Оккупационный
статут определяет полномочия, которые
сохраняются за оккупационными
властями в осуществлении ими
верховной власти, носителями которой
являются правительства Франции,
США и Соединенного Королевства.
Для того чтобы
обеспечить достижение основных
целей, которые преследует оккупация,
эти полномочия (за оккупирующими
державами) специально оговариваются.
Правительства
США, Великобритании и Франции
встали на путь отказа от
проведения в жизнь решений
Потсдамской конференции (июль
— август 1945 г.), предусматривавших
демилитаризацию Германии, искоренение
германского милитаризма и нацизма, ликвидацию
монополий и широкую демократизацию страны.
В западных
зонах оккупации Германии демилитаризация
и денацификация практически
не были осуществлены. Многие
бывшие нацисты снова заняли
важные посты.
Советский Союз
последовательно выступает за
развитие дружественных отношении
со всем германским народом.
Считая, что нормализация отношений
между СССР и ФРГ будет содействовать
укреплению мира в Европе, решению
германской проблемы и развитию
взаимовыгодной торговли, Советское
правительство обратилось 7 июня 1955
г. к правительству ФРГ с
предложением установить прямые
дипломатические, торговые и культурные
отношения между обеими странами.
И в сентябре 1955 г. оба правительства
обменялись письмами об установлении
дипломатических отношений и
учреждении посольств.
Взяв курс на
восстановление в Западной Германии
власти монополистического капитала
и на раскол страны, западные
державы ставили своей целью
возродить германский милитаризм,
с тем чтобы использовать его
потом в своих интересах против
СССР и других социалистических
стран. Неудивительно поэтому,
что неоднократные предложения
Советского Союза, направленные
на сохранение единства Германии,
были отклонены западными державами,
которые рассматривали Западную
Германию в качестве своего
будущего политического и военного
союзника.7
Оккупационные
власти западных держав всячески
содействовали восстановлению и
укреплению экономических и политических
позиций западногерманской буржуазии,
помогали ей консолидировать
свои силы. Создавались партии, представляющими
интересы монополистического капитала.
В ФРГ был создан государственный
аппарат, с помощью которого
монополистический капитал мог
укреплять и расширять свои
позиции, контролировать всю жизнь
страны. Западные державы запретили
организацию Социалистической единой
партии на территории Западной
Германии. Эта политика в сочетании
с антикоммунистической позицией
лидеров Социал-демократической
партии Германии (СДПГ) воспрепятствовала
объединению коммунистов и социал-демократов.
В рабочем движении
также шел процесс воссоздания
пролетарских организаций. Отсутствие
единства западногерманского рабочего
движения серьезно затрудняли
борьбу прогрессивных сил против
раскола страны. В конституции
ФРГ были формально провозглашены
основные демократические права
граждан — их равенство перед
законом, свобода личности, равноправие
мужчин и женщин, свобода политических
взглядов, печати, собраний и т.
д. Принятие этих пунктов в
известной мере учитывало активизацию
борьбы западногерманских трудящихся
за свои интересы.
Большое место,
как в рабочем движении, так
и во всей общественно-политической
жизни Западной Германии занимала
проблема национального единства
Германии. Международная реакция
твердо взяла курс на раскол
германского государства.
Выражением планомерной
линии западных держав, направленной
на раскол Германии, явилось создание
в 1947 г. так называемой «Бизоний»,
объединившей американскую и
английскую зоны оккупации, а
затем «Тризонии» (в 1948 г.), а так
же проведение сепаратной денежной
реформы.
После создания
ФРГ западные державы взяли
курс на восстановление военно-промышленного
потенциала и перевооружение
Западной Германии, на вовлечение
ее в военные блоки, направленные
против СССР и других социалистических
стран.
Канцлер Конрадом
Аденауэр8 делал все возможное
для того, чтобы осуществить планы
ремилитаризации ФРГ, которые
вынашивали западногерманские монополии.
В августе 1950 г. он передал
американскому верховному комиссару
меморандум, в котором «вновь
заявил о своей готовности
в случае создания западноевропейской
армии внести вклад в виде
немецкого контингента». Западные
державы дали согласие на это
предложение канцлера ФРГ. Реваншистские
требования, направленные на пересмотр
итогов второй мировой войны,
все больше и больше становились
основой официальной политики
правящих кругов ФРГ.
Взяв курс на
ремилитаризацию страны, правительство
Аденауэра отклонило все мирные
инициативы Советского Союза,
в частности, его проект мирного
договора с Германией от 10 марта
1952 г. А 26 марта 1952 г. западные
державы подписали общий договор
об отношениях с ФРГ, по которому
прекращалась формальная оккупация
Западной Германии, но войска
США, Англии и Франции оставались
на ее территории. Но весь рабочий
класс, все демократические силы
страны оказывали сопротивление
политике восстановления западногерманского
монополистического капитала и
его курсу на ремилитаризацию
Западной Германии. И несмотря
на преследования, коммунисты
продолжали вести борьбу против
ремилитаризации страны, за преодоление
раскола Германии.
Что касалось
развития экономики и политики,
то к началу 60-х годов ФРГ
все больше и больше заявляла
о себе, как лидере западноевропейских
государств. Ее правящие круги
усилили внешнеэкономическую и
внешнеполитическую активность. Но
уже к концу 60-х ФРГ затронул
экономический и политический
кризисы.
В 1969 г. Было
сформировано коалиционное правительство
СДПГ – СвДП. Федеральным канцлером
стал председатель СДПГ (Социал-демократической
партии Германии) Вили Брандт, вице
канцлером и министром иностранных
дел – председатель СвДП (Свободной
демократической партии) Вальтер
Шеель. В области внешней политики
правительство проявило реалистический
подход к оценке обстановки, сложившейся
в послевоенной Европе, оно учло стремление
широких кругов западногерманского населения
к разрядке, их желание покончить с опасными
пережитками «холодной войны». Правительство
Брандта – Шееля пошло на улучшение отношений
с социалистическими странами, приняло
предложение Советского Союза о проведении
переговоров. В результате 12 августа 1970
г. был подписан Московский договор между
СССР и ФРГ. Обе стороны выразили стремление
содействовать развитию мирных отношений
между всеми европейскими государствами,
обязались разрешать свои споры исключительно
мирными средствами и воздерживаться
в своих взаимных отношениях от угрозы
силой или ее применения. Ключевое значение
имела третья статья договора, закрепляющая
нерушимость границ всех государств в
Европе. Московский договор создал необходимые
политические предпосылки для серьезного
поворота в советско-западногерманских
отношениях, которые нормализовались
на основе отказа ФРГ от претензий на изменение
существующих европейских границ.
Большое значение
для смягчения напряженности
в Европе имело подписанное
в сентябре 1971 г. соглашение четырех
держав — СССР, Великобритании, США
и Франции по Западному Берлину,
важным пунктом которого было
положение о том, что Западный
Берлин не является составной
частью Федеративной Республики
Германии и не будет управляться
ею и впредь.
Заключение Московского
договора, переговоры Л. И. Брежнева
с В. Брандтом в Крыму в
сентябре 1971 г., особенно визит Л.
И. Брежнева в мае 1973 г. в
ФРГ дали толчок развитию экономических
связей между Советским Союзом
и Федеративной Республикой Германии,
поставили их на качественно
новый уровень. Большое значение
имело подписание в мае 1973 г.
соглашения между СССР и ФРГ
о развитии экономического, промышленного
и технического сотрудничества
сроком на 10 лет.