Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 12:14, реферат
Герцог Бетики Родриго был последним королем вестготов. Уже отмечалось, что арабы занимали большую часть северо-западного побережья Африки, область, в древности называвшуюся Мавританией, и что они неоднократно пытались вторгнуться в Испанию. В правление Родриго им удалось осуществить это намерение, получив помощь из самой Испании. Что это была за помощь, точно не известно.
Предпосылки и этапы арабского завоевания Пиренейского полуострова. 2
Последствия арабского завоевания Пиренейского полуострова 6
Политика мусульман в период завоевания Испании 6
Общественно-политическое развитие мусульманской Испании 7
Особенности экономического развития мусульманской Испании 12
Вывод 17
Список литературы 18
Взаимодействие христианского и мусульманского населения происходило и на территории, отвоеванной христианскими королевствами у арабов. Здесь первоначально оставались довольно значительные массы мусульман, именовавшиеся мудехарами (от арабского mudachhan - «мусульманин, который живет среди христиан»). Мудехары в большинстве своем занимались производительным трудом, ремеслами. Памятниками их строительной деятельности служат, в частности, аль-казар в Севилье и Пуэрта-дель-соль в Толедо («муде-харский стиль»). Мудехары сохраняли свою религию и обычаи, жили, как правило, в особых кварталах. Их права были обеспечены пактами, которые заключались при завоевании соответствующих территорий или фиксировались в фуэрос. Мудехары обязаны были платить десятину церкви.
Для мусульманской Испании
О характере общественного строя Аль-Андалуза трудно высказать определенное суждение, так как слишком скудны данные о социально-экономических отношениях в этой стране.
Наварра и Арагон. Общественный строй Наварры и Арагона в раннее средневековье был более архаичен, чем в Астуро-Леонском королевстве и Каталонии. Этот район был очень слабо освоен римлянами, влияние вестготов и франков также было поверхностным. В рассматриваемый период здесь преобладало баскоязычное население, романизировавшееся очень медленно. Землевладение феодального типа развивалось главным образом в долинах больших рек, в горах же сохранялись свободные крестьянские общины. Запоздалым было и формирование феодальной иерархической структуры. Об утверждении в этих государствах феодального строя можно говорить не ранее, чем с середины XI в.
На рубеже Х-ХI вв. при короле Санчо Великом Наварра со столицей в Памплоне была сильным государством, подчинившем себе Арагон и Кастилию. После смерти Санчо (1035 г.) его держава распалась; Наварра, оттесненная от арабской границы своими более активными соседями, постепенно отошла от участия в Реконкисте. В дальнейшем ее судьба оказалась все теснее связанной с судьбой Франции. Арагон, напротив, ведет в XI в. последовательно наступательную политику, понемногу расширяя свои владения за счет мусульманских эмиратов долины Эбро. Общность целей во внешней политике с графством Барселонским предопределила слияние их в XII в. в единое государство.
В экономическом отношении
мусульманская Испания
Аль-Андалуз представлял собой
в X-XI вв. одну из наиболее развитых в
экономическом отношении частей
Европы. Восточные путешественники,
посещавшие Испанию в этот период,
считали ее наиболее процветающей страной
мусульманского мира. Сельское хозяйство
поднялось на более высокую ступень
по сравнению с готским периодом.
В земледелии применялась плодосменная
система, - поочередно сеялись пшеница
и ячмень (один клин оставался под
паром), усовершенствовалось
Искусственное орошение известно было Испании и до арабов. Но они усовершенствовали его, применив некоторые приспособления, заимствованные в Сирии (например, гидравлическое, колесо). Арабы улучшили борону, применяли плуг с тремя лемехами. В качестве тягловой силы в мелких хозяйствах использовались ослы, в крупных хозяйствах - в основном быки.
Отмечая развитие сельского хозяйства -в Испании при мусульманах, не следует преувеличивать его стабильность и производительность. Страна перестала экспортировать хлеб, а в неурожайные годы приходилось ввозить зерно из Северной Африки.
Существенными были изменения в земельных отношениях. Переход к мелкому хозяйству, намечавшийся уже в позднеримский и готский период, теперь завершился. Рабы, широко применявшиеся в земледелии в готской Испании, перестают играть в нем существенную роль. В Аль-Андалузе было множество рабов, но использовались они главным образом в домашнем хозяйстве, ремесле. Исчез также колонат позднеримского типа. Крупные землевладельцы обычно не имели в своих имениях домена и раздавали землю мелким держателям. Так же использовались и земли государства.
Процесс расчленения крупных имений и оседания на них мелких земельных собственников, по утверждению испанского историка Кахигаса, принял особенно земли.
Условия, на которых крестьяне получали
свои держания, определялись соглашениями
с собственниками земли. Эти условия
были различными для «сухой» Испании
и для «влажных» областей. В
зависимости от качества земли съемщики
отдавали ее собственнику. В отдельных
случаях крестьяне выполняли
барщину в пользу-
О характере земельных отношений и социальном статусе непосредственных производителей Аль-Андалуза высказывались различные мнения. Одни называют крестьян крепостными, другие считают их свободными людьми, издольщиками, заключавшими контракты с собственниками земли. Если же они и были привязаны наследственно к своей местности, то это было проявлением не частной зависимости, а фискальной. Они были налогоплательщиками. Высказать определенное суждение по данному вопросу мешает скудость имеющихся источников. Речь идет о мелких земельных держателях, считавшихся свободными. Если они и были связаны личной зависимостью в какой-то форме, сведениями о том мы не располагаем. Можно считать установленным фактом, что они подвергались эксплуатации и со стороны государства.
В Аль-Андалузе имелось немалое количество мелких земельных собственников. Это видно из архива толедских мосарабов,,в документах которого фигурируют крестьяне, свободно распоряжающиеся своими земельными участками.
Экономика Аль-Андалуза не носила столь резко выраженного аграрного характера, как экономика стран Западной Европы той же эпохи. Важную роль в хозяйственной жизни здесь играли ремесло и торговля. Выше отмечалось, что города в готской Испании деградировали не столь быстро, как в ряде других варварских королевств. Арабское же завоевание и сдвиги, происшедшие в экономических отношениях в стране (рост масс мелких земельных собственников и мелких земельных держателей, освободившихся от тяжелых форм личной зависимости), с одной стороны, включение Испании в сферу экономических связей мусульманского мира (с его относительно высоким уровнем развития торговли и товарно-денежных отношений) с другой, также способствовали сохранению городов, остававшихся в своей основе центрами торговли и ремесла. В Аль-Андалузе уцелели крупные города. Если в Западной Европе даже наиболее крупные торговые центры имели 8- 10 тыс. жителей'в ту эпоху, то Кордова в X в. насчитывала не менее 250 (по некоторым данным, даже от 500 до 1000), Толедо - 37, Альмерия - 27 тыс. жителей.
При арабах были расширены или построены заново каналы для орошения садов. Воду брали из рек или из прудов, особенно в районах Гранады, Мурсии и Валенсии. В отличие от прочих мусульманских стран, земледельцы пользовались для сельскохозяйственных работ римским, а не арабским календарем.
Скотоводство процветало во многих областях Испании. Стада во избежание вредных воздействий сезонных колебаний температуры перегонялись из одного места в другое в зависимости от времени года.
В экономике страны существенную роль играл горнорудный промысел. Имелись рудники (принадлежавшие как халифу, так и частным лицам), в которых добывались золото, серебро и другие металлы. Наиболее известны были рудники в Хаэне, Бульче и Ароче, в Алгарве, а также рубиновые копи в Бехе и Малаге. Шерстяные и шелковые ткани Кордовы, Малаги и особенно Альмерии известны были далеко за пределами Испании.
Только в одной Кордове было 13 тыс. ткачей. В различных местностях, например в Патерне (Валенсия), производились керамические изделия высокого качества, причем продукция эта вывозилась в другие страны. В Альмерии изготовлялись также стеклянная, железная и бронзовая посуда с рисунками и эмалью, материи, тканные золотом и серебром, и дамас для тюрбанов, в Малаге — парча с рисунками и надписями; в Кордове — художественные изделия из слоновой кости, а в Хативе и других местах — тряпичная бумага для письма, это был новый вид ремесла, введенный арабами.
Альмерия, Мурсия, Севилья, Толедо,
Гранада и прежде всего Кордова
были крупными центрами производства
оружия; особенно славились испанская
броня и мечи с тончайшей резной
отделкой эфеса и ножен. Арсенал
в Толедо был реорганизован
В Кордове изготовлялась
также кожа для различных нужд
и, в частности, дорогие ее сорта
с тиснением и позолотой. В
Мурсии ткали яркие циновки. Испанский
врач ибн-Фирнас в IX в. открыл способ изготовления
стекла, сконструировал несколько аппаратов
для измерения времени. Кордовец
или толедец ибн-ас-Саркель
Подобное развитие ремесла, в сочетании с обширными и разветвленными международными связями, должны были, естественно, привести к большому развитию торговли. Во времена Абдаррахмана III ввозные и вывозные пошлины составляли важнейшую часть государственных доходов. Севилья была одним из главных портов. Туда привозили хлопок, оливки, фиги, оливковое масло и многочисленные иные сельскохозяйственные продукты.
Основная масса севильского
населения — ренегаты, сохранившие
испано-вестготский тип и
В Альмерии расположены были судоверфи. Из Хаэна и Малаги вывозились, помимо ранее упоминавшихся изделий, шафран, фиги (лучшие в мире), вина, ароматические породы дерева, мрамор и драгоценные камни, шелк-сырец, сахар, кошениль, перец, железо в болванках, сурьма и т.д.
Все эти товары отправлялись морем в близлежащую Африку, откуда караванными путями они шли на Восток, в Египет, в Константинополь и к берегам Черного моря, где византийцы вели обширную торговлю с Индией и Средней Азией. Испанские мусульмане, особенно после того, как они; добились независимости, поддерживали постоянные сношения с византийцами.
Важное значение имели обработка металлов и текстильная промышленность, производство оружия и ювелирных изделий. В Аль-Андалузе добывались железо, медь, свинец, золото, серебро,- ртуть. Центрами производства оружия были Толедо и Кордова, бумаги - Хатива, керамических изделий - Малага и Калатаюд, стекла - Аббас бен Фирнас, меховых изделий - Сарагоса, ювелирных товаров и предметов роскоши - Кордова и Севилья, шелковых тканей - Альмерия и Кордова, льняного полотна - Сарагоса. Все эти товары частично становились предметами экспорта в страны Ближнего Востока и в северную Испанию. Последняя, по выражению X. Висенса Вивеса, представляла собой в течение пяти веков колонию для мусульманской промышленности 2. Из Аль-Андалуза вывозились также оливковое масло и другие продукты сельского хозяйства.
Существенная особенность
Для денежной системы мусульманской Испании характерен биметаллизм. Первоначально в обращении были золотой динар (имитация византийского золотого солида) и дирхам (серебряная монета), а с начала X в. стала чеканиться собственная золотая монета, которая доминировала по сравнению с серебряной монетой. Золотые, серебряные и медные монеты чеканились в Испании во многих городах. Главный монетный двор находился в Кордове. На монетах не было изображений, а имелись только надписи, иногда взятые из Корана, имя и титулы государя, а также дата и место чеканки. Основной золотой монетой был динар, весивший 4,25 грамма, серебряной монетой — дирхем, весивший 2,71 грамма (впоследствии его вес и стоимость значительно понизились).Система счисления у арабов основывалась на так называемых арабских цифрах. Как полагают, арабы заимствовали у индийцев и ввели в употребление знак нуля.
Информация о работе Арабское завоевание Пиренейского полуострова