Берлинский кризис и раскол Германии

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 23:15, контрольная работа

Описание работы

Окончание второй мировой войны выдвинуло помимо огромного множества политических, экономических и социальных проблем такую ни с чем не сравнимую по своей значимости и масштабам задачу, как послевоенное устройство мира. Центральное и совершенно уникальное место в решении этой проблемы занимал вопрос германского урегулирования. Именно он стал вначале точкой пересечения интересов держав-победительниц, а затем и яблоком раздора между ними, что привело в итоге к разделу Германии и Европы.

Содержание

Раскол Германии и образование ФРГ И ГДР
Федеративная Республика Германии (ФРГ)
Германская Демократическая Республика (ГДР)
Заключение
Приложение 1
Приложение 2
Библиография

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 23.99 Кб (Скачать)

Германский вопрос 

 Раскол Германии  и образование ФРГ И ГДР 

 Федеративная  Республика Германии (ФРГ) 

 Германская Демократическая  Республика (ГДР) 

 Заключение 

 Приложение 1 

 Приложение 2 

 Библиография 

 Введение 
 

 Окончание второй  мировой войны выдвинуло помимо  огромного множества политических, экономических и социальных проблем  такую ни с чем не сравнимую  по своей значимости и масштабам  задачу, как послевоенное устройство  мира. Центральное и совершенно  уникальное место в решении  этой проблемы занимал вопрос  германского урегулирования. Именно  он стал вначале точкой пересечения  интересов держав-победительниц,  а затем и яблоком раздора  между ними, что привело в итоге  к разделу Германии и Европы.  

 Основным инициатором  раздела Германии выступила западная  сторона – Вашингтонское совещание  (декабрь 1941 г.), конференция в  Тегеране (ноябрь - декабрь 1943 г.). А  на Крымской (Ялтинской) конференции  трех союзных держав (4-11 февраля  1945 года) СССР, США и Великобритании  приняли решение о расчленении  Германии: «Соединенное Королевство,  Соединенные Штаты Америки и  Союз Советских Социалистических  Республик будут обладать по  отношению к Германии верховной  властью. При осуществлении этой  власти они примут такие меры, включая полное разоружение, демилитаризацию  и расчленение Германии, которые  они признают необходимыми для будущего мира и безопасности»1. В то время как СССР, который никогда не отрицал права немцев на самоопределение, даже сразу после войны, которая принесла нашему народу и гордость победы, и ничем не измеримое горе, естественную ненависть к ее виновникам, выступал против расчленения Германии.  

 Даже после  того, как появились два германских  государства, Советское правительство  совместно с ГДР продолжало  отстаивать единство Германии. В  1950 году СССР поддержал предложение  ГДР о восстановлении общей  германской государственности. 10 марта  1952 года Советское правительство  выдвинуло план объединения Германии  в едином демократическом и  нейтральном государстве. Запад  отверг и это предложение. В  1954 году на совещании министров  иностранных дел в Берлине  мы вновь предложили создание  единой демилитаризованной Германии, и вновь получили отказ… 

 Таким образом,  еще долгий период времени  будет решаться германский вопрос, а для самой Германии это  обернется «Берлинским кризисом»,  кризисом, при котором Германия  будет в политической борьбе  «сама с собой», которою будут  подогревать страны запада и  востока, будет происходить борьба  Восточной Германии и Западной. 

 Берлинский кризис 
 

 В 1945 году Берлин  был оккупирован войсками «Большой  четверки» (СССР, США, Франция,  Великобритания), что символизировало  единство военного союза, направленного  против нацистской Германии. В  1948-1949 гг. Советский Союз организовал  блокаду западных секторов города, тем самым, обострив отношения  между Востоком и Западом. В  течение 40 лет Берлин служил  показателем изменяющихся отношений  между США и СССР, превратившись  в «арену» противоречий «холодной  войны». 
 

 Ялтинская конференция  (4-12 февраля 1945)2 
 

 Ялтинская конференция  1945 (Крымская конференция) глав  правительств 3 союзных держав во 2-й мировой войне: И. В. Сталина  (СССР), Ф. Д. Рузвельта (США)  и У. Черчилля (Великобритания) 4-12 февраля в Ялте. Были определены  и согласованы военные планы  союзных держав и намечены  основные принципы их послевоенной  политики с целью создания  прочного мира и системы международной  безопасности; участники Крымской  конференции заявили о своей  цели — уничтожить германский милитаризм и нацизм; были приняты решения о создании в Германии зон оккупации 3 держав (а также Франции, в случае ее согласия) и общегерманского контрольного органа союзных держав, о взыскании с Германии репараций, о создании ООН и др.  
 

 Потсдамская конференция  (17 июля – 2 августа 1945)3 
 

 Потсдамская конференция  руководителей трех союзных держав  в принципе расставила точки  над i в вопросе о том, какой  хотят видеть Германию победители  в ходе мирного урегулирования. В Потсдаме, в отличие от Крымской (Ялтинской) конференции 1945, не  рассматривался вопрос о расчленении  Германии. В решениях Берлинской  конференции говорилось, что союзные  державы «не намерены уничтожить  или ввергнуть в рабство немецкий  народ».4 На заседаниях 31 июля и  1 августа 1945 года главы правительств  окончательно согласовали текст  соглашения «Политические и экономические  принципы, которыми необходимо руководствоваться  при обращении с Германией  в начальный контрольный период».  В основу этого соглашения  были положены принципы (принцип  Четырех «Д») демилитаризации,  демократизации, денацификации и  декартелизации Германии. Три державы  подтверждали, что верховная власть  в Германии будет осуществляться  главкомами вооруженных сил СССР, США, Великобритании и Франции,  каждым в своей зоне оккупации,  по инструкциям своих правительств, а также совместно - по вопросам, затрагивающим Германию в целом. 

 Целями оккупации  провозглашались: полное разоружение  и демилитаризация Германии и  ликвидация всей германской промышленности, которая может быть использована  для военного производства, или  контроль над ней; ликвидация  национал-социалистической партии  и предотвращение нацистской  и милитаристской деятельности  или пропаганды; отмена всех нацистских  законов; наказание венных преступников; поощрение деятельности антифашистских  партий и подготовка к окончательной  реконструкции германской политической  жизни на демократической основе  и к эвентуальному мирному  сотрудничеству Германии в международной  жизни. 

 Разногласия возникли  при обсуждении вопроса о репарациях. Однако СССР и США удалось  выработать компромиссное решение,  в соответствии с которым Советский  Союз получал репарации из  своей зоны оккупации и за  счет германских вложений за  границей (а также дополнительно  25% промышленного оборудования из  западных зон). 

 На Потсдамской  конференции помимо рассмотрения  многих других важных вопросов  было решено учредить Совет  министров иностранных дел (СМИД) из представителей четырех держав-победительниц и Китая, в функции которого в том числе должна была входить подготовка мирного урегулирования для Германии. 

 Решения Берлинской  конференции имели неоднозначные  последствия. С одной стороны,  был произведен раздел сфер  влияния между СССР и западными  державами, с другой — конференция  подвела черту под шестилетним  периодом мировой войны. Хотя  антигитлеровская коалиция доживала  последние дни и обозначились  скрытые трещины в отношениях  между ее участниками, в Потсдаме  три державы смогли прийти  к согласию по многим вопросам  послевоенного устройства. Но эти  решения, строго говоря, определяли  лишь генеральные направления  германского урегулирования и  не являлись международно-правовым  актом, в полном объеме решившим  вопрос о послевоенном устройстве  Европы.  
 
 

 Германский вопрос 
 

 С осени 1945 года в германском вопросе  уже четко определился курс  трех западных держав на раздел  страны. При этом следует иметь  ввиду, что для народов бывшего  Советского Союза, как и для  многих других европейских государств, германский вопрос означал, прежде  всего, живое напоминание о  военном нашествии с немецкой  земли, несшем смерть и разрушение, и лишь затем - проблему преодоления  национального раскола и приобретения  немцами единой государственной  самостоятельности. Естественно,  что в своей политике СССР  исходил из недопустимости того, чтобы германский вопрос вновь  сделался источником опасений, настороженности  и недоверия, поскольку он затрагивал  самые чувствительные нервы европейской  и мировой политики на протяжении  всего XX столетия. Главная задача  всех участников германского  урегулирования состояла в том,  чтобы превратить этот вопрос  в поле для опробования и  утверждения новых форм двустороннего  и многостороннего сотрудничества  для решения многих наболевших  проблем, доставшихся нам от  прошлого. 

 При решении  германского вопроса следует  отметить, что подходы СССР и  трех западных держав значительно  отличались. В то время как  Советский Союз выступал за  переговоры о мирном договоре  с Германией до образования  единого немецкого правительства,  его западные оппоненты настаивали  на перемене мест слагаемых.  Западная концепция предполагала  сначала создание общегерманского  правительства на основе свободных  и демократических выборов и  лишь затем - проведение переговоров  о заключении мирного договора. Это-то и стало камнем преткновения  в деле германского урегулирования. 

 Всякое действие  Запада по расколу Германии  сопровождалось ответным действием  Советского Союза. В 1947 году  американская и английская зоны  оккупации объединяются в Бизонию.  В июне 1948 года в западных зонах  оккупации и западных секторах  Берлина проводится сепаратная  денежная реформа, а в апреле 1949 года к англо-американской  зоне подключается Франция и  создается Тризония. 23 мая 1949 года  была принята западногерманская  конституция, 30 мая - восточногерманская. В сентябре конституируется Федеративная  Республика Германия, в октябре  - Германская Демократическая Республика. И если американская политика, нацеленная с последних дней  войны на раскол Германии, последовательно  претворялась Соединенными Штатами  в жизнь, то Советский Союз  все еще не терял надежды  создать единое германское государство.  Причем эта идея владела советским  руководством в течение многих  лет, и оно никак не хотело  с ней расставаться. 

 Из воспоминаний  В.С. Семенова: «У Сталина было  видение Германии как единого  политического и экономического  целого. Еще во время войны,  когда союзники спорили о ее  судьбе, он выступил против раздела  Германии. Сталин считал, что германский  народ — великая нация и  ее нельзя долго удерживать  в разделенном состоянии. Поэтому  в его политических расчетах  Германия выступала как единое  государство. Конечно, лучше всего  было бы сделать его социалистическим. В первые годы после войны  он полагал, что это осуществимо,  — хаос, развал экономики, унижение  народа — все, казалось, работало  ему на руку. Однако очень скоро  Сталин убедился, что из этого  ничего не выйдет. Тогда он  стал играть с идеей нейтрализации  и демилитаризации Германии... 

 Расчет у Сталина  был прост и гениален: вся Европа, кроме, разумеется, самих немцев, — против объединения Германии. Поэтому, поддержав германское  единство, он сыграет на национальных  чувствах немцев, выступит в роли  их защитника и внесет раздор  в позицию Запада. На Западе  были силы, готовые уступить и  откупиться от Сталина, создав  огромный нейтральный буфер между  Востоком и Западом. А он  рассчитывал противопоставить нейтральную  Германию Западу, что в свою  очередь заставит ее искать  союза с Москвой. 

 То, что Сталин  пошел на создание ГДР, не  меняет целостности картины. Это  был его ответ на создание  ФРГ – шаг вынужденный и  в какой-то мере тактический.  Судя по всему, для него ГДР  была всего лишь разменной  монетой в сделке: на самом  деле его целью была нейтральная  и демилитаризованная Германия».5 

 С разделом  Европы на два противостоящих  блока и вхождением в них  обоих германских государств, а  тем более после вторичного  применения Советским Союзом  силы в Венгрии в 1956 году, уже  не представлялось реальным вести  конструктивный диалог между  Востоком в Западом о практическом  решении германского вопроса  Его обсуждение и выдвижение  каких-то новых инициатив стало  чисто декларативным и уже  окончательно переместилось в  сторону межгерманских отношений,  отведя четырем державам-победительницам  функцию обеспечения необходимой  идеологической поддержки и пропагандистского  прикрытия политики своих подопечных…6  
 

 Раскол Германии  и образование ФРГ И ГДР 
 

 Таким образом  еще в 1945 году на встрече  в Потсдаме Сталин, Рузвельт и  Черчилль поделили Германию на  четыре оккупационные зоны и  установили четырехстороннее управление  Берлином. Это соглашение должно  было оставаться в силе до  тех пор, пока Советский Союз, США, Англия и Франция не  договорятся о создании общегерманского  государства и не заключат  с ним мирный договор. 

 «Холодная война»  «похоронила» эти планы. В сентябре 1949 года на территории трех  западных оккупационных зон появилось  новое государство – Федеративная  Республика Германия. В ответ  в октябре того же года, Сталин  создал Германскую Демократическую  Республику. 
 

 Федеративная  Республика Германии (ФРГ) 
 

 В сентябре 1949 г, правящие круги США, Англии  и Франции завершили раскол  Германии, образовав в западной  части страны сепаратное государство.  Монополии Западной Германии  получили возможность создать  свое государство как плату  за участие ФРГ в агрессивных  империалистических блоках, возглавляемых  США. Одновременно с образованием  ФРГ 21 сентября 1949 г. вошел в  силу разработанный правительствами  США, Англии и Франции оккупационный  статут, который сохранял за этими  державами верховную власть в  ФРГ. 

Информация о работе Берлинский кризис и раскол Германии