Белорусские общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 20:43, реферат

Описание работы

Проблема воспитания подрастающего поколения стара как мир. Преступность и безнадзорность среди несовершеннолетних не является новым явлением, возникшим в последние годы или десятилетия. В любом обществе были и есть молодые люди, поведение которых выходит за рамки закона. Безусловно, какие бы меры не принимало общество, искоренить такое социальное явление как преступность, невозможно.
Подростковый возраст –

Работа содержит 1 файл

Белорусские общества и (1).doc

— 92.50 Кб (Скачать)

     Развитию  системы оказания социальной помощи «трудным» детям способствовала разработка Закона «Об ответственности  малолетних и несовершеннолетних». Основываясь на распространенном в  тогдашнем обществе (абсолютно справедливом) мнении, что «зло легче предупредить, чем искоренить», он предусматривал следующие профилактические меры:«1. Просвещение. 2. Призрение бродячих бесприютных, сирот. 3. Пресечение деморализации крестьянского населения в городах. 4. Пресечение деморализации детей в семье. 5. Устранение детей из тюрем». Идя навстречу требованиям общественности, законотворцы предусмотрели изменение характера и самой процедуры суда над несовершеннолетними. VIII съезд представителей русских воспитательно-исправительных учреждений высоко оценил появление этого проекта. «Особые суды для несовершеннолетних, - говорилось в решениях съезда, - ценное средство обеспечения более полного проведения воспитательно-исправительной работы». По закону 1897 г. исправительные приюты приобретали особое значение как формально единственная мера наказания за преступления, совершенные малолетними.[2, c. 55-56]

     К 1913 г. особые детские суды открылись  в Москве, Харькове и Варшаве. Делались попытки открыть их в Минске и  Могилеве, но первая мировая война  помешала этому. Подростков, совершивших преступления, помещали в специальные исправительные приюты.

     Одной из основных проблем была малочисленность  исправительных приютов и отсутствие мест в них. На практике ребенок, совершивший  преступление, чаще оказывался в тюрьме. По данным за 1909 г. ¾ осужденных подростков содержались в тюрьмах. На всей огромной территории Российской империи существовало около 30 исправительных приютов, в то время как в Германии в тот период было 678 исправительно-воспитательных заведений данного типа.

     Предпринимались попытки создать так называемые «особые помещения при тюрьмах или арестных домах для размещения несовершеннолетних преступников, но особого успеха они не имели. Практика далеко отстала от закона. Во всей России особые отделения для подростков имелись только в двух тюрьмах – Царскосельской и Московской. Зачастую подростки отбывали наказание вместе с взрослыми

     Благодаря стараниям Витебского губернского  попечительного о тюрьмах комитета удалось открыть отделение для  малолетних арестантов на 37 человек  в Витебском  тюремном  замке. В свободное от работы время (малолетние преступники трудились на тюремном огороде) священник тюремной церкви обучал арестантов грамоте и молитвам.

     В обществе в то время активно пропагандировалась идея создания особых воспитательно-исправительных заведений для подростков, отмечая всего 6 – 9% рецидив у выпускников исправительных приютов и колоний по сравнению с 96% рецидива у отбывших наказание в тюрьме.

     Воспитательно-исправительные учреждения находились под покровительством Императора. Они могли учреждаться Правительством, земствами,  городами, духовными установлениями и общественными учреждениями,  а также частными обществами и лицами и предназначались для нравственного исправления помещаемых в них несовершеннолетних и подготовки их к честной и трудовой жизни.  Воспитательно-исправительные учреждения должны были заботиться о религиозно-нравственном,  умственном и физическом развитии своих воспитанников, давать начальное общее образование,  а также обучать какому-либо ремеслу,  которое позволило бы им в дальнейшем зарабатывать средства для существования. Как общества, образуемые для учреждения и содержания таких заведений, так и сами заведения открывались с разрешения министра юстиции.

     В воспитательно-исправительные учреждения помещались четыре категории несовершеннолетних в возрасте от 10 до 17 лет: 1) признанные виновными в совершении какого-либо преступления по определениям и приговорам судов; 2) обвиняемые и подсудимые, в отношении которых признано необходимым применить в качестве меры пресечения взятие под стражу, по постановлениям судебной или следственной власти; 3) нищенствующие, бродяжничающие и вообще бесприютные и безнадзорные - по постановлениям комитетов,  правлений или советов обществ,  заведовавших воспитательно-исправительными учреждениями; 4)  отдаваемые для исправления родителями - по соглашению с учреждениями, заведовавшими данными заведениями.

     Указанным нормативным актом устанавливались  образовательные требования к директору заведения,  которому необходимо было иметь право преподавания,  т.е.  он должен был быть педагогом по профессиональной подготовке. Нормативно закреплялись существование и деятельность педагогических советов. Положение определяло меры воспитательно-исправительного воздействия, к которым относило образование:  религиозное - с учетом верований воспитанников,  общее ипрофессиональное. При этом в организации профессионального обучения предоставлялось широкое поле для творчества: педагогические советы могли своим решением воспитанников, пробывших в заведении не менее года, определять в обучение к благонравным

     К концу ХIХ века во многих губернских городах были созданы воспитательно-исправительные приюты или колонии для несовершеннолетних, а некоторые имели общества исправительных приютов. 

     Появление обществ и заведений  помощи подросткам  с делинкветным поведением на территории Беларуси 

     Первым  на территории Беларуси было основано Могилевское общество исправительных и земледельческих колоний и  ремесленных приютов для несовершеннолетних (1891) но открылся и стал успешно действовать только 1909 году. В самом конце XIX века с помощью обществ земледельческих колонии и ремесленных приютов для несовершеннолетних преступников были основаны исправительные колонии. В Витебской (1896) подчинялась Министерству юстиций и Виленской (1898)  губерниях подчинялась Министерству внутренних дел. В обеих колониях проходили «нравственные исправления» несовершеннолетние с 11 до 16-18 лет, стремились проводить, прежде всего трудовое воспитание и профессиональное обучение. Колониям жертвовали не только богатые люди и различные благотворительные общества, но и люди среднего достатка. Обычно пожертвование приурочивали к церковным праздникам. В колониях Витебской, Виленской, Могилевской губерний обучали токарному, слесарному, сапожному ремеслу. Воспитанники сами ремонтировали и обслуживали сельскохозяйственную технику, трудились на полях колонии, приносивших немалый урожай. Образцы продукции Виллюлянской колонии неоднократно демонстрировались на различных сельскохозяйственных выставках, устраиваемых земствами и тюремным ведомством.

     Параллельно под руководством, опытных, и хорошо оплачиваемых на средства благотворительных  организаций преподавателей шло  обучение грамоте, наиболее употребительными правилами этикета. Библиотека колонии нередко проводила тематические вечера с участием местных деятелей благотворения и (или) заезжих знаменитостей. Посещение церкви, как и школы, было обязательным в отличие от исправительных заведений для взрослых. Священник колонии во многом выполнял функции современного социального педагога, способствуя духовно-нравственному очищению несовершеннолетних преступников.

     Порядки колонии были строгие, но справедливые. По Уставу их могли подвергать телесным наказаниям, что применялось редко. В 1911 г. Больше всего было наказано за курение, а также за «шалости и беспорядки». Одним из самых строгих наказаний считался карцер. Провинившихся могли лишить права работать, что приводило к потере небольшого заработка, делались вычеты из причитавшегося каждому выпускнику выходного пособия. Лучшие получали возможность на участие в экскурсиях по городу, бесплатный проезд по железной дороге, к ним с 1909 года применялось право досрочного условного освобождения.

       С 1911 года Минская епархия наряду с некоторыми епархиями в коренных российских губерниях стала принимать в свои монастыри малолетних преступников. Однако надежды на монастыри, так же как и на «благонадежные» крестьянские семьи, себя не оправдали. Большинство из них сбегали при первой же возможности, иногда обобрав их.

     В белорусских губерниях конца XIX- начало XX века не было специальных колоний для «падших» девочек. Ими занимались в большинстве своем женские монастыри и общины сестер милосердия. Особой известностью пользовалась в Вильно Марфо – Мариинская обитель, основанная 1907 году. Воспитание «падших девушек», доставляемых в приют полицией или по заявлению родственников, осуществлялись в течение 3 лет в строгом религиозно-нравственном духе. Большинство из выпускников приюта впоследствии возвращались к честной трудовой жизни. В 1898 году на средства городского санитарного комитета в Минске была открыта уникальная в своем роде бесплатная больница для проституток на 25 кроватей, находившаяся в ведении Министерства внутренних дел. В ней осуществлялось лечение проституток, больных сифилисом и венерическими болезнями, с бесплатным содержанием.

     На  рубеже XIX-XX веков не только сформировалось определенное общественное мнение о данной разновидности социальной патологии, но возникают и, опираясь на научные исследования тогдашних социономов, ведут активную борьбу с проституцией специальные благотворительные общества. В 1901 году под покровительством К. Э. Чапского было создано «Общество защиты женщин», членами которого преимущественно были жены чиновников и предпринимателей. Стремились, прежде всего, установить общественный контроль над соблюдением прав девушек на промышленных предприятиях, в ремесленных мастерских, крупных магазинах и т. д., где по отношению к ним царит произвол нередко развратных хозяев и наемников.

     Активностью в деле социальной помощи «нищенствующим девушкам» отличалось Минское отделение Общества с заразными болезнями, которое тоже было под покровительством К.Э.Чапского. Оно совместно с другими благотворительными обществами открыло дешевое помещение на 17 мест для «приезжих девушек, незнакомых с городом и нуждающихся в поддержке», опекало их и предупреждало факты втягивания в аморальную жизнь, устраивало девушек в общины, больницы и монастыри, выдавало пособия, занимались приисканием работы или направляло на учебу. Аналогичную работу проводили в Вильно Лига равноправия женщин, дамские кружки и общества в Гродно, Могилеве, Пинске и других белорусских городах.

     К 1913 году на Беларуси существовал всего  один попечительский о несовершеннолетних тюремно- благотворительный комитет  в Гомеле. Он стремился организовать учебу несовершеннолетних, содержащихся в тюрьмах, устраивал для них вечерние чтение и беседы.                                                                                          

     Патронажи над вышедшими из мест заключения и колоний в первое время в какой-то мере занимались лишь местные благотворительные общества, а также отделение Попечительства о трудовой помощи, используя для этого внутренние средства, без каких-либо дотаций со стороны государства. Во всех домах трудолюбия на Беларуси были созданы специальные мастерские для бывших заключенных и выпускников колоний, занятых там «до пристройства  к постоянным занятиям».

        Из доклада 1914 года: вопрос о воспитании и образовании покинутых детей является одним из самых важных и вместе с тем одним из самых жгучих вопросов в деле призрения, и никогда, быть может, недостатки воспитания, и образования их не вставали так ярко и сильно в сознании общества, как в настоящее время, время охраны детства. По всей своей трудности вообще, вопрос этот осложнялся в данном случае еще тем, что покинутые дети при своей многочисленности представляют громадное разнообразие душевных и физических организаций и характеров. Среди детей есть и физически дефективные, и умственно отсталые, и эпилептики, и идиоты, и нравственно дефективные, есть, наконец, неуравновешенные дети. И вся эта масса, в различных своих категориях, требует различного к себе отношения, особых забот. До настоящего времени единственным облегчением в этой трудной задаче воспитания и образования служила отдача покинутых детей на усыновление в бездетные семьи, что вытекало из того основного положения, что никакое учреждение не может позаботиться в надлежащей степени о физическом умственном воспитании и охране нравственности ребенка, как семья. Но всех детей отдать на усыновление невозможно, все же не мало их остается в ведении учреждении. Все дело воспитания и образования покинутых детей заключается в том, чтобы наилучшим образом приспособить их к жизни. Достигнуть же этого можно только при условии дачи профессионального образования. При надлежащей заботе об их физическом и нравственном воспитании таким образом, чтобы были охвачены все стороны развивающей жизни ребенка.

     До  настоящего времени личность брошенного ребенка мало принималось во внимание. Обыкновенно его отдавали или в выучку какому-нибудь ремеслу в частную мастерскую, или в услужении в качестве прислуги, причем все заботы о его воспитании возлагались на его хозяев. Как жилось и живется этим детям у чужих людей, хорошо всем известно. Достаточно сказать, что все делалось в ущерб силам и способностям детей, в результате чего и получались совершенно не приспособленные к жизни дети.

Информация о работе Белорусские общества