Бронзовый век

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 11:12, контрольная работа

Описание работы

В работе раскрываются особенности эпохи бронзового века на таких территориях, как степная полоса Восточно-Европейской равнины; лесная полоса России; Урал; Сибирь. Особо обращено внимание на эпоху ранней бронзы Южного Зауралья. В приложении изображены некоторые археологические находки.

Содержание

Стр.
Ведение 3.
1. Хронологические рамки бронзового века, происхождение бронзы и территория распространения. 4.
2. Бронзовый век степной полосы Восточно-Европейской равнины 9.
3. Бронзовый век лесной полосы России 17.
4. Бронзовый век Урала 22.
5. Бронзовый век в Сибири 24.
6. Ранняя бронза Южного Зауралья 28.
Заключение 33.
Приложение 35.
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Бр.век.контр.раб..doc

— 810.00 Кб (Скачать)

     Отсутствие фатьяновских поселений остается загадкой, наиболее трудной из археологических загадок. Загадка эта долго осложнялась кажущимся совпадением территории фатьяновских могильников с территорией стоянок ямочно-гребенчатой керамики. Но теперь доказано, что совпадения этого нет, или почти нет. Область распространения могильников: Верхняя Волга (от Калинина и почти до Казани), Москва-река и левые притоки Клязьмы. Стоянок на этой территории мало, и они относятся к дофатьяновскому или послефатьяновскому времени. Изобилующие стоянками области находятся к северу от Верхней Волги, с одной стороны, на Оке, с другой стороны. Там могильников нет. Социально-экономическое развитие на Верхней Волге и на Москве-реке зашло в бронзовом веке гораздо дальше, чем в окружающих областях, и отражением этого являются фатьяновские могильники.

     Ямочно-гребенчатая керамика господствовала в лесной полосе не только в неолите, но и в бронзовом веке на всех стоянках. Бронза на поздних стоянках встречается, но изредка и почти всегда в обломках: во-первых, камень решительно преобладал в производстве, во-вторых, бронзу берегли и редко теряли. Признаков скотоводства или земледелия на этих стоянках по-прежнему нет. Хозяйство оставалось, прежде всего, рыболовческим, затем охотничьим.

     В Эстонии и Латвии, где в бронзовом  веке тоже широко распространены стоянки  рыболовов с ямочно-гребенчатой  керамикой, имеются и могильники, аналогичные, быть может, фатьяновским. В них встречаются полированные топоры и другие каменные орудия.

     Фатьяновские и прибалтийские каменные боевые топоры называются ладьевидными по их плавно изогнутым очертаниям. Тот же термин применяется к подобным топорам, находимым в аналогичных могильниках скотоводческих племен Южной Швеции, керамика там шнуровая.

     Топоры, объединяемые этим термином, довольно разнообразны, и среднерусские их типы отличаются от прибалтийских и шведских. Сходство сводится лишь к плавному расширению посередине, а оно технически обусловлено. Ведь не будь этого расширения, средняя часть топора, где находится сверлина, была бы хрупка, и топор треснул бы при первом ударе. Тем не менее, буржуазные археологи решили, что ладьевидные топоры распространены всюду людьми, расселившимися из одного центра.

     Археологически  установлено, что основной центр распространения фатьяновских культурных особенностей был на Востоке, а не на Западе. Богатейший из фатьяновских могильников, Балановский, находится восточнее Чебоксар. Там много бронзового оружия и бронзовых украшений, каменные изделия особенно характерны и разнообразны. Могильники ярославской группы несколько беднее, но металла в них всё-таки довольно много. Еще беднее могильники московской группы, и металла в них пока не найдено. Неизвестно, имела ли Средняя Россия какую-либо связь в это время с Прибалтикой. Но надо отметить, что могильники Эстонии и Латвии беднее фатьяновких.

     Некоторые ученые выводят фатьяновцев с юго-запада (с Украины через Оку), некоторые с юга (с Кавказа через Волгу). Нельзя отрицать возможность миграции.

     Поздний бронзовый век, иными словами, конец 2 тысячелетия и начало 1 тысячелетия до н.э., повсеместно в лесной полосе характеризуется более или менее широким распространением бронзовых изделий, особенно оружия. Соответственные древности описываются в географическом порядке, с Запада на Восток.

     В Эстонии и Латвии к этому времени относятся отдельные находки бронзовых предметов (оружия, орудий труда, украшений), а также некоторые большие, но бедные находками могильники, заходящие и в ранний Железный век. В одном кургане близ Риги свыше 300 погребений под одной насыпью: это была, очевидно, родовая усыпальница. Вещей там мало, среди них было несколько бронзовых изделий, в том числе две бритвы (бронзовые бритвы с дугообразными лезвиями были тогда широко распространены в Западной Европе) и каменные полированные топоры.

     В Костромской области, на берегу Галичского озера, найден оригинальный клад. Там  были бронзовые статуэтки мужчин. У одного из них на голове три полумесяца (вероятно, лунное божество), у другого лучевидные выступы во все стороны (вероятно, солнечное божество). При них найдено много бронзовых изделий: фигурки ящериц, вислообушный проушный топор, кинжал, прямые и кривые ножи, браслеты и т.д. Эти вещи употреблялись, вероятно, при религиозных обрядах и являлись собственностью родового коллектива. На месте находки клада произведены раскопки, вскрыта стоянка с круглыми землянками, ямочно-гребенчатой керамикой и кремневыми орудиями. Встречаются бронзовые вещи (нож, спираль и пластинка), совпадающие по форме с вещами из клада и подтверждающие связь клада со стоянкой. Характерно, что люди, владевшие прекрасными бронзовыми изделиями, жили совершенно неолитическим бытом и широко применяли кремень. Хозяйство основано было на озерном рыболовстве и частично на охоте, признаков скотоводства и земледелия не найдено.

     Образцами расцвета бронзовой индустрии в  лесной полосе являются находки в Сейминском могильнике. Он открыт близ станции Сейма, недалеко от слияния Волги и Оки. Этот район имел, быть может, особое значение и в бронзовом веке. Бронзовые копья с вильчатым стержнем имеют аналогии на Вятке, Каме, Иртыше, Оби и Енисее, а на юге, в виде исключения, на Черном море в Бородинском кладе. Стрелы кремневые (консервативный по материалу вид оружия). Два кольца из белого нефрита привезены, судя по материалу, с берегов Байкала. Всё это говорит о широком развитии культурных и хозяйственных связей. Много бронзовых топоров, в том числе вислообушный проушный. Бронзовые кинжалы имеют прорезные рукояти, навершие одной рукояти в виде головы лося, другой — в виде двух лошадей (аналогии имеются в Сибири). Оружие, очевидно, украшалось тотемистическими знаками. По типам вещей могильник датируется концом 2 тысячелетия до н.э.

     Сейминская  керамика генетически связана с  фатьяновской. Сейминцы были, надо полагать, потомками фатьяновцев. Материалы могильника свидетельствуют о дальнейшем культурном развитии населения лесного Поволжья.

 

      Бронзовый век Урала 

     Бронзовый век Урала известен по торфяниковым стоянкам. Сохранность дерева в торфе позволяет здесь особенно подробно изучить материальную культуру. Наиболее известны в археологии два торфяника, оба к северу от Свердловска: Шигирский (Возле Невьянска) и Горбуновский (Возле Нижнего Тагила)7. В обоих торфяниках представлен и неолит, в том числе ранний. Частыми находками являются деревянные сосуды, рукояти орудий, весла, луки, древние стрел, т.е. то, чего стоянки обычно не дают. В Шигире найден огромный деревянный идол в виде столба высотой в 51/2 м. при ширине всего в 20см; вверху небольшая голова, а самый столб покрыт разнообразной резьбой (зигзаги, елки, фигурки). Жилища в этих стоянках пока не найдены, прослежены только настилы. Керамика по-прежнему гребенчато-струйчатая, изредка ямочно-гребенчатая. Бронза встречается. В Горбунове, например, найден бронзовый проушный вислообушный топор. Стрелы кремневые, костяные и даже деревянные. Формы кремневых и костяных стрел достигают такого разнообразия, какого, пожалуй, нигде нет в археологических материалах. По-видимому, каждый тип стрел предназначался для охоты на определенного зверя. Охота вообще достигла здесь особого развития и являлась основным занятием. Рыболовство, судя по статистике находок, имело второстепенное значение (в отличие от остальных лесных территорий Восточной Европы), а скотоводства совсем не было. Чаще всего встречаются кости лося, на него особенно охотились. Этот зверь дает много хорошего мяса и встречался тогда часто. Кроме него, в костном материале обычны медведь и олень, вообще крупные животные. Много найдено художественных реалистических деревянных фигурок лосей (чаще всего), медведей, лебедей, гусей и уток. Значение их, возможно, тотемистическое. Земледелие развивалось; о нем говорят деревянные палки с костяными педалями, предназначенные для рытья или точнее для взрыхливания земли, затем мотыги из лосиного рога и зернотерки. Примитивное земледелие обычно было подсобным промыслом при скотоводстве, а здесь при охоте.

     Кое-где  на Урале открыты первобытные медные рудники, но изучены они хуже, чем в Сибири.

 

      Бронзовый век в Сибири 

     В археологии Сибири руководящее значение имеют древности минусинские, т.е. верхнеенисейские. Начиная с бронзового века культурное развитие, шло быстрее, чем в других областях Сибири. На Верхнем Енисее много древних погребений ряда эпох, и находимые в них интересные вещи давно привлекли внимание археологов.

     Археологических эпох несколько. Из них три относятся к бронзовому веку: афанасьевская, андроновская и карасукская, а остальные — к железному. Деление это установлено археологами и прилагается не только к Енисею, но и к довольно значительной части Сибири8. Отделение скотоводческих племен и распространение металлообработки произошли в сибирских степях тогда же, когда в южнорусских степях, т.е. в конце 3 тысячелетия до н.э.

     Афанасьевская эпоха (название от Афанасьевой горы близ Минусинска) относится к концу 3 и началу 2 тысячелетия до н.э. Погребения находится в курганах, окруженных кольцами камней, или просто под кольцами из камней. Костяки скорчены. Поселения не изучались. Из керамики наиболее характерны яйцевидные, остродонные сосуды с расположенным в елку орнаментом (Рис.5).

     Встречаются кремневые стрелы, медные ножи и каменные колотушки, применявшиеся для откалывания медной руды (они найдены не только в погребениях, но и на местах древних медных выработок). Любопытно ожерелье из раковин речного моллюска, водящегося в Аму-Дарье, что свидетельствует о древних связях между Сибирью и Средней Азией.

     Кости домашних животных преобладают над костями диких животных. Разводились коровы, овцы и лошади. Возможно, впрочем, рыболовство еще имело большое значение. Афанасьевские погребения (вероятно, и поселения) расположены в непосредственной близости к воде. Но основой хозяйства было, очевидно, скотоводство. Совместные погребения мужчин и женщин встречаются и здесь. Уже в эту эпоху наметилось культурное единство Енисея и Алтая, державшееся и дальше, на протяжении тысячелетий. Вслед за енисейскими открыты и алтайские погребения афанасьевского типа с такой керамикой и орудиями.

     Афанасьевская эпоха на Енисее приблизительно одновременна китайской эпохе на Ангаре.

     Таким образом, уже в это время возникли культурные различия между Южной Сибирью и Восточной Сибирью, впоследствии углубившиеся. Это было обусловлено распространением металлургии и скотоводства на Верхнем Енисее. Племена остальных областей Сибири в течение тысячелетий продолжали жить охотой и рыболовством. Западная Сибирь развивалась медленнее, чем Восточная.

     Андроновская  эпоха (название от деревни Андроново, близ Ачинска) относится на Енисее к середине 2 тысячелетия до н.э. Распространена она на огромном пространстве: от Енисея, где впервые прослежена, до реки Урала. Между этими пределами андроновские погребения открыты на Алтае, на Тоболе и ещё в ряде мест. Намогильные сооружения похожи на афанасьевские. Костяки тоже скорчены (иногда встречаются сожжения). Керамика уже не остродонна, а плоскодонна, что свидетельствует о появлении плоского стола. Сосуды покрыты сложными геометрическими нарезными узорами (Рис.6).

     Часты кости Коровы, овцы и лошади, встречаются шерстяные ткани. Андроновские поселения на Енисее хотя и найдены, но почти не изучены. Погребения распространены не только вдоль рек, как афанасьевские, но и на водоразделах, что говорит о сплошном расселении почти всюду, кроме гор, и хозяйственном освоении территории для скотоводства и сопутствующего ему земледелия.

     Хозяйство андроновцев лучше всего изучено  на Тоболе, где у села Алексеевского  полностью вскрыто поселение  этой эпохи. Оно существовало долго, для андроновцев характерна длительная оседлость. Жилищами были четырехугольные землянки с каменными очагами, к ним примыкали загоны для скота. Найдены кости овец, коров и лошадей, а костей диких животных почти не было. О земледелии говорят каменные мотыги и обилие зернотерок. Рядом с поселением раскопано жертвенное место, холм, покрытый множеством ям с остатками жертвоприношений. В большинстве ям оказались обычные андроновские сосуды. Но особый интерес представляют семь ям большого размера. Две из них содержат следы сожжения домашних животных, найдены обгорелые кости, пять — следы сожжения злаков, найдены обгорелые стебли и зерна пшеницы. Все говорит о прочности и длительных традициях скотоводства и земледелия. В жилищах найдено много бронзовых изделий: кинжал, косарь, топоры, ножи, браслеты и т.д. Рядом с поселением раскопан типичный андроновский могильник.

     Находки в Алексеевском относятся к началу 1 тысячелетия. Они моложе всех андроновских погребений Енисея и Алтая. Дело в том, что в конце 2 тысячелетия на Енисее и на Алтае андроновская эпоха была сменена карасукской, а в более западных областях она держалась еще несколько веков (кончилась она там, около 8 в. до н.э., вместе с концом карасукской эпохи).

     Карасукская эпоха (название от реки Карасук, близ Минусинска) относится к концу 2 и началу 1 тысячелетия до н.э. Погребения лежат под четырехугольными оградками из врытых на ребро песчаниковых плиток. Костяки то скорчены, то вытянуты. Типичнейшей карасукской вещью является бронзовый коленчатый (изогнутый под углом) нож. Характерны и кинжалы.

Информация о работе Бронзовый век