Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 01:17, реферат
Наши предки в борьбе с хищными зверями, голодом и болезнями, засухой и наводнениями на каждом шагу встречались с таинственным и непонятным. Задумываясь над тем, как устроен окружающий мир, они искали объяснения всему неизвестному. Так появились религиозные верования – религия.
Религия – это вера людей в сверхъестественные существа (богов, духов) и поклонение им.
Трава, деревья, камни – всё казалось нашим предкам живым. Весь мир казался населённым добрыми и злыми духами:
- Они считали, что в избе живёт добрый дух старичок Домовой, покровитель дома. Ему оставляли ужин чтобы задобрить. Иногда в доме поселялся злой дух – Кикимора.
- Во дворе жил дух – Дворовой, в овине – Овинник, в бане – Банник. Его злой воле приписывали обмороки в бане.
Крышень принес людям огонь, научил варить священный напиток сурью и спас от физического вымирания. Что же сделал Коляда?
Он
появился на свет 8500 лет назад (то есть
в 7 тысячелетии до н. э.), чтобы спасти
человечество от духовного
вырождения. Собрав 60 высших жрецов
разных народов, Коляда начал учить позабытому
ведическому знанию. Это было третье божественное
откровение людям.
Первый закон жизни дал Род. Суть его заключается в том, что жизнь бесконечна и вездесуща, это — Всевышний. Жизнь на Земле возникла от постепенного нисхождения Всевышнего на планету, сначала в виде его сына Рода, затем в виде Сварога. Тогда же мир был разделен на три части: Правь, Явь и Навь. Человек, существующий в Яви, должен стремиться к небесам. Он должен избегать Зла и Тьмы — Нави.
Второй закон жизни дал миру Велес. Это движение людей от Тьмы к Свету, за движением Солнца.
Третий
закон поведал людям Коляда. Он рассказал
собравшимся вокруг него мудрецам о Великом
Коло Сварога, о Дне и Ночи Сварога, а также
учредил первый календарь (название его
означает «Коляды дары»). Иными словами,
Коляда вывел людей за пределы сиюминутного
существования, подробно изложив, как
движется время и каких перемен от него
следует ожидать.
Бог Крышень
В
ряду древних русских богов, Рода,
Сварога, Перуна и других, обычно пропускают
Крышня, а между тем, он — один из главных.
Напомним о его деяниях.
Крышень (в Индии его называли Кришной)
— сын Всевышнего и богини Майи, то есть
он доводился братом самому первотворцу
мира Роду, хотя и был значительно младше
его. Он появился на свет не случайно, а
чтобы исполнить великую миссию. В то время
на мир Яви обрушились великие холода.
Люди утратили дар богов, огонь, и вымирали,
замерзая. Причиной этих великих бедствий
был Чернобог. Крышень слетел с небес на
белогривом коне, дал людям огонь, а потом
сразился на берегу Ледовитого океана
с Чернобогом и победил его. Это деяние
Крышня воспето в священной «Книге Коляды»:
Зажигайте Огонь
Священный!
Пусть пылают огни горючие — высоко до
самого неба!
Почитайте и помните Крышня,
Сына Златой Майи и Вышня!
Победу
нового бога небожители решили отпраздновать
в Яви. Но сам герой воспротивился,
спросил: «Почему вы пьете сами священной
напиток сурью, но не даете ее людям?»
И поскольку никто не захотел ему ответить,
Крышень оседлал птицу Гамаюн и взлетел
на ней в Синюю Сваргу, к своему отцу Вышню.
Там он наполнил чашу сурьей и принес на
землю людям. Об этом также есть запись
в «Книге Коляды»:
Сурья — мед,
на травах бродивший!
Сурья — также и Солнце Красное!
Сурья — Вед понимание ясное!
Сурья — след Всевышнего Вышня!
Сурья — истина бога Крышня!
Сурья
— это согревающий медовый
напиток, позволивший людям выжить
в условиях лютого холода.
Лель
Лель, Лелья, Лельо, Любич - в мифологии древних славян бог любовной страсти. О Леле - этом веселом, легкомысленном боге страсти - до сих пор напоминает слово «лелеять», то есть нежить, любить. Он сын богини красоты и любви Лады, а красота, естественно, рождает страсть. Особенно ярко это чувство вспыхивало весной и в Купальскую ночь.
Изображался
он в виде златовласого, как и
мать, крылатого младенца: ведь любовь
свободна и неуловима. Лель метал
из рук искры: ведь страсть - это пламенная,
жаркая любовь! Он то же, что римский
Амур, только те поражают сердца людей
стрелами, а Лель возжигал их своим
ярым пламенем.
Священной птицей его считался аист. Другое
название этой птицы в некоторых славянских
языках - лелека. В связи с Лелем почитались
и журавли, и жаворонки - символы весны.
Бог
Овсень
У Коляды был брат-близнец Овсень (Авсень), который появился на свет чуть позже и потому считался вторым, младшим. Ему же досталась роль на практике осуществлять те божественные знания, которым учил людей Коляда.
В «Книге Коляды» записано:
Как два сокола
летели — Овсень и Коляда!
Там лето — здесь зима!
Как они летели — все люди глядели.
Как они садились — все люди дивились.
Как они вспорхнули — все люди вздохнули...
Чествование
двух братьев приходилось на один
и тот же сезон — зиму. Сначала
праздновали Коляду, затем по деревням
ходили «овсенщики», славившие Овсеня.
«Лето» в песне символизирует вечное благоденствие
жизни на небесах. «Зима» — это трудности
земной жизни.
Бог
Святовит
Западные
славяне называли Святовитом (Свентовит,
Световид) нашего Сварога, деда Богов.
От имени этого славянского бога происходит само название святости, всего святого, святых праведников (то есть людей, следующих по пути Прави) и божественного света, проливающегося на землю. Кроме того, любой праздник на многих славянских языках называется свято.
Изваяние Святовита представляло собой могучую фигуру с четырьмя головами. Каждый лик, смотрящий в определенную сторону света, имел короткую бороду. В правой руке бог держал окованный металлом культовый рог с медом. Левой упирался в бок. Одежда достигала колен, а ступнями он стоял вровень с людьми — на земле. Это изображение было прикрыто багряной завесой. На стенах храма, среди рогов оленей, лосей и туров, висело украшенное самоцветами седло, уздечка и меч с серебренной гравированной рукоятью.
Только
служители бога, в белых одеяниях,
могли входить в святилище, при
этом они задерживали дыхание, чтобы
не осквернить им Святовита. Они же содержали
белых коней бога, на которых тот выезжал
по ночам, чтобы сокрушить врагов славян.
300 всадников в красных одеждах сторожили
обитель бога.
Бог
Святобор
Святобор
— у западных и восточных славян— бог
лесов и лесных угодий, олицетворение
вечно живой природы Он предопределяет
участь, жизнь и судьбу всех обитателей
леса, обеспечивая гармонию и согласие
в природе. Убеждение, что природе нельзя
наносить — по глупости или жадности —
невосполнимый урон, возникло еще в глубокой
древности. Наши предки верили, что охотника,
посягнувшего на зверя с детенышем, или
рыбака, который ловит рыбу, когда она
нерестится, покарает владыка чащоб Святобор.
Верили, что всех охотников, прельщающихся
на легкую, неправедную добычу, ждет грозная
расплата.
Исстари в заповедных лесах, святых борах
охота и вырубка деревьев запрещались
под страхом смерти.
Девана
- в славянской мифологии богиня охоты,
жена бога лесов Святобора. Девану древние
славяне представляли в облике красавицы,
одетой в богатую кунью шубу, отороченной
белкою; с натянутым луком и стрелами.
Бог Триглав
Триглав – это главнейший символ, в котором была выражена сама суть нашей древней веры: бог един, но у него множество проявлений. Чаще всего, это три главные сущности: Сварог - творение, Перун – закон Прави и Святовит (Свентовит) – божественный свет.
Ниже
Триглава находились Белобог и Чернобог,
которые пребывали в постоянной борьбе
друг с другом: дневной свет тускнел в
надвигающихся сумерках, а ночную тьму
рассеивала утренняя заря; на смену грусти
спешила радость: вслед за жестокостью
и завистью приходило время бескорыстных
и добрых дел.
Мать
Сыра Земля
Мать
Сыра Земля - важный персонаж в славянской
мифологии с древнейших времен. Земля
представлялась воображению язычника,
обожествлявшего природу, живым человекоподобным
существом. Травы, цветы, кустарники, деревья
казались ему ее пышными волосами; каменные
скалы признавал он за кости (заметно созвучие
слов «скала» и «скелет»); цепкие корни
деревьев заменяли жилы, кровью земли
была сочившаяся из ее недр вода.
И, как живая женщина, она рождала существ земных, она стонала от боли в бурю, она гневалась, учиняя землетрясения, она улыбалась под солнцем, даруя людям невиданные красоты, она засыпала студеною зимой и пробуждалась по весне, она умирала, обожженная засухой и возрождалась после дождей.
И,
точно к истинной матери, прибегал
к ней человек во всякую пору своей
жизни. Помните в сказках? Припадет
богатырь к сырой земле - и преисполнится
новых силушек. Ударит в землю
копьем - и она поглотит черную, ядовитую
змееву кровь, воротив жизнь загубленным
людям. Кто не почитает земли-кормилицы,
тому она, по словам пахаря, не даст хлеба
- не то что досыта, а и впроголодь; кто
сыновьим поклоном не поклонится Матери
Сырой Земле, на гроб того она ляжет не
пухом легким, а тяжелым камнем. Кто не
захватит с собою в дальний путь горсти
родной земли - никогда не увидит больше
родины, верили наши предки.
Больные в старину выходили в чистое поле,
били поклоны на все четыре стороны, причитывая:
«Прости, сторона, Мать Сыра Земля!». «Чем
заболел, тем и лечись!» - говорит народная
Русь, и советуют старые люди выносить
тех, кто ушибся-разбился, на то самое место
и молить землю о прощении.
Земля
и сама по себе почитается в народе
целебным средством: ею, смоченной в
слюне, знахари заживляют раны, останавливают
кровь, а также прикладывают к
больной голове.
Чур
Чур - Бог охраны права собственности, защиты, покровитель границ, целости, оберегания, домашнего очага.
Низшее
божество в восточнославянской мифологии.
В его обязанности входила
охрана межей, границ земельных да и вообще
границ. Чур охранял родовые и племенные
владения, и нечистые силы не могли переступить
их границы.
На межах, границах своих владений наши
предки ставили истукана с вырезанными
на нем символическими родовыми знаками,
считавшимися священными. Чур охранял
человека от всякой "порчи", "Нечистой
силы". Видимо по этому мы иногда и говорим:
"Чур меня" когда хотим защититься
от чего-то нехорошего.
Числобог
Числобог - бог времени
и звездочетства, букв, чисел, календаря
и всем что с этим связано. К нему обращались
в заговорах и при магических обрядах
Волх
Огненный
Волх - охраняет путь в Ирийский (Райский)
сад. Он Бог войны и смелости. По некоторым
мифам является мужем Лели.