Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 11:12, контрольная работа
В работе раскрываются особенности эпохи бронзового века на таких территориях, как степная полоса Восточно-Европейской равнины; лесная полоса России; Урал; Сибирь. Особо обращено внимание на эпоху ранней бронзы Южного Зауралья. В приложении изображены некоторые археологические находки.
Стр.
Ведение 3.
1. Хронологические рамки бронзового века, происхождение бронзы и территория распространения. 4.
2. Бронзовый век степной полосы Восточно-Европейской равнины 9.
3. Бронзовый век лесной полосы России 17.
4. Бронзовый век Урала 22.
5. Бронзовый век в Сибири 24.
6. Ранняя бронза Южного Зауралья 28.
Заключение 33.
Приложение 35.
Список использованной литературы
Скотоводство стало основой хозяйства в этих степях с самого начала катакомбной эпохи. Обычной находкой в могилах являются кости коровы и овцы.
Лошадь появляется в конце катакомбной эпохи, но и тогда она еще не типична. Дикие животные потеряли свое прежнее значение и встречаются редко.
Со скотоводством тесно было связано земледелие. В некоторых курганах этой эпохи — днепровских, донецких и волжских — при покойниках найдено просо. Других злаков нет. Встречаются при погребениях и зернотерки. Земледелие, судя по составу находок, было подсобным промыслом при скотоводстве.
Поселения катакомбной эпохи открыты в ряде мест, но исследованы пока плохо. Катакомбная эпоха относится к концу 3 и первой половине 2 тысячелетия до н.э.
Для древнейших пастушеских племен в разных странах характерны совместные погребения мужчин и женщин. В рассматриваемых территориях они полностью отсутствуют в древнеямную эпоху, а для катакомбной эпохи с самого начала характерны, притом по - всюду: от Днепра до Волги жену убивали при погребении мужа, и этот жестокий обычай распространился вместе с распространением хозяйства, основанного всецело на скотоводстве.
О значении совместных погребений идет среди археологов спор. Некоторые считают, что вместе с мужчинами хоронились не жены, а рабыни, что переход от материнского рода к отцовскому был еще впереди. Первобытное рабство появляется всюду вместе с отделением скотоводческих племен от остального населения. Но рабов по этнографическим данным было немного.
Инвентари катакомбных и даже более поздних курганов бронзового века свидетельствуют о почти полном отсутствии имущественной дифференциации.
Мнение о распространении патриархата вслед за скотоводческим хозяйством иногда опровергается ссылками на этнографические, археологические и письменные свидетельства о признаках матриархата у скотоводов в более позднее время. Но такие признаки надо считать пережитками или исключениями. Отцовский род при изменении основ хозяйства распространился быстро, судя по археологически прослеживаемым убийствам жен. Это трагическое событие при патриархате происходило часто.
Катакомбную эпоху в середине 2 тысячелетия до н.э. сменила третья эпоха, срубная, начавшаяся на Волге и распространившаяся на Дон и на Днепр. Название это происходит от бревенчатых срубов, в которых часто лежат покойники. Такие срубы постоянно встречаются и на Донце и на Волге, но по-прежнему много простых ям.
Скотоводство развивалось дальше. Широко распространилась лошадь. На Волге бронзы в это время больше, чем на Дону и на Днепре, могла сказываться близость медных руд Урала. Впрочем, в это время бронзовых орудий стало много, не только мелких, но и крупных.
Однако надо заметить, что настоящей бронзы в Восточной Европе было меньше, чем в Западной Европе или Сибири. Слишком мало в Восточной Европе олова. Поэтому распространялись иные сплавы, заменившие бронзу и тоже иногда называемые бронзами. Медь сплавляли со свинцом или цинком. Попадаются и просто медные орудия, даже в конце бронзового века. Тем не менее, настоящая бронза встречена много раз. Из неё или ее суррогатов делались в срубную эпоху топоры, копья и т.д.
Особо надо отметить широкое распространение топоров проушных, т.е. имеющих подобно современным топорам сквозное отверстие, проух, для продевания рукояти. Они в бронзовом веке почти полностью отсутствуют в Западной Европе, а в Восточной Европе, обычны. Раньше, они появились в странах древнего Востока, их особенно много в Вавилонии. Для этих топоров одинаково типичен вислый обух. Литейные формы для изготовления этих орудий найдены. Находки литейных форм вообще неоднократно подтверждают местное восточноевропейское производство довольно сложных изделий. Иногда такое производство доказывается иначе, путем картографирования находок, устанавливающего ограниченность распространения типа.
Например, для волжских курганов и кладов характерны бронзовые листовидные кинжалы с изящными прорезными рукоятями так называемого хвалынского типа3.
Бронзовых серпов найден целый ряд: на Волге, Дону, Кубани и т.д. Они широки, сильно загнуты к концу и для скрепления рукоятью снабжены крюком. (Рис.2).
Земледелие было мотыжным. Общий уровень развития производительных сил сам по себе позволил бы утверждать, но найдены и мотыги.
Бронзовые украшения, главным образом браслеты (чеканные, выпукло-вогнутые) и подвески для женских кос, привозились с Урала. Оттуда везли и металл для изделий.
Срубная керамика вся плоскодонна и делится на две разновидности, обе одинаково частые:
1) остроребрые сосуды, т.е. как бы состоящие из двух соединенных основаниями усеченных конусов, обычно украшенные на верхней половине нарезным орнаментом из заштрихованных треугольников и ромбов;
2)
баночные сосуды почти
Срубная эпоха социально во многом близка к катакомбной: то же преобладание над всеми видами хозяйства скотоводства, еще оседлого и отнюдь не кочевого, тот же патриархальный строй. По-прежнему встречаются убитые жены. Но развитие металлургии и скотоводства, особенно коневодства, привело к накоплению ценностей и усилению военных столкновений. Улучшились формы бронзового оружия, а количество его увеличилось. Уже в срубную эпоху появились могилы воинов с оружием (копья, кинжалы), возможно племенных вождей, например, на Волге.
Срубная эпоха датируется второй половиной 2 тысячелетия до н.э. и началом 1 тысячелетия. Срубные курганы непосредственно предшествуют скифским, а предшественникам скифов, по античным авторам, были киммерийцы.
Поселения срубной эпохи изучены гораздо лучше, чем катакомбной. Раскопан целый ряд жилищ этой эпохи, преимущественно на Волге. Это оказались землянки оседлых скотоводов. Форма землянок обычно четырех угольная. Находимые при раскопках срубных поселений и курганов кости чаще всего принадлежат крупному рогатому скоту. Преобладание этого скота есть явление, типичное для оседлого скотоводства.
В Сосновой Мазе, близ Хвалынска, Саратовской области, найден клад медных вещей. В основном он состоит из больших ножей оригинальной и одинаковой формы. Они широки, лезвия их прямы, а спинки закруглены.
Земледелие первоначально сосредоточено было в речных поймах, а они в лесостепи заросли кустами. Косарей в кладе было 55, кроме того, 5 кинжалов вышеописанного хвалынского типа и еще несколько единичных медных предметов. Большинство косарей и кинжалов было только отлито, но не отделано, поэтому сохранило заусеницы литья и тупые края — вообще являются полуфабрикатами, зарытыми ввиду ценности в эпоху металла4.
Катакомбные и срубные курганы доходят до Днепра и в нижнем течении его переходят, но вообще бронзовый век Правобережной Украины характеризуется совсем иными древностями.
В бронзовом веке продолжался процесс преобразования трипольского хозяйства, начавшийся задолго до того. Скотоводство продолжало развиваться и стало основным занятием. На Днепре, на Днестре и в их бассейнах раскопан ряд поселений, генетически связанных с трипольскими, но имеющих уже новые черты. Лучше всего исследовано поселение у села Городск, близ Житомира, на реке Тетерев. Там нет больших семейных трипольских домов, они нигде не доживают до бронзового века. Их заменили маленькие домики. В этих домах жили отдельные патриархальные семьи скотоводов, ещё не разросшиеся. Кости животных, особенно домашних, встречаются гораздо чаще, чем в типичных трипольских поселениях. Появляется домашняя лошадь, которой там нет или почти нет. Много стало и костяных орудий. Значение земледелия уменьшилось. Расписная керамика, столь типичная для Триполья, встречается, но редко, она одноцветна. Трипольские спирали распадаются на отдельные элементы. Но преобладает керамика, лишенная росписи. Особо распространяется шнуровой орнамент, состоящий из оттисков веревки. Женские статуэтки встречаются, но становятся редки и носят, по-видимому, пережиточный характер. Часто находимые пряслица говорят о распространении прядения и ткачества. Это подтверждают и отпечатки, оставляемые иногда на сосудах тканями, шерстяными и льняными. Металлических извилин мало, хотя поселения этого типа относятся к первой половине 2 тысячелетия до н.э. 5.
Поселения расположены на берегу Черного моря, и обилие глиняных грузил свидетельствует о широком развитии морского рыболовства. В одном кургане в особой могиле лежала бычья голова, сделанная из камня. В связи с этим надо отметить орнаменты в виде разделенного диагоналями квадрата, которые сильно напоминают в Усатове узоры, сопровождавшие на Крите в эгейское время священные изображения бычьей головы. Вообще сношения с эгейским миром здесь несомненны, они отразились и в керамике. Мореходы-эгейцы проникали на север Черного моря.
На
Правобережной Украине в
Некоторые археологи считают носителей этой керамики древнейшими славянами и пытаются наметить постепенные переходы от этих племён бронзового века к средневековым славянам. Вопрос этот пока нельзя считать решенным.
В Киевской области раскопан ряд курганов с шнуровой керамикой, в них найдены скорченные погребения или трупосожжения. Особенно типичны сосуды, суженные на середине, а кверху снова расширенные. На Волыни и на Верхнем Днестре вперемежку с подобными курганами распространены бескурганные могилы того же времени в каменных ящиках. В них тоже встречается шнуровая керамика, но большинство сосудов лишено орнамента. Скорченные погребения тоже чередуются с трупосожжениями. Совместные погребения мужчин и женщин и здесь говорят о развитии патриархальных отношений. Металлические вещи в погребениях и в поселениях на Украине встречаются в бронзовом веке гораздо реже, чем на Волге или на Дону. Объясняется это удаленностью Украины от Урала и от Кавказа, равно как и от западноевропейских центров металлургии6.
Особо надо рассмотреть клад, найденный возле села Бородино, близ Белгорода Днестровского, недалеко от Черного моря. Он состоял из роскошного оружия, скорее церемониального, чем боевого, принадлежавшего какому-то родовому вождю бронзового века. Там были полированные топоры из зеленого нефрита (камень привозной из Средней Азии или Сибири). Из копий важно серебряное копье с вильчатым стержнем, имеющее много аналогий на Волге и в Сибири. Серебряный кинжал принадлежит, судя по форме, к оружию эгейского мира. Серебряная позолоченная булавка со сложным спиральным узором на щитке тоже относится к предметам эгейского облика и, вероятно, эгейского происхождения. Каменные булавы имеют точечные аналогии в Месопотамии и на Кавказе. Таким образом, клад говорит о далеких культурных связях. Дата его около 13в. до н.э. Он свидетельствует об известном накоплении богатств у некоторых старейшин патриархальных родов. Такое накопление, судя по характеру могильников этой эпохи, происходило редко.
Бронзовый век лесной полосы России
Могильники бронзового века лесной полосы называются фатьяновскими, по деревне Фатьяново, близ Ярославля, где открыт первый могильник. Их известно около тридцати. Они делятся на три группы. Одна расположена вокруг Москвы, другая — вокруг Ярославля, третья — в Чувашии. Все они довольно однородны. Насыпей нет. Покойники скорчены, при них обычны каменные топоры и глиняные сосуды. Встречаются кости животных, причем преобладают домашние виды: корова, свиньи, овца, лошадь. Гораздо реже попадаются дикие животные, главным образом медведи.
Фатьяновцы, несомненно, были скотоводами. Здесь иногда встречаются совместные погребения мужчин и женщин, свидетельствующие о патриархальных отношениях. Среди находимых в могилах топоров некоторые (полированные и сверленые) служили, судя по форме, боевым оружием. Их много, они говорят о вооруженных столкновениях между племенами скотоводов. Это лучшие каменные полированные орудия, изготовленные на территории нашей страны. Типы их разнообразны. (Рис.4). Интересно, что некоторые из этих топоров, судя по форме, явно подражают бронзовым. Из камня воспроизводились литейный шов и весь облик бронзовых топоров. Для более древней эпохи было характерно, наоборот, подражание металла камню.
Медные и бронзовые предметы также представлены в этих могильниках. Среди них имеются и образцы массивного литья, а именно проушные топоры с вислым обухом, близкие к вавилонским топорам. Они найдены в нескольких могильниках, в том числе в Фатьяновском. Есть и бронзовое копье. Из металлических орудий встречаются еще шилья, украшения представлены медными и серебряными колечками от головных уборов и бусами. Имеются кремневые копья и стрелы.
Керамика фатьяновских могильников совершенно не похожа на ямочно-гребенчатую керамику стоянок (Рис.4). Орнамент не так обязателен, а если есть, то чаще всего нарезной, расположенный в виде лопастей по верху сосуда. Ямочно-гребенчатой керамики в могильниках нет вовсе. А ее безраздельное господство в стоянках началось в неолите задолго до фатьяновцев и кончилось после их исчезновения уже в начале железного века, когда на смену ей пришла текстильная керамика, на фатьяновскую совсем непохожая.
Фатьяновские могильники датируются по типам каменных бронзовых топоров, по колечкам и т.п. 2 тысячелетием до н.э.
Поселения фатьяновцев неизвестны. Археологи несколько десятков лет ищут фатьяновские стоянки. Они и теперь не отчаиваются их найти, но ежегодно находят вместо того новые стоянки, но прежнего типа и новые фатьяновские могильники.