Боги древних славян

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 01:17, реферат

Описание работы

Наши предки в борьбе с хищными зверями, голодом и болезнями, засухой и наводнениями на каждом шагу встречались с таинственным и непонятным. Задумываясь над тем, как устроен окружающий мир, они искали объяснения всему неизвестному. Так появились религиозные верования – религия.
Религия – это вера людей в сверхъестественные существа (богов, духов) и поклонение им.
Трава, деревья, камни – всё казалось нашим предкам живым. Весь мир казался населённым добрыми и злыми духами:
- Они считали, что в избе живёт добрый дух старичок Домовой, покровитель дома. Ему оставляли ужин чтобы задобрить. Иногда в доме поселялся злой дух – Кикимора.
- Во дворе жил дух – Дворовой, в овине – Овинник, в бане – Банник. Его злой воле приписывали обмороки в бане.

Работа содержит 1 файл

Боги древних славян с рис..docx

— 1.32 Мб (Скачать)

     По  одной из версий, Стрибог является верховным царем ветров. Его почитали и как истребителя всяческих злодеяний, разрушителя злоумышлений.

     По  другой версии, Стрибог или Стриба(га) - древнее верховное божество Пространства, а затем и просто властитель воздушной стихии, времени.

     Согласно  восточно-славянской традиции, Стрибог является в образе гусляра, перебирающего струны, с луком за спиной, а на поясе - сагайдак со стрелами.  

Марена

     Марена - богиня Зимы, мира мертвых и... плодородия земли. Во многом схожа с Велесом. Следы ее культа у славян прослеживались вплоть до недавнего времени: Марой или Мареной в деревнях называли соломенное чучело - олицетворение зимней стужи, которое на масленицу разрывали и разбрасывали по полям, чтобы те дали богатый урожай.  

Макошь

     К древнейшему земледельческому культу Матери-земли восходит общеславянское почитание Макоши - богини земли, урожая, женской судьбы, великой матери всего живого.  

     Макошь-Земля - олицетворяет собой женское начало природы. Макошь как богиня плодородия тесно связана с Семарглом (огнебогом), с русалками, орошающими поля, с водой вообще. Макоши поклонялись у родников, в качестве жертвы девушки кидали ей пряжу в колодцы. Макошь была также богиней женских работ, чудесной пряхой. Она так же прядет нити судьбы вместе с помощницами Долей и Недолей определяя судьбу людей и богов.

     Макошь ходит по Земле в виде молодой женщины с распущенными волосами и примечает, кто как живет, как соблюдает обычаи, запреты. Милует и награждает она только сильных духом, борющихся за счастье. Она дает выход из самых безнадежных положений, если человек не отчаялся, если идет из последних сил, если не изменил себе и мечте. И тогда Макошь посылает человеку богиню счастья и удачи - Сречу. Но если человек опустился, разуверился и махнул на все рукой - мол, "Кривая вывезет", то его ждет горькое разочарование. Макошь отвернет свой лик. И отверженного поведут по жизни чудовищные старухи - Лихо Одноглазое, Кривая, Нелегкая. 

Лада

 

     Лада - мать Богов, старшая Рожаница, покровительница родов, женщин, детей, богиня брака, любви, женских дел, пар, урожая, плодородия. Богиня Земли.

     К богине обращались с мольбами поздней  весной и в течение лета, приносили  в жертву белого петуха (белый цвет символизировал благо). Имя ее повторялось  в припевах песен: "Ой, Ладо!". Лада связывалась славянами с периодами  летнего плодородия, когда созревает  и тяжелеет урожай. С именем "Лада" в русском языке связано множество  слов и понятий, и все они имеют  отношение к установлению порядка: ладить, наладить, сладить, ладно. Лада иногда считалась так же и матерью  двенадцати месяцев, на которые делится  год.  

Леля

     Леля – Богиня девичьей любви, юной женственности и нежности, покровительница влюбленных, красоты, счастья. Дочь Лады. Супруга Семаргла. Богиня весны, первой зелени и первых цветов, вторая (младшая) Рожаница.

     Отсюда  бережное отношение к кому-либо передается словом "лелеять". Славяне считали, что именно Леля заботится о весенних всходах - будущем урожае.

     Особо почитали Лелю молодые девушки, справляя в ее честь весенний праздник - Ляльник; выбирали самую красивую из подруг, надевали на ее голову венок, усаживали на дерновую скамью (символ прорастающей молодой зелени), водили вокруг нее хороводы и пели песни, прославляющие Лелю, затем девушка - "Леля" одаривала подруг заранее приготовленными венками.  
 
 
 
 
 
 
 

 

 

     Помимо  главных божеств, которых редко  кто видел, у древних славян существовали "второстепенные" божества, которые жили бок о бок с человеком, помогали ему, а иногда и мешали, в разных хозяйственных делах и житейских заботах. Они довольно часто показывались человеку на глаза, и об этих случаях у славян имеется огромное количество преданий, легенд, сказок и даже рассказов очевидцев, начиная с глубокой старины и до наших времен.

     Вот некоторые из этих божеств: Домовой, Овинник, Банник, Дворовый, Полевик и Полудица, Леший, Водяной.  

Домовой

     Домовой - это душа дома, покровитель строения и живущих в нем людей.

     Домовой устраивался жить в подполье, под  печью. Он представлялся в виде маленького старичка, похожего лицом на главу  семьи. По нраву он - вечный хлопотун, ворчливый, но заботливый и добрый. Люди старались поддерживать с Домовым  добрые отношения, заботиться о нем  как о почетном госте, и тогда  он помогал содержать дом в  порядке и предупреждал о грозящем несчастье. Переезжая из дома в дом, Домового всегда с помощью заговора приглашали переехать вместе с семьей. Живущий рядом с человеком  Домовой - самый добрый из "малых" божеств.  

     Дворовый и Банник 

     Дворовый - это хозяин двора, он считался уже чуть менее доброжелательным, чем Домовой. Овинник - хозяин овина - еще менее, а Банник, дух бани, стоящей на краю двора, а то и за его пределами - попросту опасен.

     О Баннике и в наши дни рассказывают немало жутких историй. Он представляется в виде крохотного, но очень сильного старичка, голого, с длинной, покрытой плесенью бородой. Его злой воле приписывают  обмороки и несчастные случаи, иногда происходящие в бане.  

     Любимое развлечение Банника - шпарить моющихся кипятком, раскалывать камни в  печке-каменке и "стрелять" ими  в людей. Может он и затащить в горячую печку и содрать клок кожи с живого. Впрочем, с ним можно поладить. Знающие люди всегда оставляют Баннику хороший пар, свежий веничек и лоханку чистой воды. И никогда друг друга не подгоняют - Банник этого не выносит, сердиться. А уж если попал под руку Баннику, надо выбежать из бани и позвать на подмогу Овинника или Домового: "Батюшка, Выручи!"  

Луговик.

     Дух лугов, народным представлением рисуемый как маленький зеленый человечек в одежде из травы, который помогает косить травы во время сенокоса. Считается дитем Полевика. Луговик бывает очень сердитым, когда покос прозевают - гонит траву в буйный рост и так заплетает ее, что не срезать, не разорвать; а то и сушит траву на корню. Если же придут косари на такой покос - косы рвет.  

Полевик

     Полевики, по народным представлениям, призваны охранять хлебные поля. Относительно добрые, но проказливого нрава; любимое время - полдень.

     Иногда  люди встречали в поле старичка, невзрачного с виду и донельзя сопливого. Старичок просил прохожего утереть ему нос. И если не брезговал человек, в руке у него неожиданно оказывался кошель серебра, а старичок - Полевик исчезал. Таким образом наши предки выражали простую мысль, что Земля щедро одаривает лишь тех, кто не боится выпачкать рук.  

Полудица 

     Рабочий день в деревнях начинался рано, а вот полуденную жару лучше было переждать. Было у древних славян особое мифическое существо, которое  строго присматривало, чтобы в полдень  никто не работал. Это Полудица. Ее представляли себе девушкой в длинной белой рубахе или наоборот - косматой страшной старухой. Полудицы побаивались: за несоблюдение обычая она могла наказать, и жестоко - теперь мы называем это солнечным ударом. 

Леший

     За  оградой жилища древнего славянина  начинался лес. Этот лес определял  весь уклад жизни. В языческие  времена в славянском доме из дерева делали буквально все, от самого жилища до ложек и пуговиц. А кроме  того лес давал дичь, ягоды и  грибы в огромном разнообразии.

     Но  кроме благ, даруемых человеку, дикий  лес всегда таил немало загадок и  смертельных опасностей. Идя в  лес, всякий раз надо было быть готовым  ко встрече с его хозяином - Лешим. "Леший" на старославянском языке означает "лесной дух".

     Внешность Лешего переменчива. Он может предстать  великаном, выше самых высоких деревьев, а может спрятаться за маленьким  кустиком. Леший похож на человека, только одежда у него запахнута наоборот, на правую сторону. Волосы у Лешего длинные серо-зеленые, на лице нет ни ресниц, ни бровей, а глаза как два изумруда - горят зеленым огнем. Леший может обойти вокруг неосторожного человека, и тот долго будет метаться внутри волшебного круга, не в силах переступить замкнутую черту. Но Леший, как и вся живая природа, умеет воздавать добром за добро. А нужно ему только одно: чтобы человек, входя в лес, уважал лесные законы, не причинял лесу вреда. И очень обрадуется Леший, если оставить ему где-нибудь на пеньке лакомства, какие в лесу не растут, пирожок, пряник, и сказать вслух спасибо за грибы и ягоды.  

Водяной

     Водным  божеством был Водяной - мифический обитатель рек, озер и ручьев. Водяного представляли в виде голого обрюзглого старика, пучеглазого, с рыбьим хвостом. Особой силой наделялись родниковые Водяные, ведь родники, по преданиям, возникли от удара молнии Перуна.

     Вода - как и другие природные сути - была для славянских язычников  исконно доброй, дружественной стихией. Но, как и все стихии требовала  обращения с нею на "вы". Могла  ведь и утопить, погубить ни за что. Могла смыть деревню, поставленную "без спросу" у Водяного - мы бы сказали теперь, без знания местной  гидрологии. Вот почему Водяной часто  выступает в легендах как существо, враждебное человеку. Видимо славяне, как опытные жители леса, заблудиться  боялись все-таки меньше, чем утонуть, поэтому и Водяной в сказаниях  выглядит опаснее Лешего.  
 
 
 
 
 
 

 

Догода

 

     Догода - бог тихого, приятного ветра и ясной погоды, полная противоположность своему свирепому брату, покровителю ветров Позвизду. 
Румяный, русокудрый юноша в васильковом венке, в серебристо-голубой одежде, с самоцветными крылами за спиной. Догода неспешно пролетает над землею, осеняя ее своей улыбкою, ласковым взором, приветливо помахивая вечно цветущей веткою розовоцветного шиповника.

     Покорные  его воле, плывут в вышине стаи легкокрылых  облаков. Наши предки усматривали в  их причудливых очертаниях и небесные горы, и дворцы великанов, и ковры-самолеты, и колесницы божеств. Виделись им, конечно же, и ладьи, в которых  восседают давно умершие предки, изредка навещающие родимые края. Они удостоверяют, что потомки  чтут родовую память, уважают древние  обычаи, чтут своих богов.

     Бог Догода имел свои храмы, но никаких иных жертв, кроме веселых, нежных песен и танцев, принимать не желал. В старину молодежь с наступлением осени собиралась в чьем-либо доме на посиделки. Дурачились, рассказывали страшные истории, а случалось, играли в Догоду. Юноше завязывали глаза, а какая-нибудь из девушек шепотом пела ему на ушко про голубка Догоду. Если угадает «Догода», кто певунья, - тут же целует ее, вслед за тем выбирают «Догодою» другого паренька - пока все не перецелуются.  

Бог Коляда

     Имя этого русского бога, пожалуй, известно всем, ведь от Сочельника до самого Велесова дня от дома к дому ходили ряженые колядники и пели особые песни — колядки:

    Уродилась Коляда 
    Накануне Рожества, 
    За горою, за крутою, 
    За рекою, за быстрою... 
    ...Ой, Коляда, Коляда, 
    Ты бываешь, Коляда, 
    Накануне Рождества!

 

     Но  вот кто же такой этот Коляда, что значит его имя и почему его праздник приходится на день зимнего солнцеворота, никто не знал.

     Высказывались разные предположения, что, мол, Коляда — древний бог веселых застолий, что имя его образовано от слова «коло» (круг), что колядки, возможно, имеют какое-то отношение к колдовству. Что ж, в каждом предположении была часть правды, жаль только, что люди забыли великого учителя жизни. В древности его имя всегда упоминалось рядом с Крышнем, их звали малыми творцами, в отличии от великих творцов — Рода и Сварога.

Информация о работе Боги древних славян