Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 21:26, реферат
Целью реферата является показать сущность известных богов и доказать, что эти мифические существа могут быть интересны.
Объект исследования – древнегреческие боги. Этих существ можно назвать воплощением сил природы и хранителями древних наук и искусств. Они – защитники гармонии и законности в природе, карающие людей за их проступки и грехи.
Введение
«…Быть незнакомы не могут друг другу бессмертные боги,
Даже когда б и великое их различало пространство…»
Гомер «Одиссея»
Тема: «Боги в Древней Греции».
Причиной, послужившей для написания работы, стало желание ознакомить других с древне-греческими богами – главными олицетворениями природы.
Актуальность этой темы пропала в наши дни, лишь некоторые из нас интересуются богами этой древней культуры.
Целью реферата является показать сущность известных богов и доказать, что эти мифические существа могут быть интересны.
Объект исследования – древнегреческие боги. Этих существ можно назвать воплощением сил природы и хранителями древних наук и искусств. Они – защитники гармонии и законности в природе, карающие людей за их проступки и грехи.
Задачи:
Миф
Что такое миф? В «школьном понимании» - это прежде всего античные, библейские и другие старинные «сказки» о сотворении мира и человека, а также рассказы о деяниях древних, по преимуществу греческих и римских богов и героев – поэтические, наивные, нередко причудливые. Само слово «миф», греческое и означает предание, сказание. Вплоть до 19 в. в Европе были наиболее распространены лишь античные мифы – рассказы древних греков и римлян о своих богах, героях и других фантастических существах. Особенно широко имена древних богов и героев и рассказы о них стали известны с эпохи Возрождения (15-16вв.), когда в европейских странах оживал интерес к античности. Примерно в тоже время в Европу проникают первые сведения о мифах арабов и американских индейцев. В образованной среде общества вошло в моду употреблять имена античных богов в аллегорическом смысле: говоря «Марс» подразумевали войну, под «Венерой» разумели любовь, под «Минервой» - мудрость, под «музами» - различные науки и искусства. Такое словоупотребление удержалось до наших дней, в частности в поэтическом языке, вобравшем в себя многие мифологические общества.
Разнообразие мифов очень велико. Все они по-своему интересны, но самыми известными являются древнегреческие мифы. Рассмотрим богов, присутствующих в мифологии Древней Греции. Боги как могущественные сверхъестественные существа являются главными персонажами большинства мифов в так называемых развитых мифологиях.
Мифы древних греков говорят: вначале не было ничего, кроме вечного Хаоса.
Хаос по-гречески означает «зев», «зияние», «развернутое пространство», «бездна». Из него уже возникли Гея – Земля, Тартар, Эрос, Ночь и Эреб – первоосновы жизни. Поэты-орфики сближали Хаос с мировым яйцом, источником жизни. Поздняя античность отождествляет ХАОС с Аидом. Овидий представляет Хаос грубой и бесформенной материей, где смешались суша и воздух, тепло и холод, твердое и мягкое. Хаос – одновременно животворящая и уничтожающая сила. Он бесконечен во времени и пространстве. Из Хаоса также произошли мир и бессмертные боги.
Боги и богини
Богов и богинь в Древней Греции было конечно не мало и всех их сосчитать и рассмотреть не возможно, но можно познакомиться с некоторыми из них. Первым из богов воцарился Уран-небо.
Уран
Уран был супругом Геи – богини земли. Урана родила Гея, а затем, вступив с ним в брак, произвела на свет киклопов, гекатонхейров и титанов. Уран с первого взгляда возненавидел своих детей-чудовищ, заточил их в недра земли «и злодейством своим наслаждался». Гею тяготило ее время, и она подговорила детей наказать отца; для этого она дала им оружие – серп. Младший из детей оскопил отца серпом и заточил его в тартар. Из крови Урана, полившейся на землю, родились гиганты, эриннии и мели. Уран и Гея – это первое, самое древнее поколение богов. Именно они положили начало роду чудовищ, с которыми пришлось воевать более поздним, классическим богам и многим поколениям героев.
Власть у Урана отнял его сын Крон, тот самый, что оскопил и заточил отца в тартар. По преданию, время его правления было Золотым веком, когда люди не знали труда и смерти.
Крон
Крон или Кронос женился на своей сестре Рее и, боясь предсказанной ему участи быть свергнутым своим сыном – он проглатывал всех своих детей. Когда родился младший сын, Зевс, Рея обманула мужа и дал проглотить ему камень, завернутый в пеленку, а Зевса спрятала на отрове Крит. Возмужав, Зевс заставил Крона вернуть всех проглоченных им детей, напоив волшебным напитком, а самого сверг и сбросил в тартар.
Имя Кронос сближают с греческим «хронос» - «время». Его изображают со зловещей косой в раках – возможно в нее превратился серп, которым он совершил «нечестивое дело» над своим отцом.
После смерти Крона произошла великая борьба за власть титанов и богов-олимпийцев. Когда олимпийцы победили титанов – это означало победу силу разума, порядка и гармонии. Зевс, Аид и Посейдон – три брата, которые поделили верховную власть над миром. Зевсу достался Олимп и стал именоваться Олимпийским, или Фессаолийским, олицетворяя только светлую, животворящую силу. Аид поселился в своих подземных владениях, а Посейдон получил в удел море, после чего поселился в подводном золотом дворце в Эгах, покинув Олимп.
Зевс и его жены
Зевс – исконно греческое божество, имя его означает «светлое небо»; связывают его имя с греческими словами «жизнь», «орошение», «то, через что все существует».
Поначалу Зевс мыслился владыкой и живых и мертвых, он вершил суд над умершими и объединил в себе начало жизни и смерти. Это архаическое божество называли Хтонием – подземным и поклонялись ему в Каринфе.
Зевс страшится судьбы свергнутых Урана и Крона, и когда Гея предвещает ему рождение более сильного, чем он сына он проглатывает свою первую жену Метиду (мудрую богиню, имя ее означает «мысль»), чтобы этого не случилось. Метида же, поглощенная Зевсом, подает ему советы и помогает различать зло и благо.
После Метиды Зевс взял в жены богиню справедливости Фемиду. Фемида – древнее могучее божество, иногда она мыслиться матерью Геей, хранительницей древней мудрости и вещего дара. В классической мифологии Фемида уже не отожествляется с землей. Она навсегда осталась советницей Зевса, сидит у подножья олимпийского трона и ведет с ним беседы.
Третья – и последняя – законная супруга Зевса Гера. Имя Гера означает «госпожа», «охранительница». Перед битвой с титанами мать спрятала Геру на краю земли, у Океана и Тефиды. Там ее нашел Зевс и, пылко полюбив, сделал ее законной супругой. Гера более древнее божество, чем Зевс. В ее характере – следы архаического, стихийной, неразумной силы. Она пытается отстаивать свою независимость перед мужем, часто спорят они между собой, у Геры свои симпатии и интересы. Гера – покровительница брака и семьи. Она ревнует многоженца Зевса и преследует его возлюбленных. Эта богиня обидчива и мстительна. Она родила Зевсу Гебу, богиню юности, Илифию, покровительницу рожениц, и бога войны, Ареса.
Браки Зевса вносят в мир гармонию и разумную красоту. У богини Фемиды родились от Зевса горы – богини смена времен года, размеренности и порядка, и мойры – богини судьбы. У богини Мнемосины, одной из возлюбленной Зевса, родились десять муз – покровительниц искусств и наук. Океанида Эвринома родила сияющий харит, олицетворяющий радость, красоту и веселье, кроткая Лето – грозного и прекрасного Аполлона и богиню-охотницу Артемиду. От Зевса родилась и мудрая Афина, и по некоторым версиям – Афродита. Смертные женщины рожали Зевсу героев-победителей древних чудовищ, мудрецов и основателей городов.
В отличие от коварных, буйных и необузданных богов предшествующих поколений, Зевс стоит на страже законности и порядка. Он сам подчиняется приговорам мойр. Веления судьбы скрыты от него; чтобы их узнать, он взвешивает жребий на золотых весах, и если жребий смерти выпал даже его сыну – не смеет этому препятствовать. Поэтому он строго карает все нарушения закона – будь их нарушителями боги или смертные.
Зевс борется со злом, наказывая отдельных «кознодеев» вроде Тантала или Сизифа, и осуществляет исполнение родовых проклятий над целыми поколениями людей.
Обладая мощью и властью древнего первобытного божества, Зевс охраняет мораль и право – основы древней государственности. Он покровитель сирот, молящих, путников.
Почитают Зевса и как хранителя семьи и рода. Его называли «отец», «всепородитель», «отчий», «родовой»; войны молились ему о победе, обращаясь к Зевсу: «воинский», «носитель победы», а скульптор Фидий изваял Зевса, держащего в руке фигурку богини Нике. Одним словом, Зевс – вообще заступник эллинов.
В более древних мифах на первый план выносится стихийная мощь Зевса.
Атрибуты верховного бога – эгида, скипетр, иногда молот. Святилища Зевса находились в Додоне и Олимпии. В Олимпии в честь этого божества каждые четыре года устраивались знаменитые Олимпийские игры, во время которых прекращались все войны в Греции.
Сохранились культовые статуи Зевса, где он изображен сидящим на троне со своими атрибутами власти. Дошла до нас античная скульптура «Зевс Отриколи», многочисленные рельефы Парфенона и Пергамского алтаря, изображающего Зевса среди олимпийцев, битву Зевса с гигантами и рождение Афины из его головы.
Аид
Аид – бог подземного царства. Древние греки представляли себе загробный мир мрачным, страшным, а жизнь в нем казалась им полной страданий и несчастья. Бесплотные тени проносились по мрачным полям подземного царства, издавая тихие, жалобные стоны. В царство Аида несла свои воды река Лета, дающая забвение всему, что приходит на землю. Суровый Харон перевозил души умерших на другой берег реки Стикс, откуда никому не было возврата.
Золотой трон Аида окружали ужасные, мрачные существа.
Аиду не приносят жертв, у него нет детей, и даже жену он добыл незаконно и хитростью. Дав проглотить ей гранатовое зернышко, вынудил ее возвращаться к нему хотя бы на треть года. По свидетельству Павсания, Аида почитали только в Элиде, где раз в году открывался его храм и туда входили жрецы Аида. Имя Аид означает «невидимый», «безвидный», «ужасный».
Пожалуй единственным добрым существом, обитавшем в царстве подземного бога, был бог сна Гипнос.
Гипнос – сын Ночи и брата Смерти – Таната, а также мойр и Немесиды. Гипнос, в отличие от Таната, спокойное и благосклонное к людям божество. Он неслышно носился повсюду на своих прозрачных крыльях и выливал из рога снотворный напиток. Стоило этому богу нежно коснуться своим волшебным жезлом человеческих глаз, как люди тут же погружались в глубокий сладкий сон. Даже великий Зевс не в силах был устоять перед Гипносом.
Посейдон
Посейдон – один из главных олимпийских богов, владыка моря. Его супруга, нереида Амфитрита, родила ему сына Тритона – бога морских глубин. Посейдон мчится по морю на колеснице, запряженной длинногривыми конями и смеряет волны своим трезубцем.
В древнейших представлениях греков Посейдон связан с землей – ведь именно вод делает землю плодородной. На это указывают и его эпитеты «земледержец», «колебатель земли», и легенды, в которых он высекал своим трезубцем из земли источник воды, и воплощение его в земных животных – быка и коня.
Как полагается древнему божеству, Посейдон мстителен, злопамятен, буен. Он считает себя равным своему брату Зевсу и иногда в открытую враждует с ним.
Дети Посейдона также отличались дикостью и стихийной, чудовищной силой.
Это буйные и дерзкие великаны Сарпедон, Орион и братья Алоады; царь бебриков, сын земли силач Антей, дикий и мрачный людоед Полифем, царь Бусирис, убивающий чужестранцев, разбойники Керкион и Скирон. От горгоны Медузы у Посейдона были воин Хрисаор и крылатый конь Пегас, от Деметры конь Арейон, чудовищный минотавр, рожденный Пасифаей, - тоже сын Посейдона.
Мифическая Схерия – единственная страна, где потомки Посейдона жили счастливо и безмятежно, царствуя над народом искусных мореходов, любимых богами. Атлантиду же, где тоже царили потомки Посейдона, Зевс покарал за нечестивость.
Посейдона почитали как божество моря и источников. «Черновласому», «синекудрому» обычно приносили в жертву черных животных, что указывает на его связь с подземными, хтоническими силами. Жертвоприношения Посейдону приносились в случае бедствий, насланных богом и должны были смягчить его гнев.
Аполлон
Аполлон родился на острове Десол. Собираясь разрешиться от бремени, Лето долго скиталась, преследуемая гневом ревнивой Геры и посланным ею змеем Пифоном. Только плавучий островок Астерия, пустынный и скалистый, наконец дал ей приют. Там, под пальмой, родила Лето близнецов – Артемиду и Аполлона, и с этого момента островок прочно прирос к морскому дну и стал называться Делос, что означает «являю». Священным стал остров, явивший миру светлого бога, священным деревом Аполлона стала пальма, а священной птицей лебедь, ибо семь раз пропели лебеди в честь рождения Аполлона; потому и струн семь на его кифаре.
Родившись, потребовав Аполлон лук, лиру и пожелал прорицать волю отца Зевса. «Светозаный бог», Аполлон сближается с солнцем – одновременно губительным и целительным. Он может избавить народ от чумы, он заступник и врач и обладает властью над всеми целительными травами. С его волос струится целительная панакея, охраняющая от недуга. Его сын Асклепий – врачеватель настолько искусный, что возвращает к жизни умерших.