Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 10:02, контрольная работа
Личность Бориса Годунова всегда пользовалась вниманием историков и беллетристов. Борису Годунову была суждена роль и победителя и жертвы. Личные свойства и дела этого политического деятеля вызывали у его современников как похвалы, так и осуждение.
ВВЕДЕНИЕ
1. НАЧАЛО ПУТИ БОРИСА ГОДУНОВА
2. ЦАРСТВОВАНИЕ БОРИСА ГОДУНОВА
3. ВЕЛИКИЙ ГОЛОД
4. ГРИГОРИЙ ОТРЕПЬЕВ
5. БОЛЕЗНЬ И СМЕРТЬ БОРИСА ГОДУНОВА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
2
ВВЕДЕНИЕ
1. НАЧАЛО ПУТИ БОРИСА ГОДУНОВА
2. ЦАРСТВОВАНИЕ БОРИСА ГОДУНОВА
3. ВЕЛИКИЙ ГОЛОД
4. ГРИГОРИЙ ОТРЕПЬЕВ
5. БОЛЕЗНЬ И СМЕРТЬ БОРИСА ГОДУНОВА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Личность Бориса Годунова всегда пользовалась вниманием историков и беллетристов. Борису Годунову была суждена роль и победителя и жертвы. Личные свойства и дела этого политического деятеля вызывали у его современников как похвалы, так и осуждение. До сих пор исторический материал, касающийся личности деятельности Бориса, настолько неясен, а политическая роль Бориса настолько сложна, что нет возможности уверенно высказаться о мотивах и принципах его деятельности и дать безошибочную оценку его моральных качеств.
Писатель и историк Н.М. Карамзин утверждал, что Годунов мог бы заслужить славу одного из лучших правителей мира, если бы родился на троне.
А.С. Пушкин истоки трагедии Годунова усматривал в отношении народа к власти.
Начиная с В.Н. Татищева немало историков считали Годунова творцом крепостного режима. В.О. Ключевский же обвинения Годунова во многих кровавых преступлениях отмел как клевету. Яркими красками нарисовал он портрет человека, наделенного умом и талантом, но всегда подозреваемого в двуличии, коварстве и бессердечии. Загадочная смесь добра и зла – таким виделся ему Борис.
С.Ф.Платонов также не считал Бориса инициатором закрепощения крестьян. В своей политике, утверждал Платонов, Годунов выступал как поборник общегосударственной пользы, связавший свою судьбу с интересами среднего класса.
Кем же в действительности был Борис Годунов? Какое значение для истории России имела его деятельность? Ответы на эти вопросы я считаю главной целью своей работы, в результате чего мы увидим, какой был Борис Годунов как личность, политик и государь.
По родословному преданию предком Годуновых был ордынский мурза Чет, приехавший около 1330 года из Орды служить великому князю Ивану Калите. Предки Годунова не были ни татарами, ни рабами. Природные костромичи, они издавна служили боярами при московском дворе.
Борис Фёдорович Годунов родился в 1552 году. Отец его, Фёдор Иванович Годунов по прозвищу «Кривой», был помещиком средней руки. После смерти отца в 1569 году Бориса взял в свою семью его дядя, Дмитрий Годунов.
В.О. Ключевский писал, что Борис Годунов не запятнал себя службой в опричнине и не уронил себя в глазах общества. Но это не совсем верно. На самом деле Борис надел опричный кафтан, едва достигнув совершеннолетия. На службе в ведомстве дяди он вскоре получил свой первый придворный чин. В качестве стряпчего Борис исполнял при дворе камергерские обязанности.
Тревожное опричное время мало благоприятствовало образованию Бориса. Младшие современники считали его вовсе неграмотным. Знаменитый дьяк Иван Тимофеев писал, что Борис от рождения и до смерти не проходил по «стезе буквенного учения».
Однако современники допустили ошибку. Борис воспитывался в семье, не чуждой просвещению. На склоне лет Дмитрий Иванович охотно дарил монастырям книги из собственной библиотеки. Дядя своевременно позаботился о том, чтобы обучить грамоте племянника Бориса. Взойдя на трон, Борис навсегда отложил перо. Не стоит думать, что он разучился писать. Новый государь не желал нарушать вековую традицию, воспрещавшую коронованным особам пользоваться пером и чернилами.
Как бы то ни было, но в юности Борис получил лишь начатки образования. Современники не могли простить ему плохого знания Священного писания. Так что по меркам XVI в. Годунов был малообразованным человеком.
Личная карьера Бориса началась для него рано: лет 20 от роду, около 1570 года, он женился на дочери государева любимца Григория (Малюты) Лукьяновича Бельского-Скуратова Марье и стал придворным человеком. Приближенность его к Грозному царю выразилась в том, что он занимал должности и исполнял поручения «близко» от самого государя: бывал у него «рындою» (в ближней свите) и «дружкою» на свадьбах царских. Тридцати лет от роду Борис получил боярский сан, будучи сказан в бояре в 7089 (1580 - 1581) году. Такие данные о Борисе приводят к мысли, что он был любимцем Грозного и своими ранними успехами был обязан не столько своей «породе», сколько любви царя к его семье, если не к нему самому.
Годунов был умён и осторожен, стараясь до поры до времени держаться в тени. В последний год жизни царя Борис Годунов обрёл большое влияние при дворе. Вместе с Б.Я.Бельским он стал одним из приближенных людей Ивана Грозного.
В час смерти царя Ивана Борис находился уже в числе первейших государственных сановников и принял участие в образовании правительства при преемнике Грозного царе Фёдоре Ивановиче. Новый царь был не способен управлять страной и нуждался в умном советнике, поэтому был создан регентский совет из пяти человек: Бориса Годунова, Богдана Бельского, Н.Р.Юрьева (Романова), И.Ф.Мстиславского и И.П.Шуйского. На втором году его царствования Борис добивается уже правительственного первенства, а в 1588 году делается формально признанным регентом государства, «царского величества шурином» «и добрым правителем», который «правил землю рукою великого государя». Целых десять лет (1588 – 1597 гг.) правительствовал Борис в Москве, раньше чем бездетная кончина Федора открыла ему дорогу к трону.
Царь Фёдор умер 6 января 1598 года. В Москве определились четыре самых вероятных претендента на трон. Первые места среди них отводились Фёдору и Александру Никитичам Романовым. Их шансы казались исключительно большими. Последние места среди претендентов достались Мстиславскому и Борису Годунову. В жилах Мстиславского текла королевская кровь, он был праправнуком Ивана III и занимал пост главы Боярской думы. Шансы Бориса были совсем не высоки. Он не имел никаких формальных прав на трон, так как не состоял в кровном родстве с царской фамилией.
17 февраля 1598 года истекло время траура по Федору, и Москва тотчас же приступила к выборам нового царя. Наконец Борис был избран Земским собором на царство и стал «великим государем царем и великим князем всея России Борисом Фёдоровичем».
Первого сентября в Успенском соборе Борис Годунов был возведен на царство. Патриарх возложил на Бориса крест Петра-чудотворца, «еже есть начало царского государева венчания и скифетросодержания».
Во внешней политике в царствование Бориса особых изменений не произошло. Донские казаки набегами тревожили Крым, а крымские татары – Белгородскую землю. В делах с Литвой и Швецией Годунов также старался возвысить достоинство России. С первой – было заключено перемирие на 20 лет. Установились тесные связи с Данией.
Борис Годунов покровительствовал талантливым строителям и архитекторам. С размахом осуществлялось церковное и городское строительство. По инициативе Годунова началось строительство крепостей в Диком поле — степной окраине Руси. В 1585 году была построена крепость Воронеж, в 1586 — Ливны. В 1592 году был восстановлен город Елец. На Донце в 1596 году был построен город Белгород, южнее в 1600 году был выстроен Царёв-Борисов. Началось заселение и освоение опустевших во время ига земель к югу от Рязани (территория нынешней Липецкой области). В Сибири в 1604 году был заложен город Томск.
В усердной любви к гражданскому образованию Борис превзошел всех древнейших правителей России. Он имел намерение завести в стране школы, и университеты. В Священную Римскую империю в 1600г. был послан Иоанн Крамер, который должен был подобрать там и привезти в Москву профессоров и докторов. Но это важное намерение не исполнилось: вмешалось духовенство, которое возразило против такого предприятия царя. Однако Годунов все же направил 18 молодых боярских детей в Лондон, Любек и Париж учиться у иноземцев. В то же время царь пригласил в страну многих иностранцев не только из числа художников, ремесленников, но и чиновников. В 1601г. Борис принял 35 ливонских дворян и граждан, изгнанных из страны поляками. Признательность иностранцев к милостям царя не осталась бесплодной для его славы. В 1602г. ученый муж Фидлер (из Кенигсберга) сочинил о Борисе похвальное слово, которое читала вся Европа. Эту хвалу Борис тогда действительно заслуживал.
Он проявлял исключительную заботу о благоустройстве столицы, строительстве и укреплении пограничных городов. При Борисе в жизнь Москвы вошли неслыханные ранее технические новшества. Русские мастера соорудили в Кремле водопровод с мощным насосом, благодаря которому вода из Москвы-реки поднималась «великой мудростью» по подземелью на Конюшенный двор. Заимствовав псковский опыт, Борис устроил первые в столице богадельни. В Кремле, подле Архангельского собора, он приказал выстроить обширные палаты для военных приказных ведомств, в Китай- городе, на месте сгоревших торговых рядов, - каменные лавки. Мастера заменили старый, обветшавший мост через Неглинную новым, широким, по краям которого располагались торговые помещения. На Красной площади выросло каменное Лобное место с резными украшениями и решетчатой дверью.
Строительство превратилось в подлинную страсть Годунова. По его приказу мастера надстроили столп колокольни Ивана Великого и приступили к возведению грандиозного собора «Святая святых», призванного украсить центральную площадь Кремля. Модель собора была готова, и строительные материалы свезены на площадь. Смерть Бориса, однако, помешала осуществлению его замысла.
Благодаря покровительству Годунова развернулся талант замечательного русского архитектора Федора Коня. Под руководством Коня русские строители опоясали Китай-город мощными укреплениями. На Красной площади, подле старой кремлевской стены, вдоль рва, поднялась вторая, зубчатая стена. Федор Конь руководил возведением каменного града в Астрахани и грандиозных крепостных сооружений в Смоленске. Борис сам заложил смоленскую крепость, в сооружении которой участвовали «все города Московского государства». Крепость, снабженная 38 башнями, стала самым мощным оборонительным форпостом на западных рубежах страны.
Как истинный сын своего времени Годунов сочетал интерес к просвещению с верой в чудеса. Впрочем, в те времена этому была подвержена не только Россия, но и Западная Европа. Усомнившись в искусстве врачей, Борис искал помощи у колдунов и знахарей. Еще чаще он прибегал к средству, на которое всегда уповали благочестивые люди Древней Руси: усердно молился и ездил на богомолье в святые места. Благочестие сослужило правителю плохую службу. Однажды, отчаявшись, он велел напоить больного сына «святой» водой и в сильную стужу отнес его в храм Василия Блаженного. Так умер первенец Бориса, который со временем мог унаследовать его трон.
Несколько любопытных штрихов к биографии Годунова прибавляет история с женихом царевны Ксении герцогом Гансом Датским. Призванный в Москву в 1602г. герцог опасно занемог. Обеспокоенный Борис послал к датчанину всех своих докторов, но четыре дня спустя неожиданно запретил им посещать больного и отменил все назначенные ими процедуры. На основании этого эпизода летописцы возложили на Бориса ответственность за смерть герцога. Но их версия страдает многими несообразностями. Борис будто бы замыслил злое, узнав, что московские люди полюбили Ганса. На самом деле молодой лютеранин, всего месяц, пробывший в Москве, не знавший языка и не общавшийся с населением, не пользовался среди москвичей и тенью популярности. Более того, дружбой с иноверцем царь немало повредил своей репутации. Распоряжения Годунова насчет лечения Ганса объяснялись достаточно просто. Видя бессилие медиков, столкнувшихся с неизвестной им желудочной инфекцией, царь положился на православного бога и велел раздать нищим богатую милостыню. Вслед за тем Борис лично посетил зятя и у его постели промолвил: «Да, немного понимают мои доктора в этой болезни». Тут же он пригрозил докторам, что им будет плохо, если герцог умрет. Каждый раз при царском посещении у постели больного разыгрывалась одна и та же сцена. Борис рыдал, вместе с ним выли и кричали все бояре. В комнате стоял невообразимый шум. Один из членов датской свиты услышал и записал в дневник причитания царя. «Не заплакала бы и трещина в камне, что умирает такой человек, от которого я ожидал себе величайшего утешения, - восклицал Борис. – В груди моей от скорби разрывается сердце».
Начало царствования Бориса казалось на редкость благополучным. Но то была только видимость. Попытки навязать народу крепостнический режим наталкивались на глухое сопротивление масс, усиливавшееся от года к году. Признаки недовольства можно было заметить повсюду – в сельской местности и в городах.
Гнев и неволя гнали крестьян из старых феодальных центров на окраины. В глубинах «дикого поля», далеко за пределами оборонительной черты, образовались казацкие общины, постоянно пополнявшиеся крестьянами. Отражая частые нападения со стороны степных кочевников, донские казаки продвинулись к устью Северного Донца, и тем самым вызывали глубокую тревогу в московских верхах: пока тихий Дон служил прибежищем для беглых крестьян, крепостной режим в Центре не мог восторжествовать окончательно. Борис прекрасно понимал это, и его политика в отношении окраины отличалась решительностью и беспощадностью. Шаг за шагом правительственные войска, продвигаясь вслед за казаками, строили среди «дикого поля» новые городки и укрепления. На следующий год после коронации Борис послал в глубь казачьих земель крупные военные силы для основания города Царева-Борисова. Противостояния крепости с царским именем и казачьей столицы имело некий символический смысл. Название крепости показывало, что взаимоотношения с казачеством стали для Бориса не только предметом постоянного беспокойства, но и вопросом престижа.
Городские движения, пережив подъем в 80-х годах, пошли затем на убыль. Борис не жалел средств, чтобы привлечь на свою сторону верхи посадской общины. По случаю коронации он предоставил столичному посаду всевозможные льготы. Купцы, державшие в своих руках торговлю с Востоком через Астрахань, освобождены были на два года от торговых пошлин. Со столичных жителей сложили подати. Нуждающимся вдовам и сиротам раздали деньги, платья и припасы. Аналогичных милостей удостоился второй по величине посад – Великий Новгород. Царь Борис отменил денежные поборы с посадских дворов, мелких промыслов и торгов. Новгородские торговые люди получили право «повольно ездить» для торга в Москву и ливонские города. Годунов обещал народу позаботиться о том, чтобы «все посадцкие люди жили в покое, и в тишине, и в благоденственном житье, и тесноту б им, и убытков, и продаж, ни от кого, ни в чем не было».