Быт и нрав старообрядцев в Сибири

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2011 в 21:21, контрольная работа

Описание работы

Цель работы заключается в исследовании быта и нравов старообрядцев в Сибири.

Задачи работы:

•выяснить условия и обстоятельства появления староверов в Сибири;
•изучить быт, занятия, традиции и обычаи старообрядцев;
•определить влияние старообрядчества на хозяйство и культуру Сибири.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Сибирь и старообрядчество……………………………………………………4

2. Жизнь старообрядцев в Сибири: особенности……………………………….7

3. Вклад старообрядцев в развитие хозяйства и культуры Сибири…………..14

Заключение……………………………………………………………………….16

Список литературы………………………………………………………………17

Работа содержит 1 файл

История Сибири Контрольная.doc

— 90.50 Кб (Скачать)

     Вот как Г.Н.Потанин описывал убранство старообрядческого дома: «Внутри избы русская битая печь, окрашенная в ярко-белый цвет; ее подопечек, косяки, все брусья, а так же дверные и оконные косяки размалеваны разными красками, иногда фантазия маляра могла изобразить на двери целое дерево в банке, усеянное крупными розанами».

     У кержаков так ярко жилище не раскрашивалось, но оно было добротным и ладно  срубленным. Встречались в конце XIX - начале XX вв. в кержацких селах  и двухэтажные деревянные дома.

     Наличие ярких росписей у семейских и  у поляков можно объяснить  влиянием западной культуры (украинцев, поляков, белорусов). Но кержачки, так  же как и семейские, достигли большого искусства в тканье ковров из крашеной шерсти: на черном фоне яркие цветы, орнамент, а также в плетении поясов, которые были неотъемлемой частью одежды и служили оберегом. В Маслянино такие ковры до сих пор можно увидеть в некоторых домах, есть такой домотканый ковер и в Маслянинском краеведческом музее.

     Одежда  старообрядцев сохраняла старинные формы, относящиеся еще к Московскому царству.

     «Как мужчины, так и женщины, носят суконный кафтан, называемый шамель (отсюда слово шинель), а проще - озям; для постоянной носки служит куртик и шойдонник - короткий кафтан из домотканого сукна. Головным убором у мужчин является войлочная шапка - колпак и чабак - шапка с наушниками; обувью служат моршни, имевшие вид башмаков без подошв». Царское правительство специальными указами предписывало старообрядцам сохранять верхнюю одежду старого кроя. Указ Петра 1 от 1722 года предписывал: «А раскольникам и бородочам, какого звания они не были, носить же указанное платье, чтобы оное по тому во всех местах явным было» [7, с.31].

     Этот  указ подтверждается в 1746 году Елизаветой, в 1762 году Екатериной. Так старинные формы одежды были сохранены старообрядцами и принесены в Сибирь.

     Женщины - образец чистоплотности и опрятности, ходят в старинных сарафанах, с кокошниками и шлыками на голове. В будние дни на голове носили чалму из большого платка, несколько  сдвинутую на затылок с большим узлом надо лбом. Чалма - непременный головной убор староверок, вероятно, была вынесена из Польши, где ее носили аристократки.

     Носили  кички, которые по очелью украшались пояской - полоской ткани с поднизью бисера и селезневыми перышками (они назывались кучери).

     Костюмы раскольников отличались яркостью, бисерными  вышивками по вороту, украшениями  в виде янтарных бус, колец, монист, искусственных цветов. В этом прослеживается влияние южнорусских традиций, хотя форма некоторых головных уборов близка к русскому северо-восточному, вологодско-костромскому типу.

     Особого внимания заслуживает факт крайне бережного  отношения к одежде, даже многолетней  давности, сохранившейся от дедов. Эти  предметы штопали, подновляли и передавали детям и внукам, что способствовало сохранению традиционных форм. О бережливости свидетельствуют и такие стародавние традиции старообрядцев, как безостатковые способы раскроя тканей, выполнение из лучших материалов только видимых частей костюма, приготовление подворотников, нарукавников, защищавших от загрязнения детали праздничных одеяний. Впрочем, такая бережность проявлялась не только по отношению к одежде, но простиралась и на другие культурные ценности (книги, например), природу, то есть входило в общую систему мировосприятия староверов. И дело не в том, что нарядов было мало, и они стоили дорого, а в том, что в вещах был воплощен труд [10, с.26].

     Весь  уклад жизни старообрядцев требовал, чтобы детей начинали рано приучать к рукоделию. В 6 - 7 лет девочки, а  в некоторых семьях и мальчики, умели прясть пряжу. К 10 - 12 годам, когда требовалось начинать готовить приданое, девочки умели ткать, используя различные техники, кроить, шить одежду, вышивать. Небрежность резко осуждалась, осмеивалась - неумелую «худую» невесту никто замуж не возьмет. Мастерски же выполненное рукоделие, особенно украшенное узорами, вышивкой, были предметами гордости.

     Яркость жилищ, одежды заставляет усомниться в  верности утверждения, что старообрядцы - это дремучие постники, проводящие время в молитве. Они были великими тружениками, но, сделав дело, давали волю яркости и веселью.

     Представителям  любой группы старообрядцев был  присущ культ чистоты. Это проявлялось  в религиозной жизни и в  быту, в отношении к пище и к  посуде. Общими были запреты в питании: запрещалось принимать в пищу всякое животное с не раздвоенным копытом (например, конь); парных птиц (голубь, лебедь); пойманную силками птицу - давленину; диких животных (заяц, барсук, белка). Запреты часто были вызваны гигиеническими соображениями. Так посуда строго подразделялась на чистую и нечистую. Чистое ведро нельзя было вносить в баню. Ножом, которым резали мясо, нельзя было резать хлеб. «Не умыв руки, за хлеб не садись». Из речки можно пить только пригоршнями, а не ртом; посуда была отдельной для постной и скоромной пищи.

     Запрещалось оставлять воду неприкрытой. Если посудина с водой не имела крышки, то ее обязательно закрывали двумя  лучинками, положив их крестом. Среда  и пятница считались у староверов как постные дни. У кержаков постным днем считался и понедельник. В старообрядческой книге «Цветник» можно найти еще ряд запретов, правил, норм поведения, соблюдение которых выделяло старообрядцев.

     Нарушение запретов у староверов всячески преследовалось и пресекалось. В исследованиях  Ф. Болонева говорится о мерах, применявшихся к нарушителям со стороны общины. «С табакуром не молиться, не есть, не пить, ибо он предался в руки мрачным бесам. Когда умрет, то гроба ему не давать, но бросить в яму или в овраг на съедение зверям» или «Тот же, кто дерзнет пить и табак курить, да будет проклят».

     Были  меры и общественного воздействия. Это средневековое средство наказания  и перевоспитания - позорный столб. Каждый прохожий осуждал, бранил, а  старушки могли и оплевать осужденного.

     Наиболее  жестко эти запреты соблюдались у семейских. Здесь была сильна власть «дедовских заветов». Семейские могли вступать в брак только в своей среде.

     Еще одно общее правило, характерно для  староверов - это поощрение знания церковнославянской грамоты, без которой невозможно читать книги «дониконовой» печати. Данные об этом приводятся в статье «Хранители веры и книжности».

     Грамотных у старообрядцев было больше, чем  у представителей официального православия, так как для старообрядцев  вопрос грамотности был связан с  сохранением веры, а потому в семье придавали большое значение грамотности детей.

     У староверов были и прекрасные легенды. Существовало поверье: кто пойдет по следам завоевателей - татар в Монголию, тот найдет страну, где живут в  затворничестве святые.

     «Нужно пересечь степи, горы и леса, сохраняя направление на Восток, к солнцу. Если судьба предназначила это вам с рождения, то Вы увидите Беловодье. Эта страна не принадлежит никому, с незапамятных времен здесь царила истина и доброжелательность. Это действительно чудесная страна» [3, с.54].

     Легенда о Беловодье - яркая русская форма  социальной утопии, присущего людям  во все времена стремления к лучшей жизни.

     Консерватизм  старообрядцев, приверженность их к  старине, вере способствовали сохранению культуры, прежде всего, элементов древнерусской культуры XVI-XVII веков. Эти традиции бережно охранялись, сберегались, прививались детям, чтобы те могли передать их следующим поколениям.

     Еще одно интересное достижение староверов - это календарь семейских. Месяцеслов - это вариант русского народного календаря, основанный на приметах, церковных праздниках и хозяйственной деятельности. Не зная грамоты, крестьяне помнили дни святых, так как каждому дню в году соответствует имя святого. Так, вспоминая, и пользовались календарем.  
 
 
 

     3. Вклад старообрядчества в развитие хозяйства и культуры Сибири 

     Особое  значение в культуре Сибири имело  старообрядчество. Хранители старых церковных традиций – старообрядцы выступали за сохранение самобытности  русской культуры. Защитники старой веры подвергались жесточайшим гонениям со стороны церкви и государства. И, чтобы спастись, уходили за Урал, в Сибирь. Бегущие от мира подвижники старой веры могли выжить только в упорном труде и духовной истовости, в вере. Таким образом, старообрядчество заложило основы сибирской культуры и определило ее специфические черты.

       Старообрядцы внесли особую твердость  духа, трудолюбие и ответственность.  Сибирь была Землей мужественных  и свободных людей. Здесь не  было крепостного права. Сибирь  не была обременена наследным дворянством. Здесь сложилось веротерпимое отношение к разным религиозным формам.

     Старообрядцы  также сыграли важную роль и в  развитии земледелия в Сибири. Они  принесли с собой наблюдательность и смекалку умелых земледельцев, прилежание и любовь к земле, деловой практицизм. Это имело огромное значение в освоении новой территории в Сибири. Эта роль подтверждается следующим высказыванием иркутского губернатора Н.И.Трескина 1808 году: «Пример редкого трудолюбия, прилежания к хлебопашеству подают поселенные в Верхнеудинском уезде старообрядцы. Они поселены на песчаных и каменистых местах, где даже не предвиделось возможности к земледелию, но неусыпное трудолюбие их и согласие сделало, так сказать, и камень плодородным».

     Народно-бытовая  культура старообрядцев – очень сложный феномен. Казалось бы, все дела и помыслы староверов направлены к одной цели – сохранить те общественные отношения, которые существовали до утверждения крепостного права в России, сохранить старину – национальную одежду, обычаи и обряды, старую веру. Но не только в прошлое были обращены помыслы староверов. Они внесли большой вклад в развитие торговли и промышленности. Старообрядчество расшевелило народные массы и в нравственном отношении. Оно заставило русских людей задуматься над своим поведением, над жизнью. Праведно ли живем, когда утрачиваем свои культурные ценности, свое своеобразие, когда перенимаем бездумно зарубежные образцы? Старообрядцы жили богатой духовной жизнью, у них было много грамотных людей, их хозяйство находилось в лучшем состоянии. А семейные общины староверов, достигавшие 40-50 человек, были очень сплоченными и крепкими.   

     Сибиряк – это, прежде всего личностный культурно-психологический  образ творца и носителя сибирской  культуры. Образ русобородого сибиряка-крепыша  нес в себе два основных человеческих качества: надежность и трудолюбие, основной установкой которого был поиск социального и природного согласия при устройстве жизни. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

     Старообрядчество  в Сибири представляет одно из основных течений в развитии русской народно-бытовой культуры. В среде его приверженцев сохранилось то исконно национальное, русское начало, которое свято хранилось и передавалось благодаря традициям из поколения в поколение. Это играло большую роль в развитии самосознания, в сохранении веры и культуры.

     Именно  старообрядческая среда несет в  себе духовность, исконно национальные традиции. Изучая прошлое, мы можем  выбрать все лучшее из богатой  многовековой истории русского народа. В данной работе не говориться о том, что для сохранения русской нации нужно вернуться к старому патриархальному укладу жизни, к старой вере. Но все лучшее, что несет старообрядческая среда: это и традиционный семейный уклад, и трудовое воспитание, когда труд – это привычка, а не обязанность, не стоит безоглядно отвергать и забывать.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  литературы 

     
  1. Данилов В. А., Яблоков М. С. К вопросу о мировоззрении старообрядцев // Тюменский исторический сборник. - Тюмень, 2002. - 19 – 26 с.
  2. Ермачкова Е. П. Из истории раскола на юге Тобольской губернии // Словцовские чтения. - Тюмень, 2002. - 164–166 с.
  3. Зольникова Н. Д. "Свои" и "чужие" по нормативным актам сибирских староверов-часовенных // Гуманитарные науки в Сибири. - Сер. Отечественная история. - 1998. - № 2. - С. 54–59.
  4. Зольникова Н. Д. "Пустыня в миру". Аскетизм в быту староверов-часовенных в ХХ в. // Гуманитарные науки в Сибири. - Сер. Отечественная история. - 2000. - № 2. - С.17–21.
  5. Ковыляцких С. Храм у излучины Туры // Православный просветитель. - 2004. - № 26. - С. 20.
  6. Перечень известных религиозных раскольнических убийств и самоубийств // Тобольские епархиальные ведомости. - 1888. - № 5. - С. 194–207.
  7. Покровский Н. Н. Общественное сознание и творчество староверов-часовенных на востоке России в XVIII–ХХ вв. // Вестник Российского гуманитарного научного фонда. - 2003. - № 3. - С. 29 – 41.
  8. Старообрядчество в Приисетье. – Электронный источник: www.ikz.ru
  9. Суслова Л. Н. Старообрядцы в Тобольской губернии (конец XVII – начало ХХ вв.) // Религия и церковь в Сибири. Вып. 7. - Тюмень, 1994. - 25–29 с.
  10. Ярков А. П. Исторический обзор религий Тюменской области (рукопись). – Тюмень, 2007.

Информация о работе Быт и нрав старообрядцев в Сибири