БССР в середине 50-х 80-х гг

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 11:51, реферат

Описание работы

Рассмотрение того, в каком положении находилась БССР в середине 50-х - 80-х гг., является целью данной работы.
Для достижения поставленной цели необходимо обеспечить решение следующих задач:
показать, в каких направлениях развивалась общественно-политическая жизнь;
выявить основные тенденции развития экономики;
продемонститровать, как развивалась промышленность БССР в условиях новой хозяйственной политики.
показать, в каком состоянии находилось в эти годы сельское хозяйств;

Содержание

Введение
Общественно-политическая жизнь
Развитие экономики. Промышленность БССР в условиях новой хозяйственной политики
Состояние сельского хозяйства
Материальное положение населения
Заключение
Информационные источники

Работа содержит 1 файл

БССР в середине 50 х 80 х гг реферат.doc

— 102.50 Кб (Скачать)


УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ ФРУНЗЕНСКОГО РАЙОНА Г.МИНСКА

ГУО “Гимназия №20 г. Минска”

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат ученицы 10 “А”  класса

Кокареко Полины Игоревны

БССР в середине 50 х  80 х гг 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Преподаватель: Ракович  А. С.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Минск,2012

Содержание

 

  1.   Введение 
  2. Общественно-политическая жизнь
  3.   Развитие экономики. Промышленность БССР в условиях новой хозяйственной политики
  4. Состояние сельского хозяйства
  5. Материальное положение населения
  6. Заключение
  7. Информационные источники

 

ВВЕДЕНИЕ

 

После обновления народного хозяйства в первые послевоенных годы перед экономикой СССР, в том числе и нашей республикой, стали новые задачи, основными среди которых были: повышение материального и культурного уровня жизни советского народа; активное включение в НТР, которая уже осуществлялась в Западной Европе.

Однако достаточных финансовых и материальных ресурсов в стране не было. Поэтому, как и в предыдущие годы, в это время приоритет  отдавался производству средств  производства и военно-промышленному  комплекса.

В отношении же производства товаров народного потребления  и повышения материального и  культурного уровня жизни народа как и раньше действовал остаточный принцип распределения средств и ресурсов.

Рассмотрение того, в  каком положении находилась БССР в середине  50-х - 80-х гг., является целью данной работы.

Для достижения поставленной цели необходимо обеспечить решение  следующих задач:

  • показать, в каких направлениях развивалась общественно-политическая жизнь;
  • выявить основные тенденции развития экономики;
  • продемонститровать, как развивалась промышленность БССР в условиях новой хозяйственной политики.
  • показать, в каком состоянии находилось в эти годы сельское хозяйств;
  • выявить в каком материальном положении находилось населения, какие принимались меры по улучшению материального благосостояния народа.

Для достижения поставленных цели и задач будет проанализирован  материал литературных источников по данной теме, среди которых следует  отметить следующие.

Во-первых, учебное пособие  «Эканамiчная гiсторыя Беларусi» под редакцией В.И. Голубовича, где приведены важнейшие экономические показатели работы экономики БССР в годы войны. Во-вторых,  учебное пособие П.Г. Чигринова «История Беларуси». В-третьих, будет использовано учебное пособие «История Беларуси» под редакцией А.Г. Кохановского.

В заключение будут сделаны  выводы по теме. 

 

Общественно-политическая жизнь

 

Окончание войны возродило большие  надежды в обществе. У людей  возникли ожидания на изменения в  политической жизни, так как многие уже начали задумываться над дальнейшей судьбой социализма. Основу “критической массы” составляли бывшие участники войны, интеллигенция, молодежь, говорившие о необходимости реформирования политической системы и структуры власти в стране. Высказывались мысли об ограничении сроков нахождения на выборных должностях, введении соревнования кандидатов при выборах в Советы, недопустимости подмены политического руководства административным. Но стихийный протест против господствовавшей системы, шедший снизу, начал быстро угасать, так как победила жесткая линия, направленная на усиление тоталитаризма.

В Беларуси, как и во всей стране, полностью сохранилась  старая политическая система, в которой  административные функции осуществляла коммунистическая партия. Несмотря на то, что сразу после войны прошла отчетно-выборная кампания и сменилось партийное руководство, методы ее работы остались неизменными. На руководящие посты назначались лица, к Беларуси никакого отношения не имевшие. В 1953 г. Только 6,2% руководителей республиканской партийной организации составляли представители коренной национальности. Первыми секретарями ЦК компартии Беларуси в 1945-1956 гг. были П. Пономаренко, Н. Гусаров, Н. Патоличев, котрых направили из Москвы. В таких условиях усилилась жесткая партийная централизация, что влияло на общественно-политическую жизнь.

Советы как органы государственной власти должны были заниматься восстановлением народного  хозяйства и улучшением условий  жизни. Однако они полностью находились под контролем партийного аппарата и реальной властью не обладали. Верховный Совет БССР действовал номинально. Все законодательные акты и указы перед принятием проходили экспертизу в ЦК КП(б)Б. Порядок работы сессий, вопросы, выносимые на обсуждение, процедура и ход выборов, кандидатуры кандидатов также согласовывались.

Специфической оставалась роль профсоюзов, комсомола и других общественных организаций, входивших  в политическую систему. Часто они  занимались несвойственными им функциями, выполняли волю власти и направляли усилия трудящихся на выполнение очередных задач.

Тенденция массовых репрессий  имела тенденцию к расширению. Репрессивный аппарат НКВД считал, что все, кто находился во время  войны на оккупированной территории и не принимал участия в партизанской борьбе, являются предателями. Поэтому  в тюрьмах без всяких на то оснований оказались многие партизанские связные, подпольщики и военнопленные. Произошли повторные аресты лиц, осужденных ранее и уже понесших наказание. Особенно напряженное положение сложилось в Западной Беларуси, где после войны действовали отряды Армии Крайовой и проходила коллективизация. Маховик репрессий был остановлен только после смерти И. Сталина в 1953 году.

Начавшаяся либерализация, а также взятый курс на проведение политики реформ и оздоровление морально-политического  климата в стране вызвали большие надежды на скорые перемены в обществе. В республике восстанавливалась социалистическая законность, началась реабилитация жертв культа личности Сталина. Одновременно осуществлялись реформы, направленные на усовершенствование политической системы и демократиазацию.

В деятельности Компартии  Беларуси, профсоюзов, комсомола углублялась  коллегиальность и предпринимались  шаги к привлечению трудящихся к  их работе. В 1962 году произошла перестройка  общественных и государственных  организаций Беларуси по производственному принципу. Но когда выяснилось, что эта реорганизация не принесла положительных результатов, в 1964 г. был восстановлен территориально-производственный принцип их построения. Изменения затронули и органы государственной власти. В 1957 году было принято постановление, направленное на улучшение деятельности Советов в экономике и общественно-политической жизни. В результате Советы получили более широкие права. В практике их работы, особенно после 1961 г., большое значение приобрели многочисленные комиссии, к участию в которых на общественных началах привлекались представители рабочих, крестьянства и интеллигенции.

Большую роль в решении  социально-экономических задач и  в общественно-политической жизни  играло социалистическое соревнование. Провозглашенный переход к строительству коммунизма вызвал подъем творческой активности масс и появление движения за коммунистическое отношение к труду. В 1962 году в нем участвовало 395,5 тыс. человек. Но в соревновании проявились и негативные моменты, особенно когда оно начало выходить за рамки производства и материального интереса. Довольно быстро власти превратили его в решающий фактор общественной жизни и формирования нового человека. Это сдерживало активность людей и порождало настроение безразличия.

Прогрессивные явления  в общественно-политической жизни  не были продолжительными и закончились  тем, что во второй половине 60-х годов  усилились консервативные тенденции  и на смену “оттепели” пришла эпоха  “застоя”. Это стало возможным  не столько потому, что произошли изменения в руководстве государством, сколько в результате противоречия между демократизацией и сохранившейся политической системой. Поворот в общественной жизни проявился прежде всего в том что произошла консервация сформированных за десятилетия форм экономической, государственной и общественно-политической деятельности.  Увидев безрезультатность быстрого “скачка в коммунизм”, руководство государства выдвинуло концепцию развитого социализма. Появилось новое положение о том, что начался интенсивный процес интеграции наций в новую историческую общность – советсткий народ. Величественный размах приобрели многчисленные идеологические кампании. Но при отсутствии демократических свобод и усилении партийного бюрократизма все это вызывало у народа апатию и пессимизм.

Значительную роль в  этом процессе сыграла гласность  – в СМИ развернулась небывалая  по масштабам полемика об условиях общественной жизни, путях обновления социализма, ускорения экономических  реформ. СМИ подготавливали общество к мысли, что судьба и углубление перестройки будут невозможны без реформы политической системы, начавшейся в 1988 году.

Итак, общественно-политическая жизнь  в 50-80-х годах определялась всеобщей регламентацией и тотальным контролем, была жестко связана с системой и подчинялась ей. Как только возникала опасность, система включала “защитные механизмы” – начинались массовые репрессии. И только во времена перестройки в республике начали делаться определенные шаги к демократизации общественно-политической жизни.

 

 Развитие экономики. Промышленность БССР в условиях новой хозяйственной политики

 

После обновления народного хозяйства  в первые послевоенных годы перед  экономикой СССР, в том числе и  нашей республикой, стали новые  задачи, основными среди которых  были: повышение материального и культурного уровня жизни советского народа и активное включение в НТР, которая уже осуществлялась в Западной Европе.

Директивами пятилетки предусматривался рост валовой продукции промышленности Беларуси на 75-80%. Опережающими темпами планировалось развивать в республике тяжелую промышленностью и производство средств производства.

Курс на ликвидацию авторитарного  режима культа личности Сталина, на демократизацию общества, который начал проводиться  после смерти Сталина, потребовал в  свою очередь пересмотра экономической политики, ее гуманизацию, ориентацию на улучшение условий жизни людей. На августовской (1953 г.) сессии прозвучало обоснование экономической политики нового политического руководства страны по социальной переориентации народного хозяйства.

В промышленности Беларуси в 1951-1955 гг. развернулось большое капитальное  строительство. В это время в  Беларуси вошло в строй 1010 новых  промышленных предприятий. Продолжала возрастать значимость ведущих отраслей промышленности – энергетики, топливной, машиностроения и металообработки.

В целом, объем промышленности за 1951-1955 гг. увеличился в Беларуси больше чем  в 2 раза при плане 75-80%. Большим ста  ассортимент промышленных товаров, налажен серийный выпуск тракторов, грузовых автомобилей, электродвигателей, металорежущих станков. Было преодолено отставание легкой и пищевой промышленности.

Значительное внимание в годы 6-ой пятилетки уделялось научно-техническому прогрессу. В конце 50-х годов советская  наука получила важные итоги в  ряде прикладных наук, в т.ч. полупроводников, ЭВМ. Свидетелями достаточного научного и технического уровня стали запуски первых спутников Земли, строительство первых в мире АЭС, атомного ледокола и т.д. Вместе с тем, развитие научно-технического прогресса блокировалось существующей системой управления.

Была сделана попытка создать  другую систему управления народным хозяйством и перейти от отраслевого (через министерства) до территориального (через совнархозы) руководства. Верховный  Совет СССР принял Закон о ликвидации всех общесоюзных промышленных министерств, за исключением министерств электростанций, оборонной, авиационной, судостроительной, радиотехнической, химической и создании вместо них в рамках крупных административных районов советов народного хозяйства. Они создавались для укрепления горизонтальных связей и переноса центра тяжести оперативного управления промышленностью и строительством на месте. Предполагалось, что ускорится укоренение достижений научно-технического прогресса, исчезнут ведомственные барьеры, излишняя централизованность и т.д. В нашей республике был создан Совет народного хозяйства БССР[1].

Однако реформа принесла мало положительного, усложнив развитие тяжелой промышленности.

В начале и первой половине 60-х годов  экономическая ситуация ухудшилась. Постепенно снижались темпы фондо- и капиталоотдачи, рентабельности предприятий. Темпы стали минимальными – 4,5%, резко снизилась рентабельность предприятий. Основными причинами таких цикличных перемен стали: невозможность оптимально и эффективно из единого центра руководить такой большой страной как СССР; неполнота знания и использования экономических законов; изменения мировых цен на сырье, топливно-энергетические ресурсы, промышленные товары, а также неурожаи, засухи.

Однако, несмотря на ухудшение, а затем и обострение экономической ситуации в начале и середине 60-х годов, народ работал над выполнением на этот раз 7-летнего плана (1956-65 гг.), который предусматривал создание в республике новой отрасли промышленности – нефтеперерабатывающей, новых химических производств, укрепление топливно-энергетической базы, дальнейшее развитие традиционных производств.

Информация о работе БССР в середине 50-х 80-х гг