Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 18:51, контрольная работа
Аврелий Августин - один из знаменитейших и влиятельнейших отцов христианской церкви, значение творений которого для последующего палитико-правового развития Запада очень велико. Это обусловлено прежде всего тем, что он создал целостную и завершенную картину мироздания, картину до такой степени законченную, что на протяжении восьми с лишним веков латинский Запад не мог создать чего-либо подобного. Влияние Августина на становление и развитие средневековой мысли было столь же универсально, как и его учение.
Введение 3
Христианская концепция истории человечества 4
Взаимоотношения церкви и государства. Учение о Граде Божьем 8
Представления Августина о праве 11
Заключение 14
Список использованной литературы: 15
Проблема уничтожения еретиков и принудительного крещения неверующих занимает немалое место в трудах Августина. Насилие — не зло, если оно применяется в благих целях: отец бьет непослушных детей, бог страданиями учит людей, люди силой удерживают того, кто падает в пропасть. В сочинении «Апология гонений» Августин утверждал, что «лучше раны, нанесенные другом, чем поцелуй врага». В других его сочинениях говорится, что «церковь преследует, любя». Наконец, в «Письме к Донату» Августин писал, что церковь теперь «не только приглашает к добру, но и принуждает к нему».[3, c.51]
Источник зла — свободная воля людей, влекущая их от единства к множеству. В делах веры это очень опасно: «Прежде чем понимать, мы должны верить». Еретики хуже отравителей, они — враги единства. Коль скоро цель христианского государства — благо, государство, если неверие не поддается убеждению, должно «принуждать людей, а не учить». «Вы думаете, что никого не следует принуждать к правде, однако читаете у св. Луки, что господин сказал своим слугам: принуди войти всех, кого найдете».
Правда, рассуждал Августин, Христос никого не принуждал, но «был ли тогда император, который бы верил во Христа и мог бы служить ему в благочестии, издавая законы против нечестия». Во времена Августина большая часть населения Римской империи держалась прежних, языческих культов. Церковь тревожили и неподвластные ей христианские секты еретиков. Поэтому Августин призывал использовать принуждение для крещения язычников и искоренения ересей: «Как же могут цари служить господу в страхе иначе, чем воспрещая и карая в благочестивой строгости то, что противоречит велениям господа?»
Оправдание государства, по Августину, — и в поддержании социального порядка: «Никак не следует о нем (боге) думать, чтобы законам его провидения были чужды человеческие царства, владычество людей и их рабство». Источник рабства отдельных людей — военный плен, причем и это имеет оправдание, поскольку войны, по учению Августина, не противоречат божьим заповедям.
Божественным установлением являются и частная собственность, имущественное неравенство, деление на бедных и богатых. «Кто сотворил тех и других? — Господь! Богатого — чтобы помочь бедному, бедного — чтобы испытать богатого». В произведениях Августина христианское вероучение открыто и откровенно приспосабливается к самым земным интересам власть имущих. «Сколько богатые обязаны Христу, который возмещает им убыток: если был у них неверный раб, Христос обращает его и не говорит ему: оставь своего господина».[2, c. 111]
Характеризуя христианское государство как образец «земного града», Августин писал: «Государство лучше всего устрояется и хранится, будучи основано и связано верой и прочным согласием, когда все любят общее благо; высшее же благо есть бог»[1, c. 787]. Практически образцом этого идеала явилось рабовладельческое христианское государство, управляемое при участии духовенства, насильственно подавляющее инакомыслие, ведущее агрессивные войны. Оправдывая последние, Августин дал обстоятельное толкование заповеди «не убий». Его перетолкование свелось к тому, что «ее отнюдь не преступают те, которые ведут войны по полномочию от бога».
В
процессе обоснования и проповеди
своих теологических воззрений
Августин зачастую обращается и к
правовым вопросам. При этом основополагающее
значение в его подходе к праву
занимают рассуждения о восходящем
к Богу нерушимом вечном законе,
действующем и в области
Правовая позиция Августина отчетливо обнаруживается и в тех случаях, когда Августин рассуждает об обязанностях, налагаемых законами естественными, божественными и человеческими. Этим законам надлежит подчиняться, но люди их часто преступают. И все же, подчеркивает он, люди не в состоянии нарушить действия высокого и вечного закона, имеющего дело с «вещами как они есть». Августин считал юридические соображения настолько неотъемлемой частью своих общерелигиозных и мировоззренческих представлений, что нередко включал обсуждение и толкование правовых вопросов в свои молитвенные обращения к церковной пастве.
Представления
Августина о праве в ряде моментов
сходны взглядами римских стоиков,
юристов и Цицерона, в частности
с их трактовкой «естественного права».
Учение о естественном праве как
идеальной норме человеческих отношений
и одновременно как всеобщем законе,
вытекающем из неизменного порядка
природы и всей вселенной, вполне
согласовывалось с христианско-
Вечный
закон как выражение
Примечательно,
что Августин, разделяя представления
ряда предшествующих «языческих» мыслителей
(Платона, Цицерона и др.) о естественно-правовом
принципе как воздаянии каждому
ему принадлежащего, в то же время
подвергал этот принцип христианско-
Критикуя начальствование и власть человеческую, Августин в то же время признавал за «избранными» (гражданами небесного града) право господствования над грешниками и в принципе над всеми своими противниками, которых они в состоянии будут победить в «справедливой войне», ведущейся по всевышнему «дозволению или указанию».
Религиозно-этический
подход, характерный для
Различие
между проступками и
Наказание
никогда не является внешним произволом,
поскольку справедливое наказание,
согласно Августину, уже содержится
в самой вине и неизбежно вытекает
из нее. «Ты повелел ведь — и
так и есть, — писал Августин,
— чтобы всякая неупорядоченная
душа сама в себе несла свое наказание».
В другом произведении он уточняет:
«Справедливейшее наказание за грех
состоит в том, что человек
утрачивает то, чем он не захотел
хорошо пользоваться... тот, кто не захотел
поступать правильно, когда мог,
утрачивает эту возможность, когда
захочет поступать правильно».[
Деликатный
вопрос о том, как праведники должны
относиться к уже существующим государствам
и законам у разных народов, Августин
разрешает в духе компромисса
с «земным миром» на условиях «почитания
единого высочайшего и
Таким образом, грех рассматривается как первопричина господства и рабства. Этот греховный порядок мира носит временный характер и продлится до второго пришествия Христа и судного дня, когда благочестивые получат «ангельскую жизнь», а нечестивые подвергнутся «вторичной смерти». Рост небесного города в отличие от земного означает духовный прогресс человечества. Носителем этого прогресса объявляется церковь (Вне церкви нет спасения»). Отсюда следует, что императоры не настолько важны, как папа и церковь, которым и должны подчиняться временные правители.
Учение
Августина пользовалось большим
влиянием уже в древности. Римско-католическая
церковь широко использовала его
положения для обоснования
Заметную роль учение Августина сыграло в развитии христианско-теологических концепций этики, политики и права.
Теория
Августина оказала сильнейшее влияние
на средневековую политико-
В христианской концепции истории человечества Августина все социальные, государственные и правовые учреждения представлялись как следствие греховности человека. Согласно Августину, на всех людях лежало пятно греха Адама. Люди не могли получить спасение только своими усилиями и прилежной работой. Для спасения нужна милость Божья. Идеи Августина укрепили церковь на этих позициях, которые стали каноническими. Августин утверждал, что Бог уже знает, кто будет спасен, а кто нет. Именно эта идея предопределенности оказала влияние и на последующие поколения теологов, в частности, на Кальвина.
Августин чётко разграничивал светскую и церковную власти. Он утверждал, что они различны и каждая обладает независимостью, суверенитетом. Они должны друг другу помогать. Государство призвано защищать церковь от ее врагов, варваров, еретиков. Церковь, в свою очередь воспитывает паству в духе лояльности, гражданственности. Церковная власть – высшая, т.к. духовная сфера – выше мирской. Но никаких выводов о прямом подчинении государей церковью у Августина нет. Главное в его учении – разделение двух властей.
Таким образом, Августин, прозванный за заслуги перед церковью Блаженным, был последним великим христианским теологом перед средневековьем. Труды его остались доктриной церкви и продержались все средние века.