Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2010 в 13:55, реферат
В XIX в. в общественно-политической жизни Российской империи сложилось три направления: охранительное (консервативное), либеральное, революционное. Первое из них отражало интересы консервативной части официальной власти, помещиков, стоявших на почве незыблемости крепостничества и самодержавия. Это направление сложилось раньше других. Второе направление отражало интересы передовой части русского дворянства и интеллигенции, которая стала основным участником общественного движения страны. Третье направление выражало интересы широких масс крестьянства и других слоёв населения, выступавших за ликвидацию самодержавия и крепостного права. Общественное движение России прошло ряд этапов.
Как известно, главными составляющими исторического процесса являются верховная власть и общественные силы страны, взаимодействие которых во многом определяют развитие всего общества.
В XIX в. в общественно-политической жизни Российской империи сложилось три направления: охранительное (консервативное), либеральное, революционное. Первое из них отражало интересы консервативной части официальной власти, помещиков, стоявших на почве незыблемости крепостничества и самодержавия. Это направление сложилось раньше других. Второе направление отражало интересы передовой части русского дворянства и интеллигенции, которая стала основным участником общественного движения страны. Третье направление выражало интересы широких масс крестьянства и других слоёв населения, выступавших за ликвидацию самодержавия и крепостного права. Общественное движение России прошло ряд этапов.
Общественное движение России в первой четверти XIX в. прошло путь от поддержки реформаторских начинай императора Александра I и его окружения до зарождения планов и неудавшейся попытки уничтожения самодержавия в России.
Важнейшей особенностью послевоенного периода правления Александра I было нарастание общественного движения в стране. "Гроза 1812 года" сплотила российское общество, но лишь на время. Народ, героически защищая своё Отечество от Наполеона, надеялся получить освобождение от крепостного права. Заграничный поход русской армии в 1813- 1814 гг. познакомил значительную часть офицерства с социально-политическими изменениями в Европе после Французской революции конца XVIII века и обогатил их новыми впечатлениями, идеями и практическим опытом. Либеральные западнические идеи обострили чувство протеста представителей знатных родов, породив такое явление как декабризм.
Общественное движение во второй четверти XIX в. имело ряд особенностей, проявившихся в том, что:
развивалось оно в условиях жёсткого режима императора Николая I;
оформилась
собственная идеология
появились либеральные и социалистические течения;
образовались кружки, представлявшие собой своеобразную форму общественного движения;
главное воздействие на формирование общественного мнения оказывали журналы.
В середине 50-х - начале 60-х гг. важнейшим вопросом политической жизни страны был крестьянский, связанный с проблемой дальнейшего развития страны. Все основные силы общественного движения выступали за отмену крепостного права.
В этот период были сделаны попытки создания программных документов, объединяющих все либеральные силы. Главными положениями этого документа были: свобода человека от крепостной зависимости: свобода совести; гласность суда; открытость действий правительства; свобода преподавания и др. Для либерального движения характерны разногласия, появившиеся в силу разных причин.
В свою очередь консерваторы пытались влиять на правительственные круги, стремясь не допустить основных перемен. Главной целью консерваторов было стремление оградить власть от влияния чиновников-либералов и сохранить интересы дворянства. Консерваторы добились определённых успехов: из правительства были выведены главные разработчики крестьянской реформы.
Однако оба направления общественного движения России не имели широкой поддержки в российском обществе.
Деятельность революционеров была связана с теорией "общинного социализма", разработанной А.И. Герценым Идейным вдохновителем революционного движения стал Н.Г.Чернышевский, который выступал за крестьянскую революцию и создание революционной организации.
Широкое распространение получило народничество как политическое движение русской радикальной интеллигенции. Оно было представлено тремя течениями: анархистским, пропагандистским и заговорщическим.
Во
второй половине 60-х - 70-х гг. усиливается
движение народников, главной целью
которых стала подготовка крестьянской
революции в стране. Они неоднократно
меняли методы борьбы, что было связано
с приобретением ими
В конце 70-х гг. начался новый подъём либерального движения, вызванный русско-турецкой войной 1877-1878 гг. Лидеры движения призывали правительство к углублению реформаторских преобразований в России. Земцы-либералы подавали адреса в правительственные органы с требованием введения "гражданских свобод" и др. Земские деятели сделали попытку договориться с революционерами о совместных действиях, но переговоры не увенчались успехом.
В
80-х - начале 90-х гг. произошла новая
расстановка общественно-
Либеральное движение приняло новые формы. Основное внимание либералов теперь было обращено на проблемы личности. Земцы отказались от немедленного введения конституции и перестроили свою деятельность в интересах общества. Либералы ушли из политики, но не выступали против неё. Политическую арену после них заняли консерваторы и революционеры.
В правление Александра III консерватизм стал ведущим направлением всей политики правительства, главным идеологом которого был ближайший советник императора К.П. Победоносцев. Основой консервативного направления стали идеи незыблемости самодержавной власти и её божественного происхождения.
Теория "официальной народности". Дело декабристов оказало сильнейшее влияние на всю правительственную деятельность нового императора Николая I. Для себя он сделал вывод о неблагонадёжном настроении всего дворянства. Заметив, что большое количество людей, связанных с революционными союзами были из дворян, он не доверял дворянству, подозревая его в стремлении к политическому господству. Править при помощи дворянского сословия Николай не хотел, он постарался создать вокруг себя бюрократию и править страной посредством послушных чиновников. Покарав декабристов, Николай показал свою готовность начать реформы при условии неизменности самодержавного строя, но проводить их он намеревался без участия общественных сил. В свою очередь дворянство дистанцировалось от бюрократии нового царствования. Оно было запугано делом декабристов и само устранялось от общественной деятельности. Между властью и обществом произошло отчуждение. Правительство считало, что брожение 20-х гг. происходило от поверхностного воспитания и вольнодумства, заимствованного из иностранных учений, поэтому следовало обратить внимание на "воспитание" молодого поколения, дать силу в воспитании "истинно русским началам" и удалять из него всё, что бы им противоречило. На этих же началах должна была основываться и вся государственная и общественная жизнь. К таким исконным началам русской жизни, по мнению идеолога николаевского царствования министра народного просвещения и духовных дел С.С. Уварова, относились "православие самодержавие, народность", которые были положены в основу так называемой теории "официальной народности", ставшей идейным выражением охранительного направления.
Но
главные положения
Сущность уваровского представления о русской жизни состояла в том, что Россия - совершенно особое государство и особая национальность, непохожая на государства и национальности Европы. На этом основании она отличается всеми основными чертами национального и государственного быта: к ней невозможно приложить требования и стремления европейской жизни. Россия имеет свои особые учреждения, с древней верой, она сохранила патриархальные добродетели, мало известные народам Запада. Прежде всего, это касалось народного благочестия, полного доверия народа к властям и повиновения, простоты нравов и потребностей. Крепостное право сохранило в себе много патриархального: хороший помещик лучше охраняет интересы крестьян, чем могли бы они сами, и положение русского крестьянина лучше положения западного рабочего.
Уваров полагал, что главной политической задачей является сдерживание наплыва новых идей в Россию. "Устойчивая" крепостная Россия противопоставлялась мятущемуся Западу: "там" - мятежи и революции, "здесь"- порядок и покой. Этими идеями должны были руководствоваться литераторы, историки, воспитатели.
Ограничение деятельности прессы и учебных заведений в 30-40-х гг. Теория "официальной народности" стала главным идеологическим оружием консерваторов. Она пропагандировалась во всех учебных заведениях, на страницах периодических изданий, в художественной литературе и в религиозных наставлениях.
После событий 30-х гг. ("холерные бунты", прокатившиеся по стране, восстания в военных поселениях и др.) правительство Николая I особое внимание обратило на периодическую прессу, которая оказывала сильное воздействие на народ. От имени императора последовал приказ о запрещении печатать статьи без подписи автора. Каждое издание просматривалось двумя цензорами. Усилились преследования прогрессивно настроенных журналистов и литераторов.
Давление на печать и школу усилилось в 40-х гг. под влиянием крестьянского движения в стране. Для подкрепления действующей цензуры были созданы специальные комитеты для пересмотра издающихся журналов и для тайного наблюдения за "духом и направлением всех произведений…книгопечатания". Начался период цензурного террора, которому подверглись литераторы, редакторы и цензоры.
При вступлении на престол Николай I отдал распоряжение министру народного просвещения А. С. Шишкову о пересмотре уставов всех учебных заведений. Средняя и низшая школы были изъяты из ведения университетов и подчинены прямому руководству назначаемых попечителей учебных округов, ставших послушными проводниками правительственной программы. Частные учебные заведения, свободнее и шире ставившие преподавание, были подвергнуты строжайшему контролю правительства; открытие частных пансионов там, где имелись казённые школы, было запрещено. Теперь домашние учителя обязательно проходили предварительные испытания и получали свидетельство не только о знаниях, но и о своих "нравственных качествах". Иностранцы, воспитывавшие российских детей, не допускались к ним без специальных удостоверений о добром поведении и благочестии.
Считая школы достаточно обеспеченными от действий "разрушительных понятий", Уваров считал важным обратить внимание на университеты, рассадники "своеволия и вольнодумства". По уставу, принятому в 1835 г., университеты теряли значительную часть своих прав и самостоятельности: они перестали быть научными органами, превратившись в учебные заведения; перестал действовать университетский суд; министр получил право, не считаясь с мнением совета, назначать профессоров. Большое влияние в университете получил инспектор, который должен был вести надзор за нравственностью студентов.
Идеологи теории "официальной народности". Толкователями и проводниками официальной теории были профессора Московского университета М. П. Погодин, Н. Г. Устрялов, С. П. Швырёв, писатели и публицисты Ф. В. Булгарин, Н. И. Греч, Н. В. Кукольник и др. Они доказывали, что в стране существует самый лучший порядок, который соответствует всем канонам религии и "политической мудрости". По их мнению, крепостное право сохраняет много патриархального, хотя нуждается в частичном улучшении. Помещики (хорошие) лучше охраняют интересы крестьян, чем они смогли бы это сами сделать. Изданием консервативного направления стал журнал "Москвитянин", выходивший под редакцией М.П. Погодина.
Информация о работе Альтернативы российским реформам "сверху": общественное движение в россии XIX в