Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 23:40, курсовая работа
Актуальность темы данной работы обусловлена следующим. Как известно, Рим трижды покорил мир: своими легионами, христианством и правом, которое было заимствовано вначале позднефеодальной Европой, а спустя столетия стало основой многих гражданских кодификаций гражданского права. Благодаря этому, в современном праве, в том числе семейном, нашли отражение принципы и идеи, основа которых была заложена еще римским правом. Последнее обстоятельство явилось основанием необходимости изучения римского частного права современными юристами.
Определение семьи (famila) дал известный римский юрист Ульпиан. Он указал, что этот термин имеет различные значения, он может относиться и к вещам, и к лицам. Он так же различал семью в узком, или строгом, смысле и в широком – семью по общему праву.
Введение.
Актуальность темы данной работы обусловлена следующим. Как известно, Рим трижды покорил мир: своими легионами, христианством и правом, которое было заимствовано вначале позднефеодальной Европой, а спустя столетия стало основой многих гражданских кодификаций гражданского права. Благодаря этому, в современном праве, в том числе семейном, нашли отражение принципы и идеи, основа которых была заложена еще римским правом. Последнее обстоятельство явилось основанием необходимости изучения римского частного права современными юристами.
Определение семьи (famila) дал известный римский юрист Ульпиан. Он указал, что этот термин имеет различные значения, он может относиться и к вещам, и к лицам. Он так же различал семью в узком, или строгом, смысле и в широком – семью по общему праву.
Ульпиан писал: «Семьей в строгом смысле слова мы можем назвать совокупность лиц, находящихся под властью одного лица, подчиненных ему по рождению или по праву». «Семьей по общему праву (родства) мы называем семью всех агнатов…подчинявшихся власти одного лица, поскольку они происходят из одного дома или рода».1
В древнейший период, как и в других обществах на ранних этапах развития, в Риме господствовали патриархальные отношения в семье. Законы XII таблиц отразили наличие в Риме крупных семейных образований с исключительно широкими правами домовладыки. Тогда условия быта, сознание людей определяли наличие широкого коллективизма в общественных отношениях и было преобладание сильной единоличной власти как в государстве, так и семье.
Семья в раннем Риме была не только семейной общностью, но и хозяйствующим субъектом и социальным организмом – четко выраженной ячейкой общества. Правовая самостоятельность личности была ограничена и определялась сословным положением, семейным статусом.
Семья, объединяет под властью главы семьи (paterfamilias), жену, детей, других родственников, кабальных, а также рабов. Глава семьи и властелин древнейшей семьи – домовладыка, единственный полноправный гражданин – квирит.
Первоначально преобладало агнатическое родство. Все лица, входившие в состав семьи и находившиеся под властью домовладыки (paterfamilias), считались агнатами. В агнатическую семью включались не только кровные родственники – глава семьи, его жена, дети и внуки, не вышедшие из состава семьи, – но и рабы, зависимые, а также семейное имущество. Об этом писал Ульпиан: «Мы видели, как понимается термин «familia», а именно – как совокупность вещей и как совокупность людей».2
Родственники по крови, не входившие в состав семьи, в том числе свободные от власти домовладыки дети, составляли когнатические родство. Так, например, сын, получивший самостоятельность, терял прежнее агнатические родство и становился когнатом семьи своего отца. Также и дочь, вышедшая замуж, становилась когнаткой своей бывшей семьи, но она и ее дети приобретали агнатическое родство семьи своего мужа. По мере ослабления патриархальных устоев семьи все большее фактическое и юридическое значение приобретало когнатическое родство.
Применительно к когнатскому родству следует различать линии и степени. Линии, в свою очередь, бывают двух видов: прямая (связывающая лиц, происходящих одно от другого, например, отец, сын, внук, правнук) и боковая (объединяющая лиц, имеющих общего предка, например, брат и сестра, дядя и племянник). Прямая линия именуется восходящей или нисходящей в зависимости от того, "проводится" ли она от потомства к предку либо от предка к потомству. Для определения родственной близости недостаточно, однако, установить линию, связывающую данных лиц. Необходимо, кроме того, указать степень родства, исчисляемую количеством рождений, на которое сопоставляемые лица отстоят одно от другого. Отсчет рождений ведется по прямой линии — непосредственно между этими лицами, а по боковой — от общего предка. Например, брат и сестра состоят во второй степени родства. В то же время среди братьев и сестер различаются полнородные (происходящие от общих родителей) и неполнородные, т.е. имеющие только общую мать (единоутробные) или только общего отца (единокровные).
От
родства следует отличать свойство
как отношение между мужем
и родственниками жены и, наоборот,
между женой и родственниками
мужа, а также между родственниками
обоих супругов. Свойство, как и
родство, дифференцируется по степеням,
соответствующим степени
В древнейшее время власть домовладыки была безгранична и потому сопровождалась полным бесправием подвластных. Постепенно, однако, эта власть стала принимать более определенные границы, и личность подвластных стала постепенно получать признание в частном праве. Ослабление власти домовладыки явилось следствии ем изменения производственных отношений, разложения патриархальной семьи, развития торговли, предполагавших самостоятельность членов семьи.
Таким
образом, семейные отношения, а также
отношения родства в
Цель данной работы – анализ брака и семьи в Древнем Риме.
Поставленная цель требует решения следующих задач:
– дать понятие римской семье, рассмотреть ее структуру и виды родства в ней, а также порядок заключения и прекращения брака;
– рассмотреть личные и имущественные отношения супругов;
– рассмотреть личные и имущественные отношения родителей и детей в древнеримской семье;
– пояснить такие процессы как опека и попечительство.
Объект исследования – римское право.
Предмет исследования – брачно-семейные отношения в древнеримском праве.
Основными источниками для изучения темы служат законы XII таблиц и «Институции Гая».
Появление
первых писаных римских законов
– Законов XII таблиц – связывается
с борьбой плебеев и патрициев
около 450 г. до н. э. Согласно традиционной
версии, для их составления была
создана первоначальная комиссия из
10 патрициев, подготовившая законы
на 10 таблицах, текст которых не удовлетворил
плебейское население Рима. В результате
острого конфликта была создана
новая комиссия, состоявшая как из
патрициев, так и плебеев, дополнившая
первоначальный текст еще 2 таблицами.
Законы XII таблиц стали основой общего
для патрициев и плебеев
Законы XII таблиц были выполнены на 12 медных досках, выставленных для всеобщего обозрения на форуме. Знание их было обязательно. Первоначальный текст их не сохранился, их содержание реконструировалось на основе фрагментов из сочинений более поздних римских авторов. По своей сути они представляли обработку и консолидацию обычного права Рима. Законы были изложены в виде кратких повелительных суждений и запретов, некоторые из них несли на себе печать религиозных ритуалов.
Официально они были отменены в ходе законодательных реформ византийского императора Юстиниана.
Важное место среди работ римских юристов занимали институции, систематически излагавшие римское право в учебных целях. Наибольшую известность приобрели Институции Гая (143 г. н. э.), которые давали сжатое и логически построенное изложение обширного правового материала. Институции Гая в основном посвящены разбору гражданского (цивильного) права.
Помимо данных источников, при написании контрольной работы был использован ряд работ по римскому частному праву таких авторов, как А. И. Косарева, И. Б. Новицкого, О. А. Омельченко, З. М. Черниловского.
Структура
работы проблемно-тематическая; в главах
последовательно излагаются виды брака,
формы его заключения, условия
прекращения, рассматриваются личные
и имущественные отношения
В
заключение работы показаны принципы
и идеи, сформулированные римским
правом, которые утвердились в
современном семейном праве.
Понятие и виды брака. Порядок заключения и прекращения.
Римское
брачное право весьма сложно: не
всякая семья, не всякие родственного
характера отношения мужчины
и женщины признавались по римскому
праву браком, рождающим правовые
последствия и связанным с
признаваемыми законом
Брак (matrimonium) - “союз мужчины и женщины, соединение всей жизни, общность божественного и человеческого нрава”.
Семья образуется посредством
брака. Определение брака,
Вплоть до Юстиниана римское семейное право различало matrimonium iustum, законный римский брак между лицами, имеющими ius conubii, и matrimonium iuris gentium между лицами, такого права не имеющими.
От брака следует отличать
конкубинат – дозволенное
законом постоянное (а не случайное)
сожительство мужчины и
Семья в Древнем Риме строилась на сугубо партиархальных началах, все подчинялись власти одного лица — главы семьи (paterfamilias). Эта власть в семье была непререкаемой и в древнейшее время безграничной. Все остальные члены семьи подчинялись paterfamilias в одинаковой степени и были перед ним совершенно бесправны: он мог подвергнуть их любому наказанию, продать в рабство и даже лишить жизни.
Отмеченная структура римской семьи обусловила деление граждан по их семейному состоянию на самостоятельных и подчиненных, или, как говорилось в римских источниках, на лиц своего права (personae sui juris) и лиц чужого права (personae alieni juris). Самостоятельным (persona sui juris) был в семье только один человек — paterfamilias. Он был в семье единственным лицом sui juris , а все остальные члены семьи в качестве personae alieni juris подлежали его власти.
В доюстиниановском праве различали два вида брака, совершавшегося в разных формах, порождавшего разные по содержанию имущественные и личные отношения супругов и даже неодинаковое правовое положение матери в отношении детей, и прекращавшегося в разном порядке.
Первым видом был брак cum manu mariti, т. е. брак с властью мужа, в силу которой жена поступала либо под власть мужа, либо под власть домовладыки, если сам муж был подвластным лицом. Вступление в такой брак неизбежно означало capitis deminutio жены: если до брака жена была persona sui iuris, то после вступления в брак cum manu она становилась persona alieni iuris. Если до брака она была in potestate своего отца, то, вступив в этот вид брака, она подпадала под власть мужа или его paterfamilias, если муж был под властью отца, то становилась агнаткой семьи мужа.
Второй вид брака- sine manu mariti, при котором жена оставалась подвластной прежнему домовладыке либо была самостоятельным лицом. Внешне этот вид брака похож на конкубинат, но, в отличие от последнего, обладал особым намерением основать римскую семью, иметь и воспитывать детей. Брак sine manu следовало возобновлять ежегодно. Прожив в течение года в доме мужа, жена автоматически подпадала под его власть – по давности. Законом XII таблиц было определено, что женщина, не желавшая установления над собой власти мужа фактом давностного с нею сожительства, должна была ежегодно отлучаться из своего дома на три ночи и таким образом прерывать годичное давностное владение ею.5
По мнению профессора Е. Флейшица, невозможно дать точный ответ на вопрос, когда и как стал прокладывать себе дорогу свободный брак.
Создавая
различный строй отношений