Огромные урожаи в России 1887-1888
годов и связанное с этим
увеличение Российского экспорта
и превышение вывоза над ввозом
( табл. 1), укрепили доверие европейских
финансистов к России. Французская
биржа принимает решение в
1887 году о финансировании строительства
Сибирской железной дороги, которая
начинает строиться в 1891 году.
Однако увеличение объема вывозимого
товарного зерна достигалось
чрезвычайными мерами финансового
и полицейского характера. Крестьянство
принуждалось к оплате податей
сразу же после сбора урожая
при наиболее неблагоприятных
для них низких ценах на
зерно. Крестьянин не всегда
имел возможность обеспечить
себя до весны не только
хлебом, но и зерном для сева.
Неурожай 1891года, самый большой во
второй половине XIX века, подтвердил
пагубность политики форсирования
хлебного экспорта. Голод охватил
девятнадцать производящих губерний,
унес миллион жителей России.
Экстренные меры потребовали
затраты 161 млн. руб. на продовольствие,
поглотили почти все свободные
средства казначейства. Под угрозой
оказалось доверие к финансовым
обязательствам правительства и
курс на стабилизацию российских
финансов в целом. В 1892 году
по предложению Вышнеградского
Александр III назначает Министром
Финансов Сергея Юлиевича Витте.
С именем этого человека связывают
тот мощный экономический рывок,
который совершила Россия в
середине-конце 90-х годов XIX века.
Как говорит В.Т. Рязанов в
своей монографии (1): « Витте доказал
своей политикой невероятное
: жизнеспособность, феодальной
по своей природе, власти в
условиях индустриализации, возможность
успешно развивать экономику,
ничего не меняя в системе
экономических отношения и государственного
управления». Финансовая политика
Витте характеризовалась усилением
косвенного налогообложения, введением
винной монополии на продажу
вод- ки, неограниченным использование
государственного вмешательства
в экономическую жизнь страны.
Все эти меры и эффективная
финансовая политика позволили
ускорить хозяйственную модернизацию
и увеличить темпы индустриализации,
в том числе и за счет
привлечения иностранного капитала.
Еще в 1883 году, будучи членом
правления « Общества Юго-Западных
Железных Дорог», Витте в
своей книге (внешне чисто специальной)
«Принципы железнодорожных тарифов
по перевозке грузов» по существу
развивает концепцию индустриальной
модернизации России, где железные
дороги-это
кровеносная система
рынка, стимул развития промышленности
и торговли в « медвежьих
углах» страны. В 1889 году Витте
излагает комплексную программу
перестройки хозяйства страны
в брошюре «Национальная экономика
и Фридрих Лист*». Суть этой
программы:
-
твердый золотой рубль,
-
индустриализация, протекционизм при
значительном вмешательстве правительства
в рыночную экономику,
-
активная внешняя торговля (свой
мощный торговый флот).
-
Иностранные займы и привлечение
иностранного капитала,
-
Модернизация сельского хозяйства.
Став в 1892 года министром
финансов, и вплоть до отставки в
августе 1903 года С.Ю. Витте попытался
на практике реализовать свой план
возрождения России.
Итак, можно
сказать следующее: планы индустриализации
Н.Х. Бунге и И.А. Вышнеградского,
во многом отличаясь, в своей
основе имели два основных
принципа успешного преобразования
экономики. Это стабилизация финансов,
позволяющая привлечь иностранный
капитал, и разветвленная сеть
железных дорог, убыстряющая товарообмен
внутренней и внешней торговли.
Но только С.Ю. Витте с успехом
его денежной реформы удалось
достичь качественных изменений
в промышленности и экономике.
*Ф.Лист
– немецкий экономист начала
ХIХ века.
Глава III
Реформаторская деятельность
С. Ю. Витте.
Назначение на должность министра
финансов Сергея Юлиевича Витте
состоялось после страшного голода
1891 года, когда казна оказалась
истощенной. Чтобы увеличить доходы
и положительное сальдо в балансе
страны Витте пошел путем увеличения
налогов с населения, 80% которых
составляли крестьяне. Он, не увеличивая
прямые налоги (13,4% дохода в бюджет),
ввел целую серия косвенных,
которые к началу XX века давали
почти половину поступлений в
бюджет . Косвенным налогом облагались
керосин, сахар ,водка.
Винная монополия (запрет частной
продажи водки) впервые в виде
опыта была введена в 1893 –
1894 годах в четырех восточных
губерниях – Пермской, Уфимской,
Оренбургской и Самарской, к
1902 году - во всей европейской
части России, а с 1 июня 1904 года
– и в Восточной Сибири. В
1894 году весь питейный доход
составлял 297,4 млн. руб., в 1899 году
– уже 421,1 млн. руб. В начале
1900-х годов доля питейного дохода
составляла 28% бюджетных поступлений.
В программе модернизации экономики
Витте особое место отводил
торгово-финансовым связям с южными
и дальневосточными соседями
Российской Империи. В апреле
1893 года перед особым совещанием
Министерства Сергей Юлиевич
изложил суть этой программы,
которая включала в себя две
основные части:
1. Создание
смешанных русско-азиатских банков
(с участием западного капитала),
2. Ускоренное
строительство железной дороги
через Сибирь и на Дальнем
Востоке.
В ходе реформ этот план
с успехом выполнялся.
В 1894 году организовался Персидский
учетно-ссудный банк с резиденцией
в Тегеране, к концу века ставший
основным центром русско-иранской
торговли.
В 1895 году на Дальнем Востоке
при активном участии правительства
России был создан Русско -Китайский
банк. Через него Витте форсировал
завершение Транссиба и начал
в 1900 году строительство двух
железных дорог в Китае –
КВЖД и ЮМЖД (Южно-манчжурская
железная дорога).
В 1897 году была предпринята
попытка создания Русско-Корейского
банка, окончившаяся неудачей
из-за обострения русско-японских
отношений. Сопротивление англичан
и американцев, которые контролировали
«керосиновый» рынок Индии, помешало
создать Русско-Индийский банк, ибо
через этот банк Витте намеревался
снабжать Индию из Баку керосином
в обмен на рис.
Увеличение поступлений в казну
с косвенных налогов, таможенная
политика, успешное развитие банковского
дела позволили С.Ю. Витте
осуществить его великую денежную
реформу.
Устойчивость рубля достигалась
за счет жесткого поддержания
активного сальдо в бюджете,
когда благодаря соответствующей
финансовой политике правительства
золотые резервы Госбанка превышали
наличную денежную массу в
обращении.
Денежная реформа вводилась поэтапно
в течение 1895 – 1897 годов. Окончательно
она была введена в действие
указом от 29 августа 1897 года.
По данны м
Л. Русевой (7), в 1888 году золотой запас
России составил 45,8% к номинальной
сумме кредитных билетов, находившихся
в обращении, к 1892 году - возрос до
81,2%, к 1896 году он составил уже 103,2%. По данным
Сироткина В.Г. (2) в
канун первой мировой войны в
стране обращалось бумажных денег на
1630 млн. руб., а золота (золотых десяток
с изображением Николая II) в подвалах
Государственного банка хранилось
на 1749 млн. руб., т. е. соблюдалось активное
сальдо.
Введение в обращение золотых
монет вместо бумажных купюр
помогло привлечь в Россию
иностранные капиталы и укрепить
денежную систему страны.(Такую
же политику проводили большевики
при НЭПе : сначала стабилизировали
рубль, затем обратились за
займами.)
В 1898 году, по настоянию Витте,
выходит закон «О промысловом
налоге», который привел к быстрой
демократизации деловых отношений
в России. ( Барышников М.Н.
(3, стр.11). Теперь человеку из простонародья,
чтобы заниматься коммерческой
деятельностью, уже не нужно
было обязательно записываться
в купцы. Перед первой мировой
войной около 40% совладельцев
торговых домов принадлежали
к сословиям крестьян и мещан,
которые фактически являлись
крупными предпринимателями. К
1914 году лишь каждый третий
из руководителей акционерных
компаний принадлежал к сословию
купечества, а около половины
были выходцами из социальных
низов и представителями инженерно-технической
интеллигенции.
90-е годы XIX века – годы взлета
Витте как министра финансов
– были подлинным бумом железнодорожного
строительства в России. За десять
лет протяженность железных
дорог возросла на 70%. Укрепление
финансов страны позволило Витте
выкупать у частных убыточных
обществ железные дороги и
к концу века 60% дорог России
оказались «казенными».
Говоря об экономических реформах
Сергея Юлиевича Витте, невозможно
не упомянуть о его дипломатической
деятельности. Эффективная торгово-промышленная
политика и блестящий талант
дипломата сделали этого человека
выдающимся государственным деятелем
, об этом рассказывается в
статье (7) Л. Русевой.
Дебют Витте на дипломатическом
поприще состоялся в 1892 – 1894
годах, и получил название «таможенной
войны» с Германией. В начале
90-х годов германское правительство
установило два тарифа: минимальные
ставки применялись к большинству
держав - (прежде всего к тем,
которые конкурировали с Россией)
и максимальные взимались со
всех продуктов, шедших из
России. Витте тоже предложил
ввести двойной тариф : минимальный
и максимальный. Максимальный -
против германских товаров. Русский
министр финансов предложил Германии
начать переговоры о снижении
ставок, – та ответила отказом.
Тогда он ввел максимальный
тариф. Германия тут же взвинтила
пошлины на сельскохозяйственные
продукты России. Витте еще в
два раза увеличил максимальный
тариф. Такая стратегия грозила
большими политическими и экономическими
осложнениями. Министра пугали поражением.
Особенно нападали на него
помещики и торговые фирмы,
для которых Германия была
главным экспортным рынком. Но
благодаря поддержке Александра
III и упорству Министра мир
был, все-таки достигнут. Германия
уступила, и в 1894 году страны
подписали очень выгодный для
русского сельского хозяйства
и германской промышленности
договор. Таможенная политика
Витте дала положительные результаты.
Если в 1891 году таможенный доход
составлял 140 млн. руб. в год,
то в 1899 году он составил 219
млн. руб., а в 1903 году, к концу
десятилетнего русско-германского
договора, 241 млн. руб., что составило
14% доходной части государственного
бюджета. Вторым выступлением
Витте в международной политике
было получение концессии на
строительство Восточно-китайской
железной дороги. Он хотел провести
Сибирскую дорогу от Забайкалья
не по русским владениям, где
она делала бы большой круг
по Амуру, а по китайской
территории, то есть по Северной
Манчжурии.
После японо-китайской войны к
Японии должен был отойти Ляодунский
полуостров. Вмешался Витте и
настоял, чтобы Россия поддержала
«принцип целостности Китайской
Империи» и потребовала от
Японии отказа от полуострова.
Россию поддержали Германия и
Франция, Япония уступила. Затем
Витте устроил для Китая заем
на парижском денежном рынке
под российскую гарантию. Отношения
с Китаем установились самые
дружественные. Министр финансов
начал переговоры о постройке
железной дороги, которые увенчались
полным успехом. Со своей стороны
Россия обязывалась защищать
Китай от нападения Японии. Обоюдный
интерес был налицо.
Вершиной успеха русского дипломата
стал Портсмутский договор под-писанный
им в 1905 году. При заключении
мира между Россией и Японией
Витте повел переговоры с искусством,
которое вызвало восхищение всех
присяжных дипломатов: он сразу
уступил по вопросам, по которым
не мог не уступить ( отдал Японии
Квантунский полуостров и Корею,
и без того уже ею занятые),
но повел упорную борьбу по
вопросу о Сахалине и о контрибуции.
Ему удалось отстоять северную
половину Сахалина, оборонять которую
военными средствами Россия не
могла. 16 августа 1905 года мирный
договор был подписан. Сам Витте
считал, что спас империю Николая
II от краха (и был недалек
от истины).
« Дипломатическая его деятельность,
- писал о Витте историк Тарле,
- началась блистательным успехом
в Берлине в 1894 году, в год
русско-германского торгового договора,
и закончилась блистательным
успехом в Париже в 1906 году,
в год миллиардного займа, и
за все 12 лет, отделяющих две
эти даты, всякий раз, когда
русская политика шла не по
той дороге, которую указывал
Витте, дело кончалось неудачами
и опаснейшими осложнениями…», цит.
по (7, стр. 39).
В марте 1915 года, когда умер
Сергей Юлиевич Витте, деловая
печать , выражая глубокое сожаление
о великом реформаторе, напомнила
всем о его заслугах: денежная
реформа и винная монополия,
Портсмутский мир и Манифест 17
октября, развитие промышленности
и строительство железных дорог,
таможенные тарифы и приобщение
России к мировому хозяйству.