Буддизм и индуизм в Индии особенности отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 18:01, реферат

Описание работы

В настоящее время в мире все чаще уделяют внимание истории древних религий, их взаимосвязям и особенностям взаимоотношений.
Поэтому представляется, что анализ тематики буддизм и индуизм в Индии достаточно актуален и представляет научный и практический интерес.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...2
Глава1. Религия и культура в Индии……………………………………….…3
1.2. Буддизм как древнейшая мировая религия……….…………….……….4
1. 3. Индуизм как основная религия Индии…………………………...……...7
Глава 2. Буддизм и индуизм в Индии особенности отношений……………10
Заключение…………………………………………………………….……….14
Список используемых источников …………………………………………...15

Работа содержит 1 файл

буддизм и индуизм в Индии особенности отношений.doc.doc

— 77.00 Кб (Скачать)

     1. почитание ведущего бога политеистического  пантеона и сопутствующих ему  божеств.

     2. систему психических и физических  упражнений для достижения безразличия  к земной жизни.

     Большая часть индийцев исповедуют индуизм, поэтому

     индуизм часто называют национальной, а не мировой религией5. Вместе с тем, учёными ставится вопрос о признании индуизма одной из мировых религий. Хотя большинство индуистов живёт в Индии, индуистские общины разбросаны почти по всем континентам, что придаёт индуизму глобальный статус. К концу XX века индуизм перешагнул национальные границы и стал популярен в Европе, Северной и Южной Америке, Австралии и в России, претендуя на признание в качестве одной из мировых религий. В пользу признания индуизма мировой религией также свидетельствует тот факт, что по численности последователей он занимает третье место, после христианства и ислама, значительно опережая по количеству верующих буддизм — одну из религий, безоговорочно признаваемой в числе мировых.

 

     

     Глава 2. Буддизм и индуизм в Индии особенности отношений. 

     Основа  индуизма очень сходна с буддизмом. Так, основу жизни составляет цепь перевоплощений, также действует закон кармы, а цель человека — достигнуть мокши (соответствующей нирване у буддистов). Последняя цель представляет собой своеобразное пребывание в боге. Отличительную сторону индуизма составляет знаменитое учение о кастах: высшая каста — брахманы (жрецы), затем следует каста кшатриев (воинов, знати), затем — вайшьи (земледельцы и скотоводы) и, наконец, последняя каста — шудры (слуги). Человек по праву рождения принадлежал той или иной касте, и был не в состоянии в будущем изменить свой социальный статус, какими бы способностями или умом не обладал. Категорически запрещались и межкастовые браки. Большую роль в развитии индуизма играли мудрецы — это направление называется Упанишад (сидение у ног учителя). Пути достижения мокши у многочисленных направлений индуизма различны, но их общий взгляд почти не отличается от буддийского. В отличие от индуизма буддизм не признает института касты, его последователем может стать каждый, принявший его доктрину.

     Эволюция  Махаяны и сближение народной религии буддизма с индуизмом  привело к тому, что, начиная, с середины 1 тысячелетия в буддизме четко обозначилась тенденция к возрастанию значимости обрядов и церемоний. В результате наряду с Хинаяной и Махаяной возникло третье направление - Важдраяна («колесница магических заклятий», «алмазная колесница»). Оно появилось как следствие проникновения в буддизм магических приемов из индуизма и народных верований. Вместо того чтобы стремиться к спасению на пути соблюдения нравственных принципов Будды или в обращении за помощью к бодисатвам, здесь в основном занимаются магической деятельностью - совершают обряды (тантры) и произносят заклятья (мантры) с целью получения власти над богами и достижения спасения. В Важдраяне допускалось существование женских бодисатв и Будд, а также оргиастических форм культа.  Таким образом, буддийское учение значительно преобразовалось и приблизилось к индуистскому тантризму и шактизму (культу женской силы).

     Буддизм развивался в Индии в общем  контексте индийской философии  и религии, включавшей также индуизм  и джайнизм. Хотя буддизм имеет некоторые общие черты с этими религиями, тем не менее, существуют принципиальные различия.

     Прежде  всего, в буддизме в отличие от индуизма не содержится идея кастовости, но как было отмечено выше, содержится идея равенства всех людей с точки зрения обладания ими одинаковыми возможностями. Как и индуизм, буддизм говорит о карме, но сама идея кармы здесь совершенно иная. Это не идея судьбы или рока, подобно исламской идее кизмата, или божьей воли. Этого нет ни в классическом индуизме, ни в буддизме, хотя в современном популярном индуизме она иногда приобретает такое значение вследствие влияния ислама. В классическом индуизме идея кармы ближе к идее долга. Люди рождаются в различных жизненных, и социальных условиях вследствие принадлежности к разным кастам (к касте воинов, правителей, слуг) или рождаются женщинами. Их карма, или долг, - в специфических жизненных ситуациях следовать классическим образцам поведения, описанным в «Махабхарате» и «Рамаяне», великих эпических произведениях индуистской Индии. «Если кто-либо действует, например, как совершенная жена или совершенный слуга, тогда в будущих жизнях его положение, вероятно, будет лучше»6.

     Буддийская  идея кармы совершенно отлична от индуистской. В буддизме карма означает «импульсы», которые побуждают нас что-либо делать или думать. Эти импульсы возникают как результат предшествующих привычных действий или поведенческих моделей. Но поскольку нет необходимости следовать каждому импульсу, наше поведение не является строго детерминированным. Такова буддийская концепция кармы.

     И в индуизме, и в буддизме содержится идея перерождения, но понимается она  по-разному. В индуизме мы говорим  об атмане, или «я», перманентном, неизменном, отдельном от тела и ума, всегда одном и том же и переходящем из жизни в жизнь; все эти «я», или атманы, едины со вселенной, или Брахмой. Следовательно, многообразие, которое мы видим вокруг нас - иллюзия, ибо в реальности все мы едины. Буддизм трактует эту проблему иначе: не существует неизменное «я», или атман, переходящее из жизни в жизнь: «я» существует, но не как плод фантазии, не как нечто непрерывное и постоянное, переходящее из одной жизни в другую. «В буддизме «я» можно уподобить изображению на киноленте, где существует непрерывность кадров, а не непрерывность переходящих из кадра в кадр объектов»7. Здесь неприемлема аналогия «я» со статуей, перемещающейся, как на конвейере, из одной жизни в другую. Другое значительное отличие состоит в том, что в индуизме и буддизме особое значение придается разным видам деятельности, ведущим к освобождению от проблем и трудностей. В индуизме обычно подчеркиваются внешние физические аспекты и техники, например, различные асаны в хатха-йоге, в классическом индуизме - очищение путем омовения в Ганге, а также режим питания.

     В буддизме большое значение придается не внешним, а внутренним техникам, воздействующим на ум и сердце. Это видно на примере таких выражений, как «развитие доброго сердца», «развитие мудрости для видения реальности»8. Это различие проявляется также о подходе к произнесению мантр - особых санскритских слогов и фраз. В индуистском подходе акцент делается на воспроизведение звука. Со времени Вед считалось, что звук вечен и обладает своей собственной огромной силой. В противоположность этому в буддийском подходе к медитации, включающей мантры, особое внимание уделяется развитию способности к концентрации с помощью мантр, а не звуку как таковому.

     Рассмотрев  особенности отношений буддизма и индуизма, можно сделать вывод, что эти религии не просто сосуществовали вместе, они перенимали особенности друг друга, в чем обусловлена их схожесть на данный момент. Но, несмотря на то, что у них есть ряд общих черт, буддизм как основная религия в Индии уступил место индуизму. Это определено культурными различиями, которые влияют на политическую и социальную жизнь страны, и необходимы на данном историческом этапе развития.

 

      Заключение. 

     Древнеиндийская культура оказала большое воздействие  на культуру других стран. Так, например, буддизм, уступивший место индуизму по численности верующих в Индии, приобрел популярность в других странах. Мы проанализировали характеристики и особенности присущие как буддизму, так и индуизму. Из вышеописанного следует вывод, что упадок буддизма, обусловлен упадком рабовладельческого строя и ростом феодальной раздробленности, так к XII-XIII вв. он теряет свои прежние позиции в стране своего возникновения. Индуизм в свою очередь, удовлетворяет социально-политическую структуру Индии, со временем он видоизменялся, впитывая в себя как черты буддизма, так и других религий. В современной Индии, с почтением относятся к культурному наследию, об  этом говорят сохранившиеся до наших дней культурно-религиозные памятники. Для этой страны характерна живучесть древних традиций и не удивительно, что многие достижения древнеиндийской цивилизации вошли в общекультурный фонд индийцев. Буддизм и индуизм стали неотъемлемым компонентом и мировой цивилизации, а сама Индия остается одной из самых интересных с точки зрения культуры, стран в мире.  

     Список использованных источников 

1.Андреев Д.Л. Роза мира. — М., 1993. 452 с.

2. Антонова К.А., Бонгард-Левин Г.М., Котовский Г.Г. История Индии. — М., 1979. 343с.

3. Артхашастра / Пер. А.И. Вострикова и др., М.-Л., 1959. 543с.

4. Атхарваведа. Избранное / Пер. Т.Я. Елизаренковой. — М., 1996. 345с.

5. Ботард-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация. Философия, наука, религия. М„ 1980. 233с.

6. Васильев Л.С. История религий Востока. М., 1988. 295с.

7. Токарев С.А. Ранние формы религии. — М., 1971. 354с.

8. Токарев С.А. Религии в истории народов. — М., 1986. 239с.

Информация о работе Буддизм и индуизм в Индии особенности отношений