Александр Невский» или «Хорошими делами прославиться нельзя

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 19:13, реферат

Описание работы

В данной исследовательской работе я хотела бы изучить факты из биографии князя Александра Ярославовича Невского, которые, по моему мнению, являются наиболее значимыми, охарактеризовать его как личность и дать сравнительную оценку его деятельности.
28 декабря 2008 года по итогам всероссийского голосования «Имя России» Александр Невский был объявлен символом русской нации. Меня заинтересовало это. Стало понятно – если граждане голосовали за этого человека, значит, он имеет большое значение в истории России по мнению каждого из них. Представителями Александра Невского в рамках голосования отмечались различные заслуги князя, претендующие на одну из ключевых ролей в развитии нашей страны.

Содержание

I. Вступление………………………………………………....
II. Содержание……………………………………………….
Глава первая………………………………………………
Глава вторая………………………………………………
Глава третья………………………………………………
Глава четвёртая…………………………………………..
Глава пятая………………………………………………..
Глава шестая……………………………………………...
Глава седьмая……………………………………………..
III. Заключение………………………………………………
IV. Список литературы……………………………………..
V. Приложение……………………………………………….

Работа содержит 1 файл

Александр Невский.doc

— 759.50 Кб (Скачать)


 

 

 

 

 

 

Исследовательская работа на тему:

 

 

 

 

 

 

 

 

«Александр Невский» или «Хорошими делами прославиться нельзя?»

 

 

 

 

 

 

 

Ученицы 10а класса

Гимназии №116

Приморского района

Костиной Кристины Васильевны

Научный руководитель: Букинич Сергей Александрович

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург  2009-2010

I. Вступление………………………………………………....                                                  

II. Содержание……………………………………………….

Глава первая………………………………………………

Глава вторая………………………………………………

Глава третья………………………………………………

Глава четвёртая…………………………………………..

Глава пятая………………………………………………..

Глава шестая……………………………………………...

Глава седьмая……………………………………………..

III. Заключение………………………………………………

IV. Список литературы……………………………………..

V. Приложение……………………………………………….

 

стр. 2

стр. 8

стр. 8

стр. 9

стр. 10

стр. 12

стр. 14

стр. 17

стр. 22

стр. 24

стр. 25

стр. 26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I.Вступление

 

В данной исследовательской работе я хотела бы изучить факты из биографии князя Александра Ярославовича Невского, которые, по моему мнению, являются наиболее значимыми, охарактеризовать его как личность и дать сравнительную оценку его деятельности.

28 декабря 2008 года по итогам всероссийского голосования «Имя России» Александр Невский был объявлен символом русской нации. Меня заинтересовало это. Стало понятно – если граждане голосовали за этого человека, значит, он имеет большое значение в истории России по мнению каждого из них. Представителями Александра Невского в рамках голосования отмечались различные заслуги князя, претендующие на одну из ключевых ролей в развитии нашей страны.

Выбирая тему будущей исследовательской работы, я поставила себе задачу – выяснить, насколько в действительности значима личность Александра Невского в истории России.

***

В исторической науке и по сей день нет единой оценки деятельности Александра Невского, взгляды историков на его личность разные.

Историками выдвигаются три основных взгляда на личность Александра Невского, как положительные, так и отрицательные. Я рассмотрю каждый из них.

В 1547 году на Московском соборе при митрополите Макарии Александр Невский был канонизирован Русской православной церковью. Церковь объясняла это причисление особой, исключительной ролью Александра Невского в истории Руси. Так называемая «каноническая» оценка деятельности Александра Невского, сформировавшаяся после его причисления к лику святых, представляет князя как исключительную личность в истории России:

«Согласно «канонической» версии Александр Невский сыграл исключительную роль в русской истории. В XIII веке Русь подверглась ударам с трёх сторон — католического Запада, монголо-татар и Литвы. Александр Невский, за всю жизнь не проигравший ни одной битвы, проявил талант полководца и дипломата, заключив мир с наиболее сильным (но при этом более веротерпимым) врагом — Золотой Ордой — и отразив нападение немцев, одновременно защитив православие от католической экспансии. Эта трактовка официально поддерживалась властью, как в дореволюционные, так и в советские времена, а также Русской православной церковью. Идеализация Александра достигла зенита перед Великой Отечественной войной, во время и в первые десятилетия после неё. В умеренном виде традиционная точка зрения популярна и сегодня»¹

 

______________________________________________________________________

1. Свободная энциклопедия «Википедия» 

http://ru.wikipedia.org/wiki/Оценки_деятельности_Александра_Невского

Существуют источники, подтверждающие, что при жизни Александр Невский благоволил к церкви и покровительствовал ей. Этот факт также мог бы являться причиной особого отношения церкви к Александру Невскому, признания этой личности как одного из наиболее значимых деятелей в истории России.

______________________________________________________________________

 

Некоторые историки, к примеру, А. Бушков, И. Данилевский, придер-живаются «критической» позиции. По этой версии, оценка личности Александра Невского чересчур возвышена и преувеличена, что, надо сказать, свойственно религиозным суждениям обо всех уважаемых церковью деятелях. Историки, придерживающиеся этой версии, приводят документы, изображающие князя как личность жестокую и тщеславную, а также документы, свидетельствующие о неоднозначности связей Александра с монголами. По мнению этих историков, Александр Невский, хотя действовал «прагматично», всё же оказал отрицательное влияние на развитие российской истории.

______________________________________________________________________

 

Согласно третьей, наименее распространенной оценки деятельности полководца, дружба Александра Невского с ханом Батыем, возможно, повлияла на улучшение мирных отношений с Ордой, что, в какой-то степени, способствовало слиянию восточноевропейской и монголо-татарской культур. Благодаря этому, согласно «евразийской» версии, развивалась по новому пути русская культура.

 

***

Перед написанием исследовательской работы я ознакомилась с мнением различных историков, создавших свои труды в различное время. Среди них автор «Повести о житие Александра Невского», личность которого остаётся спорной и в наши дни, Николай Михайлович Карамзин, историк начала XIX века, Сергей Михайлович Соловьёв, творивший во второй половине XIX века, а также Александр Александрович Бушков и Александр Григорьевич Кушнир, современные историки. Прочитав исторические материалы, исследования и рассуждения, проанализировав позицию каждого автора, я пришла к следующим выводам.

 

 

 

Николай Михайлович Карамзин, русский историк-историограф начала XIX века, в одном из величайших трудов, «Истории Государства Российского», достаточно конкретно обозначает свою позицию. Будучи не только историком, но также довольно известным писателем и поэтом, Карамзин в своих исторических трудах часто добавляет художественные подробности и описания, подтверждения которым нельзя найти ни в каком ином историческом документе. Этот факт доказывает, что к информации, взятой из «Истории государства Российского», необходимо относиться с некоторой предосторожностью.

Своё отношение к личности Александра Невского Карамзин прямо высказывает в главах первой и второй тома четвёртого «Истории…»:

 

«…Александр Ярославич, одаренный необыкновенным разумом, мужеством, красотою величественною и крепкими мышцами Самсона. Народ смотрел на него с любовию и почтением; приятный голос сего Князя гремел как труба на Вечах»¹

«…слава не увеличила достоинств Александровых… сей Князь действительно есть человек необыкновенный»²

«мужественный вид Невского и разумные слова его»²

 

Данные отрывки показывают, что Карамзин придерживался версии, восхваляющей князя Александра, историк описывает его как личность чуть ли не совершенную.

Однако следует принять во внимание тот факт, что в своих исторических трудах Карамзин выступал в большей степени как писатель: опираясь на исторические документы и факты, он заботился также о красоте языка, различных художественных оборотах. Я полагаю, что описание Александра Невского в «Истории…» в первую очередь основано на предположениях самого Карамзина.

 

Сергей Михайлович Соловьёв - историк второй половины XIX века, написавший знаменитую «Историю России с древнейших времен». В этом историческом труде Соловьёв, опираясь на созданные прежде исследования и документы, обобщает и систематизирует русскую историю. В своей работе  Соловьёв не пользуется художественными приёмами, его задача – констатировать факты, а не делать историю интересной и общедоступной, чему следовал Карамзин. Этим и объясняется практически полное отсутствие в «Истории…»  мнения самого автора, его взглядов на личности и события.

В главе третьей третьего тома «Истории…» мы можем прочесть информацию об Александре Невском в изложении Соловьёва:

 

«Самым сильным ударам с трех сторон Новгород и Псков подверглись с 1240 года; они выдержали их и этим обязаны были сыну великого князя Ярослава, Александру»³

 

«Соблюдение Русской земли от беды на востоке, знаменитые подвиги за веру и землю на западе доставили Александру славную память на Руси, сделали его самым видным историческим лицом в нашей древней истории от Мономаха до Донского» ³

 

Эти слова показывают, что Соловьёв придерживался мнения о достаточно значимой роли Александра в истории Руси. Иные отрывки в свою очередь свидетельствуют о том, что Соловьёв не ограничивался полнейшим признанием князя, а так же обращал внимание и на его недостатки:

______________________________________________________________________

1. Карамзин Н.М. «История государства Российского», тома 1-4 , Изд-ва «Золотой век», «Диамант», 1997, стр. 321

2. Карамзин Н.М. Указ. соч., стр. 332

3. Соловьёв С.М. «История государства Российского», том 3, Изд-во «Путь», 1997, стр. 32

«Новгородцы… недолго могли ужиться с ним [Александром] как с правителем, ибо Александр шел по следам отцовским и дедовским: в самый год Невской победы он выехал из Новгорода, рассорившись с жителями.»¹

 

 

Александр Александрович Бушков – современный российский писатель, работающий в жанрах детектива и фэнтези. Автор нескольких публицистических сочинений, критических по отношению к принятым в академической науке концепциям. К подобным сочинениям относят также и «Россию, которой не было». В этом произведении Бушков довольно прямо высказывает критические суждения об исторических событиях и видных деятелях России.

В главе «Александр Батыевич и другие» части «Призрак Золотой Орды» Александр Бушков резко отражает своё отношение к действиям Александра Невского, осуждает стереотипные мнения о нём.

 

«Современные историки не в силах отринуть столь очевидный факт: чуть ли не вся деятельность Батыя как «ордынского хана» свелась к усилению Александра.

Нам внушают, что причиной всему – поразительные дипломатические таланты Александра»²

«Классическая историография до сих пор не в силах ответить на коварные вопросы: почему Невскому всегда удавалось пробивать те решения, что были ему выгодны, а его соперникам это никогда не удавалось?»²

Всё же лично я полагаю, что несмотря на дальнейшее объяснение и подтверждение высказанных утверждений конкретными фактами, информация, отмеченная в «России, которой не было» отчасти вымышлена и додумана самим автором.

 

Александр Григорьевич Кушнир — известный современный историк, доктор исторических наук, профессор. Автор популярных книг «Хроноскоп» и «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет». В томе первом «Хрестоматии по истории» он описывает с особой позиции различные исторические события, опираясь на существующие источники и в то же время не придерживаясь ни одной конкретной версии. Отношение Александра Григорьевича к деятельности Александра Невского не относится ни к одной точке зрения, а представляет собой своеобразное смешение этих самых мнений, подкрепленное суждениями самого историка.

К примеру, факты, описанные в «Повести о житие Александра Невского», Александр Григорьевич Кушнир опровергает следующим образом в главе «Истоки Великороссии. Великое княжество Владимирское»:

______________________________________________________________________

1. Соловьёв С.М. «История государства Российского», том 3, Изд-во «Путь», 1997, стр. 37

2. Бушков А.А «Россия, которой не было», Изд-во «Нева», 1997, стр. 144

«..великим князем Владимирским стал третий сын Ярослава II Всеволодовича Андрей Ярославич. Великий князь Андрей I открыто провозгласил курс на союз со шведами, Ливонским орденом и поляками с целью избавления от монгольского владычества.

О замыслах Андрея I стало известно (не без участия Александра Ярославовича) хану. Батый послал в северо-восточные русские земли войска под руководством Неврюя, которые 24 июля 1252 года разгромили рать Андрея I. Великим Владимирским князем стал второй сын Ярослава II Александр. История, с точки зрения упрощенного понимания патриотизма, не слишком красивая, и поэтому автор «Жития Александра Невского», очевидно и преднамеренно путая события…»¹

 

При этом Кушнир обращает внимание также и на достоинства Александра Невского:

 

«То, что Александр Ярославич был  великим воином, - общеизвестно» ²

 

Таким образом, позиция историка Кушнира значительно отличается как от традиционной, так и от критической оценки деятельности Александра Невского.

Информация о работе Александр Невский» или «Хорошими делами прославиться нельзя