Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 18:31, реферат
Элементы анархического мировоззрения были известны на протяжении многих веков. В наиболее общем виде анархизму можно дать следующее определение, анархизм — политическая философия, основывающаяся на свободе и имеющая своей целью, по мнению анархистов, общественные отношения и институты должны основываться на личной заинтересованности, взаимопомощи, добровольном согласии и ответственности каждого участника, а все виды власти (то есть принуждения и эксплуатации) должны быть ликвидированы.
Введение……………………………………………………………….. 4
1) определение понятия «анархизм»………………………………….6
2) семь базовых принципов анархизма……………………………….8
3) рождение анархизма в России…………………………………….12
4) борьба марксизма и анархизма…………………………………...19
5) современный анархизм……………………………………………30
Заключение……………………………………………………………31
Список использованной литературы………………………………..32
В
своих произведениях Бакунин
последовательно критикует
Бакунин
призывал к социальной революции, разрушающей
классово-государственные
Таким
образом, Бакунин радикализировал
прудоновский анархизм, развил его
и популяризировал в рабочем
движении. Итогом деятельности Бакунина
явилось широкое
Промарксистский
Генеральный совет
Поддержавшие Бакунина секции Интернационала, объединявшие десятки тысяч рабочих по всей Европе, дали толчок мощному развитию анархического движения в 1870-е гг. В некоторых странах, где был высок уровень социальной напряженности и отсутствовали реальные гражданские свободы (в Испании, в Италии), это движение вылилось в ряд восстаний; в других (в Швейцарии, в Бельгии) сложились открыто действующие рабочие союзы анархической направленности. Роль идейного центра этого движения играла Юрская федерация (в Швейцарии).
Наиболее грандиозным выступлением народных масс, в котором анархисты сыграли видную роль, конечно, стала Парижская коммуна (март–май 1871 г.).
Анархисты
(прудонисты) составляли значительную
часть Совета коммуны. Важнейшим
мероприятием Коммуны в социально-
Однако полуанархический социально-революционный эксперимент, как известно, длился недолго – 72 дня. Памятником «штурмующим небо» коммунарам осталась песня – «Интернационал», созданная участником тогдашних событий, анархистом Эженом Потье.
История
нашей страны наглядно показала утопичность
взглядов марксистов на построение социального
будущего путем усовершенствования
пролетарского государства, также
как и справедливость критики
Бакуниным некоторых черт коммунистической
организации. Сегодня мы на историческом
опыте можем подтвердить, что
государство в любой его
Существование
же казарменного социализма, который
вывев страну на ведущее место
в мире, превратил человека труда
в безмолвный винтик прогресса, однозначно
не может оправдать потерю личной
свободы. "Это - не свободное общество
и не действительно живое
5) Современный анархизм
Работы современного анархизма в России практически не подвергались научному анализу. Трудность объективного исследования анархизма проистекает из того, что его идеи и практика всегда выступают как антипод любому существующему режиму, так что исследователь вечно находится под давлением официальных ярлыков, будь то «волюнтаризм», «экстремизм», «политнекорректность».
К
представителям современных течений
в анархизме относится
Цветков делит также анархизм на «левый», располагающий идеал в будущем, и «правый», располагающий идеал в прошлом. Он классифицирует и современный российский анархизм, в котором, по его словам, выделяются два лагеря. Он пишет: «Более старшие, ископаемые перестройки, упорно продолжают прудонистскую линию, пытаются создать и огласить позитивную программу действий, реанимирующие древние идеалы международного рабочего движения. Другие, без советского социального опыта, скорее штирнерианцы, чаще именуют себя партизанами и заботятся не о программе, и даже не о возможностях её реализации, но о персональной стратегии освобождения для каждого, кто считает себя нуждающимся в свободе (то есть индивидуалистическое направление)».
Современная цивилизация у Цветкова выступает в образе дискотеки, главного института массовой культуры, где все вынуждены подчиняться выбранному ди-джеем опустошающему, гипнотизирующему ритму. Дискотека– как символ духовной пустоты и единообразия.
Под
действительностью Цветков
В ответ на иллюзорный и примитивный, но прочный современный мир, где у человека нет реального выбора, Цветков предлагает идею «нового стоицизма». Нужно быть бесстрастным, сохранять свой внутренний мир (быть как в одиночной камере), а главное вырабатывать способность к долговременному сопротивлению.
Мечта Цветкова – «антилиберальный джихад», территорией для которого должна стать и Россия.
В
представлениях об этом сопротивлении,
о будущей революции Цветков
исключает теорию без практики, проекты,
программы, идеологии сами по себе,
видя в них опасности «салонности»
и «партийности». Рассматривай документ
как поступок, а не поступок как
документ, иначе окажешься в плену
культуры глобализации, необходимости.
Поступком может быть и пассивность,
неучастие в прогрессе
Исходя
из неприятия чистой теории в форме
слов и текстов, Цветков озвучивает
свою формулу творчества: «Творчество
– это безмолвный террор. Произведение
это, к примеру, стенающий, дымящийся
и недоумевающий аэропорт, только
что переживший взрыв. Никто теперь
никуда не поедет, не полетит и не
поплывет согласно купленным билетам.
Искусство – это форма
По
Цветкову творец-революционер стремится
не постреволюционному, а именно к
революционному состоянию, ибо ни одному
революционному проекту не удалось
в действительности воплотить претензии
собственной идеологии, ни одна из конкурирующих
программ к этому не стремилась.
Заключение
Анархизм начал своё развитие во время формирования первых монополий как мелкобуржуазное течение, главным экономическим смыслом которого был индивидуализм. В политическом отношении анархисты отрицали всякое государство, которое должны были заменить союзы индивидуальных производителей.
Однако российский анархизм очень сильно отличался от анархических идей западноевропейский родоначальников анархического учения. Если в трудах Прудона рассматривается построение анархизма на базе мелкобуржуазного производства и раннекапиталистического строя. В России конца XIX – начала XX века проповедниками анархизма стали демократически и леворадикально настроенные слои.
Пути воплощения своих идей теоретики анархизма тоже рассматривали по-разному. Прудон рассматривал переход к анархизму через эволюцию человеческого сознания, а Кропоткин только через осуществление насильственного переворота или бунта.
Большое значение в анархическом учении имела эволюция общественно-социальных отношений, которая и должна была закончиться воцарением всеобщей анархии.
В
какой-то мере анархическое учение переплеталось
с идеями марксизма. Ведь в итоге
развития социалистического государства
(по Марксу) получалось такое идеальное
общество, которое не нуждалось больше
в государстве, и уничтожало его.
Список
использованной литературы: