Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2010 в 13:55, реферат
В XIX в. в общественно-политической жизни Российской империи сложилось три направления: охранительное (консервативное), либеральное, революционное. Первое из них отражало интересы консервативной части официальной власти, помещиков, стоявших на почве незыблемости крепостничества и самодержавия. Это направление сложилось раньше других. Второе направление отражало интересы передовой части русского дворянства и интеллигенции, которая стала основным участником общественного движения страны. Третье направление выражало интересы широких масс крестьянства и других слоёв населения, выступавших за ликвидацию самодержавия и крепостного права. Общественное движение России прошло ряд этапов.
Другой консерватор, С.П. Шевырёв, противопоставлял Восток (т.е. Россию и родственные ей славянские страны) "загнивающему" Западу с его "ядовитой" цивилизацией. При этом "здоровые начала", которые Запад должен был "занять" у Востока, заключались, по Шевырёву, в духе христианской веры и смирении. Эта концепция лежала в основе его научных разработок и выражена в статье "Взгляд русского на образование Европы".
Содержанием произведений Н.Греча, Ф.Булгарина, Н.Кукольника были верноподданнические чувства и настроения, казённый патриотизм, выпады против прогрессивных писателей и идей. Так, Ф.Булгарин скептически относился к проектам демократического переустройства русской жизни, делал ставку на царя и царское правительство как инициаторов прогресса России. Напуганный выступлением декабристов (среди репрессированных властями было много его друзей), он стал всеми силами демонстрировать преданность режиму - дал словесный портрет разыскиваемого В.К.Кюхельбекера, подготовил несколько докладных записок для правительства по вопросам литературы и театра. Сначала Ф.Булгарин представлял их генерал-губернатору и в генеральный штаб, а с середины 1826 г., после создания III отделения, стал адресоваться туда. Он выступал "как доброволец-осведомитель, а не как наёмный агент сыска". Власти высоко ценили его осведомительную деятельность и литературное творчество. В конце 1826 г. по указу царя Ф. Булгарин был зачислен в штат министерства народного просвещения (с чином 8 класса) и, как писал А.Х. Бенкендорф в 1831 г., "был употребляем по моему усмотрению по письменной части на пользу службы, и … все поручения он исполнял с отличным усердием". С 1825 г. Ф. Булгарин совместно с Н. Гречем издавал официозную "Северную пчелу", первую частную газету, имеющую право печатать политические известия и до 1860 г. остающуюся рупором монархизма в стране. Николай I в 1848 г. считал эту газету изданием, "отличающимся "благонамеренностью и направлением, совершенно соответствующим цели и видам правительства".
Но в деятельности Булгарина были и положительные моменты: он помогал А.С. Грибоедову - провел в печать фрагменты из "Горя от ума", пропагандировал его творчество в "Северной пчеле", помогал ему, временно заключённому в крепость после восстания декабристов. Высоко ценил в "Северной пчеле" "Героя нашего времени" М.Ю.Лермонтова", способствуя распространению романа. При всей его благонамеренности, Булгарин вступал в конфликты с цензурой по поводу запрещения публикаций статей, получал выговоры от царя или высокопоставленных сановников за уже напечатанные материалы.
В целом Ф. Булгарин был в значительной мере творцом мировоззрения николаевской эпохи. Выступая идеологом "мещанской народности", он выражал интересы средних слоёв, на которые стремилось опереться правительство: чиновничество, военные, провинциальное дворянство, часть купечества и мещанство. Поэтому он получил поддержку сверху, но в то же время пользовался популярностью в читательских кругах российского общества.
Другой представитель консервативного направления - Н.И. Греч в середине 20-х гг. перешел в консервативный лагерь, покончив с либеральными идеями. В начале 30-х гг. он становится соредактором (вместе с Булгариным) "Северной пчелы". В представлении писателей последующих поколений Греч отождествлялся с Булгариным. Действительно, их объединяли консервативные убеждения и близость к III отделению. Так, одобрение А.Х.Бенкендорфа вызвала брошюра Греча "Разбор сочинения, озаглавленного "Россия в 1839 г.", маркиза Кюстина (1844 г.), в которой Греч пытался опровергнуть критику французским литератором А. де Кюстином российского самодержавия.
На 50-летний юбилей Греча откликнулся Н.И.Добролюбов своим сатирическим стихотворением, в котором юбиляр был назван "поборником лжи и мрака". Добролюбов был также автором памфлета, направленного Гречу, где критикует Греча за статью, посвящённую им памяти Николая I.
Кризис
теории официальной народности наступил
в годы Крымской войны (1853-1856 гг.), когда
под влиянием поражений несостоятельность
николаевской системы стала очевидной
даже для её сторонников. Но повторения
этой теории будут предприняты
Консервативное
направление в общественном движении
второй пол. XIX в. После крестьянской
реформы 1861 г. в стране усилилось
общественное движение. Главные цели
консерваторов сводились к
Сторонники "охранительных начал" объединились вокруг наследника престола Александра Александровича. Они выступали за возвращение дореформенных порядков, понимая потребности дворянства в духе старых крепостнических представлений. Их политические устремления были направлены против дальнейших реформ и на ограничения действовавшего буржуазного законодательства.
Крупнейшими представителями консерватизма в пореформенной России были государственные деятели, литераторы, философы, к числу которых принадлежали П.А. Шувалов, К.П. Победоносцев, М.Н. Катков, Д.А. Толстой, В.П. Мещерский, Н.Я. Данилевский и др. Они развивали идеи М.П. Погодина, С.П. Шевырёва, С.С. Уварова. Русский консерватизм не был организационно оформлен, т.к. власти открыто поддерживали его.
Ключевой
фигурой в правительстве
Вдохновителем
консервативного направления
Вся публицистическая деятельность Каткова теперь посвящалась поискам "заговора против России", центр которого, по его убеждению, находился в Польше. Он убеждает читателя в том, что социалистические учения, нигилизм, студенческие волнения в столицах, сепаратистские тенденции на национальных окраинах спровоцированы "врагами России".
С 1881 г. в изданиях Каткова политика Александра III встречает полную поддержку и даже формирует её. По словам историка, "Московские ведомости" превращаются в своеобразный государственный департамент, в котором разрабатываются различные проекты по тем или иным вопросам внутренней и внешней политики. В эти годы Катков выступает против суда присяжных, отстаивает привилегии дворянства в государственной жизни и органах самоуправления. Влиятельный консерватор обвинял либералов в политической неблагонадёжности, причём его выпады граничили с политическим доносом. Так, писатель-сатирик М.Е. Салтыков-Щедрин был убеждён в том, что в закрытии журнала "Отечественные записки" Катков сыграл решающую роль. По мнению многих, фигура Каткова стала мрачным символом политической реакции.
Некоторые представители консервативного направления оказывали большое влияние на императора и его ближайшее окружение. Среди них выделялся К.П.Победоносцев, обер-прокурор Синода, который преподавал законоведение будущим императорам Александру III и Николаю II . В течение всей жизни он вёл упорную борьбу с революционным движением, был решительным противником либеральных реформ 60-70 гг., сторонником самодержавия, опирающегося на православную церковь. К. Победоносцев являлся инициатором цензурных преследований представителей прогрессивной литературы, полицейских гонений на Л.Н. Толстого, а также на сектантство. В малейших уступках общественному мнению он видел "гибель России", т.к. царская власть, с его точки зрения, должна была недосягаемо возвышаться над обществом и народом. В первые месяцы правления Александра III К. Победоносцев приложил немало усилий, чтобы отстранить М.Т. Лорис-Меликова. В дальнейшем он содействовал возвращению к правительственной деятельности графа Д.А. Толстого, уволенного за два года до того под общественным давлением.
Д.А.Толстой
(с 1882 г. - министр внутренних дел), как
и Победоносцев, при Александре III
пользовался большим влиянием: он
являлся руководителем
Философические
письма П.Я. Чаадаева - размышления об
исторических судьбах России. Общественная
жизнь России во второй четверти XIX
в. проходила в сложной
А.С. Пушкин в письме к Чаадаеву критикует его философские взгляды, он считал, что, приняв на себя удар монголов, Русь спасла западную христианскую цивилизацию; что русское духовенство достойнее, чем западное, хранило истину христианства; что русская история не ничтожна, а исполнена подлинного величия.
Под влиянием критики идей Чаадаева русскими писателями и общественными деятелями автор "Письма" признал достоинства в традициях православного христианства, по его мнению, благотворно сказавшихся на формировании духовных качеств русского человека. Впоследствии Чаадаев отказался от своего тезиса об отсутствии будущего у России. За своё выступление против официальной идеологии самодержавия он был объявлен сумасшедшим и лишен права печататься. Идеи Чаадаева, его мировоззрение оказали определённое влияние на последующий ход либерального движения в стране, на формирование западнического и славянофильского направления в литературе.
Славянофильство. "Философическое письмо" П.Я. Чаадаева ускорило размежевание русской общественной мысли на славянофилов и западников. В 30-е гг. возникают первые оппозиционные к правительственному курсу группы, главной особенностью которых было, по словам А.И. Герцена, чувство отчуждения от официальной России, от среды, их окружавшей. В кругах либерального дворянства на рубеже 30-40 гг. возникло идейное течение, получившее название славянофильства, крупными представителями которого были литераторы, учёные, общественные деятели: А.С. Хомяков, братья И.В. и П.В. Киреевские и И.С. и К.С. Аксаковы, Ю.Ф. Самарин, А.И. Кошелев и др. Все они были выходцами из поместного дворянства.
Славянофилы выдвинули тезис: "Сила власти - царю, сила мнения - народу", это означало, что русский народ не должен вмешиваться в политику, предоставив монарху всю полноту власти. Но правитель должен управлять страной, не вмешиваясь во внутреннюю жизнь народа, считаясь с его мнением.
Славянофилов сближала с представителями официальной народности
позиция о самобытности и национальной исключительности русского народа;
его
мессианской
неприятии большинства западноевропейских норм жизни;
защита православия и консервативных общественных институтов.
Главные особенности русского исторического процесса они видели в наличии земельной общины и в господстве православной церкви. Славянофилы идеализировали русскую старину и отрицательно относились к реформам Петра I. Они выступали за освобождение крестьян с землёй, но были сторонниками сохранения помещичьего землевладения, феодальных повинностей, власти помещиков над общиной. Они высказывались за созыв Земского собора - представительного собрания от всех сословий, за свободное выражение общественного мнения, за введение свободы печати, гласности суда, обличали произвол и бюрократизм царских чиновников. Но при всём этом славянофилы были сторонниками сохранения самодержавия. Большое внимание они уделяли простому народу, изучению его быта, т.к. они утверждали, что "он только и сохраняет в себе народные, истинные основы России, он только один не порвал связи с прошедшей Русью". Правительство настороженно относилось к славянам: некоторых из них за резкие высказывания сажали на несколько месяцев в Петропавловскую крепость, им запрещалось ношение бороды и русского платья. Кроме того, немедленно пресекались все попытки издания славянских газет и журналов.
Информация о работе Альтернативы российским реформам "сверху": общественное движение в россии XIX в