Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 21:45, доклад
Қазақстан Республикасының Үкіметі қаулы етеді: "Қазақстан Республикасы мен Қытай Халық Республикасының арасындағы қазақстан-қытай мемлекеттік шекарасы туралы Қосымша Келісімді бекіту туралы" Қазақстан Республикасы Заңының жобасы Қазақстан Республикасы Парламенті Мәжілісінің қарауына енгізілсін.
Однако, во второй половине XIX века, когда устанавливались границы, вышеуказанные договора, протоколы и приложенные к ним карты характеризовались низким качеством, из-за незнания их авторами и разграничительными отрядами реального строения поверхности земли, действительного местоположения вершин, горных хребтов, рек и их направлений. Недостатком этих документов явилось упрощенное описание линии границы. Например, участки границы, протяженностью 500 км описывались всего лишь несколькими стоками. Такое поверхностное описание линии границы , не отражающее, в достаточной степени, действительное, очень сложное строение местности, по которым она проходила, естественным образом вызывало впоследствии различное толкование.
В итоге между
Россией и Китаем сложились как
бы две линии границы. Одна договорная,
прохождение которой
Переговорный процесс по пограничному урегулированию между СССР и КНР, начавшийся в 1964 году, выявил 25 участков, на которых представления сторон о договорной линии советско-китайской границы не совпадали, в том числе 5 на кыргызкой части границы. Эти участки общей площадью более 34 тыс.кв. км были признаны "спорными", при этом на кыргызко-китайской границе оспаривалась площадь около 3750 кв.км.
|
Первый оспариваемый участок площадью около 450 кв.км. охватывал территорию прилегающую к пикам Хан-Тенгри и Победы. Второй участок площадью более 180 кв.км.распологался к югу от хребта Майбаштоо и включал водосбор реки Аксуу. Третий участок площадью более 2840 кв.км., охватывал бассейн реки Узенгю-Кууш. Четвертый участок (около 20 кв.км.) находился в верховьях реки Тепши и Бозайгыр, отсекая их истоки длиной 1-2 км от основного русла. Пятый участок площадью около 250 кв.км., включающий село Нура, находился в районе урочищаЭркештам.
Эти участки, прохождение линии границы, на которых стали основным предметом дальнейших переговоров, явились следствием несовершенства ранее принятых договоров, а так же смещением охраняемой границы вследствие хозяйственной и иной деятельности на протяжении длительного времени.
Нередко, и Китай и Советский Союз, в целях обеспечения своей безопасности, в одностороннем порядке брали контроль над некоторыми участками, строили заставы и другие оборонительные укрепления, развивали хозяйственную деятельность, углубляясь в оспариваемые участки. Эти действия расценивались сторонами как не соответствующие нормам международного права. Переговоры по урегулированию кыргызско - китайского участка государственной границы проводились между СССР и КНР с 1964 по 1991 годы, в рамках общего переговорного процесса. После распада СССР китайской стороной было заявлено о необходимости ведения переговоров с каждой из бывших союзных республик, граничащих с Китаем, в отдельности в формате: "Китай- Россия", "Китай- Казахстан", "Китай- Кыргызстан" и "Китай- Таджикистан". В результате длительных дипломатических переговоров китайская сторона согласилась с предложением о ведении пограничных переговоров в формате "Совместная делегация - КНР" и в 1992 году была создана Совместная делегация объединившая в себе правительственные делегации Кыргызстана, Казахстана, России и Таджикистана по урегулированию пограничных вопросов с КНР.
Для всех новых государств, за исключением России, которые на основе правопреемственности должны были вести с Китаем переговоры по установлению границы, но не имели нужных для этого архивов правовых, методических, исторических и других документов, такой формат был жизненно необходимым условием. Формат "совместной делегации" позволил Кыргызстану, Казахстану и Таджикистану получить от российского МИДа необходимые документы и соответствующие протоколы советско- китайских переговоров.
В ходе переговоров с 1992 по 1996 годы были достигнуты договоренности по прохождению линии границы на 4-х из 5-ти "спорных участков". Наиболее сложными для разрешения были "спорные участки" в районе пика Хан - Тенгри и отстоять пик Победы, который по китайской версии отходил к КНР.
Вопрос о принадлежности оспариваемых участков Жаныжер и Эркештам был решен с учетом факта систематической хозяйственной деятельности на них. Так, на участке Эркештам расположены кыргызское село Нура с населением около 600 человек и пограничная застава, проведены коммуникации.
В свою очередь, участок Жаныжер заселен китайскими гражданами кыргызского происхождения, туда также проложены автодорога, электрическая сеть и система связи. В связи с этим стороны сочли нецелесообразным нарушать устоявшуюся в веках жизнедеятельность населения этих территорий и согласились на компромисс, в соответствии с чем территории остались за государствами, граждане которых там проживали на 1996 год. По итогам переговоров 4 июня 1996 года Президент Кыргызской Республики А. Акаев и Председатель КНР Цзян Цземинь подписали Соглашение между Кыргызской Республикой и Китайской Народной Республикой о кыргызско- китайской государственной границе. Участок, расположенный западнее перевала Бедел (водосбор р. Узенгю - Кууш), вошел в соглашение с особым статусом, по которому стороны договорились продолжить переговоры. С подписанием этого Соглашения кыргызское государство впервые на Международно - правовой основе юридически закрепило свои внешние рубежи на расстоянии около 1000 км и создало предпосылки для укрепления национальной безопасности.
Заключение Соглашения
стало основой взаимного
Правовой основой делимитации участка кыргызско- китайской государственной границы, расположенного западнее перевала Бедел и охватывающего водосбор реки Узенгю-Кууш являются Чугучакский и Новомаргеланский протоколы, подписанные между Российской и Китайской империями м 1864 и 1884 годах. Следует отметить, что неопределенность в принадлежности этого участка проявлялась в начале ХХ века, после подписания Новомаргеланского протокола 1884 года. В связи с этим, российской стороной, в район перевала Бедел, летом 1911 года, был направлен поручик-картограф Ледомский, который 10 августа доносил (что никто из местных жителей не знает кому принадлежит урочище Чон - Трек: каждое лето в это урочище кочуют китайские киргизы в виду доступности перевала Терек, а на зиму иногда заходят и русские киргизы по льду реки Чон- Узенгю- Кууш, которая, протекая среди теснин, в летнее время совершенно не доступна).
В экспедиции Ледомского сопровождали кыргызы Маразык Баястанов из Заукинской (Жууку) волости, Ордобай Ногоев и Садык Суранчиев из Западно - Чжитогузовской (Жетиогуз) волости. Ледомский докладывал, что (утром 26 июля поехал с вышеуказанными лицами в верховье реки Чон- Трек, но встретил со стороны китайских киргиз племени "Черик" вооруженное сопротивление к дальнейшему производству работ. Не зная чья это земля в действительности и, не желая создавать конфликта с китайскими властями, я решил уйти обратно).
В последующем не было достигнуто однозначного понимания текстов договоров описывающих данный участок Российской и Цинской империей, в последствии с 1917 по 1949 годы границы СССР и КНР,а в нынешнее время, с 1991 года, границы Кыргызкой Республики и КНР. Поэтому на данном участке, по китайской версии, представленной советской стороне в 1964 году, линия границы от перевала Бедел была обозначена по наиболее высоким точкам хребтов Бедел и Барколдой, по водоразделу реки Чон-Узенгю-Кууш и соединялась с гребнем хребта Какшаал-Тоо, полностью охватив при этом бассейн реки Чон-Узенгю-Кууш.
По советской версии линия границы от перевала Бедел идет на запад, затем поворачивает на юг и после пересечения с рекой Узенгю-Кууш выходила на гребень хребта Какшаал-Тоо кратчайшим путем. Переговоры о принадлежности этого участка велись в общей сложности 35 лет с 1964 года. По данному "спорному" участку доводы и аргументы каждой из делегаций не были убедительными для противоположной стороны. После неоднократных межгосударственных и межправительственных консультаций, в результате сложных и многочисленных консультаций, в 1999 году было найдено взаимоприемлемое решение вопроса прохождения линии кыргызко-китайской государственной границы на этом участке и подготовлен проект Дополнительного соглашения между Кыргызкой Республикой и КНР о кыргызко-китайской государственной границе.
Дополнительное соглашение о кыргызко-китайской государственной границе было подписано Президентом Кыргызкой Республики А.Акаевым и Председателем КНР Цзянь Цземинем 26 августа 1999 года в г.Бишкек. Следует отметить, что Российская Федерация, Казахстан, Таджикистан на переговорах с КНР также использовали метод компромиссов при решении своих пограничных вопросов с Китаем.
С подписанием выше указанных Соглашений и Соглашений о точках стыка наших государственных границ с Казахстаном и Китаем в 1999 году, с Таджикистаном и Китаем в 2000 году была завершена делимитация кыргызско-китайской государственной границе. Таким образом, подписанные Соглашения являются гарантом безопасности страны и международно - правовой основой неприкосновенности государственной границы Кыргызской республики с КНР, исключающей возможность появления в будущем вопросов о прохождении линии кыргызско - китайской государственной границы.
Завершение делимитации,
прежде всего, акт политического
характера, свидетельствующий о
доброй воле руководства двух стран,
об отсутствии каких- либо территориальных
претензий сторон друг к другу, открывающий
широкие перспективы для