Церковь и государство в ХVII веке. Церковный раскол

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2011 в 17:11, контрольная работа

Описание работы

В данной контрольной работе рассмотрим отношение между государством и церковью, какие церковные реформы воплотил в жизнь патриарх Никон и как сложились судьбы двух главных противников – протопопа Аввакума и патриарха Никона.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.....................................................................................................3
1 КРЕЩЕНИЕ РУСИ И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ В СТАНОВЛЕНИИ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА......................................................................5
2 СВЯЩЕНСТВО И ЦАРСТВО

2.1 ГОСУДАРЬ АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ РОМАНОВ..........................7
2.2 ПАТРИАРХ НИКОН.................................................................................8
2.3 РЕФОРМЫ ПАТРИАРХА НИКОНА......................................................9
2.4 РАЗРЫВ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ЦАРЕМ И ПАТРИАРХОМ..........10
2.5 ЦЕРКОВНЫЙ СОБОР 1666 – 1667 ГОДОВ.......................................11
3 ЦЕРКОВНЫЙ РАСКОЛ. ПРОТОПОП АВВАКУМ
3.1 ЛИДЕР СТАРООБРЯДЦЕВ ПРОТОПОП АВВАКУМ........................13
3.2 РАСКОЛ РУССКОЙ ЦЕРКВИ...............................................................13

4 ИНОСТРАНЕЦ Ж. МАРЖЕРЕТ О РЕЛИГИИ И ВЕРЕ В РОССИИ.......15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.............................................................................................16
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.....................................17

Работа содержит 1 файл

Содержание.doc

— 80.50 Кб (Скачать)

            Когда  Алексей  Михайлович  прочил в патриархи Никона, последний,  зная, что царь полностью подчинился  его властному характеру, выдвинул  условия своего вступления на  патриаршество: царь во всем  должен проявлять ему, Никону, послушание как главному архипастырю.

            Реализацию идеи примата церкви  над государством Никон начал  с наступления на Уложение 1649 года, ограничивавшее рост монастырского  землевладения. Вопреки запрету  Никон расширял патриаршие владения  за счет царских пожертвований и приобретения новых земель. На небывалую высоту он вознес церковное благолепие, его патриаршее облачение, украшенное жемчугом, золотом и драгоценными камнями общим весом в полтора пуда.

            Властный, не терпевший возражений  патриарх за малейшую провинность сурово наказывал подчиненных церковнослужителей. Более того, беспредельно честолюбивый Никон, пользуясь покровительством государя, бесцеремонно вторгался в светские дела, чем вызывал недовольства бояр; они докладывали ему, как и царю, стоя. В отсутствие царя, отбывшего в 1654 году на театр военных действий, он рассылал указы, используя следующий титул: «Указал царь великий князь всея Руси Алексей Михайлович и мы, великий государь и патриарх». До этого патриархи, за исключением Филарета, величали себя «великим господином», а не «великим  государем».  Никон  упорно   стремился  к   осуществлению  своей

10

мечты о полном подчинении царской власти патриарху. Он даже, по существу, предложил  Алексею Михайловичу разделить  с ним власть по примеру царя Михаила Федоровича и патриарха Филарета. Он говорил, что, «как месяц имеет свет от солнца», так и царь получает власть от патриарха, представляющего Бога. Царь наконец осознал эту опасность. Заявления и нравоучения патриарха царь не пожелал долго терпеть. Восторженное  отношение к «собинному другу» сменилось охлаждением. По внушению враждебных к Никону бояр, а также бывших друзей патриарха из кружка «ревнителей благочестия», к которому до патриаршества принадлежал сам, царь перестал являться на богослужения в Успенском соборе, отправляемые патриархом, приглашать его на государственные приемы. Это было серьезным ударом по самолюбию патриарха. Никон, закусив удила, продолжал гнуть свою линию, надеясь сломить волю слабохарактерного монарха. Во время одной из проповедей в Успенском соборе он заявил о сложении   патриарших  обязанностей  и  удалился   в  Воскресенский  Новый

Иерусалимский монастырь, сооруженный по его повелению, являвшийся точной копией подлинного храма в Иерусалиме, отличавшийся роскошным убранством. При этом он не отказался от патриаршего сана и сохранил прерогатив патриаршей власти. Там Никон стал ждать, что царь раскается   и   будет   просить   его   вернуться   в   Москву.   Однако  Алексей Михайлович поступил совсем иначе. Он стал готовить церковный суд над Никоном, для чего пригласил в Москву православных патриархов из других стран.

             

            2.5 Церковный Собор  1666 – 1667 годов 

            Для суда над Никоном в 1666 году был созван церковный  Собор. На него под охраной солдат привезли подсудимого. Выступивший царь заявил, что Никон «самовольно и без нашего царского величества повеления церковь

11

оставил и от патриаршества отрекся». Тем  самым царь давал понять, кто именно хозяин и кому принадлежит реальная власть в стране. Присутствовавшие церковные иерархи поддержали царя и осудили Никона, благословив лишение его сана патриарха и вечное заточение в монастырь. Остаток жизни Никон провел в Белозерском Ферапонтовом монастыре на севере. Лишь в 1681 году царь Федор Алексеевич разрешил больному и старому Никону вернуться в построенный им Новоиерусалимский монастырь, до которого ему не суждено было доехать – он умер в Ярославле по дороге из ссылки.

            Одновременно Собор поддержал  церковную реформу, проведенную Никоном, и проклял всех ее противников (которые стали именоваться старообрядцами). Участники Собора постановили передать лидеров старообрядцев в руки светских властей. По Соборному уложению 1649 года им грозила смерть на костре.

            Собор 1666 – 1667 годов углубил раскол в Русской православной церкви.      

              
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

12

            3. Церковный раскол. Протопоп Аввакум

            3.1 Лидер старообрядцев протопоп Аввакум 

            Выдающимся руководителем старообрядцев  выступал протопоп Аввакум (Аввакум Петров) (1620 – 1682). С юных лет посвятив себя церкви, он был активным сторонником и проповедником благочестивого образа жизни. Некоторое время Аввакум входил в число членов «кружка ревнителей благочестия», познакомился поддерживавшим их царем Алексеем Михайловичем. Реформы Никона он воспринял резко отрицательно. За свои взгляды он был лишен места в московском Казанском соборе, а затем арестован и заключен в монастырь. Позже Аввакум был сослан с семьей в Сибирь. Куда бы ни бросала его судьба, Аввакум вел активную пропаганду старообрядческих идей и принципов. В 1664 году он вернулся в Москву, где царь и другие знакомые и симпатизировавшие ему люди тщетно убеждали его смириться с церковной реформой. За свой отказ на церковном Соборе 1666 – 1667 годов Аввакум был предан церковному проклятию и расстрижен из священников, а затем вновь заключен в темницу. В последнем своем заключении он написал знаменитое литературное произведение «Житие» и десятки других работ. За свою непокорность и непримиримость Аввакум был приговорен церковным Собором 1681 – 1682 годов к казни. 11 апреля 1682 года «неистовый протопоп» и его сподвижники были заживо сожжены. 

            3.2 Раскол в Русской церкви            

            Реформы, проводимые патриархом Никоном, вызвали сопротивление части духовенства и мирян. Появилось течение так называемых старообрядцев, которые не подчинялись Никону и придерживались старых правил   и   обрядов.   В   русской   церкви   возник   раскол.   К раскольникам

примкнули многие крестьяне, посадские люди,  казаки,  некоторые  феодалы.

13

Они стали  выходить из подчинения официальной  церкви под предлогом борьбы за сохранение старой веры. Гневное обличение старообрядцами высшего духовенства и самого царя(как это делал один из виднейших вождей раскола – протопоп Аввакум), проповедь «христианского братства», призыв к уходу от мирской жизни со всеми ее тяготами привлекали тысячи людей. Они покидали посады и деревни, уходили в далекие леса и там основывали раскольничьи общины – скиты. В среде раскольников сохранялись и переписывались старинные книги и рукописи, что способствовало сбережению ценнейших памятников культуры. Но этому движению трудно дать однозначную оценку. Под влиянием фанатиков – проповедников происходили самосожжения сотен раскольников, нередко вместе с детьми. Руководители раскола проповедовали ненависть ко всяким нововведениям и тем самым вообще ко всему новому, осуждали все иноземное.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

14

           4. Иностранец Ж. Маржерет о религии и вере в России 

            Патриарх, после великого князя,  имеет наибольшую честь и власть  в стране. Он судья над духовными  в делах, которые не подлежат  одному лишь светскому праву,  ему принадлежит надзор над  религиозными делами, добрыми нравами  и христианским образом жизни; что ему при этом представится правильным, он, по усмотрению своему, устраивает, учреждает и упраздняет, предоставляя великому князю исполнение. В его предприятиях ни великий князь, ни вообще кто бы то ни было не имеет права советовать, ни, того менее, противоречить ему. Московиты относятся терпимо и ведут сношения с представителями всех наций и религий, как-то: с лютеранами, кальвинистами, армянами, татарами, персиянами и турками. Что же касается римско – католиков, или папистов, то они до сих пор встречали у них мало расположения; напротив, они вместе с их религиею были как бы мерзостью в их глазах. Эта древняя и как бы прирожденная ненависть и недружелюбие русских к папистам, или латинской церкви, впитана их предками от греков и их религии. Так как греки видели примеры соблазна и тирании в поведении представителей латинской церкви, то они восчувствовали к ним омерзение и гнев, передавшиеся и их потомству. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
 

            Таким образом, ХVII – ХVIII века в целом стали переломным временем для России. Они определили не только само направление ее движения, но и позволили лучше уточнить и понять специфику ее исторического пути.

            Главный итог деятельности патриарха  Филарета заключается в том,  что он смог укрепить власть  царя Михаила Федоровича. Но он не смог разрешить самый большой вопрос в истории церкви – обновления книг и обрядов. Это удалось властному патриарху Никону.

            Чем же была вызвана необходимость  церковной реформы? Дело в том,  что со временем книги устаревают, обрываются страницы, стираются буквы, тексты переписываются от руки и у каждого переписчика индивидуальный почерк. Поэтому в переписанных текстах много описок и искажений. К тому же немало сомнений вызывали обычаи церковной службы. Но эта реформа встретила на своем пути противоречия со стороны старообрядцев, которые предлагали исправить церковные книги и обряды, вернувшись к древнерусским образцам.

            Церковь, укрепившая свои позиции  после Смуты, попыталась занять  господствующее положение в политической системе страны. Однако в условиях усиления самодержавия это привело к конфликту церковной и светской власти. Поражение церкви в этом столкновении подготовило почву для превращения ее в придаток государственной власти.

           Патриарх Никон сделал многое для Русской православной церкви, но  характер, властолюбие и жестокость сгубили его карьеру. Если бы он сохранил те отношения, которые у него было с царем, то мог бы сделать еще многое для своей страны.  
 

16 

Список  использованной литературы 
 
 

  1. Белов, Н.В. История России / Н.В. Белов. – Минск.: Харвест, 2008. – 796 с.
  2. Века, А.В. История России с древнейших времен до наших дней / Века А.В. – Минск.: Харвест, 2006. – 818 с.
  3. Данилов, А.А. История России 7 класс. Конец ХVI – ХVIII век / А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. – М.: Просвещение, 2008. – 240 с.
  4. Зуев, М.Н. История России / М.Н. Зуев. – М.: Дрофа, 1995. – 393 с.
  5. История Отечества 8 класс. – М.: Просвещение, 1993. – 273 с.
  6. История Отечества 10 класс. – М.: Русское слово, 1999. – 427 с.
  7. Кривошеев, М.В. История России. Конспект лекций / М.В. Кривошеев, М.В. Ходяков. – М.: Юрайт, 2008. – 185 с.
  8. Павленко, Н.И. История России с древнейших времен до 1861 года / Н.И.Павленко, И.Л. Андреев, В.А. Федоров. – М.: Высшая школа, 2007. – 533 с.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

17

Информация о работе Церковь и государство в ХVII веке. Церковный раскол