Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 20:43, реферат
Проблема воспитания подрастающего поколения стара как мир. Преступность и безнадзорность среди несовершеннолетних не является новым явлением, возникшим в последние годы или десятилетия. В любом обществе были и есть молодые люди, поведение которых выходит за рамки закона. Безусловно, какие бы меры не принимало общество, искоренить такое социальное явление как преступность, невозможно.
Подростковый возраст –
Белорусские
общества и заведения
помощи подросткам
с делинкветным поведением
в досоветский период
Введение
Проблема воспитания подрастающего поколения стара как мир. Преступность и безнадзорность среди несовершеннолетних не является новым явлением, возникшим в последние годы или десятилетия. В любом обществе были и есть молодые люди, поведение которых выходит за рамки закона. Безусловно, какие бы меры не принимало общество, искоренить такое социальное явление как преступность, невозможно.
Подростковый возраст – это время становления характера. Именно в этот период влияние среды, ближайшего окружения оказывает огромное значение. Поведение подростка является внешним проявлением сложного процесса становления его характера. Серьезные нарушения поведения- нередко связанные с отклонениями в этом процессе. Эмоциональное развитие детей бывает нарушенным, а их поведение трудным. В этой связи довольно часто возникают осложнения психологического развития. На протяжении столетий воспитание всех детей происходит примерно одинаково, но, однако, мы сталкиваемся с тем, что какая-то часть из них идет по преступному пути. Среди молодежи усилился нигилизм, демонстративное и вызывающее поведение по отношению к взрослым поведение, чаще и в крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность. Резко возросла преступность среди молодежи. 70% преступлений совершается лицами до 30 лет. Среди них выделяются подростки.
Семья
- отмечает известный специалист в
области профилактики и борьбы с
преступностью
Предпринимались попытки создать так называемые особые помещения при тюрьмах или домах для арестованных, куда помещались несовершеннолетние при невозможности определить их в колонии и приюты до достижения 18-летнего возраста, но особого успеха не имели.
К началу века постепенно стала складываться определенная система государственного и общественного призрения несовершеннолетних правонарушителей «трудных» детей подростков. Кроме «спасительно-воспитательных приютов», в нее входили специальные школы предупреждения рецидивной преступности для отбывания наказания малолетних преступников, различного типа колоний.
Девиантное поведение подростка
Отклоняющемся от нормы поведений (асоциальным, девиантным) называется поведение, в котором устойчиво проявляются отклонения от социальных норм – корыстной, социально-пассивной, агрессивной ориентации.
Девиантное поведение можно разделить на два уровня: делинкветным, когда человек не стал субъектом преступления, и криминагенный, когда человек становится субъектом преступлений, которые рассматриваются следственными и судебными органами и представляют серьезную общественную опасность.
Основные нарушения поведения в подростковом возрасте являются прогулы уроков, побеги из дома, воровство, участие в драках, частые конфликты с преподавателями, черты девиантного поведения (развязность, отрицательное отношение к «активистам», увлечение азартными играми, ношение холодного оружия, татуировки, специфическими дефектами одежды).
Сам
по себе термин “девиантность” охватывает
самый широкий спектр поступков и способов
поведения. Его применение просто означает
констатацию того факта, что данное индивидуальное
поведение отклоняется от принятого обществом.
Причем такое отклонение может быть как
негативным, так и позитивным. Поведение
гения, например, тоже представляет собой
девиацию. Для обозначения специфически
деструктивных форм поведения, опасных
для общества, применяются понятия “делинквентное
поведение” и “криминальное (преступное)
поведение”. Для того чтобы четко обозначить
границы употребления каждого термина,
всю совокупность проявлений отклоняющегося
(девиантно-го) поведения нужно разделить
на три группы: девиан-тное в собственном
смысле этого слова, делинквентное и криминальное
поведение.
Собственно девиантное поведение — это
такое поведение, которое не является
нарушением уголовного законодательства,
то есть не является противоправным, а
просто не совпадает с принятыми в обществе
стандартами. Например, гомосексуализм
— это чисто девиантное в узком смысле
слова поведение. В недавнем прошлом гомосексуализм
рассматривался как преступное поведение
и соответствующим образом наказывался,
однако в настоящее время общество стало
терпимее к таким отклонениям.
Термином “делинквентное поведение”
обозначается совокупность противоправных
поступков, не подпадающих под уголовное
наказание, но уже являющихся не-значительным
правонарушением. Если поведение, не одобряемое
общественным мнением, называется девиантным,
то поведение, которое не одобряется законом,
— Делинквентным. Грань между делинквентным
и преступным поведением находится там,
где кончается сфера административной
ответственности и начинается область
уголовно наказуемых поступков. Например,
если подросток стоит на учете в детской
комнате милиции, не посещает школу, появляется
в пьяной компании в общественных местах,.его
поведение является Делинквентным, но
не преступным. Преступным оно станет
тогда, когда он совершит деяние, расцениваемое
законом как уголовное преступление, и
будет осужден по закону как преступник.
Наиболее податливую к делинквенции группу
населения составляет молодежь, прежде
всего вырастающая и проходящая социализацию
в преступной или девиантной среде. Такую
среду или семью в обыденной терминологии
называют неблагополучной. Чаще всего
склонность к делинквентному поведению
возникает под влиянием пьющих родителей,
нередко побывавших в местах лишения свободы.
Однако негативное влияние оказывает
не только неблагополучная семья, но и
более широкая социальная среда: друзья,
компании, соседи. Особенно опасны в этом
отношении районы с высокой плотностью
делинквентного и криминального поведения.
В таких районах число несовершеннолетних
правонарушителей всегда выше среднего
показателя. Такие районы называют криминогенными,
а категории населения, обладающие повышенной
склонностью к преступному или делинквентному
поведению, — группами риска.[3,c.34-35]
Среди возрастных групп наиболее склонны
к делинквентному поведению подростки.
Это объясняется их социальной незрелостью
и повышенной подверженностью влияниям
извне. Подростков влечет к новым острым
ощущениям, они стремятся доказать родителям
и обществу свою независимость и самостоятельность,
но не всегда умеют предвидеть последствия
своих поступков. Подросток часто не соответствует
социальным требованиям и ожиданиям. При
этом он обычно считает, что это общество
недостаточно совершенно и относится
к нему несправедливо. Складывается противоречие
между социальной незрелостью подростков
и требованиями общества, которое становится
реальным источником делинквентного поведения.
По оценкам психологов, несовершеннолетних
правонарушителей отличает самоуверенность,
дерзость, обидчивость и плохо контролируемая
агрессивность. Некоторым из них присуща
заниженная самооценка. Другие поддерживают
уровень самооценки, игнорируя свои проблемы,
отказываясь брать на себя ответственность
за свои поступки и перекладывая с себя
вину на других людей и внешние обстоятельства.
Иногда правонарушения служат проявлением
глубоких неврозов, страхов, тревог, фрустрации.
Исторические процессы видоизменили общественные устои. Наряду с демократизацией общества, можно заметить и его реконструкцию. В обществе появилась значительная по своим масштабам категория детей, которые до последнего времени пребывают в статусе «ничьих». Они живут под одной крышей с родителями, но связи с семьей атрофированы или разрушены. Отсутствие должного ухода и содержания, пренебрежение интересами и потребностями развивающейся личности, жестокое обращение в родной семье, создают реальную угрозу психическому, нравственному развитию безнадзорного ребенка.
Среди социальных причин подростковой преступности назывались пауперизм, пьянство, нищенство, бродяжничество, лень, страсть к приключениям, проституция - словом все, что содействует развитию социальным аномалий именуемой преступлением. Основной причиной преступности среди несовершеннолетних считалось «деморализующее влияние семьи».
Понятие о ювенальной юстиции
В 19 веке, впервые возникла проблема социализации той части молодежи, поведение которой не соответствует социально одобряемым нормам и ожиданиям. Вероятнее всего, подобная проблема существовала и ранее, но в связи с тем, что действующие на тот период времени органы и структуры, в чье ведение были отданы проблемы девиантных подростков, исчерпали себя в этой отрасли, вопрос встал особенно остро. На волне ощущения остроты появившейся проблемы и возникли иные принципы и схемы работы, которые получили свое выражение в форме ювенальной юстиции (от англ. juvenile justice). Говоря о ювенальной юстиции мы, в первую очередь, имеем в виду весьма сложное множественное целое - комплекс концепций и «схем» влияния на подростков, массу конкретно-практических ситуаций воздействия на человека, семью, первичные группы (непосредственное окружение подростка), а также социальные институты.
Ювенальная юстиция антирепрессивна по своей сути, ее классическая модель сформирована в конце XIX – начале ХХ века в оппозиции к идеям уголовной
ответственности
и уголовного преследования
выделить
несколько фундаментальных
1)
ответственность наравне со
2) возрастная невменямость /условная вменяемость;
3) смягчение наказания;
4)
необходимость исправления
специальные условия);
5)
защита интересов личности
6) некарательная ответственность как основа ресоциализации.[1, c. 78]
Историческое прошлое несовершеннолетних правонарушителей можно назвать жестоким и несправедливым. Такая оценка касается нескольких эпох жизни человека — от античного мира и средневековья до середины XIX в. Меч правосудия был по отношению к несовершеннолетним карающим, об этом можно судить по содержанию некоторых историко-правовых источников и следующим моментам общего плана:
— в юриспруденции тех времен
не существовало правового
— как следствие этого, в
правовых актах мы не
— соответственно жестокость закона и суда к несовершеннолетним проявлялась в том, что они, если совершали противоправные проступки, в своем правовом положении приравнивались к взрослым преступникам. Современный юрист поймет, что одинаковое наказание 9-летнему ребенку и взрослому бьет сильнее ребенка. Если говорить об особой правовой защите детей и подростков (в цивилизованном представлении), то к ней человечество шло медленно, и путь свой в этом направлении фактически начало уже в наши времена. Напомню, что первый универсальный международно-правовой акт о защите детства — первая Декларация о защите прав детей — был принят Лигой Наций только в 1924 г. Правда, ювенальная юстиция создавалась по более раннему правовому акту, хотя и национальному (США), — о создании в 1899 г. первого суда для несовершеннолетних. [3, c. 47]
Переход от равной ответственности со взрослыми к смягчению наказания и к созданию специальных учреждений для исправления и воспитания несовершеннолетних можно считать периодом предыстории ювенальной юстиции. А собственно возникновение знаменует принципиальная смена парадигмы реагирования на правонарушающее поведение: от наказания к защите интересов личности ребенка, воспитанию, социализации. Отсюда нужда в иной процедуре и инфраструктуре – воспитательные учреждения вместо тюрьмы.
Период непосредственной предыстории ювенальной юстиции можно отнести к XIX веку. В разных странах создаются приюты и реформатории для помещения детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Детство стало определяться как стадия развития, во многом обусловленного социальной средой. Основная причина правонарушающего поведения ребенка стала усматриваться в нищете и развращающем воздействии дурного окружения, отсюда - идея исправления и воспитания, смены среды. Существенную роль в организации новых форм и учреждений для работы с детьми играли благотворительные общества и другие общественные организации.
Особую остроту вопросы предупреждения подростковой преступности и безнадзорности приобретают в переломные моменты истории, как это было на рубеже ХIХ – ХХ веков, когда в результате ухудшения положения низкооплачиваемых слоев населения, возросшей дифференциации доходов и расслоения деревни, а также в силу ряда других социально-экономических причин на Беларуси, как и в целом по Российской империи, резко возросла детская преступность. По статистическим данным, опубликованным «Вестником благотворительности», в конце ХIХ века из общего числа подростков совершивших преступления около 50% составляли выходцы из бедных семей; 35% - дети бродяг, нищих и проституток; 15% - из нормальных семей.
Первое
исправительное заведение для
Как следует из «Отчета о деятельности сыскного отделения Киевской городской полиции за 1906 год», из 220 несовершеннолетних, задержанных за совершение преступлений, 19 были «круглыми сиротами бесприютными», 85 – «полусироты бесприютные (дети домашней прислуги)», 28 – «дети нищих», 66 – «дети, бежавшие от родителей вследствие дурных наклонностей» и 20 – «дети арестантов». Кроме того, полицией были задержаны 112 несовершеннолетних «бродяг и праздношатающихся», а также 19 малолетних проституток.
Среди социальных причин подростковой преступности назывались пьянство, нищенство, бродяжничество, лень, страсть к приключениям, проституция. Основной же причиной преступности среди несовершеннолетних (как, впрочем, и сейчас) считалось «деморализующее влияние семьи».
Несовершеннолетние преступники в Российской империи в отличие от европейских стран подвергались, фактически, тем же видам наказаний, что и взрослые, а зачастую и содержались вместе.