Англо-саксонская правовоя система

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 12:00, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – рассмотрение отдельных аспектов, касающихся англосаксонской правовой системы.
Из цели вытекают следующие задачи:
– рассмотреть происхождение англосаксонской правовой системы;
– изучить источники англосаксонского права;

Содержание

Введение 3
Глава 1. Основные теоретические положения развития и функционирования англо-саксонской правовой системы. 5
1.1. Происхождение англо-саксонской правовой системы 5
1.2. Источники англо-саксонского права 11
Глава 2. Особенности семьи общего права и норм англо-саксонской правовой системы на примере Австралии и США 16
2.1. Характерные особенности семьи общего права 16
2.2. Специфика норм современного функционирования англо-саксонской правовой системы на примере Австралии и США 20
Заключение 31
Список использованной литературы 33

Работа содержит 1 файл

курсовая англо.docx

— 65.88 Кб (Скачать)

    1) решения высшей инстанции – палаты лордов – обязательны для всех других судов;

    2) апелляционный суд, состоящий  из двух отделений (гражданского  и уголовного), обязан соблюдать  прецеденты палаты лордов и  свои собственные, а его решения  обязательны для всех нижестоящих  судов;

    3) Высший суд связан прецедентами  обеих вышестоящих инстанций  и его решения обязательны  для всех нижестоящих судов;

    4) окружные и магистратские суды  обязаны следовать прецедентам  всех вышестоящих инстанций, а  их собственные решения прецедентов  не создают7.

    Правило прецедента традиционно рассматривалось  в Англии как «жесткое», но есть факты  отказа в отношении себя от этого  принципа, например со стороны палаты лордов.

    Прецедентное  право требует от судьи признать обстоятельства рассматриваемого дела сходными с ранее решавшимся делом, отчего зависит применение той или  иной прецедентной нормы. Он может найти  аналогию обстоятельств и тогда, когда на первый взгляд ее нет. Наконец, он вообще может не найти никакого сходства обстоятельств, и тогда, если отношения не регламентированы нормами  статутного права, судья сам создает  правовую норму, т.е. становится законодателем. За многовековую деятельность законодательного органа общее число принятых им актов  составляет около 50 томов (более 40 тыс. актов). Ежегодно английский парламент  издает до 80 законов. В то же время существует около 300 тыс. прецедентов. 
Проблема соотношения закона и судебной практики в Англии носит специфический характер. Действует принцип, согласно которому закон может отменить прецедент, а при коллизии закона и прецедента приоритет отдается закону. Однако действительность значительно сложнее: правоприменительный орган связан не только самим текстом закона, но и тем его толкованием, которое дано ему в судебных решениях, именуемых «прецедентом толкования». Поэтому столь однозначно нельзя утверждать, что парламентское законодательство как источник права стоит выше прецедента. Получается, что английский суд наделен широкими возможностями в отношении статутного права. Значительны различия между правовыми системами разных стран как внутри романо-германской семьи, так и «общего права». Сказанное можно легко подтвердить при изучении права США.

    Английские  поселенцы на территории США принесли с собой и английское право, но оно применялось с оговоркой  «в той мере, в какой его нормы  соответствуют условиям колонии» (так  называемый принцип дела Кальвина 1608 г.). Американская революция выдвинула  на первый план идею самостоятельного национального американского права, порывающего с «английским прошлым». Первым шагом на этом пути было принятие письменной федеральной Конституции 1787 г. и конституций штатов, вошедших в состав США.

    Предполагался отказ от принципа прецедента и других характерных черт «общего права». В ряде штатов были приняты кодексы: уголовный, уголовно-процессуальный, гражданско-процессуальный – и запрещены ссылки на английские судебные решения. Однако перехода американского права в романо-германскую семью не произошло.

    Долгое  время Англия оставалась моделью  для американских юристов. В литературе даже утверждается, что, по мере того как  условия жизни в США сблизились с условиями жизни в Европе, американское право стало более  близким английскому праву, чем в колониальную эпоху. Право США в целом имеет структуру, аналогичную структуре «общего права», но только в целом. Одно из различий, причем, весьма существенное, связано с федеральной структурой США8. Штаты в пределах своей компетенции создают свое законодательство и свою систему прецедентного права. Отсюда значительный массив статутного права на уровне штатов. Соответственно в США существует 51 система права: 50 – в штатах, одна – федеральная. Ежегодно в США публикуется около 300 томов судебной практики, и, несмотря на широкое использование компьютерной техники, поиск прецедентов является нелегким делом. Много расхождений в право страны вносит законодательство штатов. Это делает правовую систему США сложной и запутанной. Высшие судебные инстанции штатов и Верховный суд США никогда не были связаны своими прецедентами. Отсюда их большая свобода и маневренность в процессе приспособления права к изменяющимся условиям. Это связано с правомочиями американских судов осуществлять контроль за конституционностью законов. Особенно широко указанным правом пользуется Верховный суд США, подчеркивая роль судебной власти в американской системе правления. Нормы права в США устанавливаются судами, а принципы складываются на основе этих норм. Именно в этом суть права, по мнению юристов.

    В статутном праве США немало кодексов, которых не знает английское право, например Единообразный торговый кодекс 1962 г. Как и в Англии, в США  велико значение «обычного права» в  функционировании механизма государственной  власти. Пробелы в Конституции  США восполняются не только с помощью  текущего законодательства, но и путем  признания сложившихся обыкновений, установившихся обычаев и традиций. В сфере частного права распространены обычаи. Итак, ориентация на гибкое правотворчество, наличие права судебной практики, наделение судов неограниченными  полномочиями по созданию и пересмотру правовых норм, правовой дуализм в силу федерального устройства США – все это создает специфику американского права.

    В XX в. в США, как и в Англии, появились  новые тенденции. Право перестало  рассматриваться только как средство разрешения споров. Оно стало представлять в глазах юристов и граждан  орудие, способствующее созданию общества нового типа и именно для этого  предназначенное.

    2.2. Специфика норм современного функционирования англо-саксонской правовой системы на примере Австралии и США

    Правовая  система Австралии формировалась  под решающим влиянием английского  права. Основными юридическими источниками  там признаются, как и в Англии, сформулированное в судебных решениях общее право и законодательные  акты. С появлением постоянных английских колоний в Австралии (1788 г.) в них  сразу же стало непосредственно  применяться английское право. Впоследствии британские власти постановили, что  все нормы общего права и парламентские  акты, действовавшие в Англии на 25 июля 1828 г., подлежат обязательному  применению в существующих к этому  моменту колониях в Австралии, а  в дальнейшем им формально была предоставлена  возможность самостоятельного формирования своих правовых и судебных систем. Однако в сфере общего права и  в сфере законодательства на протяжении последующего столетия и до сравнительно недавнего времени в Австралии  в значительной мере копировались решения  английских судов и акты британского  парламента. Вместе с тем постановление  о сохранении в Австралии действия норм английского права по состоянию  на 25 июля 1828 г. привело к тому, что  в Австралии ныне могут применяться  некоторые парламентские акты, давно  отмененные как устаревшие в самой  Великобритании.

    Общее право, в отличие от законодательства, является единым для всех шести штатов и двух (Северной и Австралийской  столичной) территорий Австралийского Союза. В этом смысле австралийская  система общего права весьма существенно отличается от права США, где в каждом штате имеется «свое» общее право. Большую роль в обеспечении единства австралийского общего права играет Верховный суд Австралии, решения которого по вопросам общего права, принятые по жалобе на постановление суда любого штата, обязательны для всех судов Австралийского Союза. Силу прецедента в австралийской системе общего права имеют только решения Верховного суда Австралии и верховных судов штатов и территорий. Им обязаны следовать все нижестоящие суды, хотя сами верховные суды в Австралии никогда не считали и не считают себя связанными своими ранее принятыми решениями.

    До 1960-х гг. влияние английского права  на систему австралийского общего права  было столь велико, что постановлениям палаты лордов и других британских апелляционных судебных инстанций  неизменно отдавалось предпочтение перед решениями австралийских  судов даже самого высокого ранга. Лишь за последние десятилетия австралийское  общее право стало рассматриваться  не как часть английского общего права, а как самостоятельная система, что было закреплено в решении Судебного комитета Тайного совета и ряда австралийских судов. Однако и поныне австралийские суды в своих постановлениях нередко ссылаются на авторитет английских судей.

    Законодательство  Австралии включает в себя законы, изданные парламентами Союза и отдельных  штатов. К ним примыкают подзаконные  акты соответствующих исполнительных властей. Компетенция Союза и  штатов распределена Конституцией таким  образом, что существенная часть  правовых институтов регулируется законодательством  штатов, известное число их оказалось  в сфере совпадающей компетенции  Союза и штатов (в случае противоречия между ними приоритет отдается законодательству Союза) и крайне важная часть, – в исключительной компетенции Союза. Так, законодательством штатов регулируется право земельной собственности и ряд других видов собственности, договорное право, ответственность за причинение вреда, условия труда и др. В большинстве штатов периодически издаются полуофициальные собрания действующих законов. К исключительному ведению Союза отнесено законодательство, определяющее юрисдикцию судов и регулирующее некоторые другие вопросы правосудия, законодательство по вопросам найма и увольнения, пенсионного обеспечения, брака и развода (кроме некоторых частных вопросов), а также банковское и авторское право.

    В настоящее время в Австралии  ведутся работы по реформе законодательства. С этой целью во всех штатах созданы  соответствующие комиссии, которые вносят на рассмотрение парламентов штатов предложения по пересмотру действующих законов. В начале 1970-х гг. была создана общеавстралийская комиссия, которой поручено готовить предложения о «пересмотре, упрощении и модернизации законов», отнесенных к компетенции Союза, а также о путях достижения «единообразия» в законодательстве штатов и территорий. По подготовленным комиссией отчетам и предложениям изданы законы о жалобах на действия должностных лиц, о борьбе с распространением наркотиков, по некоторым вопросам приобретения земли, страхования и др.

    Большинство отраслей права Австралии, в том  числе гражданское право, не содержат существенных отличий от английского  права. Исключение составляют лишь нормы, относящиеся к земельному праву  и отчасти к трудовым отношениям. Специфичные природные условия  Австралии, где в пустынях, например, вода ценится куда больше, чем размеры  земельных участков, наличие месторождений золота и вспыхивающие время от времени «золотые лихорадки» вызвали к жизни отличающиеся от английских законы о государственной регистрации прав собственников земельных участков. Для трудового законодательства Австралии, развивавшегося, главным образом, в условиях повышенного спроса на рабочую силу, характерно широкое применение принудительного арбитража при разрешении трудовых конфликтов. В 1988 г. был принят федеральный Закон о трудовых отношениях, который предусматривает активное участие правительства в регулировании конфликтов между предпринимателями и работниками, прежде всего на стадии заключения трудовых договоров. Этот закон стимулирует укрепление профсоюзов, определяет их взаимоотношения со своими членами, а также предписывает создание Австралийской комиссии по трудовым отношениям.

    Во  второй половине XX в. австралийские  законодательные органы и суды прилагают  значительные усилия, чтобы с помощью  как вновь изданных законов, так  и традиционных институтов общего права  защитить интересы покупателей от недобросовестных продавцов и рядовых потребителей от произвола крупных корпораций. Деятельность компаний на всей территории страны теперь регулируется Законом  о корпорациях 1989 г.

    Ныне  в Австралии действуют правовые нормы, служащие защите от различных  видов загрязнения окружающей среды. Среди них находят применение не только новейшие законодательные акты федерации и отдельных штатов (например, принятый в штате Южная Австралия в 1987 г. Закон об охране вод от загрязнения нефтью и иными вредными веществами), но и нормы общего права, возникшие в средневековой Англии и некогда предназначавшиеся для защиты интересов частных собственников. В этой связи нередко возникают парадоксальные ситуации, например, когда суд отказывается принимать иск к предпринимателю от группы борцов против загрязнения природы, если ни один из ее членов не является землевладельцем, понесшим конкретный имущественный ущерб.

    Одну  из своеобразных отраслей законодательства Австралии образуют нормы, регулирующие юридическое положение коренных жителей страны - аборигенов, оказавшихся  на грани вымирания. В XX в. в правовом статусе аборигенов произошло немало изменений. Если по Конституции 1900 г. за ними признавались только избирательные права, то после референдума, проведенного в 1967 г., они формально были признаны полноправными гражданами. В 1968 г. было создано федеральное министерство по делам аборигенов (такие министерства имеются и в некоторых штатах). В 1973 г. учрежден Национальный консультативный комитет аборигенов, состоящий из представителей коренного населения Австралии, но фактически не получивший сколько-нибудь серьезных полномочий. В 1976 г. в Северной территории началось строительство поселков для аборигенов, в ряде штатов за последние годы были приняты законы, предоставившие им право на землю, их гражданские права нередко отстаивают и представители официальных органов власти. Однако основные проблемы австралийских аборигенов остаются нерешенными.

    Ведущее место в истории уголовного законодательства Австралии принадлежит Уголовному кодексу штата Квинсленд 1899 г. Он был подготовлен на основе проекта  уголовного кодекса, разработанного для  Англии известным юристом Стифеном в 1877 г., но так и не ставшего законом. УК штата Квинсленд был в 1913 г. переиздан в новой редакции для  штата Западная Австралия, а в 1924 г., еще в одной редакции, – для штата Тасмания. УК штата Квинсленд наряду с Уголовным кодексом Индии 1860 г. сыграл важную роль в качестве образца при составлении уголовных кодексов для английских колоний в Африке и других районах земного шара. Английские власти нередко распространяли действие кодекса, подготовленного для какой-либо из своих колоний, на территорию, расположенную в другой части света, не считаясь ни с условиями страны, ни с уровнем ее развития, ни с обычаями и нравами ее населения.

    Основные  виды наказания, предусмотренные уголовными законами федерации и штатов, – лишение свободы, условное осуждение и штраф. Смертная казнь в Австралии отменена ныне на всей территории страны после того, как к 1985 г. ее последовательно отменили штаты. Как способ отбывания наказания к лишению свободы применяется периодическое заключение, практикуется временное освобождение для работы в конце срока отбывания наказания к лишению свободы. В Австралии, как и в других странах, ныне ведутся усиленные поиски мер наказания, не связанных с лишением свободы, а также различных вариантов условного осуждения, отсрочки судебного разбирательства, отсрочки вынесения приговора и его исполнения и т.п.9

    В университетах каждого из австралийских  штатов (кроме названных, это – Виктория, Новый Южный Уэльс и Южная Австралия) имеются юридические факультеты, на которых в основном сосредоточены исследования в области права.

    Судебная  система Австралии включает в  себя федеральныы суды, суды отдельных  штатов, а также несколько специальных  судебных учреждений с четко определенными, весьма ограниченными функциями. И  федеральные суды, и суды отдельных  штатов могут рассматривать дела в соответствии с законодательством, как Союза, так и штатов. Поэтому федеральные суды созданы лишь в качестве высших судебных органов, а также для выполнения судебных функций в Австралийской столичной и Северной территориях.

    Федеральная система судов подверглась существенным преобразованиям в конце 1970-х  гг., когда наряду с ранее действовавшим  Высоким судом Австралии были созданы Семейный суд Австралии (Закон о семейном праве 1975 г.), а  затем федеральный суд Австралии (закон о нем принят в 1976 г.).

    Высокий суд Австралии состоит из председателя и шести членов. Он рассматривает  вопросы, связанные с толкованием  Конституции, дела, в которых Австралийский  Союз выступает в качестве одной  из сторон, споры между штатами, жалобы на действия некоторых федеральных  чиновников, а также дела об уголовных  преступлениях, предусмотренных законодательством Австралийского Союза. Их может рассматривать и один из членов суда единолично. Помимо этого, Высокий суд Австралии разбирает жалобы на любые решения, приговоры или приказы судов, осуществляющих федеральную юрисдикцию, а также на соответствующие постановления верховных судов или других судов штатов.

    США. Американское право, несмотря на его  европейское происхождение, сохранило  свою специфику, одна из которых заключена  в федерализме. По существу, право  США состоит из права федерации  и права 50 отдельных штатов. До завоевания независимости и принятия Конституции  США штаты обладали полной автономией в законодательной и судебной областях, поэтому наблюдалось большое  многообразие в нормах прецедентного  права, отражающих местные условия. Штаты, имея собственные системы  права, всячески стремились сохранить  их самобытный характер.

    Как английская, так и американская правовые системы базируются на доктрине судебного  превосходства, т.е. в системе разделения властей роль контрбаланса играет судебная власть, которая в отличие от законодательной  и исполнительной является полностью  независимой и неукоснительно придерживается верховенства федерального конституционного закона.

    Однако  в Англии превосходство судебной власти время от времени нарушается отменами решений высшими судами. Как отмечал П. Виноградов, «это делается с величайшей осторожностью, ибо признается, что важно не только найти правильное решение юридических проблем, но и придерживаться однажды принятых решений, чтобы не сбивать с толку публику и юристов. Существует изречение, что в области права уверенность более важна, чем справедливость»10.

    Отсюда  и те широкие полномочия, которыми обладают американские судьи в вопросах применения права. Объем компетенции  судебной власти в США значительно превышает компетенцию соответствующих судебных инстанций в других странах, например, во Франции, Англии, Канаде. В ряде случаев суды федерации и отдельных штатов решают споры, требующие политической оценки и решения на уровне общегосударственных интересов. Судебную систему возглавляет Верховный суд США, деятельность которого наполняется глубоким политическим содержанием: в частности, Верховный суд в процессе своей судебной деятельности осуществляет функцию конституционного надзора, решает не только судьбу дела на основе закона, но и в соответствующих случаях судьбу закона - вопрос о его соответствии конституции.

    Поскольку определяющей чертой англо-саксонской правовой системы веками была роль судей в развитии юридических  доктрин, то, следовательно, и исключительно  велико было влияние юристов в  политико-правовом процессе. В Соединенных  Штатах роль корпораций судей и профессиональных юристов достаточно велика, во-первых, потому, что федеральная конституция  и конституции штатов устанавливают  разграничение федеральной власти и законодательных органов штатов и неукоснительно гарантируют определенный минимум гражданских прав и свобод. Толкованием этих конституций всегда занимались суды. В XIX веке в Америке  возникла правовая доктрина, согласно которой суды могли не принимать  во внимание любой законодательный  или исполнительный акт, если они  посчитают его противоречащим федеральной  конституции или конституции  штата.

    Существование Верховного суда США в качестве некой  четвертой власти в государстве  служит не только гарантией авторитета и независимости судебной власти, но и является важным инструментом урегулирования основных политико-юридических  проблем, возникающих в отношениях между федерацией и штатами, между  центром и местной администрацией, между законодательной и исполнительной властью.

    В этом смысле даже законотворческий процесс  США находится под бдительным контролем высшей судебной инстанции, 9 членов которой если и не вырабатывают и не изобретают законов, тем не менее  существенно влияют на осуществление  законодательного процесса.

    Если  внимательно проанализировать американское право в ретроспективе, то следует  отметить, как уже говорилось, созидательную  роль корпорации судей и профессиональных юристов в развитии общей концепции  гражданских прав и свобод. Целые  поколения участвовали в выработке законодательных и управленческих решений, заложивших основу частнопредпринимательской деятельности .

    В 1920-1930-х гг. судебная корпорация была нередко настроена враждебно  против новых законов, защищающих появление  управленческого аппарата на уровне штата, который смог бы самостоятельно достигнуть «социальной справедливости», не нуждаясь в традиционных методах судопроизводства и юридических категориях. Время показало, что судебные расследования установленных законом управленческих действий достаточно прогрессивны не только в защите личности от оскорблений чиновников, но и для надлежащего выполнения должностными лицами своих обязанностей.

    Более того, безусловны ценности судебной традиции при рассмотрении гражданских дел  или при решении возникающих  споров и конфликтов с помощью  компромиссов. Эта традиция является отправной точкой в решении насущных и будущих проблем социального  взаимодействия.

    Важная  особенность американской правовой системы заключается и в ее относительной стабильности и созидательной  способности.

    Говоря  об американском праве и законодательстве, всегда следует помнить, что жизненную  силу они черпают из Конституции, существующей более 200 лет11. Американская Конституция эластична до такой степени, что даже ее неполнота и возможность разных толкований отдельных положений, в конечном счете, оборачивается известными преимуществами. После внесения в текст первых поправок Конституция нисколько не потеряла в своем конструктивном величии и американцы до сих пор чтят Конституцию как народную святыню, почти как Библию.

    Отдельные штаты и территории, вследствие своего своеобразного развития, придали  Конституции весьма пеструю окраску. Никто в то бурное время не мог  предвидеть рост нации и развитие американского общества. Конституция  была как своего рода защитная кровля: она с самого начала была построена  широко и просторно и может  еще и теперь обнять все, что с  течением времени приросло в разных формах государственной и общественной жизни. Ею сдерживаются в равной мере центробежные силы партикуляризма и  центростремительные силы союза.

    Внесение  поправок все же не избавило Конституцию  от всех изъянов. Постоянным камнем преткновения был и остается вопрос о разграничении  полномочий Конгресса и правительственной  администрации в вопросах текущего законодательства. Многие из полномочий Конгресса нередко узурпировались президентами под предлогом решения  срочных национальных проблем. На этот путь встал еще Авраам Линкольн, когда он стал проводить в пользу и в интересах государства  многое, что никак не покрывалось  буквой закона.

    Одно  из наиболее почитаемых и важных правил, лежащих в основе американской правовой системы, заключается в том, что  правительство (исполнительная власть) формируется из наиболее авторитетных и компетентных представителей общества. Для американцев идея выборного  и подконтрольного правительства  больше чем теория. Это осязаемая  всеми реальность. Назначенные на официальные посты на точно фиксированный  срок лица рассматриваются как временно стоящие во главе учреждений в  результате свободного волеизъявления народа.

    Отсюда  концепция ответственности правительства  перед Конгрессом и, в конечном счете, перед народом за все предпринимаемые им действия. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Заключение

    В заключении остается подытожить вышесказанное, подведя итог курсовой работе. Семья общего права относится к наиболее старым семьям, «классическим» правовым семьям.

    Общее право сложилось в Англии и  оправдывает свое название тем, что  оно действовало на территории всей Англии в виде судебных обычаев.

    Специфика общего права состоит в отсутствии кодифицированных отраслей права и  наличии в качестве источника  права громадного количества судебных решений (прецедентов), являющихся образцами  для аналогичных дел. Кроме общего права, как уже было отмечено выше, в структуру английского права  входят статутное право (законодательство) и право «справедливости».

    Приведенные примеры из истории и практики Великобритании, Австралии и США  являются для нас ярким доказательством  успешного функционирования англо-саксонской правовой системы. Например, в США  уже к концу XIX столетия сложилось  вполне процветающее общество, залогом  прочности которого стали весьма жизненные формы его политической организации, отвечающие характеру  и идеалам американцев. На относительно раннем этапе развития удалось добиться такого уровня политической зрелости и экономического развития, к которым  до сих пор стремятся многие европейские  народы.

    Но  было бы ошибкой считать, что всеми  достижениями политико-правового свойства американцы обязаны только европейскому влиянию и копированию чужих  образцов. Напротив, именно благодаря  мудрой предусмотрительности создателей американской конституционной системы, отразивших в ней думы и чаяния народа, удалось создать вполне эффективную  систему государственного управления.

    В результате проведенного нами курсового  исследования мы можем сделать вывод  о том, что различия в основополагающей юридической технике между континентально-европейским и англо-саксонским правом объясняют зачастую с трудом понимаемую европейцами с континента, излишне богатую казуистику в английском и прежде всего американском законодательстве. Правовые акты и правовые следствия описываются там обычно весьма обстоятельно и с кажущимися ненужными перечислениями любой из очень близких альтернатив. Но ведь эта техника является следствием прецедентного метода, и ее цель – достичь такого же эффективного нахождения частного случая в законодательстве, которое дает прецедент. Американские и английские юристы воспитаны своей юридической средой думать и писать именно таким образом.

    В настоящее время наряду с общим  правом в странах англосаксонской  правовой семьи широкое развитие получило законодательство (статутное  право), источником которого являются акты представительных органов, что  свидетельствует о сложных процессах  эволюции данной правовой семьи. Однако исходные принципы организации правовая система, например Англии, сохраняет  с XIII в. До сих пор.

    Можно без конца спорить о преимуществах  и недостатках как семьи общего права, так и романо-германской, обычно-традиционной, славянской и др. Однако любое утверждение  будет являться субъективным, так  как все перечисленные правовые семьи живут и до настоящего времени, развиваются, и никто не собирается их отменять. 

 

    Список  использованной литературы

  1. Виноградов, П.Г. Очерки по теории права. Римское право в средневековой Европе / П.Г. Виноградов. – М.: Зерцало, 2010. – 288 с.
  2. Гаврилов, В.В. Развитие концепции правовой системы в зарубежной правовой доктрине второй половины ХХ - начала ХХI века / В.В. Гаврилов // Московский журнал международного права. – 2004. – № 4. – С. 19-35. 
  3. Давид, Р. Основные правовые системы современности = Les grands systemes de droit contemporains / пер. с фр. В. А. Туманова [Электронный ресурс] / Р. Давид, К. Жоффре-Спинози. – М.: Междунар. отношения, 1997 . – 400 с. – Режим доступа: http://cor.edu.27.ru/dlrstore/1dd06ea3
  4. Демидов, А.И. Современная методология исследования правовой системы / А.И. Демидов // Новая правовая мысль. – 2007. – № 1 (20). – С. 2-7. 
  5. Козочкин, И.Д. Реформа американского права / И.Д. Козочкин // Государство и право. – 1993. – № 9. – С. 142-152.
  6. Леже, Р. Великие правовые системы современности: сравнительно-правовой подход : пер. с фр. / Р. Леже.  - М. : Волтерс Клувер, 2010. – 592 с.
  7. Максимов, А.А. Прецедент как один из источников английского права / А.А. Максимов // Государство и право. – 1995. – № 2. С. – 97-104.
  8. Марченко, М.Н.  Эволюция европейских объединительных идей (XI-XIX вв.). Ст. 1 / М.Н. Марченко // Вестник Московского университета. – Сер. 11, Право. – 2008. – № 3. – С. 3-13. 
  9. Марченко, М.Н. Проблемы общей теории государства и права: учебник: в 2 т. Т. 2 : Право / М. Н. Марченко. – М. : Проспект, 2008. – 656 с.
  10. Маслов, М.Ю. История создания трактата Уильяма Блэкстона «Комментарии к законам Англии» / М.Ю. Маслов // Вестник Московского университета. – Сер. 11, Право. – 2009. – № 4. – С. 123-135.
  11. Мелехин, А.В. Теория государства и права [Электронный ресурс]  / А.В. Мелехин. – Режим доступа: СПС КонсультантПлюс. – М., 2009.
  12. Нарышкина, Р.Л. Источники гражданского и торгового права буржуазных государств / Р.Л. Нарышкина. – М., 1965. – 156 с.
  13. Темнов Е.И. Теория государства и права / Е. И. Темнов. – М. : Экзамен, 2003. – 320 с.
  14. Тихомиров, Ю.А. Курс сравнительного правоведения / Ю.А. Тихомиров. – М.: НОРМА, 1996. – 432 с.
  15. Цвайгерт, К. Введение в сравнительное правоведение в сфере частного права: в 2-х т. Т. 1: Основы / пер. с нем. [Электронный ресурс] / К. Цвайгерт, Х Кётц. – М.: Междунар. отношения, 2000. – 480с. – Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/139935/
  16. Червонюк В.И.  Теория государства и права / В.И. Червонюк. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 256 с.

Информация о работе Англо-саксонская правовоя система