Буржуазные революции и национально-освободительные движения в 20-е годы XIX века в Европе

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 13:34, реферат

Описание работы

20-е годы XIX в. отмечены рядом революционных выступлений и восстаний в Западной Европе и на Балканах. Буржуазные революции в Испании, Португалии и Италии были вызваны притязаниями буржуазии на власть и ее борьбой против абсолютизма, восстановленного после краха наполеоновской империи. Хотя обстановка в этих странах в годы Реставрации существенно различалась (в Италии антифеодальные преобразования революционного и наполеоновского периода в основном остались в силе, тогда как в Испании и Португалии феодальные устои общества не были поколеблены), вспыхнувшие здесь буржуазные революции имели некоторые общие специфические черты.

Работа содержит 1 файл

Буржуазные революции и национально.doc

— 180.50 Кб (Скачать)

«Модерадос» стремились не допустить углубления революции  и поэтому выступали против вмешательства  народных масс в политическую борьбу. Уже в августе 1820 г. правительство распустило «армию наблюдения», в октябре ограничило свободу слова, печати и собраний. Эти меры привели к ослаблению революционного лагеря, что сыграло на руку роялистам. В 1820—1821 гг. они организовывали многочисленные заговоры с целью восстановления абсолютизма.

Приход  к власти «эксальтадос».

Недовольство  народных масс политикой правительства, его нерешительностью в борьбе с  контрреволюцией привело к дискредитации  «модерадос». Влияние же «эксальтадос», напротив, возросло. Народ связывал с ними надежды на продолжение революционных преобразований. В конце 1820 г. от «эксальтадос» отделилось радикальное крыло, получившее название «ко-мунерос». Участники этого движения считали себя продолжателями той борьбы, которую вели против усиления королевской власти «комунерос» XVI в.

Опорой движения «комунерос» были городские низы. Резко критикуя умеренных либералов, «комунерос» требовали очистить государственный аппарат от приверженцев абсолютизма, восстановить демократические свободы и «армию наблюдения». Но движению городских низов в годы второй буржуазной революции были присущи серьезные слабости. Во-первых, в среде «комунерос» сохранялись монархические иллюзии, несмотря на то что король и его окружение являлись оплотом реакционных сил. Во-вторых, движение «комунерос» было оторвано от крестьянства, составлявшего большинство населения страны. Хотя один из руководителей «комунерос» — Ромеро Альпуенте выступал в кортесах с требованием ликвидации всех кресть-

274 

янских повинностей, это движение в целом не вело борьбу в защиту интересов крестьян.

В начале 1822 г. на выборах в кортесы одержали победу «эксальтадос». Председателем кортесов был избран Р. Риего. В июне 1822 г. кортесы  приняли закон о пустошах и  королевских землях: половину этой земли предполагалось продать, а другую — распределить между ветеранами антинаполеоновской войны и безземельными крестьянами. Таким путем «эксальтадос» пытались облегчить положение самой обездоленной части крестьян, не нарушая при этом коренных интересов дворянства.

Сдвиг влево, происшедший  в политической жизни страны, вызвал ожесточенное сопротивление роялистов. В конце июня — начале июля 1822 г. в Мадриде произошли столкновения между королевской гвардией и  национальной милицией. В ночь с 6 на 7 июля гвардейцы пытались захватить столицу, однако национальная милиция при поддержке населения нанесла поражение контрреволюционерам. Правительство «модерадос», искавшее примирения с роялистами, вынуждено было уйти в отставку.

В августе 1822 г. к власти пришло правительство «эксальтадос» во главе с Э. Сан-Мигелем. Новое правительство более активно повело борьбу с контрреволюцией. В конце 1822 г. войска генерала Мины — легендарного вождя антинаполеоновской герильи — разгромили контрреволюционные банды, созданные роялистами в горных районах Каталонии. Подавляя контрреволюционные выступления, «эксальтадос» в то же время ничего не сделали для углубления революции. Правительство Э. Сан-Мигеля фактически продолжало аграрную политику умеренных либералов. Либеральное дворянство и верхушка буржуазии в 1820—1821 гг. добились осуществления своих целей и не были заинтересованы в дальнейшем развитии революции. Отсутствие радикальных социально-экономических и политических преобразований лишило «эксальтадос» поддержки народных масс; против правительства стало выступать движение «комунерос».

Контрреволюционная  интервенция и  реставрация абсолютизма.

События 1820—1822 гг. показали, что испанская реакция  не может самостоятельно подавить революционное  движение. Поэтому Веронский конгресс Священного союза, собравшийся в октябре 1822 г., принял решение об организации интервенции. В апреле 1823 г. французские войска перешли испанскую границу. Разочарование крестьянских масс в политике либеральных правительств, быстрый рост налогов, а также контрреволюционная агитация духовенства привели к тому, что крестьяне не поднялись на борьбу с интервентами.

В мае 1823 г., когда  значительная часть страны уже находилась в руках интервентов, «эксальтадос»  приняли решение о вступлении в силу закона об отмене сеньориальных прав. Однако этот запоздалый шаг уже не смог изменить отношение крестьян к буржуазной революции. Правительство и кортесы были вынуждены покинуть Мадрид и переехать в Севилью, а затем в Кадис. Несмотря на героическое сопротивление армии генерала Мины в Каталонии и отрядов Риего в Андалусии, в сентябре 1823 г. почти вся Испания оказалась во власти контрреволюционных сил. 1 октября 1823 г. Фердинанд VII подписал декрет, отменявший все законы, принятые кортесами в 1820—1823 гг. В Испании вновь утвердился абсолютизм, церкви были возвращены отнятые у нее земли. Правительство начало преследовать участников революции. В ноябре 1823 г. был казнен Р. Риего. Ненависть камарильи к революционному движению дошла до того, что в 1830 г. король приказал закрыть все университеты, видя в них источник либеральных идей.

Попытки испанского абсолютизма восстановить свою власть в Латинской Америке оказались  тщетными. К началу 1826 г. Испания  потеряла все колонии в Латинской  Америке, за исключением Кубы и Пуэрто-Рико.

Буржуазная революция 1820 — 1823 гг. потерпела поражение. Буржуазные преобразования либералов восстановили против них феодальную реакцию как  в самой Испании, так и за ее пределами. В то же время аграрная политика либералов оттолкнула от буржуазной революции крестьян. Лишенный поддержки со стороны народных масс, блок либерального дворянства и верхушки буржуазии не смог 

отразить натиск феодально-абсолютистских сил.

Тем не менее  революция 1820— 1823 гг. расшатала устои  старого порядка, подготовив почву для дальнейшего развития революционного движения. События Испанской революции оказали большое влияние на революционные процессы в Португалии, Неаполе и Пьемонте.

Буржуазная  революция в Португалии 1820—1823 годов

Предпосылки буржуазной революции.

Поражение политики «просвещенного абсолютизма» обострило  противоречия между потребностями  развития капиталистического уклада и  старыми феодальными отношениями. В начале XIX в. Португалия оставалась отсталой аграрной страной. 80% ее трехмиллионного населения было занято в сельском хозяйстве. Сохранение майоратов, феодальных повинностей, церковного землевладения сдерживало развитие капиталистических отношений в деревне.

Главными отраслями  португальской промышленности были текстильная, кожевенная, пищевая. В районах Порту и Лисабона широкое распространение получила рассеянная и централизованная мануфактура. Внутренние таможенные пошлины и многочисленные монополии мешали росту мануфактур и внутренней торговли. Пагубное воздействие на развитие промышленности оказывала экономическая зависимость Португалии от Англии: на нее приходилось около одной трети португальского экспорта и примерно половина импорта. Изделия португальских мануфактур не могли выдержать конкуренцию английских фабричных товаров, наводнивших португальский и бразильский рынок. Новый торговый договор, навязанный Португалии в 1810 г., еще более усилил экономическое влияние Англии.

В период Французской  буржуазной революции и наполеоновских войн Португалия была вовлечена в  военные действия на стороне Англии. В конце 1807 г., после того как португальское правительство отказалось присоединиться к континентальной блокаде, французские войска захватили Португалию. Король и придворная арис-

тократия бежали в Бразилию. В июне 1808 г. на севере страны началось народное восстание против французских захватчиков, которое дало возможность английским войскам высадиться на территории Португалии. В 1808—1811 гг. в стране хозяйничали английские и французские солдаты, что привело к ее разорению. В отличие от других западноевропейских стран в Португалии феодальные отношения в годы наполеоновских войн не были поколеблены.

С изгнанием  французов из Португалии в 1811 г. вся  полнота власти перешла в руки английского маршала, английские офицеры  заняли ключевые посты в португальской армии. Буржуазия и либеральное дворянство, военные, интеллигенция проявляли все большее недовольство феодальными порядками и засильем англичан. Во главе революционного движения встали прогрессивно настроенные офицеры.

Буржуазная  революция 1820 — 1823 гг.

Победа революционных  сил в Испании в 1820 г. подтолкнула  португальских военных к решительным  действиям. 24 августа 1820 г. восстал гарнизон города Порту. Руководители восстания  — полковники Сепулведа и Кабрейра — призвали к созыву кортесов и  разработке конституции. Народные массы с энтузиазмом встретили начавшуюся революцию: в конце августа — начале сентября движение охватило города северной Португалии. 15 сентября революция победила в Лисабоне. Временное правительство решило созвать кортесы.

Учредительные кортесы, собравшиеся в январе 1821 г., осуществили целый ряд буржуазных преобразований: отменили личные феодальные повинности и банали-теты, ликвидировали  внутренние таможенные пошлины, уничтожили инквизицию и провозгласили свободу  печати. Был расторгнут торговый договор с Англией и утвержден протекционистский тариф; англичане были изгнаны из армии. В сентябре 1822 г. кортесы завершили работу над конституцией, основанной на принципах народного суверенитета, гражданского равенства, разделения властей. Конституция 1822 г. провозгласила Португалию конституционной монархией. Законодательная власть передавалась выборным однопалатным кортесам, исполнительная власть ос- 

тавалась в  руках короля. Конституция не устанавливала  имущественный ценз для избирателей; избирательных прав были лишены слуги и лица, не имевшие работы. Несмотря на многочисленные крестьянские петиции, поступавшие в кортесы в 1821 — 1822 гг., законодатели не отменили поземельные повинности, предполагая организовать в будущем их выкуп.

Преобразования, проведенные в 1820 — 1823гг. блоком буржуазии  и либерального дворянства, расчищали  дорогу развитию капиталистических  отношений. Однако отсутствие радикального аграрного законодательства, отвечающего  интересам крестьян, лишило буржуазную революцию поддержки крестьянских масс. Провозглашение независимости Бразилии в сентябре

1822 г. дискредитировало  кортесы и либеральное правительство  в глазах торгово-промышленной  буржуазии, связанной с колониальной  торговлей. В 1823 г. феодальная  аристократия и духовенство, вдохновленные началом французской интервенции в Испании, перешли в наступление. В мае

1823 г. в армии  вспыхнул контрреволюционный мятеж,  положивший конец власти либералов.  Завоевания революции были ликвидированы.

Буржуазные  революции в Италии 1820— 1821 годов

Реставрация в Италии.

После крушения наполеоновского господства по решению  Венского конгресса в Италии были восстановлены прежние абсолютистские государства: Сардинское королевство (в его состав помимо Савойи, Пьемонта и острова Сардиния вошла теперь территория бывшей Генуэзской республики), герцогства Парма, Модена и Тоскана (с последним слилось в 1847 г. маленькое княжество Лукка), Папское государство и Неаполитанское королевство (с 1816 г. оно стало официально называться Королевством Обеих Сицилии). На троны вернулись «легитимные» династии: Савойская — в Сардинском королевстве, неаполитанские Бурбоны — в Неаполе, монархи из дома Габсбургов — в герцогствах; в Риме была восстановлена светская власть пап. Италия вновь оказалась раздробленной в государственном и экономическом отношении: королевства и герцогства установили таможенные границы, ввели собственные денежные знаки, особые системы мер и веса.

Австрия стала  господствующей державой на Апеннинском  полуострове, причем ее влияние значительно усилилось по сравнению с XVIII в. Кроме Ломбардии, ранее принадлежавшей Австрийской империи, к ней перешла территория бывшей Венецианской республики, в результате чего Австрия возобладала на Адриатике. Австрийские военные гарнизоны отныне размещались в ряде городов в папских владениях. Все государства полуострова (кроме Сардинского королевства) оказались в политической и военной зависимости от Австрии. Используя династические связи с монархиями в Тоскане, Парме и Модене и навязав союзный договор Неаполю, она получила возможность вмешиваться в их внутреннюю и внешнюю политику. Австрийское господство не могло удержаться без сохранения государственного раскола Италии, поэтому Австрия стала главным защитником восстановленных монархий и непримиримым противником создания единого независимого итальянского государства.

В Италии воцарилась атмосфера реакции. Была введена  цензура, распространился полицейский  произвол, резко возросла роль церкви как опоры реставрированных монархий, в некоторых государствах были восстановлены ранее упраздненные монастыри и церковные суды. Однако силам реакции удалось лишь частично воскресить в стране старые феодально-абсолютистские порядки.

Условия Реставрации  в Италии были неодинаковы в различных  ее областях. Наступление реакции  сильно ощущалось в Сардинском королевстве. Здесь дворянство снова овладело ключевыми постами в армии, в государственном управлении, в судах и дипломатической службе, вытеснив многих офицеров и чиновников, выдвинувшихся при французах из среды буржуазии. Монархия пыталась приостановить рост буржуазных отношений: она официально запретила крупную капиталистическую аренду в деревне (хотя этот запрет остался на бумаге), стремилась возродить феодальное право в землевладении (майораты и фидейкомиссы), цеховые корпорации в промышленности, архаическое торго-

Информация о работе Буржуазные революции и национально-освободительные движения в 20-е годы XIX века в Европе