инициативу в изменении ряда сфер и норм общественной жизни первичных социальных коллективов, взяв в свои руки суд по семейным и брачным делам и став, таким образом, в один ряд с теми княжескими органами, которые ведали другими сферами судебно-правовой жизни. Так церковь приняла участие в отправлении первой функции государственной власти.
Что касается второй государственной функции – организации классовой эксплуатации трудящегося населения, то участие церкви и здесь имело место, хотя оно было весьма своеобразно.
Одной из важнейших задач, решавшихся церковью на Руси, как и в других странах, было распространение христианства на все население страны, на племена, не вошедшие еще в состав государства, а также среди соседних народов. Эта деятельность церкви шла параллельно с государственной, раннефеодальной экспансией. Принадлежность к христианской церкви, само крещение ставили нового христианина на соответствующую ступень классового общества: крестьянин или ремесленник становились объектом эксплуатации раннефеодального государства, представитель знати занимал определенное место среди господствующего класса. Включение древнерусских земель в состав государства сопровождалось не только появлением на местных столах представителей киевской княжеской династии, но и открытием епископских кафедр – основного звена церковной власти на местах.
Наконец, во внешнеполитической области древнерусская церковь в лице митрополита и его управления также несла определенные, хотя и узкие, государственные функции.
Церкви в Древней Руси принадлежало три больших круга судебных прав, определяемых структурой феодального общества.
Это, во-первых, судебная власть над всем христианским населением Руси, но лишь по определенным делам, не подлежащим княжескому, светскому суду (тяжи епископские или церковные суды, по терминологии источников); во-вторых, право суда над некоторыми группами этого населения (церковные люди, по той же терминологии) независимо от территории, где они жили, но уже по всем делам, вернее по тем делам, которые удалось захватить публичной власти; в-третьих, судебная власть над населением тех земель, которые были феодальной собственностью церковных организаций.
Люди,
лишенные средств существования
вследствие своих физических данных повсюду
составляли нагрузку, которую брала на
себя церковь как организация, связанная
своим происхождением с религией обиженных
и угнетенных. В изучаемое время церковь
как феодальная организация сохранила
и укрепила функции отдушины, предохранителя
для отведения в безопасную сторону социального
и всякого другого недовольства нижнего
звена феодального общества.
Сформированная в конце X в. по инициативе киевского князя и по соглашению между Киевом и Константинополем, Киевская митрополия являлась формально одной из 60, позднее 70, митрополий Константинопольского патриархата. Главой его был патриарх Константинополя со своим советом и штатом. Вместе с тем несомненным авторитетом в церкви обладал и император, имевший сакральные функции и бывший номинальным главой христианского мира.
Однако Киевская митрополичья епархия значительно отличалась от других по многим характеристикам, что ставило ее объективно в совершенно особые условия. Мало того, что это была самая большая епархия среди константинопольских митрополий, ее границы совпадали с границами другого государства, она охватывала территорию, населенную иным, древнерусским этносом, говорившим на другом языке и пользовавшимся иной письменностью. Киевская митрополичья епархия охватывала территорию Древнерусского государства со своей государственной властью, правящими династиями, своими политическими и правовыми традициями. Таким образом, в отличие от большинства митрополичьих епархий Константинополя, она представляла собой национальную и государственную церковную организацию.
Согласно
традиции, сложившейся в христианской,
и в частности в
Принципы самоуправления и деятельности митрополии, признаваемые в константинопольской церкви, в определенной мере отвечали национальным нуждам и государственным прерогативам Древней Руси с таким важным исключением, как назначение и посвящение самого главы древнерусской церкви – митрополита киевского. Константинополь пользовался этим правом для того, чтобы иметь всегда в Киеве надежного и доверенного представителя, который будет соблюдать интересы патриарха и мирить их с интересами местной власти не в ущерб патриархии. Некоторые из киевских митрополитов носили придворные патриаршие титулы, свидетельствовавшие о том, что они принадлежали узкому кругу советников, членов патриаршего совета.
В
условиях церковно-политического
Традиционной для высших деятелей церковной организации была деятельность их в качестве послов, парламентеров, представителей князя или города. Такая их роль определялась, во-первых, их духовным статусом, средневековым представлением о том, что духовенство, особенно высшее, имеет особую поддержку со стороны божества и поэтому меньше подвержено опасности в земных конфликтах, и, во-вторых, их большей отстраненностью от этих конфликтов, чем княжеские мужи или городская аристократия, принимавшие непосредственное участие в них. Однако сама функция митрополитов и епископов как послов или парламентеров ограничивалась только технической деятельностью по представлению интересов борющихся сторон, не более того.
Особое
положение древнерусского духовенства
и его религиозно-политические функции
позволяли ему использовать свои возможности
для решения конфликтов между князьями,
князьями и городами и другими средствами,
которыми располагало оно одно.
Таким образом, условия возникновения церковной организации на Руси по инициативе княжеской власти и с ее материальной помощью, существование в течение первого столетия на средства князя придали ее отношениям с государственной властью особый характер. Этому зависимому положению церкви способствовал, конечно, и тот образец, каким было отношение императорской власти и церкви в Византии.
Экономическая
самостоятельность церковных
Русская
церковь в лице своих иерархов
обладала определенным авторитетом и
оказывала некоторое влияние на политическую
жизнь в стране. Однако церковь и ее деятели
на Руси в политических вопросах не отстаивали
или защищали какую-то свою, особую линию,
отличную от светских феодальных групп
и городов, но разделяли одну из сторон
в политическом конфликте или стремлении
погасить его. Политические устремления
церкви являются важными для страны и
для нее самой в тех случаях, когда она
поддерживает значимые в данный момент
направления княжеской или городской
политики. Такое влияние там, где его можно
заметить, осуществлялось главным образом
не в государственно-
Вместе
с тем сама система общегосударственной
церковной организации с центром в
Киеве, рядом с великокняжеским двором,
с епископами во многих столицах княжеств
и их чиновниками в других городах на периферии
объективно служила важной дублирующей
политической структурой, помогавшей
центростремительным силам противостоять
силам центробежным и заставлявшей те
или иные политические группы в центре
и на местах в ходе борьбы за власть использовать
авторитет иерархов в своих интересах.
В качестве института, ведавшего отправлением
культа, церковь обладала разветвленной
системой учреждений, занимавшихся литургической
и другими формами деятельности, миссионерством,
исполнением христианских таинств, вероисповедной
и религиозно-учительной деятельностью.
Эта ее деятельность с помощью княжеской
власти оказывала существенное воздействие
на развитие на Руси феодального общественного
сознания, древнерусской письменности,
литературы, культуры вообще в христианской
религиозной форме, и в то же время она
несла значительный ущерб языческим формам
древнерусской культуры, музыкальному
и песенному фольклору и др.