Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2011 в 17:11, контрольная работа
В данной контрольной работе рассмотрим отношение между государством и церковью, какие церковные реформы воплотил в жизнь патриарх Никон и как сложились судьбы двух главных противников – протопопа Аввакума и патриарха Никона.
ВВЕДЕНИЕ.....................................................................................................3
1 КРЕЩЕНИЕ РУСИ И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ В СТАНОВЛЕНИИ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА......................................................................5
2 СВЯЩЕНСТВО И ЦАРСТВО
2.1 ГОСУДАРЬ АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ РОМАНОВ..........................7
2.2 ПАТРИАРХ НИКОН.................................................................................8
2.3 РЕФОРМЫ ПАТРИАРХА НИКОНА......................................................9
2.4 РАЗРЫВ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ЦАРЕМ И ПАТРИАРХОМ..........10
2.5 ЦЕРКОВНЫЙ СОБОР 1666 – 1667 ГОДОВ.......................................11
3 ЦЕРКОВНЫЙ РАСКОЛ. ПРОТОПОП АВВАКУМ
3.1 ЛИДЕР СТАРООБРЯДЦЕВ ПРОТОПОП АВВАКУМ........................13
3.2 РАСКОЛ РУССКОЙ ЦЕРКВИ...............................................................13
4 ИНОСТРАНЕЦ Ж. МАРЖЕРЕТ О РЕЛИГИИ И ВЕРЕ В РОССИИ.......15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.............................................................................................16
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.....................................17
Когда Алексей Михайлович
прочил в патриархи Никона, последний,
зная, что царь полностью подчинился
его властному характеру,
Реализацию идеи примата
Властный, не терпевший возражений патриарх за малейшую провинность сурово наказывал подчиненных церковнослужителей. Более того, беспредельно честолюбивый Никон, пользуясь покровительством государя, бесцеремонно вторгался в светские дела, чем вызывал недовольства бояр; они докладывали ему, как и царю, стоя. В отсутствие царя, отбывшего в 1654 году на театр военных действий, он рассылал указы, используя следующий титул: «Указал царь великий князь всея Руси Алексей Михайлович и мы, великий государь и патриарх». До этого патриархи, за исключением Филарета, величали себя «великим господином», а не «великим государем». Никон упорно стремился к осуществлению своей
10
мечты о полном подчинении царской власти патриарху. Он даже, по существу, предложил Алексею Михайловичу разделить с ним власть по примеру царя Михаила Федоровича и патриарха Филарета. Он говорил, что, «как месяц имеет свет от солнца», так и царь получает власть от патриарха, представляющего Бога. Царь наконец осознал эту опасность. Заявления и нравоучения патриарха царь не пожелал долго терпеть. Восторженное отношение к «собинному другу» сменилось охлаждением. По внушению враждебных к Никону бояр, а также бывших друзей патриарха из кружка «ревнителей благочестия», к которому до патриаршества принадлежал сам, царь перестал являться на богослужения в Успенском соборе, отправляемые патриархом, приглашать его на государственные приемы. Это было серьезным ударом по самолюбию патриарха. Никон, закусив удила, продолжал гнуть свою линию, надеясь сломить волю слабохарактерного монарха. Во время одной из проповедей в Успенском соборе он заявил о сложении патриарших обязанностей и удалился в Воскресенский Новый
Иерусалимский монастырь, сооруженный по его повелению, являвшийся точной копией подлинного храма в Иерусалиме, отличавшийся роскошным убранством. При этом он не отказался от патриаршего сана и сохранил прерогатив патриаршей власти. Там Никон стал ждать, что царь раскается и будет просить его вернуться в Москву. Однако Алексей Михайлович поступил совсем иначе. Он стал готовить церковный суд над Никоном, для чего пригласил в Москву православных патриархов из других стран.
2.5 Церковный Собор
1666 – 1667 годов
Для суда над Никоном в 1666 году был созван церковный Собор. На него под охраной солдат привезли подсудимого. Выступивший царь заявил, что Никон «самовольно и без нашего царского величества повеления церковь
11
оставил и от патриаршества отрекся». Тем самым царь давал понять, кто именно хозяин и кому принадлежит реальная власть в стране. Присутствовавшие церковные иерархи поддержали царя и осудили Никона, благословив лишение его сана патриарха и вечное заточение в монастырь. Остаток жизни Никон провел в Белозерском Ферапонтовом монастыре на севере. Лишь в 1681 году царь Федор Алексеевич разрешил больному и старому Никону вернуться в построенный им Новоиерусалимский монастырь, до которого ему не суждено было доехать – он умер в Ярославле по дороге из ссылки.
Одновременно Собор поддержал церковную реформу, проведенную Никоном, и проклял всех ее противников (которые стали именоваться старообрядцами). Участники Собора постановили передать лидеров старообрядцев в руки светских властей. По Соборному уложению 1649 года им грозила смерть на костре.
Собор 1666 – 1667 годов углубил раскол в Русской православной церкви.
12
3. Церковный раскол. Протопоп Аввакум
3.1 Лидер старообрядцев
протопоп Аввакум
Выдающимся руководителем
3.2 Раскол в Русской
церкви
Реформы, проводимые патриархом Никоном, вызвали сопротивление части духовенства и мирян. Появилось течение так называемых старообрядцев, которые не подчинялись Никону и придерживались старых правил и обрядов. В русской церкви возник раскол. К раскольникам
примкнули многие крестьяне, посадские люди, казаки, некоторые феодалы.
13
Они стали
выходить из подчинения официальной
церкви под предлогом борьбы за сохранение
старой веры. Гневное обличение
14
4. Иностранец Ж. Маржерет
о религии и вере в России
Патриарх, после великого князя,
имеет наибольшую честь и
15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, ХVII – ХVIII века в целом стали переломным временем для России. Они определили не только само направление ее движения, но и позволили лучше уточнить и понять специфику ее исторического пути.
Главный итог деятельности
Чем же была вызвана
Церковь, укрепившая свои
Патриарх Никон сделал многое для Русской
православной церкви, но характер,
властолюбие и жестокость сгубили его
карьеру. Если бы он сохранил те отношения,
которые у него было с царем, то мог бы
сделать еще многое для своей страны.
16
Список
использованной литературы
17
Информация о работе Церковь и государство в ХVII веке. Церковный раскол