Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 17:56, доклад
Основным итогом борьбы между патрициями и плебеями была ликвидация олигархической республики патрициев как пережитка родовых отношений и создание в принципе демократического рабовладельческого государства, полиса. С этой точки зрения борьба плебеев с патрициями была революцией против родового строя и закончилась его разрушением. Совершенно ясно об этом говорит Энгельс: «Выше мы рассмотрели в отдельности три главные формы, в которых государство поднимается на развалинах родового строя.
Цензура Аппия Клавдия, Закон Гортензия, Комиции
Большую роль сыграла деятельность цензора 312 г. Аппия Клавдия. Он построил первую дорогу (via Appia), соединившую Рим с Капуей и имевшую большое значение в борьбе с самнитами.
Он же соорудил первый водопровод, доставлявший в Рим питьевую воду. Аппий Клавдий находился во вражде с Фабиями, игравшими тогда большую роль в политической жизни Рима. Не был он в согласии и с некоторыми представителями плебса, например, с знаменитым полководцем Манием Курнем Дентатом.
Аппий Клавдий покровительствовал вольноотпущенникам и городским плебеям и, повидимому, защищал интересы торгово-ростовщических кругов. В противовес старой аристократии в качестве цензора Аппий Клавдий включил в сенат лиц, родители которых были вольноотпущенниками; кроме того, он разрешил неимущим гражданам приписываться не только к городским, но и к сельским трибам.
Этим создавались
благоприятные условия для
На основании этого можно сказать, что денежный ценз фактически приравнивался к земельному. Вполне возможно, что к этому времени относится окончательная редакция так называемой Сервиевой конституции.
Аппию Клавдию приписывается и ряд других мероприятий. Он совершенствовал латинский алфавит, превратил культ Геркулеса из частного в общеримский, был одним из основателей правоведения. Когда Пирр отправил своего посла в Рим с целью склонить сенат к миру, престарелый и потерявший зрение Аппий Клавдий произнёс речь, после которой сенат отверг мирные предложения эпирского царя.
Эта речь Клавдия
была известна ещё Цицерону
и являлась одним из первых
образцов римского
В 304 г. эдил Глей
Флавий, сын вольноотпущенника,
Закон Гортензия
В 287 г. политическая
борьба в Риме снова
Государственный строй Рима к началу III в. Политическая история V—IV века характеризуется укреплением республиканского строя и борьбой плебеев за его демократизацию.
Но, несмотря на успехи
плебса, государственный строй в
основе своей продолжал
Комиции
Комиции потеряли
своё значение ещё к началу
Республики. За ними сохранялось
разрешение лишь некоторых
В конце Республики для этой церемонии членов куриатных комиции заменяют три авгура с тридцатью ликторами, вероятно представляющими курии.
Центуриатные комиции, созывавшиеся высшими магистратами (консулами, диктаторами, преторами), продолжали собираться по центуриям, как это было установлено реформой Сервия Туллия. В раннюю эпоху военная организация совпадала с политической. Впоследствии это положение сохранялось в качестве пережитка.
Собрание по центуриям
созывалось за чертой города,
на Марсовом поле. Граждане собирались
на рассвете; первоначально все
они были вооружены.
После издания закона
Гортензия законодательная
С середины V в. приобрели значение собрания по трибам — трибутные комиции (comitia tributa). Первоначально в них участвовали только плебеи, собиравшиеся по трибам для выбора плебейских магистратов.
Впоследствии наряду с плебейскими собраниями (concilia plebis) созывались по трибам собрания всех граждан. В древности трибутные комиции избирали лишь низших магистратов, но с течением времени их роль в законодательной деятельности Республики увеличилась.
После ряда законов,
последний из которых был
Созывали и
В первом случае собрания назывались comitia tributa, во втором — concilia plebis. Голосование проходило по трибам. Во внимание принимался голос отдельной трибы. Если за предложение высказывалось большинство триб, оно становилось законом. Вначале решение называлось plebiscitum, впоследствии — lex plebeive scitum или просто lex.
На народных собраниях
происходили выборы
Сфера компетенций
различных видов народного
Римские граждане в сущности были лишены политической инициативы, ибо на народных собраниях решали только те вопросы, которые поднимали собравшие их магистраты. Вопросы текущей политической жизни разрешались магистратами и сенатом.
АППИЙ КЛАВДИЙ (Appius Claudius Caecus) (расцвет деятельности – конец 4 – нач. 3 вв. до н.э.), по прозвищу Цек, т.е. Слепой, римский государственный деятель, цензор с 312 до н.э. Обычно срок исполнения этой должности ограничивался 18 месяцами, но Аппий остался на посту, чтобы завершить начатые им грандиозные работы. В частности, он построил Аппиев водопровод (Aqua Appia), по которому вода с Сабинских гор пришла в Рим, и начал сооружение знаменитой Аппиевой дороги между Римом и Капуей. На этой дороге был построен новый римский рынок – форум Аппия. Своим пребыванием на посту цензора Аппий воспользовался для того, чтобы провести ряд важных политических реформ, направленных на расширение участия низших слоев населения в жизни государства. В частности, в сенат были введены выходцы из низов и даже дети вольноотпущенников. Были увеличены налоги, которые и позволили провести упомянутые работы, а также произведено перераспределение граждан по трибам, что изменило соотношение голосов в пользу сторонников Аппия. Впрочем, последующие цензоры отменили реформы Аппия в части членства в сенате и распределения граждан, однако уже в 300 до н.э. плебеям открылись все должности в государстве, в том числе жреческие. Аппий дважды занимал должность консула: в 307 до н.э. и в 296 до н.э. Он был назначен интеррексом (временным правителем до выбора новых консулов) в 298 до н.э. и занимал эту должность трижды. Во время консульства 296 до н.э. Аппий вел войну против самнитов, сабинов и этрусков.
Законы Лициния и Секстия.
Избранные в 376 г. в народные трибуны, Лициний и Секстий, предложили следующие законы:
Отменить должность военных трибунов с консульскою властью и вместо них выбирать двух консулов, из которых, по крайней мере, один был бы плебей, и вместе с тем открыть плебеям доступ в одну из трех высших жреческих коллегий, а именно — в коллегию хранителей оракулов (decemviri sacris faciundis).
Предоставить всем гражданам право на пользование государственными землями (ager publicus), но с тем условием, чтобы каждый из патрициев мог удержать не более 500 югеров (около 150 десятин)
Позволить должникам уплачивать накопившиеся долги с рассрочкою, засчитывая при этом в счет долга уплаченные уже проценты.
Напрасно употребляли
В первое время после принятия Лициниевых законов, они были часто нарушаемы назначением обоих консулов из патрициев, но с 343 г. до P. X. этого уже более не встречается.
Квинт Публилий Филон (лат. Quintus Publilius Philo) — выдающийся римский полководец Второй Самнитской войны, реформатор римской конституции, 4 раза был консулом.
Впервые он стал консулом в 339 до н. э.. В это время шла Вторая Латинская война. Квинт Публилий командовал войсками в битве на Фенектанской равнине, в ходе которой ему удалось разбить восставших латинов. За победу в этом сражении он был удостоен триумфа.[1] В тот же год его коллега Тиберий Эмилий Мамерцин назначил Квинта Публилия диктатором. В этой должности он провёл три закона, ограничивавших власть патрициев, которые получили название «Publiliae Leges» («Законы Публилия»).[1] Согласно этим законам:
постановления, принятые голосованием плебеев, были обязательны для всего народа квиритов;
законы должны были утверждаться сенатом до представления их на голосование в центуриатные комиции;
один из двух цензоров должен был избираться из плебеев.
В 337 до н. э. Квинт Публилий первым из плебеев стал претором, в 335 до н. э. стал начальником конницы при диктаторе Луции Эмилии Мамерцине. В 332 до н. э. был избран цензором. Квинт Публилий и его коллега Спурий Постумий Альбин провели ценз и добавили в списки новых граждан. С их включением добавилось две трибы, Мецийская и Скаптийская.
Законы Лициния и Секстия
Гибель Манлия только на короткий срок приостановила народное движение. Уже в 378 г. традиция отмечает новые крупные волнения должников. Своей кульминационной точки сословная борьба достигает в период 376 — 367 гг., когда все три острых вопроса — задолженность, аграрный вопрос и доступ к высшей магистратуре — были объединены и поставлены на повестку дня. В 376 г. народные трибуны Гай Лициний и Люций Секстий обнародовали три законопроекта.
Первый гласил, что уплаченные по долгам проценты засчитываются в погашение основного долга; остаток вносится в течение трех лет равными частями. Этот законопроект в случае его принятия означал бы фактически ликвидацию долгосрочных обязательств, так как уплаченные по ним проценты в большинстве случаев, конечно, равнялись основному капиталу или даже превосходили его.
Второй законопроект устанавливал
предельную норму оккупации
«Никто не может... выгонять на пастбище более чем 100 голов крупного . скота и 500 мелкого».**
Наконец, третий законопроект упразднял должность военных трибунов с консулярной властью. Впредь должны были избираться по-прежнему консулы и один из них — плебей.
Важность рогаций (законопроектов) Лициния и Секстия заставила патрициев напрячь все силы для борьбы с ними. По преданию, ожесточенная борьба длилась 10 лет. Дело дважды доходило до диктатуры. В течение пяти лет (376 — 371 гг.) невозможно было выбрать даже обычных магистратов, а плебеи ежегодно избирали народными трибунами все тех же Лициния и Секстия. Наконец, к 367 г. сопротивление знати было сломлено, все три закона приняты, и Люций Секстий в 366 г. стал первым плебейским консулом. Но зато патриции компенсировали себя в .другом отношении: из сферы компетенции консулов были изъяты судебные функции и переданы претору (сначала одному, потом двум), избиравшемуся только из патрициев. Кроме этого, наряду с двумя старыми плебейскими эдилами, была создана должность двух патрицианских (или курульных) эдилов.***
В научной литературе высказываются большие сомнения по поводу историчности законов Лициния и Секстия и вообще всех событий, связанных с ними. Меньше всего этих сомнений вызывает первая рогация. Ликвидация долгов, отчасти напоминающая сисахфию Солона, легко могла произойти и в Риме в обстановке напряженной революционной борьбы. Поэтому у нас нет оснований отбрасывать здесь свидетельства традиции.