Буддизм и индуизм в Индии особенности отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 18:01, реферат

Описание работы

В настоящее время в мире все чаще уделяют внимание истории древних религий, их взаимосвязям и особенностям взаимоотношений.
Поэтому представляется, что анализ тематики буддизм и индуизм в Индии достаточно актуален и представляет научный и практический интерес.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...2
Глава1. Религия и культура в Индии……………………………………….…3
1.2. Буддизм как древнейшая мировая религия……….…………….……….4
1. 3. Индуизм как основная религия Индии…………………………...……...7
Глава 2. Буддизм и индуизм в Индии особенности отношений……………10
Заключение…………………………………………………………….……….14
Список используемых источников …………………………………………...15

Работа содержит 1 файл

буддизм и индуизм в Индии особенности отношений.doc.doc

— 77.00 Кб (Скачать)

     Оглавление 

     Введение………………………………………………………………………...2

     Глава1. Религия и культура в Индии……………………………………….…3

     1.2. Буддизм как древнейшая мировая религия……….…………….……….4

     1. 3. Индуизм как основная религия  Индии…………………………...……...7

Глава 2. Буддизм и индуизм в Индии особенности отношений……………10

Заключение…………………………………………………………….……….14

Список  используемых источников …………………………………………...15 

 

      Введение

     В настоящее время в мире все чаще уделяют внимание истории древних религий, их взаимосвязям и особенностям взаимоотношений.

     Поэтому представляется, что анализ тематики буддизм и индуизм в Индии достаточно актуален и представляет научный и практический интерес.

     Характеризуя  степень научной разработанности, следует учесть, что данная тема уже анализировалась у различных  авторов в различных изданиях: учебниках, монографиях, периодических изданиях и в интернете. Тем не менее, при изучении литературы и источников отмечается недостаточное количество полных и явных исследований посвященных тематики «особенности отношения буддизма и индуизма в Индии». Одна из центральных проблем понимания древнего мира — осмысление многообразия и уникальности древних культур, отдаленных от современности временем и пространством. Религии со своим многообразием и уникальностью в значительной степени повлияли на формирование характер современной цивилизации. Именно в этой роли, своими достижениями, базой для создания нынешнего научно- технического мира, их культурное единство и обретает значимость. Одной из самых величественных и оригинальных культур, существовавших на нашей планете, является индо-буддийская философия, сформировавшаяся главным образом на территории Индии. Достижениями древних индийцев в самых различных областях — литературе, искусстве, науки, философии вошли в золотой фонд мировой цивилизации, оказали немалое воздействие на дальнейшее развитие культуры не только в самой Индии, но и ряда других стран.

В данной контрольной работе мы рассмотрим религиозные представлений народа индии, а именно особенности отношений индуизма и буддизма. 
Глава 1. Религия и культура в Индии.
 

     Индийская культура занимает одно из почетных мест в истории мировой культуры. Она  отмечена грандиозными достижениями на протяжении более чем трехтысячелетнего  развития. Наряду с долговечностью, ей присуще творческое восприятие достоинств иноземных культур, не в ущерб своим собственным фундаментальным ценностям. Преемственность индийской культуры в значительной степени основывается на социальных институтах и на широком распространении общепринятого свода религиозных ценностей среди различных классов и общин южно-азиатского субконтинента. Кроме того, индийская культура складывалась на основе аграрной структуры общества, что и определило ее долговечность.

     Религиозные системы Индии  представляются глубокими и философски насыщенными. «В них разум (пусть слитый с интуицией и эмоциями) явно господствовал над свойственной монотеизму слепой верой во всемогущество великого Бога».1

     В современной Индии существует культурное и религиозное многообразие. Многое зависит от района Индии. Южная, Северная и Северо-Восточная части имеют свои отличительные особенности, а практически все штаты выбрали свою собственную культурную нишу. По данным переписи населения 2001 года2 более 900 млн. индийцев (80,5 % населения) исповедуют индуизм. Другие религии, имеющие значительное количество последователей, это ислам (13,4 %), христианство (2,3 %), сикхизм (1,9 %), буддизм (0,8 %) и джайнизм (0,4 %). В Индии также представлены такие религии как иудаизм, зороастризм, бахаи и другие. Среди аборигенного населения, которое составляет 8,1 %, распространён анимизм. Несмотря, на это уникальное культурное разнообразие, вся страна едина как цивилизация из-за своей общей истории, тем самым, сохраняя национальную самобытность.

     1. 2. Буддизм как древнейшая мировая религия. 

     Буддизм - самая древняя из трех мировых  религий. Христианство моложе его на пять, а ислам - на целых двенадцать столетий. Число последователей буддизма в Индии не превышает 5млн. человек, хотя Индия место зарождения этой религии. Буддизм был основан в северной Индии примерно в 500 г. до н.э., когда принц Гуатама достигший просветления - Стал Буддой. Он также и не является и последним в ряду просветленных. Буддисты верят, что возможность достичь просветления есть у каждого человека. В отличие от индуизма буддизм не признает института касты, его последователем может стать каждый, принявший его доктрину. В середине 50-х годов буддизм приняли почти 0,5 млн. хариджанов - махаров Махараштры. Особое значение в махаяне имеет культ бодхисатв - существ, обладающих способностью стать Буддой. Согласно махаяне, бодхисатвы - небожители, но постоянно занимаются земными делами, добровольно отказываясь от погружения в нирвану из сострадания к людям. В махояме Будды и бодхисатвы становятся объектом почитания. Особое значение приобретают ритуал и обрядность. В буддийском искусстве появляется изображение Будды в облике высшего существа. Буддизм в Индии получил быстрое и широкое распространение после того, как его последователем стал император Ашока. По мере расширения империи Ашоки распространилось и влияние буддизма. Для индусов Будда - одно из воплощений бога Вишну.

     Возникнув более двух с половиной тысяч  лет назад в Индии как религиозно-философское  учение, буддизм создал уникальную по масштабности и разнообразную  каноническую литературу, и многочисленные религиозные институты. Широкая интерпретация философских положений буддизма содействовала его симбиозу, ассимиляции и компромиссу с различными местными  культурами, религиями, идеологиями, что позволило ему проникнуть во все сферы общественной жизни, начиная от религиозной практики и искусства, и заканчивая политическими и экономическими теориями. 

     В зависимости от угла зрения буддизм  можно рассматривать и как  религию, и как философию, и как  идеологию, и как культурный комплекс, и как образ жизни.

     Философия буддизма глубока и оригинальна, причем интеллектуальный потенциал  философии высок даже на фоне поисков  мыслителей Упанишад. Не случайно выдающийся русский востоковед О.О. Розенберг  говорил, что буддизм - «ключ к восточной душе»3, подчеркивая тем самым, что без него невозможно понять особенности культур и мышления многих восточных народов.

 Махаяна и Хинаяна — основные ветви Буддизма.

В I в. н.э. в Буддизме образовалось две основные ветви: Хинаяна — «малая колесница» (или тхеравада — «истинное учение») и Махаяна — «большая колесница», также существует третья ветвь — варджаяна — «алмазная колесница»4. Это разделение было вызвано, прежде всего, различиями в социально-политических условиях жизни в отдельных частях Индии. Хинаяна, теснее связанная с ранним Буддизмом, признает Будду человеком, нашедшим путь к спасению, которое считается достижимым только через уход от мира — монашество. Махаяна исходит из возможности спасения не только для отшельников-монахов, но и для мирян, причем упор сделан на активную проповедническую деятельность, на вмешательство в общественную и государственную жизнь. Махаяна, в отличие от Хинаяны, легче приспосабливалась к распространению за пределы Индии, породив множество толков и течений, Будда постепенно становится высшим божеством, в честь него сооружаются храмы, совершаются культовые действия.

     Важное  различие между Хинаяной и Махаяной заключается в том, что Хинаяна  полностью отвергает путь к спасению для не монахов, которые добровольно  отвергли мирскую жизнь. В Махаяне, важную роль играет культ бодистав-индивидов,  уже способных войти в нирвану, но откладывающих достижение конечной цели из-за того, чтобы помочь в её достижении и другим, необязательно монахам, заменив тем самым требование ухода от мира призывом к воздействию на него.

     Ранний  Буддизм отличается простотой обрядности. Её главным элементом является: культ  Будды, проповедь, почитание святых мест, связанных с рождением, просветлением  и смертью Гаутамы, поклонение ступам — культовым сооружениям, где хранятся реликвии Буддизма. Махаяна к культу Будды добавила почитание бодистав, тем самым усложнилась обрядность: были введены молитвы и разного рода заклинания, стали практиковаться жертвоприношения, возник пышный ритуал.

     В VI-VII вв. н. э. начался упадок Буддизма в Индии, обусловленный упадком рабовладельческого строя и ростом феодальной раздробленности, к XII-XIII вв. он теряет свои прежние позиции в стране своего возникновения, переместившись в другие районы Азии, где трансформировался с учетом местных условий.

     Итак, в соответствии с философией буддизма в мире нет ничего, кроме волнующихся  дхарм, что делает все сущее нереальным, иллюзорным, пребывающим в вечном непостоянстве, однако истинно сущее, абсолютное существует в самом эмпирическом бытии, проявляется в своих носителях - дхармах. Такое миропонимание объединяет буддизм всех направлений, как бы они не различались между собой. 

 

      1.3. Индуизм как основная религия Индии. 

     Ареал возникновения и распространения  индуизма - Индийский субконтинент, большинство исповедующих эту религию живут в Республике Индия. Историческое название индуизма «санатана-дхарма», что в переводе с санскрита означает «вечный путь» или «вечный закон». Современный термин «индуизм» возник на основе слова «хинду», представляющего собой персидский вариант санскритского имени реки Синдху (Инда). Индуизм по числу последователей занимает первое место в Азии. Не смотря на то, что эта религия зародилась в Индии, но Индией же по сути дела ограничивается и сфера ее распространения. За пределами Индии последователи индуизма составляют большинство в Непале и на индонезийском острове Бали.

     Для индуизма характерно представление  об универсальности и всеобщности  верховного божества. Основа индуизма - учение о перевоплощении душ (сансара), происходящем в соответствии с законом воздаяния (карма) за добродетельное или дурное поведение, определяемое почитанием индуистских божеств. Индуизм так же проповедует бессмертие человеческой души и три основных постулата, следуя которым можно добиться полного слияния с повсюду существующим «святым духом»,- мудрость, вера и действие.

     Основные  концепции индуизма сформировались в 1-ом тысячелетии до нашей эры  на основе своеобразного сплава ведизма  и древних культов доарийских народов Индии. Некоторые ведийские  боги имели много общего с «чужими», в частности с греческими, богами. В индуизме сохранилось много элементов первобытных верований (поклонение «священным» животным, явлениям природы, культ предков и т.д.). Индуизм строго регламентирует все права и обязанности человека от рождения до смерти. Важно подчеркнуть, что сам по себе индуизм не имеет одного основателя, не представляет собой единой религии со стройным вероучением, а включает множество религиозных путей, имеющих одни ведические корни, но подчас противоречащих друг другу. Индуизм внутренне неоднороден и представляет несколько течений: вишнуизма - верховное божество Вишну и шиваизма - верховное божество Шива. Оба направления являются, по сути политеистическими культами, поскольку Шива и Вишну имеют богов-детей, богинь-супруг, почитание которых также является обязательным в контексте религиозной практики обоих направлений. В каждом направлении Шива и Вишну претендует на роль главы политеистических пантеонов Индии. В свою очередь, шиваизм и вишнуизм также распадаются на несколько направлений. Параллельно с шиваизмом и вишнуизм процветает народный индуизм, выражающийся в поклонении сотням местных божеств, которые, в большинстве случаев, находятся между собой в супружеских или родственных связях. В то же время, с народным индуизмом в Индии существует мощная организация жреческого сословия брахманов, которые хранят основные тексты религии и занимаются обрядовой практикой.

     Все направления индуизма объединяет несколько  положений:

     1. вера в богов и их почитание  в виде идолов (мурти), то есть  статуй и скульптурных изображений.

     2. вера в переселение душ, то  есть возможность души вселяться  в тела всех видов живых  существ - от насекомых до человека (сансара).

     3. вера то, что порядок перерождений  определяется совершёнными при  жизни поступками и их последствиями (карма).

     Шиваизм и вишнуизм настаивают на возможности  освобождения (мокша) от закона перевоплощения через почитание божеств. Для  этого сторонники этих направлений  разрабатывают различные методы освобождения (йога). Предлагаемые шиваизмом  и вишнуизмом методы освобождения от сансары многоварианты. Однако, все они так или иначе включают два момента:

Информация о работе Буддизм и индуизм в Индии особенности отношений