Белорусские общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 20:43, реферат

Описание работы

Проблема воспитания подрастающего поколения стара как мир. Преступность и безнадзорность среди несовершеннолетних не является новым явлением, возникшим в последние годы или десятилетия. В любом обществе были и есть молодые люди, поведение которых выходит за рамки закона. Безусловно, какие бы меры не принимало общество, искоренить такое социальное явление как преступность, невозможно.
Подростковый возраст –

Работа содержит 1 файл

Белорусские общества и (1).doc

— 92.50 Кб (Скачать)
 

Белорусские общества и заведения  помощи подросткам  с делинкветным поведением в досоветский период 

Введение

     Проблема  воспитания подрастающего поколения  стара как мир. Преступность и  безнадзорность среди несовершеннолетних не является новым явлением, возникшим в последние годы или десятилетия. В любом обществе были и есть молодые люди, поведение которых выходит за рамки закона. Безусловно, какие бы меры не принимало общество, искоренить такое социальное явление как преступность, невозможно.

     Подростковый  возраст – это время становления характера. Именно в этот период влияние среды, ближайшего окружения оказывает огромное значение. Поведение подростка является внешним проявлением сложного процесса становления его характера. Серьезные нарушения поведения- нередко связанные с отклонениями в этом процессе. Эмоциональное развитие детей бывает нарушенным, а их поведение трудным. В этой связи довольно часто возникают осложнения психологического развития. На протяжении столетий воспитание всех детей происходит примерно одинаково, но, однако, мы сталкиваемся с тем, что какая-то часть из них идет по преступному пути. Среди молодежи усилился нигилизм, демонстративное и вызывающее поведение по отношению к взрослым поведение, чаще и в крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность. Резко возросла преступность среди молодежи. 70% преступлений совершается лицами до 30 лет. Среди них выделяются подростки. 

     Семья - отмечает известный специалист в  области профилактики и борьбы с  преступностью несовершеннолетних в России в досоветский (а в последствии- советский) период Т.Догаев- независимо от этических взглядов на брак, является сплошь и рядом очагом, который не только не спасет детей от социальной запущенности, но и способствует ее развитию. Дети либо следуют порочной организации родителей, либо, проживая в нормальной семье, не могут смириться с нищетой и невозможностью зарабатывать на пропитание законным путем, выталкиваются на улицу, где занимаются попрошайничеством, бродяжничеством, мошенничеством и проч.

Предпринимались попытки создать так называемые особые помещения при тюрьмах или домах для арестованных, куда помещались несовершеннолетние при невозможности определить их в колонии и приюты  до достижения 18-летнего возраста, но особого успеха не имели.

     К началу века постепенно стала складываться определенная система государственного и общественного призрения несовершеннолетних правонарушителей «трудных» детей подростков. Кроме «спасительно-воспитательных приютов», в нее входили специальные школы предупреждения рецидивной преступности для отбывания наказания малолетних преступников, различного типа колоний.

Девиантное  поведение подростка

     Отклоняющемся от нормы поведений (асоциальным, девиантным) называется поведение, в котором устойчиво проявляются отклонения от социальных норм – корыстной, социально-пассивной, агрессивной ориентации.

     Девиантное  поведение можно разделить на два уровня: делинкветным, когда  человек не стал субъектом преступления, и криминагенный, когда человек  становится субъектом преступлений, которые рассматриваются следственными и судебными органами и представляют серьезную общественную опасность.

     Основные  нарушения поведения в подростковом возрасте являются прогулы уроков, побеги из дома, воровство, участие в драках, частые конфликты с преподавателями, черты девиантного поведения (развязность, отрицательное отношение к «активистам», увлечение азартными играми, ношение холодного оружия, татуировки, специфическими дефектами одежды).

     Сам по себе термин “девиантность” охватывает самый широкий спектр поступков и способов поведения. Его применение просто означает констатацию того факта, что данное индивидуальное поведение отклоняется от принятого обществом. Причем такое отклонение может быть как негативным, так и позитивным. Поведение гения, например, тоже представляет собой девиацию. Для обозначения специфически деструктивных форм поведения, опасных для общества, применяются понятия “делинквентное поведение” и “криминальное (преступное) поведение”. Для того чтобы четко обозначить границы употребления каждого термина, всю совокупность проявлений отклоняющегося (девиантно-го) поведения нужно разделить на три группы: девиан-тное в собственном смысле этого слова, делинквентное и криминальное поведение. 
   Собственно девиантное поведение — это такое поведение, которое не является нарушением уголовного законодательства, то есть не является противоправным, а просто не совпадает с принятыми в обществе стандартами. Например, гомосексуализм — это чисто девиантное в узком смысле слова поведение. В недавнем прошлом гомосексуализм рассматривался как преступное поведение и соответствующим образом наказывался, однако в настоящее время общество стало терпимее к таким отклонениям. 
   Термином “делинквентное поведение” обозначается совокупность противоправных поступков, не подпадающих под уголовное наказание, но уже являющихся не-значительным правонарушением. Если поведение, не одобряемое общественным мнением, называется девиантным, то поведение, которое не одобряется законом, — Делинквентным. Грань между делинквентным и преступным поведением находится там, где кончается сфера административной ответственности и начинается область уголовно наказуемых поступков. Например, если подросток стоит на учете в детской комнате милиции, не посещает школу, появляется в пьяной компании в общественных местах,.его поведение является Делинквентным, но не преступным. Преступным оно станет тогда, когда он совершит деяние, расцениваемое законом как уголовное преступление, и будет осужден по закону как преступник. 
   Наиболее податливую к делинквенции группу населения составляет молодежь, прежде всего вырастающая и проходящая социализацию в преступной или девиантной среде. Такую среду или семью в обыденной терминологии называют неблагополучной. Чаще всего склонность к делинквентному поведению возникает под влиянием пьющих родителей, нередко побывавших в местах лишения свободы. 
   Однако негативное влияние оказывает не только неблагополучная семья, но и более широкая социальная среда: друзья, компании, соседи. Особенно опасны в этом отношении районы с высокой плотностью делинквентного и криминального поведения. В таких районах число несовершеннолетних правонарушителей всегда выше среднего показателя. Такие районы называют криминогенными, а категории населения, обладающие повышенной склонностью к преступному или делинквентному поведению, — группами риска.[3,c.34-35] 
   Среди возрастных групп наиболее склонны к делинквентному поведению подростки. Это объясняется их социальной незрелостью и повышенной подверженностью влияниям извне. Подростков влечет к новым острым ощущениям, они стремятся доказать родителям и обществу свою независимость и самостоятельность, но не всегда умеют предвидеть последствия своих поступков. Подросток часто не соответствует социальным требованиям и ожиданиям. При этом он обычно считает, что это общество недостаточно совершенно и относится к нему несправедливо. Складывается противоречие между социальной незрелостью подростков и требованиями общества, которое становится реальным источником делинквентного поведения. По оценкам психологов, несовершеннолетних правонарушителей отличает самоуверенность, дерзость, обидчивость и плохо контролируемая агрессивность. Некоторым из них присуща заниженная самооценка. Другие поддерживают уровень самооценки, игнорируя свои проблемы, отказываясь брать на себя ответственность за свои поступки и перекладывая с себя вину на других людей и внешние обстоятельства. Иногда правонарушения служат проявлением глубоких неврозов, страхов, тревог, фрустрации.

     Исторические  процессы видоизменили общественные устои. Наряду с демократизацией общества, можно заметить и его реконструкцию. В обществе появилась значительная по своим масштабам категория детей, которые до последнего времени пребывают в статусе «ничьих». Они живут под одной крышей с родителями, но связи с семьей атрофированы или разрушены. Отсутствие должного ухода и содержания, пренебрежение интересами и потребностями развивающейся личности, жестокое обращение в родной семье, создают реальную угрозу психическому, нравственному развитию безнадзорного ребенка.

     Среди социальных причин подростковой преступности назывались пауперизм, пьянство, нищенство, бродяжничество, лень, страсть к приключениям, проституция - словом все, что содействует развитию социальным аномалий именуемой преступлением. Основной причиной преступности среди несовершеннолетних  считалось «деморализующее влияние семьи».

     Понятие о ювенальной юстиции

     В 19 веке, впервые возникла проблема социализации той части молодежи, поведение  которой не соответствует социально  одобряемым нормам и ожиданиям. Вероятнее всего, подобная проблема существовала и ранее, но в связи с тем, что действующие на тот период времени органы и структуры, в чье ведение были отданы проблемы девиантных подростков, исчерпали себя в этой отрасли, вопрос встал особенно остро. На волне ощущения остроты появившейся проблемы и возникли иные принципы и схемы работы, которые получили свое выражение в форме ювенальной юстиции (от англ. juvenile justice). Говоря о ювенальной юстиции мы, в первую очередь, имеем в виду весьма сложное множественное целое - комплекс концепций и «схем» влияния на подростков, массу конкретно-практических ситуаций воздействия на человека, семью, первичные группы (непосредственное окружение подростка), а также социальные институты.

     Ювенальная  юстиция антирепрессивна по своей сути, ее классическая модель сформирована в конце  XIX – начале ХХ века в оппозиции к идеям  уголовной

     ответственности и уголовного преследования несовершеннолетних. В истории можно 

     выделить  несколько фундаментальных положений  относительно ответственности ребенка за правонарушающее поведение и роли суда по отношению ребенку-правонарушителю:

     1) ответственность наравне со взрослыми; 

     2) возрастная невменямость /условная  вменяемость;

     3) смягчение наказания; 

     4) необходимость исправления несовершеннолетнего (для чего нужно создавать

     специальные условия);

     5) защита интересов личности ребенка;

     6) некарательная ответственность  как основа ресоциализации.[1, c. 78]

     Историческое  прошлое несовершеннолетних правонарушителей можно назвать жестоким и несправедливым. Такая оценка касается нескольких эпох жизни человека — от античного мира и средневековья до середины XIX в. Меч правосудия был по отношению к несовершеннолетним карающим, об этом можно судить по содержанию некоторых историко-правовых источников и следующим моментам общего плана:

       — в юриспруденции тех времен  не существовало правового понятия  детства как особо защищаемого  периода жизни человека;

       — как следствие этого, в  правовых актах мы не обнаруживаем  юридических правил специальной  защиты детей и подростков в суде, в тюрьмах, после освобождения из них. Можно даже предположить, что юристов древности, средневековья, да и "раннего" капитализма дети-преступники как самостоятельная демографическая группа не интересовали. Им они представлялись взрослыми или не представлялись никем;

     — соответственно жестокость закона и  суда к несовершеннолетним проявлялась  в том, что они, если совершали  противоправные проступки, в своем  правовом положении приравнивались к взрослым преступникам. Современный  юрист поймет, что одинаковое наказание 9-летнему ребенку и взрослому бьет сильнее ребенка. Если говорить об особой правовой защите детей и подростков (в цивилизованном представлении), то к ней человечество шло медленно, и путь свой в этом направлении фактически начало уже в наши времена. Напомню, что первый универсальный международно-правовой акт о защите детства — первая Декларация о защите прав детей — был принят Лигой Наций только в 1924 г. Правда, ювенальная юстиция создавалась по более раннему правовому акту, хотя и национальному (США), — о создании в 1899 г. первого суда для несовершеннолетних. [3, c. 47]

     Переход от равной ответственности со взрослыми  к смягчению наказания и к  созданию специальных учреждений для  исправления и воспитания несовершеннолетних  можно считать периодом предыстории ювенальной юстиции. А собственно возникновение  знаменует принципиальная смена парадигмы реагирования на правонарушающее поведение: от наказания к защите интересов личности ребенка,  воспитанию, социализации. Отсюда нужда в иной процедуре и инфраструктуре  – воспитательные учреждения вместо тюрьмы.

     Период  непосредственной предыстории ювенальной юстиции можно отнести к   XIX веку. В разных странах создаются приюты и реформатории для помещения детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Детство стало определяться как стадия развития, во многом обусловленного социальной средой. Основная причина правонарушающего поведения ребенка стала усматриваться в нищете и развращающем воздействии дурного окружения, отсюда  - идея исправления и воспитания, смены среды.  Существенную роль в организации новых форм и учреждений для работы с детьми играли благотворительные общества и другие общественные организации.

     Особую  остроту вопросы предупреждения подростковой преступности и безнадзорности приобретают в переломные моменты истории, как это было на рубеже ХIХ – ХХ веков, когда в результате ухудшения положения низкооплачиваемых слоев населения, возросшей дифференциации доходов и расслоения деревни, а также в силу ряда других социально-экономических причин на Беларуси, как и в целом по Российской империи, резко возросла детская преступность. По статистическим данным, опубликованным «Вестником благотворительности», в конце ХIХ века из общего числа подростков совершивших преступления около 50% составляли выходцы из бедных семей; 35% - дети бродяг, нищих и проституток; 15% - из нормальных семей.

     Первое  исправительное заведение для несовершеннолетних правонарушителей на территории Российской империи было открыто в 1864 г. в  Москве в домике, принадлежавшем Симоновскому монастырю.

     Как следует из «Отчета о деятельности сыскного отделения Киевской городской  полиции за 1906 год», из 220 несовершеннолетних, задержанных за совершение преступлений, 19 были «круглыми сиротами бесприютными», 85 – «полусироты бесприютные (дети домашней прислуги)», 28 – «дети нищих», 66 – «дети, бежавшие от родителей вследствие дурных наклонностей» и 20 – «дети арестантов». Кроме того, полицией были задержаны 112 несовершеннолетних «бродяг и праздношатающихся», а также 19 малолетних проституток. 

     Среди социальных причин подростковой преступности назывались пьянство, нищенство, бродяжничество, лень, страсть к приключениям, проституция. Основной же причиной преступности среди  несовершеннолетних (как, впрочем, и  сейчас) считалось «деморализующее влияние семьи».

     Несовершеннолетние  преступники в Российской империи  в отличие от европейских стран  подвергались, фактически, тем же видам  наказаний, что и взрослые, а зачастую и содержались вместе.

Информация о работе Белорусские общества