Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 18:01, реферат
В настоящее время в мире все чаще уделяют внимание истории древних религий, их взаимосвязям и особенностям взаимоотношений.
Поэтому представляется, что анализ тематики буддизм и индуизм в Индии достаточно актуален и представляет научный и практический интерес.
Введение………………………………………………………………………...2
Глава1. Религия и культура в Индии……………………………………….…3
1.2. Буддизм как древнейшая мировая религия……….…………….……….4
1. 3. Индуизм как основная религия Индии…………………………...……...7
Глава 2. Буддизм и индуизм в Индии особенности отношений……………10
Заключение…………………………………………………………….……….14
Список используемых источников …………………………………………...15
Оглавление
Введение……………………………………………
Глава1. Религия и культура в Индии……………………………………….…3
1.2. Буддизм как древнейшая мировая религия……….…………….……….4
1. 3. Индуизм как основная религия Индии…………………………...……...7
Глава 2. Буддизм и индуизм в Индии особенности отношений……………10
Заключение……………………………………………………
Список
используемых источников …………………………………………...15
Введение
В настоящее время в мире все чаще уделяют внимание истории древних религий, их взаимосвязям и особенностям взаимоотношений.
Поэтому представляется, что анализ тематики буддизм и индуизм в Индии достаточно актуален и представляет научный и практический интерес.
Характеризуя
степень научной
В данной
контрольной работе мы рассмотрим религиозные
представлений народа индии, а именно
особенности отношений индуизма и буддизма.
Глава 1. Религия и
культура в Индии.
Индийская культура занимает одно из почетных мест в истории мировой культуры. Она отмечена грандиозными достижениями на протяжении более чем трехтысячелетнего развития. Наряду с долговечностью, ей присуще творческое восприятие достоинств иноземных культур, не в ущерб своим собственным фундаментальным ценностям. Преемственность индийской культуры в значительной степени основывается на социальных институтах и на широком распространении общепринятого свода религиозных ценностей среди различных классов и общин южно-азиатского субконтинента. Кроме того, индийская культура складывалась на основе аграрной структуры общества, что и определило ее долговечность.
Религиозные системы Индии представляются глубокими и философски насыщенными. «В них разум (пусть слитый с интуицией и эмоциями) явно господствовал над свойственной монотеизму слепой верой во всемогущество великого Бога».1
В современной Индии существует культурное и религиозное многообразие. Многое зависит от района Индии. Южная, Северная и Северо-Восточная части имеют свои отличительные особенности, а практически все штаты выбрали свою собственную культурную нишу. По данным переписи населения 2001 года2 более 900 млн. индийцев (80,5 % населения) исповедуют индуизм. Другие религии, имеющие значительное количество последователей, это ислам (13,4 %), христианство (2,3 %), сикхизм (1,9 %), буддизм (0,8 %) и джайнизм (0,4 %). В Индии также представлены такие религии как иудаизм, зороастризм, бахаи и другие. Среди аборигенного населения, которое составляет 8,1 %, распространён анимизм. Несмотря, на это уникальное культурное разнообразие, вся страна едина как цивилизация из-за своей общей истории, тем самым, сохраняя национальную самобытность.
1.
2. Буддизм как древнейшая
мировая религия.
Буддизм - самая древняя из трех мировых религий. Христианство моложе его на пять, а ислам - на целых двенадцать столетий. Число последователей буддизма в Индии не превышает 5млн. человек, хотя Индия место зарождения этой религии. Буддизм был основан в северной Индии примерно в 500 г. до н.э., когда принц Гуатама достигший просветления - Стал Буддой. Он также и не является и последним в ряду просветленных. Буддисты верят, что возможность достичь просветления есть у каждого человека. В отличие от индуизма буддизм не признает института касты, его последователем может стать каждый, принявший его доктрину. В середине 50-х годов буддизм приняли почти 0,5 млн. хариджанов - махаров Махараштры. Особое значение в махаяне имеет культ бодхисатв - существ, обладающих способностью стать Буддой. Согласно махаяне, бодхисатвы - небожители, но постоянно занимаются земными делами, добровольно отказываясь от погружения в нирвану из сострадания к людям. В махояме Будды и бодхисатвы становятся объектом почитания. Особое значение приобретают ритуал и обрядность. В буддийском искусстве появляется изображение Будды в облике высшего существа. Буддизм в Индии получил быстрое и широкое распространение после того, как его последователем стал император Ашока. По мере расширения империи Ашоки распространилось и влияние буддизма. Для индусов Будда - одно из воплощений бога Вишну.
Возникнув
более двух с половиной тысяч
лет назад в Индии как
В зависимости от угла зрения буддизм можно рассматривать и как религию, и как философию, и как идеологию, и как культурный комплекс, и как образ жизни.
Философия буддизма глубока и оригинальна, причем интеллектуальный потенциал философии высок даже на фоне поисков мыслителей Упанишад. Не случайно выдающийся русский востоковед О.О. Розенберг говорил, что буддизм - «ключ к восточной душе»3, подчеркивая тем самым, что без него невозможно понять особенности культур и мышления многих восточных народов.
Махаяна и Хинаяна — основные ветви Буддизма.
В I в. н.э. в Буддизме образовалось две основные ветви: Хинаяна — «малая колесница» (или тхеравада — «истинное учение») и Махаяна — «большая колесница», также существует третья ветвь — варджаяна — «алмазная колесница»4. Это разделение было вызвано, прежде всего, различиями в социально-политических условиях жизни в отдельных частях Индии. Хинаяна, теснее связанная с ранним Буддизмом, признает Будду человеком, нашедшим путь к спасению, которое считается достижимым только через уход от мира — монашество. Махаяна исходит из возможности спасения не только для отшельников-монахов, но и для мирян, причем упор сделан на активную проповедническую деятельность, на вмешательство в общественную и государственную жизнь. Махаяна, в отличие от Хинаяны, легче приспосабливалась к распространению за пределы Индии, породив множество толков и течений, Будда постепенно становится высшим божеством, в честь него сооружаются храмы, совершаются культовые действия.
Важное различие между Хинаяной и Махаяной заключается в том, что Хинаяна полностью отвергает путь к спасению для не монахов, которые добровольно отвергли мирскую жизнь. В Махаяне, важную роль играет культ бодистав-индивидов, уже способных войти в нирвану, но откладывающих достижение конечной цели из-за того, чтобы помочь в её достижении и другим, необязательно монахам, заменив тем самым требование ухода от мира призывом к воздействию на него.
Ранний Буддизм отличается простотой обрядности. Её главным элементом является: культ Будды, проповедь, почитание святых мест, связанных с рождением, просветлением и смертью Гаутамы, поклонение ступам — культовым сооружениям, где хранятся реликвии Буддизма. Махаяна к культу Будды добавила почитание бодистав, тем самым усложнилась обрядность: были введены молитвы и разного рода заклинания, стали практиковаться жертвоприношения, возник пышный ритуал.
В VI-VII вв. н. э. начался упадок Буддизма в Индии, обусловленный упадком рабовладельческого строя и ростом феодальной раздробленности, к XII-XIII вв. он теряет свои прежние позиции в стране своего возникновения, переместившись в другие районы Азии, где трансформировался с учетом местных условий.
Итак,
в соответствии с философией буддизма
в мире нет ничего, кроме волнующихся
дхарм, что делает все сущее нереальным,
иллюзорным, пребывающим в вечном
непостоянстве, однако истинно сущее,
абсолютное существует в самом эмпирическом
бытии, проявляется в своих носителях
- дхармах. Такое миропонимание объединяет
буддизм всех направлений, как бы они не
различались между собой.
1.3. Индуизм как основная
религия Индии.
Ареал
возникновения и
Для индуизма характерно представление об универсальности и всеобщности верховного божества. Основа индуизма - учение о перевоплощении душ (сансара), происходящем в соответствии с законом воздаяния (карма) за добродетельное или дурное поведение, определяемое почитанием индуистских божеств. Индуизм так же проповедует бессмертие человеческой души и три основных постулата, следуя которым можно добиться полного слияния с повсюду существующим «святым духом»,- мудрость, вера и действие.
Основные концепции индуизма сформировались в 1-ом тысячелетии до нашей эры на основе своеобразного сплава ведизма и древних культов доарийских народов Индии. Некоторые ведийские боги имели много общего с «чужими», в частности с греческими, богами. В индуизме сохранилось много элементов первобытных верований (поклонение «священным» животным, явлениям природы, культ предков и т.д.). Индуизм строго регламентирует все права и обязанности человека от рождения до смерти. Важно подчеркнуть, что сам по себе индуизм не имеет одного основателя, не представляет собой единой религии со стройным вероучением, а включает множество религиозных путей, имеющих одни ведические корни, но подчас противоречащих друг другу. Индуизм внутренне неоднороден и представляет несколько течений: вишнуизма - верховное божество Вишну и шиваизма - верховное божество Шива. Оба направления являются, по сути политеистическими культами, поскольку Шива и Вишну имеют богов-детей, богинь-супруг, почитание которых также является обязательным в контексте религиозной практики обоих направлений. В каждом направлении Шива и Вишну претендует на роль главы политеистических пантеонов Индии. В свою очередь, шиваизм и вишнуизм также распадаются на несколько направлений. Параллельно с шиваизмом и вишнуизм процветает народный индуизм, выражающийся в поклонении сотням местных божеств, которые, в большинстве случаев, находятся между собой в супружеских или родственных связях. В то же время, с народным индуизмом в Индии существует мощная организация жреческого сословия брахманов, которые хранят основные тексты религии и занимаются обрядовой практикой.
Все направления индуизма объединяет несколько положений:
1. вера в богов и их почитание в виде идолов (мурти), то есть статуй и скульптурных изображений.
2.
вера в переселение душ, то
есть возможность души
3.
вера то, что порядок перерождений
определяется совершёнными при
жизни поступками и их
Шиваизм и вишнуизм настаивают на возможности освобождения (мокша) от закона перевоплощения через почитание божеств. Для этого сторонники этих направлений разрабатывают различные методы освобождения (йога). Предлагаемые шиваизмом и вишнуизмом методы освобождения от сансары многоварианты. Однако, все они так или иначе включают два момента:
Информация о работе Буддизм и индуизм в Индии особенности отношений