Церковь и государство в ХVII веке. Церковный раскол

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2011 в 17:11, контрольная работа

Описание работы

В данной контрольной работе рассмотрим отношение между государством и церковью, какие церковные реформы воплотил в жизнь патриарх Никон и как сложились судьбы двух главных противников – протопопа Аввакума и патриарха Никона.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.....................................................................................................3
1 КРЕЩЕНИЕ РУСИ И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ В СТАНОВЛЕНИИ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА......................................................................5
2 СВЯЩЕНСТВО И ЦАРСТВО

2.1 ГОСУДАРЬ АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ РОМАНОВ..........................7
2.2 ПАТРИАРХ НИКОН.................................................................................8
2.3 РЕФОРМЫ ПАТРИАРХА НИКОНА......................................................9
2.4 РАЗРЫВ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ЦАРЕМ И ПАТРИАРХОМ..........10
2.5 ЦЕРКОВНЫЙ СОБОР 1666 – 1667 ГОДОВ.......................................11
3 ЦЕРКОВНЫЙ РАСКОЛ. ПРОТОПОП АВВАКУМ
3.1 ЛИДЕР СТАРООБРЯДЦЕВ ПРОТОПОП АВВАКУМ........................13
3.2 РАСКОЛ РУССКОЙ ЦЕРКВИ...............................................................13

4 ИНОСТРАНЕЦ Ж. МАРЖЕРЕТ О РЕЛИГИИ И ВЕРЕ В РОССИИ.......15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.............................................................................................16
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.....................................17

Работа содержит 1 файл

Содержание.doc

— 80.50 Кб (Скачать)

Содержание 
 

        ВВЕДЕНИЕ.....................................................................................................3  

1 КРЕЩЕНИЕ РУСИ И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ В СТАНОВЛЕНИИ        РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА......................................................................5         

2    СВЯЩЕНСТВО И ЦАРСТВО

      

       2.1 ГОСУДАРЬ АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ  РОМАНОВ..........................7  

       2.2 ПАТРИАРХ НИКОН.................................................................................8 

       2.3 РЕФОРМЫ ПАТРИАРХА НИКОНА......................................................9 

       2.4 РАЗРЫВ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ЦАРЕМ  И ПАТРИАРХОМ..........10 

       2.5 ЦЕРКОВНЫЙ СОБОР 1666 – 1667 ГОДОВ.......................................11 

3    ЦЕРКОВНЫЙ РАСКОЛ. ПРОТОПОП АВВАКУМ 

       3.1 ЛИДЕР СТАРООБРЯДЦЕВ ПРОТОПОП  АВВАКУМ........................13 

       3.2 РАСКОЛ РУССКОЙ ЦЕРКВИ...............................................................13

      

4    ИНОСТРАНЕЦ Ж. МАРЖЕРЕТ О РЕЛИГИИ И ВЕРЕ В РОССИИ.......15 

        ЗАКЛЮЧЕНИЕ.............................................................................................16 

        СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.....................................17 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 
 

            Смута в истории России стала суровым испытанием не только для русского народа, но и для церкви тоже. Часть священнослужителей во главе с патриархом Игнатием поддержала Лжедмитрия I. Однако большинство священнослужителей показали образцы высокого служения Отечеству и Русской православной церкви.

            Находившиеся в Москве в   годы Смуты поляки не только  разграбили церковную утварь  и осквернили мощи святых, но  и уничтожили при отступлении  почти все 450 московских церквей.  Как писал поляк – современник,  «церквей везде было множество, и каменных и деревянных. И все это мы в три дня обратили в пепел». Массовым явлением были убийства служителей церкви, взятие их в заложники. В числе плененных оказался и фактический глава Русской православной церкви митрополит Филарет. Но все это не сломило, а, наоборот, укрепило духовные силы верующих и священнослужителей.

            В 1613 году на трон Российского  государства взошел первый Романов  – Михаил Федорович. После  8-летнего пребывания в польском  плену отец царя Михаила митрополит Филарет в 1619 году возвратился в Москву. Участники церковного Собора избрали его новым патриархом Московским и всея Руси. При нем роль и значение церкви в жизни государства значительно выросли. Он был, по существу, вторым царем: все доклады о государственных делах царь и патриарх заслушивали совместно, а решения Михаил никогда не принимал без согласия отца. Бывало и такое, что по чисто государственным вопросам отдавал распоряжения один патриарх. Он получил титул «великого государя».

            Главное, чего удалось добиться Филарету, - укрепить авторитет и власть   царя   Михаила   Федоровича.  Однако  многие  вопросы   церковного

3

характера так и не были решены ни при нем, ни при его преемниках – патриарх Иосафе I и Иосифе. Среди них главным был вопрос обновления церковных книг и обрядов.

            В данной контрольной работе  рассмотрим отношение между государством  и церковью, какие церковные реформы  воплотил в жизнь патриарх  Никон и как сложились судьбы  двух главных противников –  протопопа Аввакума и патриарха Никона. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4

    1. Крещение Руси и его значение в становлении Российского государства

     

            К IХ веку большая часть европейских государств приняла христианство; на Руси к этому времени государственной религией оставался языческий культ воинственного Перуна и покровителя богатства и довольства – Велеса. Как гласит легенда, христианство проникло на Русь еще в середине IХ века. В 946 году вдова князя Игоря, Ольга, приняла христианство, но сын ее Святослав оставался язычником.

            Давние связи Руси с Византией  содействовали тому, что в 988 году  князь Владимир принял христианство, крестил киевлян в Днепре, а  затем ввел христианство и  в других городах Руси. Конечно,  не все с радостью приняли  чуждую им веру, людям было  страшно осквернить главного бога Перуна. Среди них были не только крестьяне, но и князья.

            Принятие христианства было прогрессивным  явлением для молодого Русского  государства: способствовало укреплению  государственной власти; приобщению  к греческой византийской культуре – каменная архитектура, живопись, фресковые росписи и так далее; восприятию славянской письменности, созданной Кириллом и Мефодием в IХ веке на основе греческой азбуки и названной кириллицей. Русские люди начали писать торговые договоры, записывать события в летописи, составлять сборники законов. Стали строиться монастыри, церкви.

            После разделения христианской  церкви на православную и католическую  в 1054 году на Руси, как и в  некоторых других землях, утвердилось  православие. Население России до сих пор придерживается самых разных вероисповеданий – от языческих верований до различных направлений мировых религий – христианства, ислама, буддизма. Христианская    церковь   считается    частью   государства,   среди    религий

5

первенствующим  и господствующим признается православие. Во главе русской церкви стоял  тогда митрополит, подчиненный патриарху  Константинополя. Вначале митрополитами  были греки, а первым митрополитом из русских стал писатель и философ  Илларион. 26 января 1589 года было учреждено патриаршество России. Церковным собором на московский патриарший престол избрали ставленника Бориса Годунова митрополита Иова. Он был патриархом до 1605 года. Тем самым церковная организация России стала совершенно самостоятельной и равной другим патриархиям православного мира. Этот акт поднял и  международное значение Русской православной церкви.

           

             
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

6

            2. Священство и царство

            2.1 Государь Алексей Михайлович Романов

          

            После смерти  Михаила новым  царем стал его сын Алексей  Михайлович (1645 – 1676), вступивший  на престол в том же возрасте, что и его отец, - в 16 лет.  К царствованию Алексея готовили  заранее: в пять лет стали  учить читать, а в семь лет – писать. В зрелые годы он не только сам писал многие документы, но и сочинял небольшие литературные произведения. Его обучением ведал боярин Борис Иванович Морозов, который со временем приобрел большое влияние на Алексея (и даже первые три года фактически управлял страной при молодом царе). Алексей Михайлович был человеком набожным, привечал богомольцев, нищих и обездоленных. Многие современники отмечали его необычную для российских правителей доброту и благожелательность, а порой и слабость характера. В народе царя прозвали Тишайшим. Все это не мешало ему, однако, в случае необходимости проявлять и решимость, волю, жесткость.

            От первого брака (с Марией  Ильиничной Милославской) у Алексея  родилось 13 детей, в том числе  сыновья Федор и Иван, а также дочь Софья. После смерти первой жены царь женился второй раз на Наталии Кирилловне Нарышкиной. В этом браке у царя появился сын Петр (будущий Петр Великий). Именно между детьми от первого и второго брака разгорелась борьба за власть после смерти Алексея Михайловича и кратковременного правления его старшего сына Федора (1676 – 1682). 

           Уже при первых царях династии  Романовых произошло значительное  укрепление царской власти. При  этом уменьшилась роль сословно-представительных  органов власти. 

           

7

          2.2 Патриарх Никон

        

           В ХVII столетии история русской  православной церкви   ознаменовалась  двумя важными событиями: всплеском  борьбы за примат духовной  власти над светской и возникновением  раскола. Оба явления связаны с именем патриарха Никона – человека незаурядного интеллекта и столь же сильного физически. Светское имя Никита Минов. Родился в мае 1605 года в семье мордовских крестьян недалеко от Нижнего Новгорода. С детских лет любил слушать библейские рассказы, вслед за родителями повторял молитвы и познавал церковные обряды. Начинал карьеру сельским дьячком, а затем в 19 лет стал священником. В 31 год Минов Никита на Соловецком монастыре постригся в монахи под именем Никона. Будучи архимандритом  Новоспасского  монастыря  в  Москве,  он  познакомился  с молодым царевичем Алексеем Михайловичем, на которого произвел сильное впечатление своими познаниями, умом, силой характера и житейской мудростью  (он  был  старше царя на 25 лет).  После этого был возведен в сан

архиепископа, а в 1649 году стал Новгородским митрополитом. Никон был не только умным, но и властным человеком. Отличала его и жестокость. В 1650 году, будучи новгородским митрополитом, он возглавил подавление восстания горожан и благословил жестокие  расправы  над  ними, чем  больше  расположил к себе царя,  но в тоже время он прославился милосердием – устроил четыре богадельни, а также приобрел славу блестящего проповедника. С 1650 года царь стал называть Никона «пастырем, наставником душ и телес», а также «собинным (личным) другом». Уже в эти годы Никон стремится воплотить в жизнь вынашиваемую им идею о превосходстве духовной власти над светской. После смерти патриарха Иосифа в 1652 году, новым главой Русской православной церкви по предложению Алексея Михайловича был избран Никон – митрополит новгородский. Ему и было поручено провести церковную реформу.

8

            2.3 Реформы патриарха  Никона 

            В середине ХVII века стало ясно, что в русских церковных книгах, переписывавшихся от руки из  века в век, имеется много описок и искажений текста в сравнении с оригиналами. Немало сомнений вызывали обычаи многоголосия во время церковной службы (когда и священник, и дьякон, и сами верующие одновременно молились, используя порой разные молитвы), крещения двумя пальцами и другие.

            Будучи в Новгороде, Никон начал  вводить новшества в церковных  обрядах: вместо «многогласия»,  когда одновременно читали и  пели, что затрудняло для молящихся  понимание происходящего, ввел  единогласную службу. Став патриархом Никон провел ряд реформ в церкви, направленных на ее укрепление. Реформы Никона касались религиозных обрядов – теперь надо было креститься тремя пальцами, а не двумя, были заменены некоторые иконы, исправлены тексты богослужебных книг. Сторонники Никона нередко уничтожали памятники письменности прежних времен.

            1652 год – издание Никоном первых  постановлений о форме церковных  поклонов, крещении тремя перстами, использовании для богослужения  икон только греческого письма. Отстранение «ревнителей» от правки богослужебных книг и передача дела в руки греческих и киевских монахов (кружок« ревнителей благочестия» образовался в середине ХVII века в Москве, в который вошли царский духовник Стефан Вонифатьев, Иван Неронов, Аввакум, сам Никон, стремившиеся к упорядочению церковной службы, исправлению церковных книг по старославянским образцам).

            В 1653 – 1655 годах началось осуществление  церковной реформы. Эти изменения  вызвали протест широких слоев  населения. К тому же начавшаяся  война с Речью Посполитой и связанные с ней жертвы и утраты простые люди расценивали как Божью кару за нарушение церковных традиций. Созванный

9

в 1654 году  церковный  Собор  одобрил  реформу, но предложил привести не

только с греческой, но и с русской традицией.     

            2.4 Разрыв отношений  между царем и  патриархом 

           В  апреле – мае  1656  года  началось  открытое  столкновение  между царем и патриархом Никоном,  отстаивавшим тезис «священство  выше царства» и пытавшимся  вмешиваться в решение государственных дел.

Информация о работе Церковь и государство в ХVII веке. Церковный раскол