Анархизм в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 18:31, реферат

Описание работы

Элементы анархического мировоззрения были известны на протяжении многих веков. В наиболее общем виде анархизму можно дать следующее определение, анархизм — политическая философия, основывающаяся на свободе и имеющая своей целью, по мнению анархистов, общественные отношения и институты должны основываться на личной заинтересованности, взаимопомощи, добровольном согласии и ответственности каждого участника, а все виды власти (то есть принуждения и эксплуатации) должны быть ликвидированы.

Содержание

Введение……………………………………………………………….. 4
1) определение понятия «анархизм»………………………………….6
2) семь базовых принципов анархизма……………………………….8
3) рождение анархизма в России…………………………………….12
4) борьба марксизма и анархизма…………………………………...19
5) современный анархизм……………………………………………30
Заключение……………………………………………………………31
Список использованной литературы………………………………..32

Работа содержит 1 файл

Семестровая работа по ГМУ.docx

— 56.42 Кб (Скачать)

         Братство  подразумевает, что все люди являются равными, что интересы и потребности  одних не могут быть важнее и/или  ценнее интересов и потребностей других людей. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     

         3) Рождение анархизма в России

         Рождение  российского анархизма затянулось на несколько десятилетий. Лишь в 80-е  го-ды XlX в. он сформировался в революционное  движение и начал играть определяющую роль в системе общественно-политических взглядов народников. Большинство из них поначалу, находились под влиянием бакунинских идей.  М.А. Бакунин, на первое место выдвигал борьбу всеми  дозволенными способами с государством и его институтами и громогласно  объявил себя врагом любой власти. В манифесте-книге “Государственность и Анархия” -  он предложил своим  последователям единственную форму  революционной борьбы - немедленное  всенародное восстание для разрушения государственного строя. Взамен предлагалось организация вольного братского  союза “производительных ассоциаций, общин и областных федераций, обнимающих безгранично, потому свободно, людей всех языков и народностей”

           По мнению Бакунина, долгом каждого  честного революционера должна  была стать поддержка в народе  инстиктунтивного духа протеста, его постоянной готовности к  революции.  “ Живой ток революционной  мысли, воли и дела” должен  был разбить традиционную замкнутость  крестьянского мира, наладить связь  между фабричными работниками  и селянами и создать на  их основе несокрушимую силу.

         Развивая  теоретические построение Бакунина, члены кружка А.В. Долгушина вскоре предложили идею “хождение в народ” с целью подготовки крестьянских восстаний для осуществления социальной революции. Через “хождение в народ” прошли многие видные люди эпохи, искавшие действительные способы борьбы с самодержавием.

           Дальнейшее развитие анархические  построения нашли в лице П.А,  Кропоткина. Осенью 1873 г. по поручению  “чайковцев” (членов кружка Н.В.  Чайковского) - он составил программный  документ организации, манифест - "Должны ли мы заняться рассмотрением идеала будущего строя ?" В этом документе идеалом будущего строя объявлялась “анархия “ - т.е. “союз вольных коммун”, без центральной государственной власти. Движущими силами для проведения в жизнь анархической программы Кропоткин считал не только крестьян, но и городских рабочих:

         “Здесь  мы должны распространять наши воззрения, здесь должны мы подыскать товарищей. Прежде всего, восстание должно произойти в самом крестьянстве и городских рабочих только тогда может оно рассчитывать на успех”.

           Насколько сильна была вера  в осуществимость анархических  построений у российской молодежи  той поры, показывает тот факт, что в первых больших судебных  процессах 70-х годов, организованных  правительством против революционеров (процессы “50-ти”и“193-х”), наиболее  видные обвиняемые почитали за  честь называть себя анархистами.

           В начале ХХ в. в России, в  условиях общего революционного  подъема и невиданной по накалу  классовой борьбы, анархизм - вечный  спутник революций и социальных  потрясений вновь заявил о  себе, как об общественно-политическом  движении, объединяющем леворадикально и демократически настроенные слои общества.

           Первые шаги к усилению роли  анархизма в общественно-политической  жизни страны были сделаны  за границей. В 1900 г. в Женеве  возникает организация российских анархистов-эмигрантов “Группа русских анархистов за границей“, издавшее воззвание с призывом к свержению самодержавия и социальной революции. Ее лидерами были Мендель Дайнов, Георгий и Лидия Гогелия. Супруги Гогелия в 1903 г. в Женеве создали группу анархистов-коммунистов “Хлеб и Воля”, принесшую известность Российскому анархизму. “Хлебовольцам” при поддержке Кропоткина, М. И. Гольдсмит и В. Н. Черкезова удалось в том же году организовать первого российского анархического печатного органа за границей - газеты “Хлеб и Воля”.

           В самой России первые анархистские  группы появляются весной 1903 г.  в г.Белостоке Гродненской губернии  среди еврейской интеллигенции и присоединившихся к ней ремесленных рабочих; летом - в г. Нежине Черниговской губернии в среде учащийся молодежи. Начавшийся процесс образования анархистских групп на территории страны шел по восходящий линии, и уже к концу 1903 г. функционировало 12 организаций в 11 городах, а в 1904 г. - 29 групп в 27 населенных пунктах северо-запада, Юго-запада и Юга страны.

           География российского анархизма  четко обрисовалась в 1905-1907 годах.  “Столицами” движения считались  Белосток, Екатиринослав и Одесса. Социальную основу анархического движения составляли преимущественно кустари, ремесленники, торговцы, крестьяне, деклассированные элементы, часть интеллигенции, а также немногочисленные группы рабочих недовольные существующими порядками, но слабо представляющие пути и средства борьбы с ними. Если попытаться составить обобщенный портрет анархиста периода первой российской революции, то он бы выглядел так: это был бы молодой человек (или девушка) 18-24-летнего возраста, имевший начальное образование и представлявший, как правило, демократические слои общества. Среди анархистов практически не было лиц зрелого возраста. Самым пожилым в движение были - его основатель Кропоткин (1842) и его ближайшая последовательница М. И. Гольдсмит (1858). Основная масса крупных организаторов движения - М. Э. Данилов, Н. И. Музиль, Я. И. Кирилловский, А. А. Боровой, В. И. Федоровловский (Д. Новомирский), - родились в середине - конце 70-х гг. XIX в., т.е. к моменту революции им было около 25 - 32 лет. В основном руководители и теоретики анарходвижения имели высшее или среднее специальное образование, большие навыки агитационной работы.

           Июльский политический кризис 1917 г. закончился поражением сил революции и частичным разгромом анархических организаций. В этот период на передней край борьбы вновь выходит Кропоткин. Его фигура привлекла внимание не только революционеров, но и сторонников правительства, пытавшихся использовать в своих целях авторитет великого ученого и мыслителя. А. Ф. Керенский делал невероятные усилия, чтобы уговорить Кропоткина войти во Временное правительство, предлагая ему на выбор любой пост министра. Кропоткин отказался ответив: "Я считаю ремесло чистильщика сапог более честным и полезным”. Очевидно, результатом длительных размышлений стало его участие в  работе Государственного совещания в Москве,15 августа 1917г.             

         Консервативные  круги вряд ли ожидали услышать от теоретика анархизма проповедь  идеи классового примирения всех сил  “и правых и левых”, действующих в революции. Возможно, это был хитрый ход политика считавшего, что достичь царства анархии можно будет только в условиях мира и демократии. Но за такое положение дел анархистам еще предстояло бороться. Накануне Октября 1917 г. они были все еще в значительной степени разрозненны. Колебание различных частей анархического движения не спасли его от подчинения решительной и властной тактике большевиков. В дни Октября большевики использовали анархистов в качестве боевой, разрушительной силы против буржуазии, оказывая им всемерную помощь оружием, продовольствием и пр. Анархисты, окунувшись в родную стихию борьбы и разрушения, участвовали в октябрьских событиях 1917 г. в Петрограде, Москве, Иркутске и других городах.

           Но для большевиков, утвердившихся у власти, анархизм, с его лозунгами борьбы за свободу личности и против государственных институтов, был хорош только до той  поры, пока не мешал осуществлению собственных планов государственного строительства. Большевики опасались соединения идей анархии с лозунгами своих противников из среды демократических слоев общества. Для борьбы с анархистами и их попутчиками были использованы все методы: от обвинения их в поддержке “буржуазных контрреволюционеров”, в организации “пьяных погромов” до попыток формирования ими собственных отрядов.

         17 декабря в газете петроградских  анархистов появился призыв к  созданию собственных вооруженных  сил. “Вольные анархические дружины”  нужны были анархистам ”для организованного удара... по власти, для смертельной за социальную революцию”. В публикации содержалась прямая угроза большевикам: ” Если вы станете на нашем пути к анархии, к коммуне, мы растопчем и вас”. Весной 1918 г. анархисты приступили к созданию постоянных боевых отрядов. Кадры “боевиков” предназначались для борьбы “за идеалы анархизма”, с “контрреволюцией” в России, а также для подавления выступлений “германских белогвардейцев”.

           Постоянная нацеленность  анархистов  на задачи мирового революционного  развития не мешала им устраивать  прозаические налеты на квартиры, грабить склады и магазины, и  даже захватывать здания. Московские  анархические группы зимой 1918 г. устроили настоящие  соревнование  по захвату особняков в городе.

           Почувствовав за собой некую  силу, анархисты решили добиться  окончательного своего признания  Советской властью. Весьма важной  для них была задача обеспечения  оружием и продовольствием в  равных пропорциях с красногвардейцами.  Власти Москвы и Петрограда  признали требования анархистов  недопустимыми и запретили им  выдачу оружия.

         Анархисты не могли смириться с таким решением властей. В конце марта 1918 г. члены Московской Федерации анархических групп официально уведомили Моссовет о захвате помещения купеческого собрания на Малой Дмитровке дом № 6 и размещении там своих организаций. Такая позиция создала угрозу возможных насильственных действий против большевиков. Насколько такая задача была реальной и выполнимой для анархистов?  

         Сейчас  трудно ответить на этот вопрос. Во всяком случае, в Москве стали усиленно распространятся слухи о готовящемся выступление анархистов.

           В ночь с 11 на 12 апреля в городе  силами ВЧК, воинских частей  и латышских стрелков из охраны  Кремля был проведен захват  зданий, занимаемых анархистами,  и разоружение сторонников анархии.  В некоторых местах анархисты  оказывали сильное сопротивление,  но в основном застигнутые  врасплох, сдавались. Вскоре было проведено разоружение анархических групп в Петрограде, Вологде, подавлен анархомятеж в районе Бугуруслана-Самары.

           Верхушка движения не имевшая  после смерти П. А. Кропоткина  в 1921 г. подлинного руководителя  и теоретика, раскололась на  несколько частей.

         Многие  анархисты заявило о кризисе  движения, его перерождение своем желании трудится на благо большевиков и вступило в РКП(б). Другая часть духовному гнету и лжи предпочла эмиграцию и выехала или была выслана за границу. Наконец, оставшийся в стране приверженцы анархии пытались проводить какую-то работу но их было ничтожно мало.

           Многие анархисты тяжело переживая  разрыв с родиной, одиночество,  и усталость от бесполезной  борьбы, принимают решение вернуться  в СССР. Кто-то возвращался по  своей воле, кто-то из-за связей  с чекистами, но, как правило конец жизни эти в прошлом идейные анархисты проводили одинаково - на стройках и лагерях

         ГУЛАГа. В 1929 г. на воле уже практически ни кого не было. Анархические организации  в стране прекратили свое существование.    
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

         4) Борьба марксизма и анархизма 

     Советская историография рассматривала взаимоотношения  Маркса и Бакунина всегда с одной  позиции, с позиции официально принятой идеологической доктрины. Всегда Маркс  оказывался носителем истины, а Бакунин - злодеем, не желавшим подчиняться  уставным требованиям и создавшим  свой "подпольный" Альянс с целью  захвата власти в Международном  Товариществе Рабочих. Однако сегодня  есть возможность и необходимость  посмотреть на давние события более  трезвым и независимым взлядом.

       Известно отношение Ленина к  анархизму, как к движению, имеющему  общую цель с коммунистами. Расхождение  определялось лишь в принципах  достижения безгосударственного  общества. Можно поэтому полагать, что и ранее в I Интернационале  напряженная борьба между марксистами  и бакунистами разгорелась в  основном не по вопросам целеопределения,  а вокруг определяющих управление  организацией должностей, т.е по  вопросам влияния.

       Деятельность Бакунина в Интернационале  неразрывно связана с его взаимоотношениями  с К. Марксом, которые, в свою  очередь, сложились во второй  половине 40-х годов XIX века под  воздействием появившегося у  Бакунина интереса к коммунистическим  идеям.

       Впервые о коммунизме Бакунин  узнал из книги "Die Socialisten in Frankreich" (1848) доктора Лоренца Штейна, в  которой излагались системы французских  социалистов Бабефа, Сен-Симона, Фурье  и других. Эта книга открыла  ему новый мир, в который  он "бросился со всею пылкостью  алчущего и жаждущего..." С этого  момента Бакунин с большим  вниманием следил за развитием  теории, поскольку смотрел на  коммунизм, как на "естественный, необходимый результат экономического  и политического развития Западной  Европы; видел в нем юную, элементарную, себя еще не знающую силу, призванную  или обновить или разрушить  в конец западные Государства".

       Познакомился Бакунин и с работами  Вейтлинга о коммунизме. Естественно,  что этот его интерес не  мог не привести к основоположникам  марксизма, К. Марксу и Ф.  Энгельсу. Бакунин высоко оценил  личные качества Маркса. Однако, не смотря на уважение его  "за его знания и за его  страстную и серьезную преданность  делу пролетариата", большой интерес  к его теории, Бакунин был далек  до полной близости марксистским  идеям. И причиной этому было  еще подсознательно складывающееся  к концу 40-х годов анархистское  мировоззрение, категорически отрицающее  любую форму государственности,  в том числе и пролетарскую.

Информация о работе Анархизм в России