Борьба плебеев с патрициями

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 17:56, доклад

Описание работы

Основным итогом борьбы между патрициями и плебеями была ликвидация олигархической республики патрициев как пережитка родовых отношений и создание в принципе демократического рабовладельческого государства, полиса. С этой точки зрения борьба плебеев с патрициями была революцией против родового строя и закончилась его разрушением. Совершенно ясно об этом говорит Энгельс: «Выше мы рассмотрели в отдельности три главные формы, в которых государство поднимается на развалинах родового строя.

Работа содержит 1 файл

борьба патрициев и плебеев Шаблин.docx

— 32.65 Кб (Скачать)

Цензура Аппия Клавдия, Закон Гортензия, Комиции

 

      Большую роль сыграла  деятельность цензора 312 г. Аппия Клавдия. Он построил первую дорогу (via Appia), соединившую Рим с Капуей и имевшую большое значение в борьбе с самнитами.

 

      Он же соорудил  первый водопровод, доставлявший  в Рим питьевую воду. Аппий Клавдий находился во вражде с Фабиями, игравшими тогда большую роль в политической жизни Рима. Не был он в согласии и с некоторыми представителями плебса, например, с знаменитым полководцем Манием Курнем Дентатом.

 

     Аппий Клавдий покровительствовал вольноотпущенникам и городским плебеям и, повидимому, защищал интересы торгово-ростовщических кругов. В противовес старой аристократии в качестве цензора Аппий Клавдий включил в сенат лиц, родители которых были вольноотпущенниками; кроме того, он разрешил неимущим гражданам приписываться не только к городским, но и к сельским трибам.

 

     Этим создавались  благоприятные условия для вольноотпущенников, которые, не владея земельной  собственностью, могли быть записаны  в любую трибу и получали, таким  образом, возможность влиять на  решения народных собраний.

 

     На основании этого  можно сказать, что денежный  ценз фактически приравнивался  к земельному. Вполне возможно, что к этому времени относится окончательная редакция так называемой Сервиевой конституции.

 

     Аппию Клавдию приписывается и ряд других мероприятий. Он совершенствовал латинский алфавит, превратил культ Геркулеса из частного в общеримский, был одним из основателей правоведения. Когда Пирр отправил своего посла в Рим с целью склонить сенат к миру, престарелый и потерявший зрение Аппий Клавдий произнёс речь, после которой сенат отверг мирные предложения эпирского царя.

 

     Эта речь Клавдия  была известна ещё Цицерону  и являлась одним из первых  образцов римского политического  красноречия.

 

     В 304 г. эдил Глей  Флавий, сын вольноотпущенника, находившийся  под покровительством Клавдия,  опубликовал судебные формулы  (legis actioncs) и обнародовал календарь. Мера эта была направлена против понтификов, которые считались единственными знатоками и толкователями права и в ведении которых находился календарь со сложной системой присутственных и неприсутственных дней. К началу IV в. плебеям стали доступны все должности, а в 300 г. был принят закон братьев Огулъниев, по которому плебеи допускались в коллегию понтификов и авгуров.

 

     Закон Гортензия

 

     В 287 г. политическая  борьба в Риме снова обострилась.  Восставшие плебеи выселились  на Яникул (холм на правой стороне Тибра). Избранный диктатором Квинт Гортензий провёл закон, по которому решения плебеев по трибам получали силу закона и не нуждались в одобрении (auctoritas) сената.

 

     Государственный строй  Рима к началу III в. Политическая история V—IV века характеризуется укреплением республиканского строя и борьбой плебеев за его демократизацию.

 

     Но, несмотря на успехи  плебса, государственный строй в  основе своей продолжал оставаться  аристократическим. Римская община  имела три вида народных собраний.

 

     Комиции 

 

     Комиции потеряли  своё значение ещё к началу  Республики. За ними сохранялось  разрешение лишь некоторых вопросов  семейного права, как то: усыновление,  утверждение завещаний и сводившийся  к чистой формальности обряд  наделения высшей властью (imperium) магистратов.

 

     В конце Республики  для этой церемонии членов  куриатных комиции заменяют три авгура с тридцатью ликторами, вероятно представляющими курии.

 

     Центуриатные комиции, созывавшиеся высшими магистратами (консулами, диктаторами, преторами), продолжали собираться по центуриям, как это было установлено реформой Сервия Туллия. В раннюю эпоху военная организация совпадала с политической. Впоследствии это положение сохранялось в качестве пережитка.

 

     Собрание по центуриям  созывалось за чертой города, на Марсовом поле. Граждане собирались  на рассвете; первоначально все  они были вооружены. Голосование  происходило по центуриям, причём  каждая центурия имела один  голос. Решение центуриатных комиции было законом (lex), который входил в силу лишь после формального одобрения его сенатом (auctoritas patrum).

     После издания закона  Гортензия законодательная деятельность  отходит постепенно к трибутным комициям, и только вопросы войны и мира рассматривались всегда центуриатными комициями. Решающее значение в этих комициях по сервианскому устройству имели граждане с высоким имущественным цензом.

 

     С середины V в. приобрели  значение собрания по трибам  — трибутные комиции (comitia tributa). Первоначально в них участвовали только плебеи, собиравшиеся по трибам для выбора плебейских магистратов.

 

     Впоследствии наряду  с плебейскими собраниями (concilia plebis) созывались по трибам собрания всех граждан. В древности трибутные комиции избирали лишь низших магистратов, но с течением времени их роль в законодательной деятельности Республики увеличилась.

 

     После ряда законов,  последний из которых был проведён  Гортензией в 287 г. было установлено,  что решения плебса по трибам  имеют силу закона, т. е. приравниваются  к постановлениям центуриатных комиции. Трибутные комиции собирались в разных местах: на Форуме, на Капитолии, иногда за городом. В конце Республики для выборов магистратов они происходили на Марсовом поле.

 

     Созывали и председательствовали  на них курульные магистраты (консул, диктатор, претор, курульный эдил) или  же плебейские магистраты (народный  трибун, плебейский эдил).

 

     В первом случае  собрания назывались comitia tributa, во втором — concilia plebis. Голосование проходило по трибам. Во внимание принимался голос отдельной трибы. Если за предложение высказывалось большинство триб, оно становилось законом. Вначале решение называлось plebiscitum, впоследствии — lex plebeive scitum или просто lex.

 

     На народных собраниях  происходили выборы магистратов  и разрешались лишь важнейшие  вопросы. Порядок проведения заседаний  исключал возможность всестороннего  обсуждения вопросов.

 

     Сфера компетенций  различных видов народного собрания  не была точно разграничена. Благодаря  этому непосредственное влияние  народа на политическую жизнь  было ограничено.

 

     Римские граждане в сущности были лишены политической инициативы, ибо на народных собраниях решали только те вопросы, которые поднимали собравшие их магистраты. Вопросы текущей политической жизни разрешались магистратами и сенатом.

 

АППИЙ КЛАВДИЙ (Appius Claudius Caecus) (расцвет деятельности – конец 4 – нач. 3 вв. до н.э.), по прозвищу Цек, т.е. Слепой, римский государственный деятель, цензор с 312 до н.э. Обычно срок исполнения этой должности ограничивался 18 месяцами, но Аппий остался на посту, чтобы завершить начатые им грандиозные работы. В частности, он построил Аппиев водопровод (Aqua Appia), по которому вода с Сабинских гор пришла в Рим, и начал сооружение знаменитой Аппиевой дороги между Римом и Капуей. На этой дороге был построен новый римский рынок – форум Аппия. Своим пребыванием на посту цензора Аппий воспользовался для того, чтобы провести ряд важных политических реформ, направленных на расширение участия низших слоев населения в жизни государства. В частности, в сенат были введены выходцы из низов и даже дети вольноотпущенников. Были увеличены налоги, которые и позволили провести упомянутые работы, а также произведено перераспределение граждан по трибам, что изменило соотношение голосов в пользу сторонников Аппия. Впрочем, последующие цензоры отменили реформы Аппия в части членства в сенате и распределения граждан, однако уже в 300 до н.э. плебеям открылись все должности в государстве, в том числе жреческие. Аппий дважды занимал должность консула: в 307 до н.э. и в 296 до н.э. Он был назначен интеррексом (временным правителем до выбора новых консулов) в 298 до н.э. и занимал эту должность трижды. Во время консульства 296 до н.э. Аппий вел войну против самнитов, сабинов и этрусков.

 

Законы Лициния и Секстия.

 

Избранные в 376 г. в народные трибуны, Лициний и Секстий, предложили следующие законы:

Отменить должность военных  трибунов с консульскою властью  и вместо них выбирать двух консулов, из которых, по крайней мере, один был  бы плебей, и вместе с тем открыть  плебеям доступ в одну из трех высших жреческих коллегий, а именно —  в коллегию хранителей оракулов (decemviri sacris faciundis).

Предоставить всем гражданам право  на пользование государственными землями (ager publicus), но с тем условием, чтобы каждый из патрициев мог удержать не более 500 югеров (около 150 десятин)

Позволить должникам уплачивать накопившиеся долги с рассрочкою, засчитывая при  этом в счет долга уплаченные уже  проценты.

 

 Напрасно употребляли патриции  все возможные средства против  этих законов: Лициний и Секстий, 10 лет сряду избираемые в трибуны, с замечательной энергией отстаивали свои законы, не смотря не только на упорное сопротивление патрициев, но даже на встреченную вначале оппозицию со стороны остальных 8-ми трибунов. Когда же, наконец, между трибунами установилось единодушие, сенат думал отсрочить необходимую уступку, провозгласив диктатором Камилла, ревностного защитника патрицианских интересов. Но настойчивости народных трибунов ничто не могло поколебать. Патриции соглашались уступить требованиям относительно общественного поля и относительно ограничения меры владения общественным полем, но не могли долгое время решиться допустить плебеев к должности консула. Трибуны же соединили все эти требования в одно предложение (rogatio). Наконец, после 10-ти-летнего тщетного сопротивления, сенат должен был уступить, и предложения Лициния получили силу закона (366 г. до P.X.). В следующем же году избран был консулом Секстий Латеран.

 

В первое время после принятия Лициниевых законов, они были часто нарушаемы назначением обоих консулов из патрициев, но с 343 г. до P. X. этого уже более не встречается.

Квинт Публилий Филон (лат. Quintus Publilius Philo) — выдающийся римский полководец Второй Самнитской войны, реформатор римской конституции, 4 раза был консулом.

 

Впервые он стал консулом в 339 до н. э.. В это время шла Вторая Латинская война. Квинт Публилий командовал войсками в битве на Фенектанской равнине, в ходе которой ему удалось разбить восставших латинов. За победу в этом сражении он был удостоен триумфа.[1] В тот же год его коллега Тиберий Эмилий Мамерцин назначил Квинта Публилия диктатором. В этой должности он провёл три закона, ограничивавших власть патрициев, которые получили название «Publiliae Leges» («Законы Публилия»).[1] Согласно этим законам:

постановления, принятые голосованием плебеев, были обязательны для всего  народа квиритов;

законы должны были утверждаться сенатом  до представления их на голосование  в центуриатные комиции;

один из двух цензоров должен был  избираться из плебеев.

 

В 337 до н. э. Квинт Публилий первым из плебеев стал претором, в 335 до н. э. стал начальником конницы при диктаторе Луции Эмилии Мамерцине. В 332 до н. э. был избран цензором. Квинт Публилий и его коллега Спурий Постумий Альбин провели ценз и добавили в списки новых граждан. С их включением добавилось две трибы, Мецийская и Скаптийская.

 

 

Законы Лициния и Секстия

 

Гибель Манлия только на короткий срок приостановила народное движение. Уже в 378 г. традиция отмечает новые крупные волнения должников. Своей кульминационной точки сословная борьба достигает в период 376 — 367 гг., когда все три острых вопроса — задолженность, аграрный вопрос и доступ к высшей магистратуре — были объединены и поставлены на повестку дня. В 376 г. народные трибуны Гай Лициний и Люций Секстий обнародовали три законопроекта.

 

Первый гласил, что уплаченные по долгам проценты засчитываются в  погашение основного долга; остаток  вносится в течение трех лет равными  частями. Этот законопроект в случае его принятия означал бы фактически ликвидацию долгосрочных обязательств, так как уплаченные по ним проценты в большинстве случаев, конечно, равнялись основному капиталу или даже превосходили его.

 

Второй законопроект устанавливал предельную норму оккупации государственной  земли. Она была определена в 500 югеров (около 125 га). Один из вариантов традиции, отразившийся у Аппиана,* прибавляет к этому норму использования государственного пастбища:

 

«Никто не может... выгонять на пастбище более чем 100 голов крупного . скота и 500 мелкого».**

 

Наконец, третий законопроект упразднял  должность военных трибунов с  консулярной властью. Впредь должны были избираться по-прежнему консулы и один из них — плебей.

 

Важность рогаций (законопроектов) Лициния и Секстия заставила патрициев напрячь все силы для борьбы с ними. По преданию, ожесточенная борьба длилась 10 лет. Дело дважды доходило до диктатуры. В течение пяти лет (376 — 371 гг.) невозможно было выбрать даже обычных магистратов, а плебеи ежегодно избирали народными трибунами все тех же Лициния и Секстия. Наконец, к 367 г. сопротивление знати было сломлено, все три закона приняты, и Люций Секстий в 366 г. стал первым плебейским консулом. Но зато патриции компенсировали себя в .другом отношении: из сферы компетенции консулов были изъяты судебные функции и переданы претору (сначала одному, потом двум), избиравшемуся только из патрициев. Кроме этого, наряду с двумя старыми плебейскими эдилами, была создана должность двух патрицианских (или курульных) эдилов.***

 

В научной литературе высказываются  большие сомнения по поводу историчности законов Лициния и Секстия и вообще всех событий, связанных с ними. Меньше всего этих сомнений вызывает первая рогация. Ликвидация долгов, отчасти напоминающая сисахфию Солона, легко могла произойти и в Риме в обстановке напряженной революционной борьбы. Поэтому у нас нет оснований отбрасывать здесь свидетельства традиции.

Информация о работе Борьба плебеев с патрициями