Бунташный век

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 01:22, реферат

Описание работы

Ко второй половине 17 века крепостничество вступило в стадию своего зенита. Вслед за изданием Уложения 1649 года усилилась тенденция к самораскрепощению крестьян – стихийно и принимавшее порой угрожающее размеры бегство их на окраины: в Заволжье, Сибирь, на юг, в места казачьих поселений, возникших еще в 16 веке и теперь ставших центрами концентрации наиболее активных слоев несвободного населения.
Государство, стоявшее на страже интересов господствующего класса феодалов, организовывало массовые розыски беглых и возвращало их прежним владельцам. В 50–60-х годах 17 века неудачные опыты казны, война России с Речью Посполитой за воссоединение Украины с Россией, усугубили назревавшее недовольство. Уже проницательные современники ясно видели существенные черты нового. «Бунташный век» – такою оценку давали они своему времени.

Работа содержит 1 файл

Бунташный век.docx

— 42.60 Кб (Скачать)

Впоследствии 1 июня 1606 г. Шуйский венчался на царство, а 3 июня в Москву были спешно перевезены из Углича и выставлены на всеобщее обозрение в Архангельском  соборе мощи царевича Дмитрия. Он был  канонизирован как новый русский святой, дабы положить конец его “воскрешениям”.

На юго-западе появляется человек, который не замедлил воспользоваться  именем царевича Дмитрия. Этим человеком  был казак Иван Болотников, он заявил что он - воевода Дмитрия, посланный  им для организации нового войска.

Болотников был “боевым холопом” князя Телятевского, бежал к казакам, был одним из атаманов волжской казацкой вольницы, попал в плен к татарам и был продан в рабство в Турцию, был гребцом на галере, участником морских сражений, был освобожден итальянцами. Затем Венеция, Германия, Польша, где он встречается с самозванцем. И вот Путивль, где неизвестный странник вдруг становится вместе с боярским сыном Истомой Пашковым и дворянином Прокопием Ляпуновым во главе большого войска. Ядро повстанческой армии составили дворянские отряды из южных уездов, остатки воинства первого самозванца, вызванные с Дона казаки, стрельцы пограничных гарнизонов. И, как во время похода к Москве первого самозванца, к войску присоединяются беглые крестьяне и холопы, посадские люди, все недовольные Василием Шуйским. Сам Иван Болотников называет себя “воеводой царя Дмитрия” . Создается впечатление, что вожди провинциального дворянства учли опыт похода на Москву первого самозванца и постарались использовать народное недовольство для достижения своих сословных целей.

В движение против “боярского царя”  Василия Шуйского оказались вовлеченными самые разные слои населения: народные низы, дворянство, часть боярства. Именно они приняли участие в восстании  Ивана Болотникова в 1606-1607 годах.

Центром нового похода на Москву стал Путивль. Итак, целью восстания был  поход на Москву и воцарение “законного царя”. Поэтому в июле 1606 года отряды Болотникова из Путивля направились к Москве. Ряды восставших против Шуйского ширились, и восстание охватывало всё большую территорию. За один месяц восстание охватило почти все города Курско-Орловского края. Оно начинало принимать масштабы народной войны. В армии повстанцев были казаки, крестьяне и дворянские отряды.

В августе Болотников нанес, ряд  поражений царским воеводам, а  в октябре дворянские отряды Пашкова  победили их недалеко от Коломны. Вскоре под Москву подошел и сам Болотников. Его войско расположилось в селе Коломенском. Восстание охватило десятки  городов. В тот момент, поздней  осенью и зимой 1606 г., окончательно произошло  размежевание разнородных классовых  сил в стане восставших. В конце  концов, дворянские отряды перешли  на сторону царя, а войско Болотникова стало более народным. В декабре 1606 г. в решающем сражении царские войска разбили Болотникова, который укрылся в Калуге и успешно оборонял ее. Весной 1607 г. восставшим удалось снять осаду с города и уйти в Тулу, где Болотников объединился с предводителем других повстанцев Илейкой Муромцем. Летом повстанцы вновь потерпели поражение и укрылись в Туле. Четыре месяца длилась осада. Наконец перекрыл реку, и город оказался затопленным. Осажденным пообещали сохранить жизнь и свободу, после чего они сдались. Однако в отношении Болотникова слово нарушили: он был сначала ослеплен, а затем утоплен.

Движение Ивана Болотникова ослабляло Российское государство и подготавливало условия для внедрения в Россию второго самозванца, пользовавшегося прямой помощью польско-литовской шляхты.

 

 

 

 

 

4. Крестьянская война под предводительством С. Разина

 В 1667 г. После окончания  войны с Речью Посполитой на Дон хлынуло большое количество беглых. На Дону царил голод.

 Еще в марте 1667 года  Москве стало известно, что многие  жители Дона «збираютца воровать на Волгу». Во главе массы неорганизованных, но смелых решительных и вооруженных людей встал казак Степан Тимофеевич Разин. Он проявил своеволие, набрав свой отряд из казацкой голи и пришлых людей – беглых крестьян, посадских тяглецов, стрельцов, не входивших в состав войска Донского и не подчинявшейся казацкой старшине.

 Он задумал поход  для того чтобы раздать захваченную  добычу нуждающимся, накормить голодных, одеть и обуть раздетых и разутых. Разин во главе отряда казаков в 500 человек отправился не на Волгу, а вниз по Дону. Трудно сказать о его намерениях в тот момент. Думается, что этот поход преследовал цель усыпить бдительность поволжских воевод и привлечь к себе сторонников. С разных мест к Разину пребывали люди. Вели к нему свои отряды.

 В середине мая 1667 года казацкая голытьба и беглое крестьянство переправились через переволоку на Волгу. Отряд Разина вырос до 2000 человек. Сначала разинцам встретился на Волге большой торговый караван, в составе которого были суда со ссыльными. Казаки захватили товары и имущество, пополнили запасы оружия и провианта, овладели стругами. Стрелецкие военачальники и купеческие приказчики были перебиты, а ссыльные люди, большинство стрельцов и речники, работавшие на купеческих судах добровольно присоединились к разинцам.

 Начались столкновения  казаков с правительственными  войсками. По мере развития событий  Каспийского похода всё более  проявлялся бунтарский характер  движения.

 Избегая столкновения  с правительственны ми войсками, он в короткий срок и с  небольшими потерями провёл свою  флотилию в море, затем перебрался  на реку Яик и легко овладел  Яицким городком. Во всех сражениях  Разин проявлял большую храбрость.  К казакам присоединялись всё  новые люди с насадов и стругов.

 Выйдя в Каспийское  море, разинцы направились к его южным берегам. Их суда некоторое время спустя стали в районе персидского города Решта. Казаки погромили города Решт, Фарабат, Астрабад и зазимовали близ «потешного дворца шаха», устроив земляной городок в его лесном заповеднике на полуострове Миян-Кале. Выменяв пленников на русских в пропорции «один к четырем» таким образом они пополнились людьми.

 Освобождение томившихся  в Персии в неволе русских  пленников и пополнения разинского отряда персидской беднотой выходит за рамки военно-грабительских действий.

 В морском сражении  близ острова Свиного разинцы одержали полную победу над войсками персидского шаха. Однако поход на Каспийское море отмечен не только победами и удачами. Были у разинцев и тяжелые потери, и поражения. Неблагоприятно для них завершилась схватка с крупными силами персов под Рештом.

 По завершению Каспийского  похода Разин отдал воеводам  бунчук-знак своей власти, вернул  часть оружия. Затем разинцы, получив прощение Москвы, вернулись на Дон. После Каспийского похода Разин не распустил свой отряд. 17 сентября 1669 года в 20 верстах от Черного яра Разин потребовал, чтобы к нему явились стрелецкие головы, и переименовал к себе в «казаки» стрельцов и кормщиков.

 Сообщения воевод южных  городов о независимом поведении  Разина, о том что он «учинился силён» и вновь замышляет «смуту», насторожили правительство. В январе 1670 года в Черкасск был послан некий Герасим Евдокимов. Разин потребовал привести Евдокимого и учинил ему допрос, от кого тот приехал: от великого государя или бояр? Посланец подтвердил, что от царя, но Разин объявил его боярским лазутчиком. Казаки утопили царского посланника. В Паншине городке Разин собрал участников предстоящего похода на большой круг. Атаман объявил, что намерен «идти с Дону на Волгу, а с Волги идти в Русь… чтоб… из Московского государства вывесть изменником бояр и думных людей и в городах воевод и приказных людей» и дать свободу «чорным людям».

 Вскоре 7000 войско Разина  двинулось на Царицын. Захватив его разинцы еще около 2-х недель находились в городке. Бои в низовьях Волги весной-летом 1670 года показали, что Разин был талантливым полководцем. 22 июня разинцами был а захвачена Астрахань. Без единого выстрела к разинцам перешла Самара и Саратов.

 После этого разинцы начали осаду Симбирска. В конце августа 1670 года правительством была направлена армия для подавления восстания Разина. Месячное пребывание под Симбирском было тактическим просчетом Разина. Оно дало подтянуть сюда правительственные войска. В сражении под Симбирском Разин был тяжело ранен, а в последствии казнен в Москве.

 Видимо одной из  главных причин симбирского провала стало отсутствие в повстанческом войске постоянного состава. Стабильным в Разинской армии оставалось только ядро из казаков и стрельцов, многочисленные же крестьянские отряды, составлявшие основную массу восставших, то и дело приходили и уходили. Военного опыта у них не было, и за тот срок, что находились ни в рядах разинцев, накопить они его не успевали.

 

 

 

5. Движение раскольников

 Важным фактом русской  истории XVII в. был церковный раскол, явившийся результатом церковной реформы патриарха Никона.

 Наиболее существенными  из нововведений, принятыми патриархом  Никоном и церковным собором  1654 г., была замена крещения двумя  пальцами троеперстием, произнесение  славословия Богу «алилуйя» не дважды, а трижды, движение вокруг аналоя в церкви не по ходу Солнца, а против него. Все они касались чисто обрядовой стороны, а не существа православия.

 Раскол православной  церкви произошел на соборе 1666–1667 гг., и с 1667 г. раскольников предавали  суду «градских властей», которые  сжигали их за «хулу на Господа  Бога». В 1682 г. погиб на костре  главный противник патриарха  Никона протопоп Аввакум.

 Протопоп Аввакум стал  одной из наиболее ярких личностей  в русской истории. Многие считали  его святым и чудотворцем. Он  участвовал вместе с Никоном  в исправлении богослужебных  книг, но вскоре был отстранен  из-за незнания греческого языка.

6 января 1681 года царь  отправился с большим количеством  народа на водоосвящение. В  это время старообрядцы учинили  погром в Успенском и Архангельском  соборах Кремля. Они мазали дёгтем  царские ризы и гробницы, а  также ставили сальные свечи,  считавшиеся нечистыми в церковном  обиходе. В это время толпа  возвратилась, и сподвижник восставших, Герасим Шапочник, стал кидать  в толпу «воровские письма»,  на которых были изображены  карикатуры на царя и патриархов.

 В расколе соединились  самые разные социальные силы, выступавшие за сохранение в  неприкосновенности традиционности  русской культуры. Тут были князья  и бояре, такие, как боярыня  Ф.П. Морозова и княгиня Е.П.  Урусова, монахи и белое духовенство, отказывавшиеся от исполнения новых обрядов. Но особенно много было рядовых людей – горожан, стрельцов, крестьян, – видевших в сохранении старых обрядов способ борьбы за древние народные идеалы «правды» и «воли». Наиболее радикальным шагом старообрядцев было принятое в 1674 г. решение о прекращении молитв за здоровье царя. Это означало полный разрыв старообрядцев с существующим обществом, начало борьбы за сохранение идеала «правды» внутри своих общин.

 Главной идеей старообрядцев  было «отпадение» от мира зла,  нежелание жить в нем. Отсюда  предпочтение самосожжения компромиссу  с властями. Только в 1675–1695 гг. было зарегистрировано 37 «гарей»,  во время которых погибло не  менее 20 тыс. человек. Другой  формой протеста старообрядцев  было бегство из-под власти  царя, поиск находящихся под защитой  самого Бога «сокровенного града  Китежа» или же утопической  страны Беловодье.

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Народные движения в России в XVII веке. Некоторые итоги.

Первая половина 17 века это время  суровых испытаний для Российской государственности. Это время боярской смуты, ожесточенной борьбы за царский  престол, польской интервенции, мощных народных выступлений, раскола Русской  православной церкви.

Раскол в русской православной церкви начался в 17в, при Алексее  Михайловиче, вследствие церковных  реформ патриарха Никона. К 17в в  богослужебных книгах накопилось немало описок, разночтений. Поэтому в разных частях России, в разных церквях  служили по-своему. Патриарх Никон  велел исправить книги, ввести единообразие в обрядах (в частности двух-перстие было заменено трёх-перстием). Часть людей не приняла нововведений, их называли старообрядцами (раскольниками). Причины раскола объясняют по-разному. Сторонники официальной церкви считают, что причиной послужило невежество старообрядцев, слишком узкое понимание христианской жизни. Старообрядцы считают эти введения посягательством на веру отцов. Способствовали расколу и методы, которыми Никон вводил свои новшества. Он стремился ввести не только единообразие в обряды, он также хотел вознести церковь над светской властью. Это привело к конфликту между царём и патриархом, который затянулся на 8 лет. Только в 1666г состоялся церковный собор, который лишил Никона сана патриарха. Тот же собор проклял всех сторонников, после чего гонения на раскольников усилились. Раскол в русской православной церкви не удалён и по сей день.

России удалось отстоять свою независимость очень тяжелой ценой. Но страна была разорена, казна пуста, торговля и ремесла расстроились. Понадобилось несколько десятков лет, чтобы восстановить хозяйство. Потеря важных территорий предопределяла дальнейшие войны за их освобождение, что тяжелым бременем ложилось на всю страну. Смутное время еще более усилило отсталость России.

Смутное время было не столько революцией, сколько тяжелым потрясением  жизни Московского государства. Первым, непосредственным и наиболее тяжелым его следствием было страшное разорение и запустение страны; в  описях сельских местностей при царе Михаиле упоминается множество  пустых деревень, из которых крестьяне "сбежали" или "сошли безвестно  куды", или же были побиты "литовскими людьми" и "воровскими людьми". В социальном составе общества Смута произвела дальнейшее ослабление силы и влияния старого родовитого боярства, которое в бурях Смутного времени частью погибло или было разорено, а частью морально деградировало и дискредитировало себя своими интригами, "шалостью" и своим союзом с врагами государства.

Информация о работе Бунташный век