Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 12:14, реферат
Герцог Бетики Родриго был последним королем вестготов. Уже отмечалось, что арабы занимали большую часть северо-западного побережья Африки, область, в древности называвшуюся Мавританией, и что они неоднократно пытались вторгнуться в Испанию. В правление Родриго им удалось осуществить это намерение, получив помощь из самой Испании. Что это была за помощь, точно не известно.
Предпосылки и этапы арабского завоевания Пиренейского полуострова. 2
Последствия арабского завоевания Пиренейского полуострова 6
Политика мусульман в период завоевания Испании 6
Общественно-политическое развитие мусульманской Испании 7
Особенности экономического развития мусульманской Испании 12
Вывод 17
Список литературы 18
Арабы в своих завоеваниях
вовсе не стремились к обращению
покоренных народов в ислам. На поведение
арабов, конечно, оказывали влияние
такие факторы, как фанатизм того
или иного халифа или полководца,
командовавшего войсками, но, как правило,
они предоставляли народам
Поскольку в соответствии с установленным порядком вновь обращенные платили меньше налогов государству, чем упорствующие приверженцы старой веры, арабы, предпочитая земные выгоды интересам религиозным, считали, что никоим образом не следует силой приобщать к исламу покоренные народы; ведь подобные действия лишали их добавочных податей.
Этот мотив наряду с
чисто военными соображениями (не всегда
легко было успешно вести войны)
неоднократно заставлял арабов заключать
договоры, подобные соглашению с Теодемиром.
При этом они относились с уважением
не только к религиозным верованиям,
но и ко всему жизненному укладу
и обычаям покоренных народов. Таким
образом, завоевание, как пишет один
испанский историк, «не было делом
религиозной пропаганды, а представляло
собой более или менее
До 755 г. мусульманская Испания
(или ал-Андалус) входила в состав
Дамасского халифата. Когда власть
там захватили Аббасиды, представитель
свергнутой династии Омейядов Абд ар-Рахман
сумел утвердиться в ал-
Уже отмечалось, что в
течение первого полувека Испания
являлась провинцией дамасского халифата,
во главе которой стоял правитель-
Титул этот в 929 г. принял Абдаррахман
III. Халиф был верховным и
Провинции, на которые делились мусульманские земли (при Абдаррахмане I их было шесть), управлялись правителями — вали, которые одновременно ведали военными и гражданскими делами. Некоторые важные города, которые не являлись центрами провинций, тем не менее имели своих вали. Иногда назначался один военачальник для целой обширной области (особенно для областей, граничивших с христианскими территориями, где войны были постоянным или очень частым явлением).
При халифе в качестве совещательного органа существовал государственный совет — машуара, состоявший из представителей знати и духовенства и из высших дворцовых сановников. Этот совет в последний период кордовского халифата приобретал все большее влияние как орган, представляющий интересы патрициата, т. е. высших классов, и в конце концов заменил самого халифа.
Порой созывались также собрания
вождей и патрициев (диваны) для принесения
присяги наследнику престола, признания
нового монарха или для внесения
изменений в законы; так, например,
5 февраля 976 г. Хакам II созвал такое
собрание, дабы внести изменения в
закон, запрещавший правление
Халиф иногда лично занимался
судебными делами; однако обычно эту
функцию выполняли специальные
должностные лица — кади (а в
маленьких селениях — хакимы); во
главе всего судебного
В Кордове был специальный судья, так называемый сахиб или сахиб-алъ-медина (залъмедина), который вел уголовные и полицейские дела с применением более быстрой процедуры и руководствуясь более простыми правилами, чем кади. Здание этого суда находилось у самых ворот дворца халифа и отличалось большой пышностью.
Аналогичные функции были
и у другого судьи, мухтасиба,
который осуществлял контроль над
торговлей и рынками и
Наконец, в мусульманской
иерархии имелся чиновник с особыми
функциями—судья дел
Наиболее часто применявшейся формой наказания были штрафы, палочные удары и смертная казнь через обезглавливание. Этому виду казни подвергались все без исключения отступники от ислама.
Для покрытия государственных расходов взимались подати. Помимо уже упоминавшихся личного и поземельного налогов, существовал так называемый закят — налог с урожая, продукции ремесленного производства и торгового оборота. Этот вид податей шел на покрытие частных расходов халифа и таможен, во главе которых стоял так называемый мушариф. Для распределения налогового бремени, с первых же дней арабского господства проводились переписи населения. По данным переписи устанавливалось число налогоплательщиков и их имущественный ценз.
При этом в эпоху завоевания перепись проводилась по племенному признаку и имя любого лица вне зависимости от его местопребывания вносилось в списки того племени, выходцем из которого он числился.
Важное значение имели миграции: массовое переселение из арабских государств арабизированного христианского населения - мосарабов на север, в Леон и Кастилию, уход части мусульманского населения на юг по мере продвижения в глубь полуострова войск христианских государств. Еще более важно другое обстоятельство. Отвоевывая у арабов все новые территории, Леон и Кастилия тем самым включали в свой состав многочисленное христианское и мусульманское население арабской Испании. В социальную структуру христианских королевств внедрялись элементы структуры мусульманских государств.
В аграрном строе произошли сдвиги. Значительная часть земель - имения бывшего королевского фиска, запустевшие владения, а также земли тех готов, которые до конца сражались против завоевателей, - перешла к мусульманскому государству. Последнее стало крупнейшим землевладельцем в мусульманской Испании-Аль-Андалузе. Большая часть этой земли передавалась воинам, а остальная земля именовавшаяся хумс, находилась в непосредственном владении государства. Большие владения получили представители арабской военной аристократии.
Зачастую арабы заключали соглашения с местным населением, признавая его право владеть землей при условии выплаты налогов. Однако общее изменение условий экономического, и политического развития привело к трансформации системы земельных отношений.
Поселение арабов, сирийцев и берберов существенно не изменило этническую структуру Испании. Но крушение вестготской монархии и установление арабского господства оказали свое воздействие на социальные отношения. Готская светская знать и католическое духовенство утратили прежние политические и юридические привилегии. Прекратили существование те ограничения в праве распоряжаться землей, которыми прежде были связаны куриалы и колоны городской округи.
Общественное положение стало в значительной мере определяться профессиональными и этническими признаками. Многие испано-римляне и готы в Аль-Андалузе приняли ислам. Такие люди именовались musalima (новые мусульмане) или muwalad - мулади. К мулади относились как лица, перешедшие из христианства в мусульманство, так и дети от смешанных браков христиан и мусульман. Среди мулади были и магнаты, и вольноотпущенники, и сервы. Но в основной массе это были крестьяне и ремесленники. По всей вероятности, мулади составляли большинство мусульманского населения Аль-Андалуза.
Формально мулади пользовались теми же правами, что и мусульмане-арабы и берберы. Согласно корану, они не должны были платить подушную подать - джизью. Но фактически мулади на лестнице социальной иерархии стояли ниже арабов. В первый период после завоевания у арабов еще сохранялись остатки племенной организации; мулади, не входившие в эту организацию, не могли стать полноправными членами нового общества. Им приходилось избирать себе патронов из числа арабов.
Многие испанцы сохранили
Немусульманское население в Аль-Андалузе
было более значительным по удельному
весу среди остального населения
и более организованным, чем в
других странах халифата Омейядов.
Мосарабы жили в городах и деревнях,
платили поземельный налог (харадж)
и подушную подать (джизыо). Размеры
хараджа варьировались в
Мосарабы сохранили свою церковь. Они могли избирать епископов, однако с последующим утверждением последних государственными властями..
Они занимали различные посты в гражданской администрации. Но военная служба оставалась занятием мусульман. Мосарабы "были ограничены в имущественных правах, не могли наследовать мусульманам, в том числе и своим родственникам и отпущенным на волю мусульманским рабам. Их подвергали дискриминации в повседневной жизни1.
Среди местного неарабского населения сохранялась социальная стратификация: знать, люди среднего достатка, рабы. Но знать обеднела и стала менее многочисленной. Количество сервов значительно сократилось. Зато возросла численность мелких земельных собственников.
Активную роль в экономической, политической и культурной жизни Аль-Андалуза играли евреи. Суровые притеснения со стороны готских королей побудили их к сотрудничеству с арабами. Евреи жили в городах своими общинами, пользовались правом самоуправления. Они играли заметную роль в торговле, в свободные профессиях, в администрации. При альморавидах и альмохадах положение евреев ухудшилось.
. Если для мусульманской
Уже при аль-Хакеме II (961-976) мусульманское
государство перестало
В конце IX в. произошло восстание мулади в Кордове. В горных районах Андалузии в союзе с мулади выступали и берберы. Но в конце IX в. арабская знать в Севилье перебила мулади. В начале X в. Абдаррах-ман III укрепил власть арабов во всем Аль-Андалузе.
В конце XI - первой половине XII в. положение
мосарабов ухудшилось как в результате
непрерывных войн, так и в связи
с проявлением религиозной
Информация о работе Арабское завоевание Пиренейского полуострова